ПСИХОТЕХНИКИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Целительский потенциал танца, его гармонизирующее воздействие на индивидуальное и групповое сознание известны с доисторических времен. Практически во всех мировых культурах танец наряду с осо­быми техниками дыхания, пением и применением психоделиков был вплетен в ритуалы и повседневную жизнь. Как часть ритуалов танец являлся одним из мостов между «хаосом и космосом», воплощением единства и многообразия отношений между человеком, сообществом и окружающей средой, что нашло наиболее законченное выражение в индийской мифологии мира как Божественный танец Шивы.

Как направление современной психотерапии танцевально-двига­тельная терапия (в дальнейшем ТДТ) оформилась в 1940-е годы и яви­лась отголоском революционных изменений в танцевальном искусст­ве XX века. В настоящее время в западноевропейской и американской психотерапии и психиатрии разработано множество моделей, подхо­дов и техник, образующих «тело» ТДТ.

Как указывает один из лидеров ТДТ Александр Гиршон, в России ТДТ пока мало известна и редко применяется. Так, согласно данным И. Бирюковой (Москва) в 1994 г. В России в русле ТДТработало около 20 психологов и психотерапевтов. Тем не менее достаточно ясно, что у ТДТ существует свое предметное поле, своя клиентура и терапевти­ческий потенциал. Ситуация за последние десять лет изменилась. Существует множество лидеров в этом направлении, реализованы ис­следовательские программы по трансформационному и психотерапев­тическому потенциалу ТДТ.

В 2003 году защитила диссертацию по ТДТ под моим научным руко­водством Наталья Веремеенко (г. Екатеринбург), успешные и перспек­тивные научные исследования в этом направлении ведет мой докто­рант В. Н. Никитин (г. Москва).

На тренингах личностного роста и трансформации ТДТ использу­ется с различными целями, в разном объеме и с разной степенью осоз­нанности. Целью данного раздела является прояснение места и воз­можностей ТДТ в контексте других техник и направлений «новой пси­хотерапии».

ТДТ выступает в двух формах — индивидуальной и групповой.

Индивидуальная форма: исследование клиентом (с помощью тера­певта) спектра своих движений, благодаря чему открываются невы­раженные эмоции, которые были заблокированы в теле, и освоение новых движений (замена старых, неадекватных форм реагирования)

Групповая форма: процесс групповой ТДТ основан на том, что те­рапевт направляет спонтанность движений участников, развивает их. Типичная групповая сессия включает в себя 3 части: разогрев, его раз­витие и завершение (такая структура характерна и для других видов психотерапевтических групп: психодрамы, гештальта и т. д.).

Разогрев помогает включиться в группу, лучше почувствовать свое состояние, центрироваться. Эмоциональные состояния участников группы выражаются и развиваются более полно на телесном уровне, интегрируя мысли, чувства и действия. В результате разогрева участ­ники группы обычно чувствуют расслабление, координированность и готовность двигаться. Разогрев также способствует началу осозна-вания своих чувств и мыслей и их связи с телом и движениями. (На­пример, вытягивание плеч и рук может развиться в толкающее дви­жение, связанное с желанием вытолкнуть что-то прочь, неприятную ситуацию или человека, с которым это связано.)

Повторяя и усиливая движения, терапевт помогает каждому учас­тнику осознать чувства через обратную визуальную связь. Двигатель­ное поведение расширяется в танце, помогая осознаванию конфлик­тов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них. Здесь терапевт должен быть очень чувстви­тельным к происходящему в группе, чтобы не было эмоциональной и физической перегрузки, которая приводит к сопротивлению работе.

Терапевт помогает привести процесс движения к завершению (3-я часть группового процесса) с помощью вербальной обратной связи. Эта стадия способствует интеграции физического, эмоционального и когнитивного компонентов структуры «Я».

Терапевт выявляет и развивает текущие эмоциональные и психо­логические темы, соотнося их с личной историей каждого. Одна из глав­ных тем групповой работы — «Как быть собой, находясь в контакте с другими людьми».

Раньше ТДТ как форма терапии почти всегда применялась к людям с тяжелыми нарушениями. Сегодня же все больше ориентируется на ра­боту со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, для того чтобы развить у них самопринятие, эффективное межличнос­тное и групповое взаимодействие, самоактуализацию, интеграцию час­тей «Я». Поэтому все больший интерес приобретают именно социаль­но-психологические, психологические, психокоррекционные и транс­формационные аспекты танцевально-двигательной терапии.

Существуют три основные области работы танце-терапевта:

1. Тело и его движения.

2. Межличностные отношения.

3. Самосознание

Целями терапии в первой области являются активизация тела, для того чтобы помочь пациенту полностью обнаружить напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации. Особое внимание уде­ляется исследованию двигательных стереотипов, формирование и проявление которых зависит от стереотипов восприятия движения человеком.

Можно выделить несколько явных уровней этих стереотипов:

1. Культурные стереотипы.

2. Социальные стереотипы.

3. Стереотипы референтных лиц.

Метафорически каждый из этих уровней стереотипов является негативом, обратным отражением сети, ячейки которой представля­ют собой определенные области значения, а узлы и линии, разделяю­щие ячейки — это смысловые лакуны, неозначенные фрагменты ре­альности, пустоты, разрывы. Известно, что дискретность мышления, сознания, языка присуща человеческой цивилизации. Но размер­ность этой дискретности меняется. В нашей классификации степень фрагментации в направлении от 1 к 3 увеличивается. Если для уров­ня стереотипов культуры основное различение является ответом на вопрос: «Что является (считается, принимается) движением, а что не является движением ?» — то для уровня социальных стереотипов различение идет через вопрос: «Какие движения приемлемы для меня, как для представителя данного социума или социальной группы, а какие неприемлемы?»

На уровне стереотипов референтных лиц вопрос уже звучит так: «Что является образцом движения, а что не является таковым, и пото­му не принимается?»

Понятно, что эти выборы происходят неосознанно, тем не менее они происходят и задают топологию движения. Разрывы и пустоты вокруг этих островков смыслов также влияют на восприятие движе­ния. Движения, не поддающиеся этим обозначениям, игнорируются, а иногда просто не воспринимаются.

Обратные сети стереотипов, накладываясь друг на друга, форми­руют языки описания и восприятия и обеспечивают возможность индивидуальных и локальных социальных вариаций. Рассмотрим каж­дый из этих уровней стереотипов немного подробнее:

1. Культурные стереотипы

Восприятие движения, характер распространенных паттернов дви­жения меняется от культуры к культуре. Согласно антропологичес­ким и этнографическим исследованиям, в них отражаются характер движения, свойственный самым распространенным профессиональ­ным занятиям, характер социального устройства, окружающего лан­дшафта и многое другое. В связи с этим интересно замечание одной американской танцовщицы о выступлении русских, танцующих рэп. Она сказала, что даже в этом негритянском стиле русские сохраняют широту и гордость движений, свойственную русским танцам.

Если взять более широкий контекст восприятия пространства в различных культурах, то согласно положению Д. X. Джонсона, суще­ствует пространственная ориентация понимания «духовности». И если в европейской, христианской культуре это вертикальная на­правленность, то в культурах, сохранивших связь с древнейшими тра­дициями, это горизонтальная направленность, «духовность земли», что находит отражение в архитектуре храмов и храмовых мест (срав­ните, например, готический собор и «свет-лоджи» американских ин­дейцев).

На уровне восприятия тела и движения эта вертикальная направ­ленность также очевидна — балет, положение рольфинга о выстраи­вании правильно ориентированного позвоночника и т. д. Существу­ют движения, которые глазами носителя нашей культуры не воспри­нимаются как танец. Например, некоторые знаки и движения пальцев и рук в индийских храмовых танцах. Они просто не попадают в тради­ционную зону означения, остаются во тьме необозначенного. Ситуа­ция изменяется только после некоторой (чаще всего индивидуальной) работы по переструктурированию, перерождению смыслов.

2. Уровень социальных стереотипов

В первую очередь это стереотипы, расхожие мнения относительно роли танца и движения. В нашем обществе в понимании танца суще­ствуют две крайние точки: танец — развлечение, отдых и танец — профессиональное искусство. Между этими двумя точками существует разрыв, восприятие танца дискретно и локально.

Чтобы преодолеть такой разрыв, есть разные способы. Очень пока­зательна в этом смысле одна невыдуманная фраза: «Я, конечно, иногда выпиваю. Ведь как выпьешь, и расслабиться можно, и потанцевать». Что касается паттернов повседневных движений, то существуют оп­ределенные наборы стереотипов для разных социальных страт в за­висимости от возраста, места жительства (город/сельская местность), национальности, рода занятий и т. д. Эти паттерны образуют границы и окраску индивидуальных стереотипов.

3. Стереотипы референтных лиц

Заимствование моделей поведения у референтных лиц (родите­лей, значимых взрослых, «кумиров» и т. д.) включает в себя заим­ствование паттернов движения. «Стадия зеркала» в развитии ребен­ка предусматривает подражание движениям (походке, функциональ­ным действиям) и танцу взрослых. Это заимствование происходит неосознанно и иногда на очень тонком уровне. Некоторые особен­ности мимики и движения передаются так же, как и другие наслед­ственные признаки.

Кроме неосознанного заимствования в детстве, некоторые модели поведения и движения заимствуются в подростковом возрасте у ре­ферентных лиц или групп — «героев» масс-медиа (певцов, актеров, гангстеров, блатных и суперменов и т. п.). Начинаясь как игра и меха­низм обучения и выживания, сеть стереотипов в дальнейшем стано­вится действительно сетью — опутывающей и связывающей, ограни­чивающей. Поскольку наше восприятие движения активно и включа­ет в себя моторный компонент (тонкие, неосознаваемые движения), все эти предпочтения и переживания накапливаются, образуя бессоз­нательные установки, фильтры восприятия и действия.

Если человек выходит за границы стереотипов, он попадает в то место, где навыков существования и действия у него практически нет, но возможностей гораздо больше. В каком-то смысле выход за преде­лы стереотипов несет такой потенциал осознания и творчества имен­но благодаря существованию этих стереотипов.

Во второй области терапевт устанавливает базовый уровень ком­муникации через использование ритма и прямого физического взаи­модействия. Групповой опыт позволяет увеличить степень самосозна­ния через визуальную обратную связь, которук> человек получает че­рез наблюдение за движениями других людей.

Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои соб­ственные чувства. Микрокосм мира, представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и давать обратную связь, а также расширять поведенческий репертуар социально-психологичес­ких ролей.

Исследования показывают, что ТДТ помогает установить или вос­становить межличностную коммуникацию. Например, исследования Кендона по синхронности движения основываются на той предпосыл­ке, что существует некая нейрофизиологическая связь организации речи и телодвижений в человеческой коммуникации. Кендон описы­вает самосинхронность как отношение между движением и чьей-либо собственной речью, как ритмическое соединение. Синхронность вза­имодействия определяется как синхронное движение слушающего с движением говорящего. Повышенная синхронность, которая случа­ется во время общения, усиливается совместным движением. Танце-двигательная терапия может помочь развитию этого базисного уровня коммуникации, так как она непосредственно использует ритм и кинес­тетические паттерны. Переутверждение «Я» в «Я в отношении с други­ми» происходит естественным образом благодаря работе в группе.

Мы рассматриваем координацию тела как необходимое условие для достижения удовлетворительной социальной интеракции. Люди, име­ющие нарушения в социальных коммуникациях, могут научиться не­обходимому поведению (ритмической координации с другими), кото­рое затем может быть переведено в другие социальные окружения. В результате танцедвигательной терапии большинство клиентов пе­реживают более глубокий и богатый уровень общения, выражая чув­ства через движения тела, во время движения под общий ритм.

Клайн в своем исследовании об эмоциональной коммуникации ука­зывал, что каждая эмоция имеет определенный психологический код и характерный мозговой паттерн, управляемый ЦНС и биологически скоординированный. Поэтому мы способны воспринимать и узнавать эмоциональные состояния других людей. Наши эмоциональные ответ­ные реакции на других людей обычно исходят из наших интерпрета­ций телесных действий и реакций других, которые мы воспринимаем, узнаем и переживаем на кинестетическом уровне.

Благодаря работе в группе по ТДТ с проблемами доверия, осозна­ния личностных границ и другими личностными проблемами, а также с помощью вербальной и невербальной обратной связи устанавлива­ются благоприятные межличностные отношения.

Группа по танцевально-двигательной терапии — это микрокосм различных социальных ситуаций, благодаря чему клиенты учатся бо­лее адекватно воспринимать себя и других и расширять спектр пове­денческих возможностей.

В третьей области цели сгруппированы вокруг идеи о том, что осоз­нанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание. Наиболее прямое выражение особенностей индивидуальности возмож­но через тело. Этот физический опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, развивает «Я-кон-цепцию» и способствует повышению самооценки.

Основные понятия танцевальной терапии отражают тесные взаи­моотношения между телом или, если говорить конкретнее, между дви­жением и разумом.

Танцевальная терапия базируется на допущении о том, что манера и характер движений отражают наши личностные особенности. Вид физического контакта, от которого мы получили удовольствие в мла­денчестве, свобода передвижения, испытанная нами, когда мы только начинали ходить, друзья, которых мы приобретали, работа, которую мы делали, роли, которые мы играли, стрессы, которым мы противо­стояли, — все это повлияло на нашу манеру двигаться (Schmais, 1974).

Мы можем узнавать людей по тому, как они двигаются. Часто бы­вает, что мы можем узнать знакомого, не слыша голоса и не видя лица, а просто уловив знакомый жест или позу.

Танцевальный терапевт особенно интересуется тем, сколько и где мы двигаемся. Основной задачей групп танцевальной терапии являет­ся осуществление и понимание спонтанного движения. Шильдер ут­верждал: «Между мышечной последовательностью напряжения и рас­слабления (включенной во все выразительные движения) и психичес­кой установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психи­ческая установка связана с мышечным состоянием, но и каждая пос­ледовательность напряжения и расслабления вызывает специфичес­кую установку. Специфическая мышечная последовательность изме­няет внутреннее состояние, установки и даже вызывает воображае­мую ситуацию, которая соответствует мышечной последовательнос­ти» (Schilder, 1950, р. 208).

Танцевальная терапия поощряет свободные, выразительные дви­жения, способствующие развитию физической подвижности и силы на физическом и психическом уровнях. К телу и разуму танцеваль­ные терапевты относятся как к единому целому. Ключевым является убеждение, что если с изменением эмоций меняются наши чувства по отношению к себе и собственному телу, то аналогичный процесс про­исходит и при изменении манеры и характера наших движений, ко­торые отражают черты личности.

Основные техники ТДТ вплетены в ткань общей танцевальной сес­сии и являются параллелями, интерпретациями известных терапев­тических техник на языке движения и танца. Мы можем проследить несколько таких параллелей:

• присоединение по позе и дыханию в НЛП — присоединение по позе и движению («зеркало»);

• преувеличение, усиление чувства и его выражения в гештальт-терапии — оформление, преувеличение определенного движе­ния в процессе танцевальной сессии, развитие темы в действии;

• работа с мышечными блоками и последовательностями сложно координированных действий в телесно-ориентированной тера­пии — освобождение от напряжения, расширение диапазона движений в ТДТ и т. д.

Таким образом, можно сказать, что ТДТ, обладая примерно тем же арсеналом приемов, что и другие направления «новой волны» психо­терапии, работает с ними на своем поле — в теле и движении.

Кроме техник-приемов внутри ТДТ разработано множество тех­ник-форматов (упражнений и форматов), которые могут быть легко включены в контекст многих тренингов. Это такие упражнения, как «Континуум» (в его многообразных российских вариантах), «Аутен­тичное движение», контактная импровизация, «Танец пешеходов» (pedestrian dance), «Джаз тела» Габриэлы Рот и др.

Язык танца, язык движения не требует перевода, но требует особо­го настроя, особой глубины восприятия. И когда этот настрой есть, танец становится праздником тела и души, для которого нет границ.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.