ОСНОВЫ МЕДИТАЦИИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Прежде чем приступить к изложению остальных психотехнологий, использующих расширенные состояния сознания при работе с кли­ентами, остановимся на описании некоторых медитаций и способов тренировки осознания. «Медитация» — термин, употребляемый на Западе и в России во многих смыслах, часто ошибочно. В йогической терминологии медитация — это весьма продвинутая практика, когда в сознании медитирующего остается только одна мысль, объект меди­тации. Медитация в нашем понимании — это тот уровень фокуси­ровки осознания, когда существует единение ума и объекта. Любая медитация предполагает концентрацию внимания, его фиксацию на внутреннем или внешнем объекте. Есть два аспекта такой концентра­ции: отвлечение внимания от мешающих объектов и фокусирование этого обретенного внимания на одном объекте в данный момент.

Определенное развитие навыков самоуглубления является необ­ходимой предпосылкой практики концентрации. Если все пять чувств активны, это может быть похоже на сидение за столом, на котором стоят пять телефонов и все непрерывно звонят. Внешние чувства при­носят мысли, а они, в свою очередь, ведут к бесконечным потокам вос­поминаний и размышлений.

Цели медитации могут быть очень разные. Но в психодуховном смысле мы их можем выделить три:

• развитие когнтитивной сферы и характера, приобретение та­ких положительных качеств, которыми вы желали бы обладать, сознательное отношение к этим качествам и к тому влиянию, которое они могли бы оказать на вашу жизнь;

• возвысить базовое состояние сознания, чтобы оно в нормаль­ном состоянии тяготело к духовным и утонченным предметам, чтобы абстрактные мысли и сверхличные чувства в полной мере присутствовали в содержании вашего восприятия;

• фокусировка сознания на высших духовных ценностях и обра­зах и удерживание связи с ними, привлечение их благословения.

Медитации применяются во многих духовных практиках, практи­ческой психологии и психотерапии как метод саморегуляции и разви­тия осознавания, а также для того, чтобы лучше подготовиться к базо­вому занятию, настроиться на него. Медитация — это метод саморе­гуляции, основыванный на управлении вниманием и фокусировке осознания для изменения психических процессов.

Как мы указывали выше, один из основных элементов Свободного Дыхания — тотальное внимание. Медитация также представляет со­бой определенную тренировку внимания, чтобы повысить эффектив­ность процесса Свободного Дыхания и погружений в расширенные состояния сознания в других психотехнологиях.

В основе многих упражнений в йоге и дзен лежит концентрация внимания на каком-нибудь одном объекте или процессе. Это могут быть наблюдение за собственным дыханием, рассматривание различ­ных воображаемых или реальных предметов, изображений, рисунков («янтры» в йоге), движения, многократное повторение вслух или про себя слов или звукосочетаний («мантры») (32, 41, 50, 57).

Процесс медитации включает три стадии:

• расслабление,

• сосредоточение,

• собственно медитативное состояние, глубина которого зависит от опыта занимающегося, некоторых психологических особен­ностей его личности и продолжительности сеанса.

Рассмотрим названные стадии по порядку.

Расслабление

Устранение чрезмерного нервно-мышечного напряжения (релак­сация) является непременным условием начала медитации. Развива­ясь и переходя в сосредоточение, процесс медитации способствует дальнейшему расслаблению, здесь действуют механизмы положитель­ной обратной связи.

Чтобы облегчить расслабление и сосредоточение, медитировать следует в спокойном месте, изолированном от шума, яркого света и прочих внешних раздражителей. Это требование обязательно для на­чинающих, но когда человек овладеет искусством медитации, оно ста­новится менее категоричным. Лучше всего медитировать сидя на полу в позе, исключающей излишнее мышечное напряжение, но не лежа, поскольку это положение способствует засыпанию. Наиболее распро­странены позы сидя со скрещенными ногами (руки на коленях) и сидя на пятках, когда колени сведены, носки держатся вместе, пятки слегка разведены, а ладони лежат на бедрах. В любом случае голова, шея и туловище должны находиться на прямой линии. Йоги медитируют в позе «лотоса». Можно заниматься медитацией и сидя в кресле или на стуле, но тогда туловище следует держать прямо.

Для нормального европейского Эго (обладателем которого мы все и являемся) идея расслабления всегда ассоциируется с особой психо­техникой (я описал уже много специальных техник релаксации) или ритуалом (хоть с употреблением спиртных напитков) — неким ухо­дом из реальности и обыденности.

В медитации есть идея срединности — соблюдения тонкого равно­весия между расслаблением и бдительностью. Я мог бы использовать слово «алертность», но это не приблизит нас к смыслу медитации. По­тому приведу близкую мне по духу притчу из буддизма.

Монах по имени Шрона учился медитации у одного из ближай­ших учеников Будды. Ему было трудно найти правильное состоя­ние ума. Он очень старался сконцентрироваться и получил голов­ную боль. Потом он расслабил свой ум, но настолько, что заснул.

Наконец он обратился к Будде за помощью. Зная, что до того, как стать монахом, Шрона был знаменитым музыкантом, Будда спро­сил его

— Ты ведь играл на вине, когда жил в миру? Шрона кивнул.

— Как ты добивался наилучшего звучания своей вины? Для этого нужно было очень сильно натянуть струны или совсем ос­лабить их?

— Ни то, ни другое. Они должны были быть натянуты как надо, не слишком сильно и не слишком слабо.

— Вот и с твоим умом должно быть так же.

Я встречался однажды основателем вайвейшн Джимом Ленардом. Он вышел на сцену и сказал многозначительно: «Расслабьтесь».

Я уже был наполнен идеями и психотехниками релаксации. Мое Эго ждало, что сейчас прозвучит хороший текст релаксации с каче­ственными эриксонианскими вставками.

Джим выдержал паузу и крикнул: «вы расслабились? Если нет, то расслабьтесь по поводу самого расслабления».

Идея медитации — это срединность: будьте бдительны и одновре­менно расслаблены настолько, чтобы даже не удерживать саму идею расслабления.

Сосредоточение

Чтобы отключиться от мыслей, необходимо создать нейтральный фокус внимания. Таким фокусом может стать дыхание медитирую­щего, вновь и вновь повторяемые им слова или сочетания звуков, гео­метрические фигуры, рисунки.

Концентрация на выбранном объекте — непростое дело для начи­нающего: внимание неизбежно будет рассредоточиваться, появятся блуждающие мысли. Не следует бороться с ними, гнать их прочь.

Важный принцип медитации — пассивность отношения, «пусть это произойдет само собой».

Пусть мысли приходят и уходят, не старайтесь активно отделаться от них. В древних правилах медитации сказано, что в начале мысли будут появляться одна сразу за другой, без перерыва, подобно горно­му водопаду, падающему с отвесной скалы. Постепенно, по мере того, как вы будете все лучше выполнять медитацию, мысли станут подоб­ны воде, текущей по глубокому, узкому ущелью, затем — большой реке, медленно и извилисто текущей к морю, и, наконец, ум станет подобен спокойному и тихому океану, чья гладкая поверхность лишь иногда нарушается случайной рябью или волной.

Мягко вернитесь к объекту внимания, не заботясь о том, сколько раз приходится направлять сознание к выбранному объекту.

Мы не умеем жить не думая. Что с этим делать при медитации? Я думаю, ничего. Просто оставьте ваш ум таким, какой он есть. Один ма­стер описал медитацию как «ум, подвешенный в пространстве, в нигде».

Собственно, в этом состоит главная характеристика самого чело­веческого сознания — оно может быть везде во времени и в простран­стве. Одновременно мы его не можем локализовать нигде.

Поэтому старайтесь не навязывать уму ничего, не принуждать его. Когда вы медитируете, не должно быть никаких усилий управлять умом, никакого старания находиться в покое. Не будьте слишком серьезны, не ощущайте, что участвуете в каком-то особом ритуале; отпустите даже саму идею медитации. Позвольте своему телу быть таким, какое оно есть, а вашему дыханию — таким, каким оно окажется.

Однажды, во время медитации на горе у Байкала, мое внимание было полностью поглощено «Космическим мужчиной», который по­глотил своими объемами всю Вселенную, а самого медитирующего (себя) я воспринимал как ничтожного червяка на Земле.

Будьте во время медитации еще больше и тотальнее — переживай­те себя как небо, объемлющее всю Вселенную.

Вы должны понять, что сущность вашего сознания такова — пус­тота и всеобъемлемость, бесструктурность и возможность наполне­ния любой структурой: ощущением, восприятием, мыслью, чувством...

Многие мои ученики считали (и считают до сих пор), что при меди­тации у них не должно быть вообще никаких мыслей и эмоций; а когда мысли и эмоции возникают, то они раздражаются и обижаются на себя самих, думая, что потерпели неудачу.

Нужно понять, что ничто не может быть дальше и больше, чем ваше сознание и ваша сущность. Есть такая тибетская пословица:« Это слишком — требовать, чтобы мясо было без костей, а чай — без чаинок». Пока у вас есть ум, будут и мысли, и эмоции.

И если возникают и как бы отвлекают ощущения, образы, чувства, эмоции и мысли, позволяйте им возникать и исчезать, подобно волнам в океане. И что бы ни проявлялось в поле вашего сознания, дайте это­му возникнуть и исчезнуть без какого-либо принуждения.

Не цепляйтесь за это, не подкрепляйте и не предавайтесь этому; не удерживайте это и не пытайтесь развить или найти в этом дополни­тельный смысл.

Не нужно ни следовать порождениям вашего сознания, ни призы­вать их: будьте подобны океану, взирающему на собственные волны, или небу, взирающему с высоты на облака, проходящие по нему.

Вы скоро обнаружите, что все приходящее в поле вашего созна­ния подобно ветру: все приходит и уходит — как между деревьев про­летает ветер, не застревая в ветвях и листьях.

Просто не надо ничему придавать особого значения, позвольте все­му «протекать» через ваше сознание, сохраняя при этом состояние освобожденности и Равностности по отношению ко всему, что прихо­дит в поле вашего осознания.

Вы думаете, что поток мыслей в вашем сознании непрерывен, но в действительности это не так.

Вы сами обнаружите, что между каждым феноменом есть проме­жуток — когда одна мысль уже стала прошлым, а следующая еще не возникла. Всегда есть промежуток, в котором открывается природа сознания.

Поэтому работа медитации заключается в том, чтобы позволять все­му замедляться и делать этот промежуток все более и более заметным.

Каждое утро на тренингах я предлагаю настройку для своих учеников:

«Войдите во внутреннюю тишину, туда, откуда вы на мир смотрите. И все, что приходит в поле вашего сознания, воспри­нимайте просто как объекты вашего восприятия.

Будьте просто наблюдателем. Посмотрите на мир глазами древнего старика, который сидит на завалинке солнечным ут­ром и смотрит, как дети бегают и играют, полностью вовлечен­ные в свои потешные занятия, как взрослые идут на работу, на­полненные заботой, как юные пары идут, обнявшись, наполнен­ные страстью и желанием.

При этом ничто не шелохнется в чистом восприятии древ­него старика — он видит игру, но не играет, смотрит на заботу, но не заботится, видит страсть, но не наполняется ею.

Просто смотрите, как происходит жизнь, как приходят в поле вашего сознания ощущения тела, эмоции, образы, мысли, но не будьте охвачены ими...»

Собственно медитативное состояние

Во время медитации занимающийся порой испытывает сильные переживания, которые высвечивают его жизнь, заставляют взглянуть на нее по-новому, позволяют увидеть ее смысл, поставить перед собой новые цели и установить новые отношения не только с другими людь­ми, со своим окружением.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.