Стратегические задачи и тактические средства

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Стратегические задачи и тактические средства

Если стратег планирует действия на перспективу (не выходя из кабинета), то тактик действует в соответствии с конкретной ситуацией. Стратегическая задача носит общий целевой характер, при этом цель не абстрактна, а чётко сформулирована. Инстинктивная цель скорее выражается в неком состоянии организма, если угодно, в сложной конфигурации химических веществ. В этом смысле любая осознанная цель, как например, желание выйти замуж, родить ребёнка, сделать карьеру, построить дом, купить квартиру, является не столько целью, сколько средством. Доподлинно известно, что для человеческого счастья совсем не обязательно строить дом, рожать детей, делать карьеру и т. Д. Но для конкретного человека бессознательные инстинктивные цели ассоциативно фокусируются в стратегические выше перечисленные задачи.

Гипнотизёр работает с понятной, четко сформулированной стратегической задачей. Реализация задачи становится критерием результативности гипнотизёра. Однако средства могут быть весьма нестандартными. По мнению автора, многие коллеги тактически ошибаются, когда не различают стратегические и тактические задачи.

В предыдущей главе приводился пример психологических проблем мачехи, которая не могла справиться с раздражением по отношению к дочери мужа от первого брака, проживающей с ними. В данном случае стратегической задачей являлось развитие у мачехи отчетливого чувства нежности и заботы. Разговоры на уровне здравого смысла, разъяснения, объяснения и убеждения были мало эффективными. Напрямую, путём усиления соответствующей мотивации, быть нежной и заботливой «матерью», стратегическая задача не решалась. Пришлось разыскивать обходные пути или разрабатывать тактические методы, исходя из контекста ситуации. Мачеха представляла собой женщину с высокой степенью моральных требований к самой себе и не менее высокой самооценкой. Гордость не позволяла ей признаться в «материнском» поражении, учитывая, что она готовила кандидатскую по психологии. С другой стороны, ей не удавалось противостоять иррациональным протестным чувствам. Можно было бы начать продолжительный процесс анализа природы внутреннего конфликта, но в этом случае автор предпочёл тактическую хитрость. Он целый час рассказывал кошмарные истории, о том, что может произойти с несчастной девочкой, при этом погрузив коллегу в относительно неглубокое состояние гипнотического транса, тем не менее, достаточное, чтобы его слова воспринимались с неподвижными широко открытыми глазами. Безусловно, коллега натерпелась настоящих ужасов, которых по задумке автора должно было быть как можно больше. Придя, домой женщина испытала необычайно интенсивный прилив жалости, нежности, сострадания к ребёнку. Толчок был столь существенный, что на волне новых переживаний позволил мачехе заметно изменить характер взаимоотношений с девочкой, более того – постгипнотическим внушением было заякорено эмоционально острое переживание страха за ребёнка в ситуациях, когда накатывало непроизвольное раздражение. Рано или поздно постгипнотическое внушение ослабнет, но даст возможность вновь и вновь закрепить новый эмоциональный навык.

Тактические действия могут быть, на первый взгляд, абсолютно несвязанными и даже противоречащими стратегической цели. И всё же, именно разнообразие тактических подходов становится залогом успешности гипнотизёра. Можно сказать так: тактическое доброжелательное «коварство» в совокупности с готовностью к дерзким экспериментам делают работу гипнотизёра увлекательнейшим занятием, наполненным духом творчества и импровизации. Гипнотическая практика не любит штампов, если только речь не идее о формальных экспериментах. Каждый случай по-своему уникален. Стратегические задачи могут быть типовыми, но тактические действия – импровизацией.



Примеры:

1. Очень многие мужчины, знакомясь с девушками, не говорят прямо о своих целях (стратегических задачах) и потому начинают знакомство с тактических хитростей.

2. Любой бизнесмен, начиная собственное дело, по опыту знает, что усилия и эмоциональные переживания необходимо направлять на решение тактических, ситуативных задач. Успешное прохождение таких «ключевых точек» позволит кирпичик за кирпичиком сложить большое дело. Психологически ошибочно фиксировать львиную долю внутреннего внимания на главной стратегической задаче. Без удовольствия от маленьких побед общий энергетический потенциал начинает истощаться и человек, бывает, склонен избегать решения «мелких задач», терпя одно за другим тактические поражения.

3. Многие «целители» в каждом клиенте обязательно что-то «узрят», как следует напугают, а потом за хорошую плату «решат проблему». Увы, «целительство» в таком случае является не стратегической целью, а средством заработка. Иначе, зачем пугать или создавать настрой к исцелению на основе негативных переживаний?
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.