Наука » Психология » Гипноз » Техники гипноза
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
Прежде чем проводить психотерапию с лечебной целью, следует определить, как больной относится к гипнозу, принимал ли он раньше такое лечение. Если от пациента получен позитивный ответ, тогда следует проверить, насколько пациент доверяет врачу, какова степень его внушаемости и готовность к лечению.
Во многих руководствах по классическому гипнозу рекомендуется сразу использовать приемы, позволяющие определить степень внушаемости пациента.
В своей работе мы предлагаем перед использованием основных приемов, определяющих степень внушаемости пациента, провести так называемые предварительные или подготовительные тесты, которые, по нашим клиническим наблюдениям, значительно повышают эффективность основных приемов.
С помощью этих психологических тестов нам удается быстрее установить контакт с пациентом, мы как бы обходим его возможное сопротивление. Мы обучаем его расслаблять мышцы, концентрировать внимание. Пациент ненавязчиво вовлекается в проведение тестов, а затем мы делаем плавный переход к проведению приемов на внушаемость и гипнабель-ность.
Прочитав описания тестов и приемов, потренируйтесь самостоятельно или обучитесь. Эти техники расширят ваши возможности и изменят устаревшие представления о гипнозе, а также повысят эффективность проводимого вами лечения.
В условиях нашей клиники мы проводим тесты и приемы на внушаемость в группе из 10 — 15 человек и в присутствии родственников пациента. По нашим наблюдениям, это значительно повышает степень внушаемости пациента.
О человеке как индивидууме много сказано и написано, по своей сути он — существо коллективное, поэтому и тесты надо проводить в условиях коллектива.
Прежде чем приступить к проведению тестов, вы обращаетесь к присутствующим со следующими словами:
«...Сейчас я проведу психологические тесты, с помощью которых проверю, как вы умеете расслаблять мышцы... концентрировать свое внимание, а главное — как вы воспринимаете гипноз.
...Предлагаю всем вам поставить ноги ровно... руки положить на колени ладонями вниз и принять удобное... расслабленное положение. Сидеть неподвижно, как сейчас, на протяжении всей консультации и сеанса. ...И второе мое условие — на протяжении всей консультации смотреть только мне в лицо, в глаза... ...Возможно, некоторым из вас покажется, что расслабить мышцы легко. Но это умение достигается только путем тренировок. Чем лучше расслабляются ваши мышцы, тем лучше расслабляется ваша нервная система. Снимаются нервно-мышечные спазмы, стрессы, наступает состояние общего расслабления и комфорта».
Приступая к обучению описанным ниже техникам, следует уделять много внимания невербальной коммуникации с пациентом. Словесному внушению пациент может верить, а может и не верить, а воздействие взглядом, жестом, присоединение к пациенту по дыханию воздействует на него на бессознательном уровне и повышает степень его внушаемости.
Тест 1. Расслабление мышц на руках
Вы объясняете пациентам, как выполняется тест, и демонстрируете все на себе.
«...Указательный палец левой руки поставили на уровне груди... и положили на кончик пальца... кисть правой руки... Локоть правой руки слегка опущен... Расслабили мышцы на правой руке... от плеча до кончиков пальцев... кто как умеет... и на выдохе мысленно три раза повторили...
...Моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука лежит... спокойно, расслабленно...
...И если сейчас... резко убрать... левую руку... ваша правая рука... падает вниз на колени... без напряжения...»
И все это вы делаете одновременно с пациентами.
Затем вы предлагаете пациентам указательный палец правой руки поставить на уровне груди и положить на него кисть левой руки.
«...Еще раз расслабили мышцы... на левой руке... от плеча до кончиков пальцев... каждый по-своему... кто как умеет... На выдохе три раза медленно повторили... Моя левая рука расслабляется... (выдох), моя левая рука расслабляется... (выдох), моя левая рука... лежит спокойно... расслабленно... без напряжения... ...И если сейчас... резко убрать правую руку... ваша левая рука... падает вниз на колени... как у спящего человека...»
При выполнении теста вы наблюдаете за степенью расслабления мышц и скоростью падения руки пациента.
Тест 2. Расслабление мышц грудной клетки
Вы рассказываете пациентам, что в области грудной клетки находятся жизненно важные органы — сердце и легкие. И если хорошо расслабить эти мышцы, исчезает отдышка, восстанавливается естественный ритм дыхания, данный человеку от природы при рождении, снимаются спазмы коронарных сосудов сердца, нормализуется сердечный ритм, проходят загрудинные невротические боли в области сердца.
Как правильно выполнять тест, вы показываете на себе и объясняете пациенту на словах.
«...Локти слегка прижали к грудной клетке. Кисти рук поставили так, чтобы кончики пальцев соприкасались. На каждый мой счет вы делаете энергичный глубокий вдох и самостоятельно плавный, спокойный выдох. , ...Во время вдоха одновременно с движением грудной клетки ваши руки расходятся в разные стороны».
Вы сами делаете глубокий вдох и показываете, как руки будут расходиться в разные стороны на несколько сантиметров.
И предупреждаете, что во время выдоха руки назад не возвращаются, они застывают в таком положении. А затем предлагаете пациентам выполнить тест.
«...Правильно поставили руки, сделали неглубокий вдох и на выдохе закрыли глаза. Мысленно или шепотом дали себе программу: «Расслабиться, буду здоровым». Этим внушением вы приводите в действие свои внутренние лечебные силы.
1. Сделали глубокий вдох... и плавный, спокойный выдох. Врач согласует темп своей речи с темпом дыхания пациента и сам выполняет тест вместе с пациентом.
2. Глубже вдох... и ваши руки поплыли в разные стороны... вместе с движением грудной клетки... и спокойный выдох...
3. Еще глубже вдох... еще дальше расходятся руки... свободный выдох...
4. Глубокий вдох... Вы не чувствуете кончиков пальцев... и руки плавно расходятся... в разные стороны... спокойный выдох...
5. Глубокий энергичный вдох... еще дальше расходятся руки... Открыли глаза и посмотрели на расстояние между пальцами... У каждого из вас оно может быть разным... Руки положили на колени ладонями вниз».
Вы объясняете, что это упражнение является скрытым тестом на внутреннюю готовность к лечению.
Тест 3. Работа с воображением пациента
Вы обращаетесь к пациентам: «Я думаю, что никто из вас, сидящих здесь в кабинете, не сомневается^ том, что можно заболеть от представления о болезни, прочитав об этом в медицинском журнале или посетив тяжело больного родственника в больнице. Вспомните, может быть, и в вашей жизни были такие ситуации, когда вас что-то волновало, огорчало, расстраивало. Невольно возникает вопрос: если можно заболеть от представления о болезни, то почему не представить себя здоровым, чтобы выздороветь? Почему не научиться управлять своим воображением, мыслями с лечебной целью? Почему не начать двигаться вперед к тому, что нам надо, оставляя позади то, что нам не надо?»
Вы опять демонстрируете на себе, как правильно выполнить тест, попутно давая объяснения. Затем вы предлагаете всем протянуть руки вперед ладонями вверх.
«...Руки в локтях не сгибать. И подвигали руками вверх-вниз 2-3 раза, чтобы расслабить мышцы спины. Старайтесь прикладывать минимальное усилие к рукам, чтобы они только удерживались на весу. ...Я сделаю так, что под воздействием моего внушения ваша правая рука на выдохе будет медленно, бессознательно опускаться вниз на колени — с лечебной целью. ...Главное — не помогать и не сопротивляться. ...А сейчас... сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... Мысленно или шепотом... задали себе лечебную программу... расслабиться, быть здоровым... Этим внушением... вы приводите в действие... свои внутренние лечебные силы... направляете их на борьбу с вашей проблемой... Итак, я работаю с вашими мыслями и вашим воображением... Давайте мысленно подумаем... представим... или почувствуем... что у вас в правой руке... находится груз... или гиря... весом 5 кг... С усилием в 5 кг... этот груз давит... на вашу ладонь...
...Работают только ваши мысли... и ваше воображение... Вы можете представить... как с каждым ударом сердца... вся кровь приливает... к правой руке... Ваша правая рука... делается теплой... тяжелой...
...Расслабляются мышцы лица... расслабляются мышцы шеи... спины... И ваша правая рука... с лечебной целью... начинает медленно, бессознательно... опускаться вниз на колени... Расслабили мышцы... позволили вашей правой руке... начать свое движение вниз... еще ниже... Полное расслабление и доверие к врачу... Пусть все происходит так, как происходит... Пауза... Ощущения, которые возникают у вас в правой руке... могут быть самыми разными... Пауза...
...Я добавляю... к правой руке еще груз весом 5 кг... Давайте мысленно представим... что у вас... в правой руке... находится груз весом 10 кг... Это очень тяжелый груз... Вспомнили и почувствовали то ощущение... которое вы когда-то испытывали, когда держали в руке ведро воды.... С усилием в 10 кг... этот очень тяжелый груз... давит на вашу ладонь.
...Расслабляются мышцы шеи... спины... расслабляются мышцы на правом плече. Возникают какие-то определенные ощущения в правой руке... И ваша правая рука... медленно, бессознательно... на выдохе опускается вниз на колени... еще ниже... Расслабили мышцы... Ее как бы притягивает к земле... Не помогать и не сопротивляться... ...У некоторых рука уже лежит на коленях... у кого-то еще продолжает опускаться... И это нормально... у каждого человека свой тип нервной системы, свой способ реагирования...
...Сделали вдох, открыли глаза и посмотрели. Правая рука ниже левой, у некоторых лежит на коленях... Руки положили на колени ладонями вниз...»
На этом можно закончить проведение подготовительных тестов, хотя есть и другие тесты, и переходить к приемам на определение степени внушаемости.
Тест 4. Работа с воображаемой энергией
Вы напоминаете пациентам о том, что тело человека действительно обладает каким-то полем. Может быть, это биополе, а может быть, электромагнитное поле или что-то другое. Поэтому под воздействием энергии ваши руки могут начать расходиться. Вы опять демонстрируете на себе, как правильно должны расходиться руки в разные стороны.
«... Руки протянули вперед. Ладони поставили параллельно друг другу... Найдите для них удобное... расслабленное положение... Прислушайтесь к рукам... и почувствуйте какую-то взаимосвязь между ними... Позвольте вашим рукам ощутить эту «энергетическую» связь...»
Вы начинаете делать пассы правой рукой в направлении пациента.
«...Сейчас, когда вы сконцентрированы на ощущениях в руках... вы можете ощутить некоторое отталкивание, и ваши руки начинают медленно... сами по себе... расходиться в разные стороны... Между ладонями как будто находится упругий шар... он увеличивается... расширяется... с каждым вдохом разводя руки в разные стороны...»
Старайтесь произносить внушения на вдохе пациента, на-Ыоминая: руки сами по себе... под воздействием лечебной энергии... расходятся еще дальше...
Тест 5. Опыт Куэ с пальцами «Я не могу»
Э. Куэ предложил методику сознательного самовнушения. Основные принципы метода сводятся к следующему. В каждое данное мгновение человек может думать только об одной вещи. Иными словами, две мысли могут проникнуть в наш разум толь-со последовательно, одна за другой, но ни в коем случае не од-ювременно.
Каждая мысль, овладевающая нашим сознанием целиком, становится для нас истиной и стремится превратиться в действительность.
Однако важнейшее открытие Куэ состоит в том, что гипноз, в сущности, является самогипнозом. Гипнотизер лишь создает у гипнотизируемого более или менее яркое образное представление о желаемом эффекте, которое гипнотизируемый реализует через самовнушение (самогипноз).
Не следует недооценивать мощь и власть воображения. Человека мучает бессонница лишь потому, что он вообразил себе, будто не может заснуть. Он хочет спать, но его воображение сильнее его желания. Астматик в туманную погоду хочет нормально дышать, заикающийся всегда хочет бегло разговаривать, но сила воображения не позволяет им это сделать. Воля говорит: «Я хочу», но воображение возражает: «Я не могу». В этом споре победителем всегда выходит воображение.
Вы предлагаете пациенту
«...вытянуть руки вперед... изо всех сил сжать пальцы в кулак крепко-крепко... чтобы в них появилась легкая дрожь...
Смотреть мне в глаза...
Теперь он не сможет разжать свои пальцы... и пусть представит себе... что его пальцы крепко сжаты... стали деревянными... неподвижными. Вы считаете до трех, при слове «три» пусть он попробует разжать их, при этом мысленно постоянно повторяя: «Я не могу... Я не могу...». Вслед за этим вы начинаете медленно считать: «Раз... Я не могу... два... Я не могу... три...»
Если пациент в самом деле сосредоточенно думал «Я не могу...», то его пальцы не только не разожмутся, но будут сжиматься еще сильнее, чем больше он будет стараться их разжать.
Через несколько секунд скажите ему: «Теперь думайте: «...Я могу...» — и пальцы пациента тотчас же разомкнутся.
Во время этого опыта необходимо все время пристально смотреть на переносицу пациента, а он, в свою очередь, должен не отводить взгляда от ваших глаз.
Если опыт не получился и пациент все-таки разжал пальцы, не думайте, что это ваша вина. В этом виноват сам пациент, он недостаточно интенсивно думал: «Я не могу...». Скажите ему об этом уверенным тоном и переходите к другому опыту.
Прежде чем проводить психотерапию с лечебной целью, следует определить, как больной относится к гипнозу, принимал ли он раньше такое лечение. Если от пациента получен позитивный ответ, тогда следует проверить, насколько пациент доверяет врачу, какова степень его внушаемости и готовность к лечению.
Во многих руководствах по классическому гипнозу рекомендуется сразу использовать приемы, позволяющие определить степень внушаемости пациента.
В своей работе мы предлагаем перед использованием основных приемов, определяющих степень внушаемости пациента, провести так называемые предварительные или подготовительные тесты, которые, по нашим клиническим наблюдениям, значительно повышают эффективность основных приемов.
С помощью этих психологических тестов нам удается быстрее установить контакт с пациентом, мы как бы обходим его возможное сопротивление. Мы обучаем его расслаблять мышцы, концентрировать внимание. Пациент ненавязчиво вовлекается в проведение тестов, а затем мы делаем плавный переход к проведению приемов на внушаемость и гипнабель-ность.
Прочитав описания тестов и приемов, потренируйтесь самостоятельно или обучитесь. Эти техники расширят ваши возможности и изменят устаревшие представления о гипнозе, а также повысят эффективность проводимого вами лечения.
В условиях нашей клиники мы проводим тесты и приемы на внушаемость в группе из 10 — 15 человек и в присутствии родственников пациента. По нашим наблюдениям, это значительно повышает степень внушаемости пациента.
О человеке как индивидууме много сказано и написано, по своей сути он — существо коллективное, поэтому и тесты надо проводить в условиях коллектива.
Прежде чем приступить к проведению тестов, вы обращаетесь к присутствующим со следующими словами:
«...Сейчас я проведу психологические тесты, с помощью которых проверю, как вы умеете расслаблять мышцы... концентрировать свое внимание, а главное — как вы воспринимаете гипноз.
...Предлагаю всем вам поставить ноги ровно... руки положить на колени ладонями вниз и принять удобное... расслабленное положение. Сидеть неподвижно, как сейчас, на протяжении всей консультации и сеанса. ...И второе мое условие — на протяжении всей консультации смотреть только мне в лицо, в глаза... ...Возможно, некоторым из вас покажется, что расслабить мышцы легко. Но это умение достигается только путем тренировок. Чем лучше расслабляются ваши мышцы, тем лучше расслабляется ваша нервная система. Снимаются нервно-мышечные спазмы, стрессы, наступает состояние общего расслабления и комфорта».
Приступая к обучению описанным ниже техникам, следует уделять много внимания невербальной коммуникации с пациентом. Словесному внушению пациент может верить, а может и не верить, а воздействие взглядом, жестом, присоединение к пациенту по дыханию воздействует на него на бессознательном уровне и повышает степень его внушаемости.
Тест 1. Расслабление мышц на руках
Вы объясняете пациентам, как выполняется тест, и демонстрируете все на себе.
«...Указательный палец левой руки поставили на уровне груди... и положили на кончик пальца... кисть правой руки... Локоть правой руки слегка опущен... Расслабили мышцы на правой руке... от плеча до кончиков пальцев... кто как умеет... и на выдохе мысленно три раза повторили...
...Моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука лежит... спокойно, расслабленно...
...И если сейчас... резко убрать... левую руку... ваша правая рука... падает вниз на колени... без напряжения...»
И все это вы делаете одновременно с пациентами.
Рис. 1
Затем вы предлагаете пациентам указательный палец правой руки поставить на уровне груди и положить на него кисть левой руки.
«...Еще раз расслабили мышцы... на левой руке... от плеча до кончиков пальцев... каждый по-своему... кто как умеет... На выдохе три раза медленно повторили... Моя левая рука расслабляется... (выдох), моя левая рука расслабляется... (выдох), моя левая рука... лежит спокойно... расслабленно... без напряжения... ...И если сейчас... резко убрать правую руку... ваша левая рука... падает вниз на колени... как у спящего человека...»
При выполнении теста вы наблюдаете за степенью расслабления мышц и скоростью падения руки пациента.
Тест 2. Расслабление мышц грудной клетки
Вы рассказываете пациентам, что в области грудной клетки находятся жизненно важные органы — сердце и легкие. И если хорошо расслабить эти мышцы, исчезает отдышка, восстанавливается естественный ритм дыхания, данный человеку от природы при рождении, снимаются спазмы коронарных сосудов сердца, нормализуется сердечный ритм, проходят загрудинные невротические боли в области сердца.
Как правильно выполнять тест, вы показываете на себе и объясняете пациенту на словах.
Рис. 2
«...Локти слегка прижали к грудной клетке. Кисти рук поставили так, чтобы кончики пальцев соприкасались. На каждый мой счет вы делаете энергичный глубокий вдох и самостоятельно плавный, спокойный выдох. , ...Во время вдоха одновременно с движением грудной клетки ваши руки расходятся в разные стороны».
Вы сами делаете глубокий вдох и показываете, как руки будут расходиться в разные стороны на несколько сантиметров.
И предупреждаете, что во время выдоха руки назад не возвращаются, они застывают в таком положении. А затем предлагаете пациентам выполнить тест.
«...Правильно поставили руки, сделали неглубокий вдох и на выдохе закрыли глаза. Мысленно или шепотом дали себе программу: «Расслабиться, буду здоровым». Этим внушением вы приводите в действие свои внутренние лечебные силы.
1. Сделали глубокий вдох... и плавный, спокойный выдох. Врач согласует темп своей речи с темпом дыхания пациента и сам выполняет тест вместе с пациентом.
2. Глубже вдох... и ваши руки поплыли в разные стороны... вместе с движением грудной клетки... и спокойный выдох...
3. Еще глубже вдох... еще дальше расходятся руки... свободный выдох...
4. Глубокий вдох... Вы не чувствуете кончиков пальцев... и руки плавно расходятся... в разные стороны... спокойный выдох...
5. Глубокий энергичный вдох... еще дальше расходятся руки... Открыли глаза и посмотрели на расстояние между пальцами... У каждого из вас оно может быть разным... Руки положили на колени ладонями вниз».
Вы объясняете, что это упражнение является скрытым тестом на внутреннюю готовность к лечению.
Тест 3. Работа с воображением пациента
Вы обращаетесь к пациентам: «Я думаю, что никто из вас, сидящих здесь в кабинете, не сомневается^ том, что можно заболеть от представления о болезни, прочитав об этом в медицинском журнале или посетив тяжело больного родственника в больнице. Вспомните, может быть, и в вашей жизни были такие ситуации, когда вас что-то волновало, огорчало, расстраивало. Невольно возникает вопрос: если можно заболеть от представления о болезни, то почему не представить себя здоровым, чтобы выздороветь? Почему не научиться управлять своим воображением, мыслями с лечебной целью? Почему не начать двигаться вперед к тому, что нам надо, оставляя позади то, что нам не надо?»
Вы опять демонстрируете на себе, как правильно выполнить тест, попутно давая объяснения. Затем вы предлагаете всем протянуть руки вперед ладонями вверх.
Рис 3.
«...Руки в локтях не сгибать. И подвигали руками вверх-вниз 2-3 раза, чтобы расслабить мышцы спины. Старайтесь прикладывать минимальное усилие к рукам, чтобы они только удерживались на весу. ...Я сделаю так, что под воздействием моего внушения ваша правая рука на выдохе будет медленно, бессознательно опускаться вниз на колени — с лечебной целью. ...Главное — не помогать и не сопротивляться. ...А сейчас... сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... Мысленно или шепотом... задали себе лечебную программу... расслабиться, быть здоровым... Этим внушением... вы приводите в действие... свои внутренние лечебные силы... направляете их на борьбу с вашей проблемой... Итак, я работаю с вашими мыслями и вашим воображением... Давайте мысленно подумаем... представим... или почувствуем... что у вас в правой руке... находится груз... или гиря... весом 5 кг... С усилием в 5 кг... этот груз давит... на вашу ладонь...
...Работают только ваши мысли... и ваше воображение... Вы можете представить... как с каждым ударом сердца... вся кровь приливает... к правой руке... Ваша правая рука... делается теплой... тяжелой...
...Расслабляются мышцы лица... расслабляются мышцы шеи... спины... И ваша правая рука... с лечебной целью... начинает медленно, бессознательно... опускаться вниз на колени... Расслабили мышцы... позволили вашей правой руке... начать свое движение вниз... еще ниже... Полное расслабление и доверие к врачу... Пусть все происходит так, как происходит... Пауза... Ощущения, которые возникают у вас в правой руке... могут быть самыми разными... Пауза...
...Я добавляю... к правой руке еще груз весом 5 кг... Давайте мысленно представим... что у вас... в правой руке... находится груз весом 10 кг... Это очень тяжелый груз... Вспомнили и почувствовали то ощущение... которое вы когда-то испытывали, когда держали в руке ведро воды.... С усилием в 10 кг... этот очень тяжелый груз... давит на вашу ладонь.
...Расслабляются мышцы шеи... спины... расслабляются мышцы на правом плече. Возникают какие-то определенные ощущения в правой руке... И ваша правая рука... медленно, бессознательно... на выдохе опускается вниз на колени... еще ниже... Расслабили мышцы... Ее как бы притягивает к земле... Не помогать и не сопротивляться... ...У некоторых рука уже лежит на коленях... у кого-то еще продолжает опускаться... И это нормально... у каждого человека свой тип нервной системы, свой способ реагирования...
...Сделали вдох, открыли глаза и посмотрели. Правая рука ниже левой, у некоторых лежит на коленях... Руки положили на колени ладонями вниз...»
На этом можно закончить проведение подготовительных тестов, хотя есть и другие тесты, и переходить к приемам на определение степени внушаемости.
Тест 4. Работа с воображаемой энергией
Вы напоминаете пациентам о том, что тело человека действительно обладает каким-то полем. Может быть, это биополе, а может быть, электромагнитное поле или что-то другое. Поэтому под воздействием энергии ваши руки могут начать расходиться. Вы опять демонстрируете на себе, как правильно должны расходиться руки в разные стороны.
Рис 4
«... Руки протянули вперед. Ладони поставили параллельно друг другу... Найдите для них удобное... расслабленное положение... Прислушайтесь к рукам... и почувствуйте какую-то взаимосвязь между ними... Позвольте вашим рукам ощутить эту «энергетическую» связь...»
Вы начинаете делать пассы правой рукой в направлении пациента.
«...Сейчас, когда вы сконцентрированы на ощущениях в руках... вы можете ощутить некоторое отталкивание, и ваши руки начинают медленно... сами по себе... расходиться в разные стороны... Между ладонями как будто находится упругий шар... он увеличивается... расширяется... с каждым вдохом разводя руки в разные стороны...»
Старайтесь произносить внушения на вдохе пациента, на-Ыоминая: руки сами по себе... под воздействием лечебной энергии... расходятся еще дальше...
Тест 5. Опыт Куэ с пальцами «Я не могу»
Э. Куэ предложил методику сознательного самовнушения. Основные принципы метода сводятся к следующему. В каждое данное мгновение человек может думать только об одной вещи. Иными словами, две мысли могут проникнуть в наш разум толь-со последовательно, одна за другой, но ни в коем случае не од-ювременно.
Каждая мысль, овладевающая нашим сознанием целиком, становится для нас истиной и стремится превратиться в действительность.
Однако важнейшее открытие Куэ состоит в том, что гипноз, в сущности, является самогипнозом. Гипнотизер лишь создает у гипнотизируемого более или менее яркое образное представление о желаемом эффекте, которое гипнотизируемый реализует через самовнушение (самогипноз).
Не следует недооценивать мощь и власть воображения. Человека мучает бессонница лишь потому, что он вообразил себе, будто не может заснуть. Он хочет спать, но его воображение сильнее его желания. Астматик в туманную погоду хочет нормально дышать, заикающийся всегда хочет бегло разговаривать, но сила воображения не позволяет им это сделать. Воля говорит: «Я хочу», но воображение возражает: «Я не могу». В этом споре победителем всегда выходит воображение.
Вы предлагаете пациенту
«...вытянуть руки вперед... изо всех сил сжать пальцы в кулак крепко-крепко... чтобы в них появилась легкая дрожь...
Смотреть мне в глаза...
Теперь он не сможет разжать свои пальцы... и пусть представит себе... что его пальцы крепко сжаты... стали деревянными... неподвижными. Вы считаете до трех, при слове «три» пусть он попробует разжать их, при этом мысленно постоянно повторяя: «Я не могу... Я не могу...». Вслед за этим вы начинаете медленно считать: «Раз... Я не могу... два... Я не могу... три...»
Если пациент в самом деле сосредоточенно думал «Я не могу...», то его пальцы не только не разожмутся, но будут сжиматься еще сильнее, чем больше он будет стараться их разжать.
Через несколько секунд скажите ему: «Теперь думайте: «...Я могу...» — и пальцы пациента тотчас же разомкнутся.
Во время этого опыта необходимо все время пристально смотреть на переносицу пациента, а он, в свою очередь, должен не отводить взгляда от ваших глаз.
Если опыт не получился и пациент все-таки разжал пальцы, не думайте, что это ваша вина. В этом виноват сам пациент, он недостаточно интенсивно думал: «Я не могу...». Скажите ему об этом уверенным тоном и переходите к другому опыту.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи