ХОЛОТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Холотропное дыхание (oi феч holos — 'целый', trupein — 'веду­щий'), «дыхание, ведущее к целостности», — методика, автором и тео­ретиком которой является Ст. Гроф. Теоретическая база холотропно-го дыхания — трансперсональная психология. Основными элемента­ми холотропного дыхания являются:

• более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обыч­ном состоянии;

• побуждающая музыка;

• помощь холонавту в освобождении энергии посредством спе­цифических приемов работы с телом.

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личнос­ти, такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице. Холотропное дыхание великолеп­но сочетается с практикой гештальта, психосинтезом Ассаджиоли, тех­никой управляемого воображения и др. Форма работы в основном групповая, при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом — в роли сидящего (ситгера) (19, 36, 56).

Подготовка ведущих холотропного дыхания осуществляется в рамках сертификационной программы Ст. Грофа. Ведущая органи­зация в России — Институт Трансперсональной психологии, тел.: (095) 4301677, 4329036, 9197307.

Предварительные условия

1. Процесс групповой.

2. Наличие ведущего, который стимулирует, управляет и контро­лирует процесс.

3. Наличие ассистентов в зависимости от количества членов груп­пы (холонавтов) — 1 ассистент на 7— 10 человек.

4. Контролируемость процесса через очередность его прохожде­ния в паре. На каждый сеанс должно быть достаточное количе­ство ситтеров, физически сильных.

5. Для прохождения сеанса на каждого холонавта должна быть обес­печена площадь не менее 1,5 х 2 м.

6. Должно быть достаточно мягкого материала (одеял, подушек) для предотвращения физических травм.

7. Специально подобранная музыкальная программа.

8. Музыкально-шумовое оформление процесса должно соответ­ствовать следующим требованиям:

• высокое качество фонограммы,

• достаточный уровень мощности аппаратуры (с резервом силы стимульного фона),

• широкий диапазон воспроизводимых частот (20 — 20000 Гц),

• желательно обеспечение стереоэффектов.

9. Аппаратура должна обеспечивать работу через микрофон и мик­ширование.

10. На процесс не допускаются:

• больные шизофренией, астмой, инсультом, нервными инфарктами, глубокими неврозами, недавними переломами, гипертонией, МДП, эпилепсией, ломкостью костей (более подробно см. приложение 2);

• беременные;

• дети до 14 лет.

11. В целях большей безопасности предложите клиентам заполнить анкету (аналог такой анкеты мы даем в конце книги, см. прило­жение 1).

Программа занятий (однодневный модуль)

1. Общая настройка на сессию.

2. Вводная лекция.

3. Перерыв (15 мин).

4. Выбор партнера.

5. Вводный инструктаж для ситтеров.

6. Перерыв (15 мин).

7. Настройка на процесс А.

8. Процесс А, рисунок мандалы, собеседование с ассистентом.

9. Перерыв (20 - 30 мин).

10. Настройка на процесс Б.

11. Процесс Б, рисунок мандалы, собеседование с ассистентом.

12. Перерыв.

13. Обсуждение в круге.

14. Групповая медитация.

Изложение техники холотропного дыхания в нашей книге имеет не только ознакомительный характер, поэтому мы будем более под­робно останавливаться на каждом этапе.

Количество участников

Количество участников тренинга по холотропному дыханию зави­сит от многих переменных. В моей практике группа варьировала от 1 до 200 человек. Нижняя количественная граница, позволяющая исполь­зовать все возможности холотропной техники, — 10 человек. Опти­мальная граница — 20 — 40 человек. При этом нужно учитывать воз­можности зала (на каждого холонавта не менее 3 кв. м. площади) и воз­можности команды (на каждые 10 человек группы должен быть хотя бы один ассистент).

Музыкальное сопровождение

Постарайтесь использовать звуковое сопровождение высокого ка­чества. Лучший способ —пользоваться хорошей звуковой аппарату­рой: проигрывателем компакт-дисков или записями, сделанными с компакт-дисков. Когда вы пользуетесь компакт-дисками и сами состав­ляете программу холотропного дыхания, ориентируйтесь на состоя­ние группы.

Для хорошего звучания в комнате среднего размера с группой из 12 человек необходимо иметь две или четыре хорошие колонки с не менее чем 12-дюймовыми (1 дюйм = 2,5 см) басовыми динамиками (min АС-35илиБ-90).

Включайте новый звуковой отрывок, полностью убирая громкость, затем постепенно увеличивайте громкость, а непосредственно перед сменой музыкального отрывка постепенно сводите громкость на нет. Если вы начинаете или заканчиваете отрывок в том месте, которое не является естественным началом или концом, выбирайте фрагменты, которые звучат как логически завершенные. Делайте плавные пере­ходы между отрывками музыки, так, чтобы внимание участников не отвлекалось от их собственных переживаний. Отрывки должны иметь некоторую последовательность ритма, потока и инструментовки. Пе­рерыв между фрагментами должен быть 2 — 3 секунды. Проверьте гром­кость звука, слушая его из центра комнаты.

Существуют определенные требования к содержанию музыкаль­ных произведений, используемых в холотропной сессии.

Музыка этнических духовных традиций была опробована и прове­рена многими поколениями и считается эффективной для стимуля­ции необычных состояний сознания. На каждой стадии сессии при­сутствуют отрывки этнической музыки и молитвы. Музыка, сочетаю­щая стабильный ритм и объединенная интересной музыкальной темой, может давать достаточно вариаций внутри одного отрывка, что­бы служить основанием для многих видов переживаний в расширен­ном состоянии сознания. Только голоса или только инструменты (без ритма) не обладают достаточной мощью, чтобы нести энергию сессии в дыхательной работе. Голоса (хор) хороши в конце сессии. Челове­ческие голоса имеют приземляющий эффект и помогают участнику вернуться к обычному сознанию. Песен с понятными английскими словами (для англоязычных групп) и русскими словами — на терри­тории СНГ следует избегать, чтобы на переживание участника не вли­ял смысл слов. Однако вполне приемлемы слова на других языках, ко­торые участники не понимают.

Следует избегать музыки, имеющей паузы или неровную громкость и ритм. Можно использовать фрагменты классической музыки, пользу­ясь ручкой контроля громкости, чтобы смягчать неожиданные пере­пады громкости. В большинстве отрывков громкость должна быть по­чти однородной. Следует избегать хриплой и тяжелой музыки.

Ведущему следует предварительно ознакомиться с качеством запи­си и содержанием музыкальных произведений, которые он планирует использовать в сессии. Проведите отбор музыки по вышеуказанным категориям. Пусть у вас будет по несколько отрывков каждого типа музыки. А также дополнительная музыка, пригодная для завершения сессии, на случай, если сессия продлится дольше ожидаемого време­ни. Перемотайте кассеты и установите их в той очередности и на том месте, где начинается музыка. Поставьте первую кассету в кассетную деку. Поставьте вторую кассету во вторую деку (если у вас две деки) и всегда имейте вторую кассету наготове на случай, если первая неожи­данно остановится или нужно будет сменить музыку.

Проверьте звуковое оборудование.

Предлагаю вашему вниманию примерную музыкальную структу­ру для сессии холотропного дыхания.

Часы/минуты

00:00 - 00:08 00:08 - 00:20 00:20 - 00:40

00:40 - 01:15 01:15- 01:30 01:30 — до конца

Типы музыки

1. Легкая побуждающая, помогающая дыханию. Еще более стимулирующая дыхание.

2. Барабан или этническая ритмичная (играть, пока ритмичное движение в комнате не спадет).

3. Драматическая (играть, пока драма не пойдет на спад).

4. Сердечная (открытость, теплота, музыка полета).

5. Созерцательная (спокойная, но еще достаточно интенсивная музыка, которая может служить основой для продолжения работы).

Второй тип музыки сильнее стимулирует необычные состояния сознания, продолжительное ритмическое дыхание и мощный эмоцио­нальный ответ. Идеальными для этого являются различные типы эт­нических барабанов и музыка Нью-Эйдж с сильной ритмической ос­новой.

Третий тип музыки начинается в то время, когда все уже находят­ся в необычном состоянии сознания, и ритмическая активность сме­няется драматической выразительностью. Это мощная музыка, вызы­вающая эмоции, силу, борьбу и кульминацию. Обычно такая музыка сложнее, чем два первых типа.

Четвертый тип музыки начинается после максимума активности и выразительности. Она обладает полнотой, чувством открытости сердца и полета. Кроме того, она должна быть достаточно сложной, чтобы под­держивать продолжение работы для тех, кто еще ощущает остроту.

Пятый и последний тип музыки — это мощная и созерцательная музыка. Она должна звучать с того момента, когда большинство дра­матических проявлений закончено, и до тех пор, пока все участники не покинут комнату. В течение этого периода может быть проведена работа с телом для интеграции незавершенного материала. Таким об­разом, музыка в это время должна быть достаточно мощной для того, чтобы поддерживать и борьбу, и эмоциональность, и в то же время быть созерцательной и фантастической
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.