ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ СВОБОДНОГО ДЫХАНИЯ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Особое значение для эффективного прохождения процесса Сво­бодного Дыхания имеет соблюдение пяти его элементов. По сути, каж­дый элемент — это определенный навык, и человека можно научить самостоятельно его вырабатывать.

Пять элементов Свободного Дыхания — составляющие единого процесса, которые являются инструментами достижения его макси­мальной эффективности и полноты. Каждый элемент — это умение, в котором можно неограниченно совершенствоваться. Рассмотрим пос­ледовательно все эти элементы:

• полное расслабление;

• связное дыхание;

• объемное внимание;

• гибкость контекста;

• активное доверие.

Поскольку эта книга предназначена в основном для инструкторов и тренеров вайвейшн, Свободного, холотропного дыхания и других специалистов по интенсивным психотехнологиям, мы будем достаточ­но подробно «технологизировать» каждый элемент, то есть описывать техники и приемы работы с клиентами.

Полное расслабление

Полнота расслабления определяет легкость доступа к подавленным ситуациям и эмоциям. Чем лучше клиент расслаблен, тем плодотвор­нее он сможет работать.

При проведении процесса связного дыхания (невзирая на направ­ления и школы — ребефинг, вайвейшн, холотроп и др.) используется расслабление.

Расслаблению способствует поза, принятая для прохождения про­цесса, — «шавасана», часто музыкально-шумовой фон является допол­нительным средством расслабления.

Приемы расслабления, способствующие вхождению в расширен­ные состояния сознания, имеют давнюю историю. В древних йогис-тических школах Индии, общинах тибетских монахов, школах меди­тации разных культур было выработано множество приемов релакса­ции. Более того, покой и расслабленность были вплетены в стиль жиз­ни и мировоззрение некоторых древних культур: принцип «недеяния» (у вей) в даосизме, состояние саттва будхи (добродетели и отрешенно­сти) — в школе санкхья, путь и принцип преодоления колыхания дхарм через уход от упаданы, дхьяну — в буддизме и т. д.

Особенно много приемов предоставили различные школы гипноза XIX и XX вв., аутогипноз, системы аутогенных тренировок.

Проговоры релаксационных текстов применяются, как правило, только во время первых процессов. Опытные инструкторы обучают различным приемам расслабления. Участники семинаров выбирают наиболее приемлемые для них способы саморелаксации и после 6 — 8 занятий усваивают этот навык.

В интенсивных психотехнологиях, использующих РСС в своей прак­тике, релаксационные техники выполняют прагматичную функцию. Расслабление способствует возникновению трансовых состояний со­знания, переход в РСС из которых достаточно легок и доступен.

К сожалению, на тренинги и индивидуальный прием нередко при­ходят люди с высокой тревожностью и выраженным тонусом мышеч­ного напряжения, которым трудно расслабиться, а тем более получить достаточно устойчивый навык релаксации.

Однако, как показывает опыт работы с множеством клиентов, все­гда возможен индивидуальный подбор техники расслабления для лю­бого человека, адаптированный к его ведущей модальности и другим психологическим особенностям.

Помните ли вы состояние, когда все ваше тело ощущало порази­тельную легкость, когда вам никуда не нужно было спешить, когда все вокруг и внутри вас было спокойным и умиротворенным? Может быть, это было давно, может быть, совсем недавно, и, вспоминая этот период жизни, вы частично возвращаетесь в состояние расслабления.

У любого человека есть опыт расслабления — в памяти детства.

Вспомните маленьких детей — мягкость и гибкость их тел, сочета­ние расслабленности и силы в их движениях, удивительную естествен­ность, красоту и грацию.

Мы вспоминаем один эксперимент, когда здоровому и сильному мужчине, чемпиону по боксу, предложили повторять за ребенком его движения. Он не смог выдержать даже четырех часов.

Многие люди похожи на кузнеца, который все время поддержива­ет огонь в горне. Жизнь в основном не требует от человека напряже­ния. Дети — великие мастера в расслаблении, и они интуитивно дога­дываются, что состояние расслабленности позволяет быть энергизи-рованным и сильным в любой момент.

Посмотрите на кошку, которая разлеглась под лучами солнца. Она никуда не спешит, она расслаблена. Но только возникает какой-то по­дозрительный шорох — и она уже на ногах, готовая сорваться с места в любую секунду.

У многих людей есть представление о том, что расслабление — это полная пассивность и неподвижность. Для многих расслабиться озна­чает уход в бездействие, иногда развлечение типа выпить бутылку вод­ки, сходить в сауну или погулять с девушками.

Если мы глубже разберемся с обыденным смыслом слова «рассла­биться», то начнем понимать, что в принципе это означает сменить вид активности, состояние сознания, способ существования. Вот был серьезен и напряжен — вот расслабился, стал другим, шутливым, не­серьезным...

Интуитивно каждый понимает, что расслабиться иногда просто необходимо, иначе можно «сгореть на работе», «устать» от жизни.

Но как?

Мы предложим вам несколько способов расслабления, которые можно просто использовать в жизни для того, чтобы:

• экономить свою жизненную энергию;

• быстро восстанавливать силы для работы и развлечений;

• качественно и эффективно входить в разные состояния созна­ния, если вы занимаетесь различными духовными практиками.

Чем лучше вы расслаблены, тем плодотворнее сможете работать со своей психической реальностью.

Попробуем провести несколько экспериментов, познакомиться с расслаблением. Выделите себе время для этих экспериментов и упраж­нений (примерно час), попросите ваших домашних не мешать вам, отключите телефон. Вы всегда можете найти время для самого себя.

Эксперимент 1

Начните напрягать руку: сожмите пальцы в кулак, напрягите запя­стье, затем предплечье — до локтя Замечайте при этом, как меняется ваше состояние, как меняется ваше дыхание, где еще появляется на­пряжение. Продолжите эксперимент с напряжением: напрягите всю руку — от кончиков пальцев до плеча, а затем резко отпустите напря­жение и позвольте руке расслабиться. Сравните ощущения.

После напряжения расслабление узнается легче, не правда ли? По­пробуйте запомнить это состояние расслабленности, ощущение рас­слабления в руке и переходите к следующему упражнению.

Эксперимент 2

Сядьте поудобнее, начните мягко и достаточно глубоко дышать и I закройте глаза. Представьте себе какой-нибудь приятный для вас уго-|лок природы. Может быть, это будет место, где вы любите гулять, или где вы когда-то отдыхали, или какой-то воображаемый пейзаж — это неважно.

Важно, что это место вызывает в вас чувство особого покоя и урав­новешенности, спокойствия и легкости. Заметьте, каково ваше дыха­ние сейчас, пройдите мысленным взором по всему телу и замечайте, что сейчас происходит с вашим телом. Когда вам захочется, можете сделать глубокий вдох, потянуться всем телом и открыть глаза.

Эксперимент 3

Встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напря­гая ее до предела. Через несколько секунд сбросьте напряжение, рас­слабьте руку. Проделайте аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Эксперимент 4

Напрягите до предела правую руку. Постепенно расслабляя ее, пол-I ностью переведите напряжение на левую руку. Затем, постепенно рас-! слабляя ее, полностью переведите напряжение на левую ногу, правую ногу, поясницу и т. д.

А сейчас я хочу предложить вам базовый перечень техник релакса­ции, которые апробированы мной на практике работы с группами в течение последних десяти лет.

Первый способ релаксации

Один из хороших способов расслабления — в направлении от ступ­ней ног к голове, расслабляя участок за участком, пока все тело не бу­дет расслаблено. Особое внимание обратите на мышцы лица, мышцы вокруг рта, голосовые связки и плечевой пояс.

Приведем полный текст такой релаксации.

«Закройте глаза, направьте свое внимание вовнутрь. Проверьте свое тело и посмотрите, есть ли в нем какие-то напряженные места или места, где хочется потянуться, найти удобное положение. Мы бу­дем называть части тела и расслаблять их. Позвольте своему телу по­грузиться в матрац или одеяло, на котором вы лежите, и пусть пол бу­дет вашей надежной опорой. Осознавайте свои мысли и ожидания, которые приходят к вам относительно предстоящего переживания. Просто встречайте, смотрите на них и затем позволяйте им уйти.

Начинаем расслабление со ступней. Расслабляем ступни. Расслаб­ляем большие пальцы ног. Расслабляем голени... нижние части ног. Расслабляем колени. Расслабляем бедра... пусть ваши ноги, расслаб­ляясь, станут более спокойными Расслабляем глубокие мышцы яго­диц. Расслабляем генитальную область и гениталии. Расслабляем ос­нование копчика и открываем эту область. Позвольте расслаблению медленно подниматься вверх по позвоночнику, позвонок за позвон­ком, и пусть каждый позвонок погружается в матрац, находя свое естественное положение, поддерживаемое опорой. Пусть это расслаб­ление поднимается вверх по позвоночнику к основанию черепа. Пусть оно затем растекается по плечам и проходит через них., расслабляя верхние части рук... расслабляя локти... расслабляя нижние части рук. Пусть расслабление проходит через кисти рук... расслабляя кисти, расслабляя ладони... пальцы... И пусть это расслабление выходит на­ружу через кончики пальцев.

Почувствуйте, как ваше внимание перемещается по задней сторо­не шеи, расслабляя мышцы, соединяющие тело и голову. Пусть рас­слабление распространяется вверх по шее, по задней части к самой макушечке, расслабляя мышцы скальпа. Расслабляя и открывая про­странство на самой макушечке и даже немного выше. Позвольте рас­слаблению перейти на лоб... расслабляя лоб... расслабляя и открывая пространство между бровями. Пусть на вашем лице не будет никако­го выражения, расслабьте глаза. Позвольте вашим векам спокойно отдыхать, прикрыв глаза. Расслабьте челюсти. Расслабьте рот, и пусть ваш язык отдыхает, покоясь на верхнем небе. Расслабьте горло., и от­кройте область горла. Расслабьте грудь и дыхательные мышцы. Рас­слабьте и откройте самый центр груди. Расслабьте и откройте солнеч­ное сплетение. Расслабьте и откройте живот. Расслабьте все основные органы внутри вашего тела...»

Второй способ релаксации

Попробуйте расслабить свое тело. Сначала вы можете почувство­вать напряжение, существующее в ваших мышцах, во всех мышцах, а затем расслабьтесь. Расслабьте мышцы лба, расслабьте мышцы всего лица. Расслабьте мышцы затылка, мышцы плечевого пояса, рук, туло­вища, ног, всего тела. Руки и ноги свободно вытянуты, вы ощущаете глубокую расслабленность во всем теле.

А сейчас почувствуйте земное притяжение и то, как поверхность, на которой вы лежите, поддерживает вас мягко и нежно. Вы очень, очень расслаблены.

Представьте очень милое, приятное место, где вы могли бы растя­нуться, забыть обо всех своих заботах, неприятностях, где вы можете себе позволить полностью расслабиться, отпустить себя. Это может быть берег моря, солнечная поляна в лесу, горы или любое другое мес­то, которое вы предпочитаете.

Вы дышите глубоко, медленно, связно. Вы очень расслаблены, очень глубоко и полно расслаблены. Вы лежите, вытянувшись. Все вокруг спокойно. Над вами голубое небо, ярко светит солнце. Вы смотрите на небо, ваш взгляд скользит по легкому облачку. Во всем покой и уми­ротворение. На душе у вас также очень спокойно. Вы полностью и глу­боко расслаблены...

Третий способ релаксации

Закройте глаза и почувствуйте свое тело. Позвольте вашему телу найти более удобное положение. Пусть руки раскинутся свободно и непринужденно, ноги раскинутся.

По мере того, как я буду считать до десяти, с каждым счетом вы будете все глубже и глубже расслабляться, и когда я скажу «десять», вы можете обнаружить, что находитесь в состоянии глубокого рас­слабления.

Один... глубже... три... глубже... еще глубже... десять... Вы очень глу­боко и полно расслаблены.

И когда вы уже очень глубоко и полно расслаблены, то есть только сейчас, находясь в состоянии полного расслабления, вы можете понять, что сумеете расслабиться еще глубже... Одиннадцать... глубже... две­надцать... глубже... тринадцать, еще глубже... четырнадцать, еще глуб­же. . пятнадцать... и, наконец, двадцать.

Вы очень глубоко и полно расслаблены, в два раза глубже, чем пред­ставляли раньше.

Четвертый способ релаксации

Закройте глаза и придите в свое тело. Почувствуйте, как ваше тело расслабляется. Расслабляется еще глубже., еще глубже... Ваше тело ста­новится еще более расслабленным.

А сейчас, когда вы уже глубоко расслаблены, представьте себя сто­ящим на верхней площадке длинной лестницы, ведущей вниз. Пред­ставьте, что лестница покрыта мягким пушистым ковром, и вы босы­ми ногами медленно начинаете спускаться по ней, переступая со сту­пеньки на ступеньку.

Представьте, что на каждой лестничной площадке на перилах уста­новлены таблички с номерами от одного до девяти. Девятый номер обозначает самый глубокий уровень. В процессе мысленного спуска по воображаемой лестнице вы ощущаете, что чем глубже вы спускае­тесь вниз, тем более расслабленно себя чувствуете. Когда вы достиг­нете девятой лестничной площадки, вы почувствуете состояние пол­ного, глубокого расслабления.

Медленно и постепенно начните «спуск». Раз... два... пять... семь... и, наконец, девять. Вы очень глубоко и полно расслаблены.

Пятый способ релаксации

Лягте поудобнее, закройте глаза и почувствуйте свое тело. Почув­ствуйте самые напряженные его участки и попросите их расслабить­ся. Расслабьтесь еще глубже.

А сейчас сосредоточьте внимание на своем дыхании. Дышите связ­но, медленно, глубоко. Пусть вдох плавно, без перерыва, переходит в выдох, а выдох так же плавно перетечет во вдох.

Сосредоточьтесь на фазе выдоха, отмечая, как после каждого выдо­ха ваше расслабление становится все глубже и глубже...

Вы уже очень глубоко расслаблены, и в этом состоянии полного покоя и расслабленности начинайте считать выдохи, проговаривая про себя, что, как только насчитаете 20 выдохов, вы достигнете стадии еще более глубокого расслабления.

С каждым выдохом вы расслабляетесь все глубже... глубже... глубже...

Шестой способ релаксации

Закройте глаза и почувствуйте свое тело. Почувствуйте ваши ноги, бедра, ягодицы, гениталии, низ живота, живот, грудную клетку, внут­ренние органы, спину, руки, плечевой пояс, шею, голову.

А сейчас ощутите ваше тело как единое пространство. Пространство, наполненное покоем, расслабленностью. Почувствуйте тяжесть в этом пространстве, желание просто разлиться на поверхности этого пола.

Почувствуйте себя лужей, разлитой на полу.

Почувствуйте глубокую, напоенную покоем и умиротворенностью, полную расслабленность в вашем теле.

Почувствуйте себя просто лужей, разлитой на полу.

Седьмой способ релаксации

Тот способ, с помощью которого мы сейчас расслабимся, называет­ся парадоксальным способом расслабления. Для того чтобы расслабиться, вам нужно будет предельно напрячься всем телом, и в тот момент, когда напряжение в вашем теле достигнет возможного пика, вы про­сто мгновенно отпускаете свое тело и приходите в состояние полного расслабления.

Самый элементарный способ расслабления, которым вы можете воспользоваться в любую минуту, — это просто вспомнить телом со­стояние расслабленности. Правда, для этого уже нужно иметь опыт глубокого расслабления.

Если вы ощущаете напряжение во время занятия, постарайтесь установить с ним внутренний контакт. Скажите ему. «Гебе безопасно расслабиться. Я не хочу бороться с тобой и принимаю тебя таким, какое ты есть, независимо от того, расслабишься ты или нет». Я твер­до уверен, что, практикуясь, любой человек может быстро научиться расслабляться.

Хочется дать основную методическую рекомендацию тем, кто бу­дет проводить релаксацию в группе или индивидуально:

• если вы хотите расслабить группу, расслабьтесь сами;

• если вы хотите кого-то научить расслаблению, научитесь сами расслабляться.

Расслабление — это искусство и часто настолько сложное, что тре­бует больших усилий, так как жизнь требует напряжения. Иногда мне кажется, что оно и является напряжением. И расслабление — врата за пределы Эго, впускающие к нашей внутренней сущности, к нашей самости.

Несколько дополнительных советов ведущему

Что можно предлагать дышащему:

• расслабьтесь;

• вы можете еще сильнее расслабиться;

• вы можете продолжать чувствовать это и расслабиться;

• заметьте, насколько вы уже расслаблены;

• дайте своему телу растечься по полу;

• пусть пол мягко поддерживает вас;

• расслабьте свое горло, челюсть и т. д.;

• дайте своей челюсти просто отвиснуть;

• вы можете расслабиться даже по поводу своего напряжения;

• не стоит беспокоиться по поводу______________________;

• вы можете расслабиться по поводу________________;

• найдите область тела, которая может расслабиться сильнее;

• попробуйте напрячься так сильно, как только можете.

Что делать ведущему:

• говорите спокойно, нежно, гладко, легко;

• расслабьте свое тело и сознание;

• доверяйте способности дышащего расслабиться;

• расслаблен он или нет, вы можете расслабиться.

Связное дыхание

В «Аватамсакасутре» есть великолепное описание ожерелья Инд-ры: «В небесах Индры есть, говорят, нить жемчуга, подобранная так, что если глянешь на одну жемчужину, то увидишь все остальные, от­раженные в ней».

Дыхание — та жемчужина, в которой сияет вся сущность человека в целостности духа, сознания, тела.

Связное дыхание — это дыхание без пауз между вдохом и выдо­хом. Три основных параметра, определяющих структуру дыхания, — глубина, частота и соотношение между вдохом и выдохом.

Глубина дыхания задает интенсивность переживаемой ситуации, степень эмоционального вовлечения в нее и уровень физических ощу­щений.

Частота дыхания задает скорость процесса, скорость трансформи­руемой ситуации, над которой человек работает.

Вдох должен происходить активно, на мышечном усилии, выдох — пассивно, при расслаблении мышц.

Цикл «вдох-выдох» происходит либо через нос, либо через рот. Вы можете переключаться, но помните, что рот дает возможность дышать более интенсивно.

При проведении групповых занятий, убедившись, что все члены группы достаточно расслаблены, вы можете сделать переход к связно­му дыханию постепенным, переключая внимание клиентов с ощуще­ний в теле на процесс дыхания: «Обратите внимание на дыхание, ды­хание нормальное... Начинайте углублять дыхание, делайте полный глубокий вдох, чувствуйте, как ваше тело наполняется воздухом, де­лайте выдох еще более полный и завершенный, чем вдох. Продолжай­те дышать еще глубже. Начинайте связывать дыхание, так, чтобы не было паузы между вдохом и выдохом... и между выдохом и вдохом. Дышите глубоко, начинайте увеличивать темп дыхания, дышите чаще и еще глубже. Дышите еще чаще и глубже. Пусть каждый вдох при­вносит еще более глубокое расслабление в ваше тело и глубинную ис­тину в вашу внутреннюю мудрость, ведущую переживание. Пусть ваше дыхание становится все легче, без всякого усилия».

Как показывает опыт проведения тренингов по связному дыханию, необходимо уделять особое внимание погружению в расширенные состояния сознания, чтобы клиенты после семинара могли самостоя­тельно входить в процессы. При этом активным помощником в овла­дении навыками связного дыхания является представление о четырех классах дыхания, каждый из которых имеет свою функцию в процес­се и придает человеку, начинающему жить в пространстве дыхания, определенную уверенность в своих силах и ощущение контроля над процессом дыхания.

Классы дыхания

Различают четыре основных класса дыхания, отличающихся соот­ношением глубины и частоты.

1-й класс: медленное и глубокое дыхание с акцентом на вдох. Струкры дыхания, принадлежащие этому классу, дают возможность со-ранять достаточную глубину погружения в процесс при относитель-ю небольшой его скорости. При этом можно рассмотреть и проработать отдельные детали переживаемой ситуации.

Эти структуры дыхания эффективны:

• в начале процесса,

• всегда, когда вы хотите отдохнуть.

2-й класс: быстрое и глубокое дыхание с акцентом на вдох, предназ­наченное для того, чтобы увеличить осознание физического тела (на­пример, чтобы бороться со сном, отключением сознания, отвлечени­ем на других людей и т. д.) или специфической энергетической струк­туры (например, неопределенного дискомфорта в какой-то части тела). Работая с этим классом, человек получает доступ к ситуациям из раз­личных слоев памяти (например, к родовой травме). В этом классе ды­хание, за редким исключением, осуществляется ртом.

Такие структуры дыхания действенны:

• при чрезмерной задумчивости, мечтательности, отключении сознания, сонливости, скуке;

• при необходимости усилить интенсивность ощущений в дан­ный момент;

• для поддержания связи с телом и эмоциями;

• для внесения занимательности в процесс.

3-й класс: быстрое и поверхностное дыхание (многие инструкторы Свободного Дыхания у нас в стране называют данный тип дыхания «собачьим дыханием»). Это дыхание предназначено для трансформа­ции и рассеивания энергетических структур.

Оно эффективно при:

• чрезмерном дискомфорте;

• плаче, истерии, беспокойстве;

• острой активизации;

• переполнености чувствами.

Этот тип дыхания снимает чрезмерную интенсивность ощущений, не снижая эффективности самого процесса. Опыт показывает, что не следует слишком увлекаться этим классом дыхания, к нему имеет смысл обращаться только при самых острых, экстремальных ситуациях в процессе, как к «скорой помощи».

4-й класс: медленное и поверхностное дыхание. Эти структуры при­меняются только после наступления интеграции, за 10—15 минут до окончательного выхода из процесса или в промежутке между двумя его циклами (не слишком долго, чтобы не затруднять вход в следую­щий цикл).

А теперь несколько общих советов:

1. Расслабьте выдох, не контролируйте его, пусть гравитация за­ботится о нем.

2. Если вы испытываете спазм или напряжение:

• расслабьте выдох, так как чаще всего перенапряжение про­исходит от чрезмерного форсирования выдоха;

• дышите быстро и поверхностно (это относится к любому ощу­щению дискомфорта);

• расслабьте тело вокруг напряженной области — представь­те, что вы дышите через напряженную часть тела;

• радуйтесь тайне происходящего.

3. Дышите достаточно глубоко, чтобы чувствовать, как энергия протекает по вашему телу.

4. Поэкспериментируйте со своим дыханием, чтобы установить соответствие структуры дыхания динамике возникновения и трансформации переживаемых ситуаций.

5. Настройте свое дыхание так, чтобы процесс происходил вокруг границы вашей комфортной зоны.

Опыт показывает, что четыре класса дыхания являются великолеп­ной моделью для обучения дыханию, самостоятельного вхождения, работы внутри процесса, выхода из процесса.

Четыре класса дыхания — тренажер осознания связного дыхания.

В движении к мастерству дыхания существует ясная перспектива. Овладение четырьмя классами дыхания позволяет дышащему самосто­ятельно проводить процессы связного осознанного дыхания. Это пер­вая ступень — процесс в четырех условных классах дыхания.

Вторая ступень — осознанность дыхания. На этом этапе сохра­няются субъектно-объектные отношения между сознанием дышаще­го и содержанием процесса дыхания. Дышащий осознанно подбирает к определенной ситуации в феноменологическом поле процесса соответствующие динамические структуры дыхания по глубине и ча­стоте, то есть к определенной интегрируемой целостности (блоку, мат­рице, комплексу) осознанно подбирается соответствующая динами­ческая структура дыхания. На этом этапе уже освоены связность ды­хания, соотношение между вдохом и выдохом на уровне автомати­зированных навыков. Это этап осознанного экспериментирования с дыханием внутри полной палитры структур дыхания по глубине и частоте. По глубине от почти незаметного для восприятия «колыха­ния нижнего дыхания дан-тянь» до «полного совершенного круга» дыхания, когда задействованы все дыхательные мышцы и дыханием омываются все внутренние органы до низа живота. По частоте — от сверхбыстрых циклических вибраций воздуха на уровне горла до почти полного замедления дыхания, когда цикл вдоха и выдоха тя­нется минутами.

Третья ступень — спонтанное дыхание. Спонтанность при этом понимается как интуитивная адекватность новой ситуации. На этом этапе уже нет контроля над дыханием. Связное дыхание осуществля­ется как бы само собой, но при этом обладает постоянным соответ­ствием интегрируемому материалу. Уже нет ни субъекта, ни объекта. Уже процесс не является актом, действием, работой по интеграции и трансформации, а есть целостный поток дыхания, осознания, ощуще­ний, чувств, образов, сокровенных идей и символов. В этом и состоит мастерство дыхания в процессе.

Это является чудом жизни, когда человек научается спонтанно (ин­туитивно) управлять своим дыханием, а значит, и своей психикой, ду­хом, жизнью во всей ее целостности.

Нужно предельно хорошо понимать, что дыхательная техника, из­ложенная выше, не является новинкой, изобретенной в Америке.

Связность, осознанность, сочетание пассивности и активности в дыхательном цикле являются ведущими принципами Цигун, дыхатель­ных упражнениях китайской медицины. Некоторые паттерны дыха­ния, сознательно или спонтанно используемые в Свободном Дыхании, являются классическими в пранаяме - йоге дыхания (капалабхати, медитационная пранаяма, ритмическое дыхание), в шаманских прак­тиках, суфийских школах.

Использование дыхания для вхождения в расширенное состояние сознания имеет некоторые особенности:

• дыхание осуществляется через рот, в редких исключениях — через нос. В традиционных системах (Цигун, пранаяма, магия дыхания, школы кэмпо и др.) считается, что дыхание должно производиться только через нос;

• в Свободном Дыхании каждый из четырех классов дыхания — инструменты управления и коррекции процесса. Второй эле­мент является синтезом и осознанным применением несколь­ких основных паттернов (схем, рисунков) связного дыхания. Особенно четко это прослеживается на первых ступенях обуче­ния связному дыханию;

• дыхание во многих традициях является определенной ступенью в самосовершенствовании личности, предполагающей сужение поля выбора. Дыхание в процессе — это путь самосовершен­ствования и саморегуляции, расширяющий поле выбора.

Несколько Аополнительных советов ведущему

Один из лидеров биосинтеза Дэвид Боаделла показал очень простые способы интерпретации дыхания клиента. Каким бы ни было наше вме­шательство, особенно если оно связано с телесным контактом, мы мо­жем получить три возможных ответа: «Да», «Нет» и «Нейтрально». Эта матрица показала свою эффективность в профессиональной работе.

Если дыхание становится более глубоким или сбалансированным, можно интерпретировать это как «Да». Если оно становится более по­верхностным или редким при вхождении во взаимодействие — это сиг­нал «Нет». Если изменение не происходит, оно остается нейтральным и показывает возможное отсутствие контакта. Это три возможные фор­мы базовых паттернов или сигналов невербальной коммуникации.

Что можно предлагать дышащему:

• дышите;

• вдохните;

• вдыхайте так глубоко, как вам хочется;

• вы уже дышите;

• постарайтесь заполнить свои легкие;

• расслабьте выдох;

• позвольте воздуху естественно покинуть легкие;

• дышите чуть-чуть глубже, полнее, чаще, реже, медленнее, боль­ше и т. д.;

• дышите поверхностно и быстро;

• дышите с энтузиазмом;

• заметьте, как легко вы можете дышать;

• найдите удобный для вас ритм дыхания;

• попробуйте пройти через это, дыша полнее, быстрее и т. д.;

• попробуйте не дышать. Что делать ведущему:

• дышите в ритме, который хотите предложить дышащему;

• время от времени делайте громкие глубокие вдохи;

• регулярно проверяйте себя — дышите ли вы сами.

Объемное внимание

Направленность действия нашего рационального сознания, рассуд­ка сильно влияет на эффективность Свободного Дыхания. Чем больше внимания и усилий мы тратим на обдумывание, анализ процесса, тем сильнее мы его искажаем. При этом также затрудняется доступ к тем подавленным ситуациям, которые особенно неприятны нашему рассуд­ку. Поэтому основным действием рассудка во время процесса должно стать наблюдение. Сознание человека многомерно, так же, как и его па­мять. Одна и та же ситуация может проявиться на разных планах:

• физическом — в виде холода, тепла, боли, напряжения, непро­извольных движений;

• эмоциональном — в виде страха, горя, чувства одиночества, радости, счастья;

• образном, символьном, ментальном и многих других.

Обычно сознание человека выбирает один, более привычный ему план восприятия переживаемой ситуации. Нет плана, более предпоч­тительного, чем другие, хотя в результате занятий Свободным Дыха­нием усиливается способность многомерного восприятия.

Внимание во время процесса должно быть одновременно и глубо­ким, и полным. То есть дышащий должен выбрать из многообразия сигналов и планов восприятия самый сильный и сосредоточить на нем все свое внимание и в то же время боковым зрением воспринимать всю динамику происходящего.

Все планы восприятия связаны друг с другом. Но очень часто мы с трудом понимаем, что происходит с нами. Мы привыкли общаться на русском языке, а жизнь, кроме русского, знает еще много других язы­ков. Нашему сознанию часто намного проще донести некоторые вещи на других языках, другим способом.

Ощущения, чувства, образы, символы, знаки — все это разные язы­ки, обладающие внутренними законами и своей логикой.

Все эти языки сформировались в процессе эволюции жизни и ус­ваивались нами именно в этой последовательности: сначала ощуще­ния, затем чувства, затем образы, и, наконец, символы и знаки. Но если в детстве мы хорошо понимали первые четыре языка, то позднее поза­были их, растеряли свое умение общаться с жизнью на этих языках. И сейчас наш внутренний мир напоминает группу строителей Ва­вилонской башни. Многоязычие без понимания. И, может быть, кому-|то его собственная жизнь напоминает эту же ситуацию: мы ясно слы-| шим голоса жизни, но плохо понимаем, что они нам говорят.

Как известно, для того чтобы могли общаться люди, говорящие на I разных языках, нужны переводчики. Давайте посмотрим, нет ли их | внутри нас, в нашем сознании.

И такой переводчик есть! Это образы. В практической психологии известно много техник и направлений, использующих образы для те­рапии и трансформации сознания.

При этом образ мы будем понимать шире, чем просто «картинку» Известно, что у каждого человека есть свой основной канал вос­приятия: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) или кине­стетический (телесный). И образ может быть описан через все эти модальности восприятия.

Попробуйте сесть максимально комфортно. Закройте глаза и по­чувствуйте ваше тело. Придите в ваше тело и начните осознавать различные его ощущения. Позвольте вашему вниманию свободно скользить по телу с головы до пяток, замечая различные ощуще­ния, которые в нем существуют. Где-то вы можете почувствовать напряжение, где-то расслабление, где-то будет тепло, где-то холод. Просто смотрите на свое тело внутренним взором и отмечайте раз­личные ощущения.

Сейчас попробуйте сосредоточиться на самом сильном ощуще­нии в теле. Вот оно. Попробуйте почувствовать, увидеть, предста­вить форму этого ощущения. После того как вы представили «фор­му» этого ощущения, попробуйте заметить его «фактуру», какое оно? Твердое или мягкое? Вязкое? Упругое? Какое-то еще?

Затем попробуйте увидеть «цвет» этого ощущения. Какое оно -темное или светлое? Ближе к холодным цветам (синему, голубому) или к теплым (красному, оранжевому) ? В нем присутствует только один цвет или несколько?

Теперь почувствуйте его «температуру». Может быть, оно очень горячее. Может быть, совсем холодное. А может быть, только чуть-чуть отличается от температуры тела в целом.

Если ваше внимание ускользает, то мягко, но настойчиво воз­вращайте его к ощущению.

Теперь прислушайтесь к этому ощущению — нет ли у него «зву­ка»? Какой это звук — высокий или низкий? Мелодичный или про­сто шум? Прерывистый или постоянный?

После того как вы описали ваше ощущение, попробуйте еще раз сосредоточиться и заметить, изменилось ли оно. Если оно измени­лось, то какие новые качества приобрело?

Теперь поблагодарите ваше ощущение за этот небольшой раз­говор и отпустите его Откройте глаза и почувствуйте себя «здесь и сейчас».

Выполняя это упражнение, можно заметить, что каждое ощущение обладает своими неповторимыми характеристиками. Таким образом, вы устанавливаете контакт со своими ощущениями и даете им воз­можность измениться. Постепенно, приобретая навыки внутреннего общения, мы заменяем ситуацию внутреннего конфликта на ситуа­цию диалога и позитивного взаимодействия. То же самое относится и к нашим отношениям с другими людьми. Внимательное, подробное описание и осознание ощущений, чувств, ситуаций позволяет создать безопасные условия для изменений и обретения мира и гармонии.

Несколько советов дышащему:

• сосредоточьтесь на ощущении так, чтобы вам были заметны са­мые тонкие его изменения;

• почувствуйте, что каждый нюанс ощущения достоин вашего внимания и вашей любви;

• учитесь описывать качества энергетических структур: найдите место ощущения или эмоции в своем теле и опишите его по всем параметрам (цвет, форма, температура, консистенция, факту­ра, звук, размер, плотность и т. д.);

• особенно будьте внимательны к тем чувствам, которые вы обыч­но не приветствуете;

• пригласите чувство прийти к вам еще интенсивнее;

• не сдерживайте эмоций! Дайте себе возможность выразить их, но при этом продолжайте внимательно наблюдать;

• старайтесь в любой ситуации замечать как можно больше дета­лей;

• если вы не знаете, на что обратить внимание, сосредоточьтесь на своем теле и почувствуйте текущую по нему энергию;

• если и это не помогает, сосредоточьтесь на дыхании и сделайте его намного интенсивнее.

Несколько упражнений

для тренировки объемного внимания

Упражнение 1

Водящий поворачивается спиной ко всем остальным участникам, которые располагаются в произвольном порядке и на произвольном расстоянии друг от друга. Водящий поворачивается и старается за­помнить положение шахмат в течение 30 — 40 секунд. Ведущий дает пояснения: «Вам необходимо запомнить только положение фигур, их позы не имеют значения (если участников много)». Или: «Вы должны запомнить не только положение фигур, но и позу каждой (если участ­ников мало)». Водящий отворачивается, шахматы перемешиваются. Задача водящего — восстановить картину.

Упражнение 2

Группа рассаживается полукругом. Из участников выбираются водящий и дирижер. Водящий становится спиной к полукругу на не­котором расстоянии него. Дирижер занимает место перед участника­ми и указывает жестом то на одного, то на другого. Вызванный жес­том дирижера участник хлопает в ладоши один раз. Один и тот же уча­стник может быть вызван дважды или трижды. В общей сложности должно прозвучать 5 хлопков. Водящий должен определить, сколько человек хлопало. После того как он справится со своей задачей, водя­щий занимает место в полукруге, дирижер идет водить, а из полукруга выходит новый участник.

Упражнение 3

Группа рассаживается в полукруг. Ведущий предлагает участникам расслабиться, прислушаться к тому, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе), к тому, что делается в полукру­ге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице. На каждое прислушивание дается по 2 — 3 минуты. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущени­ям, к тому, что окружает человека извне. Прислушивание к своим ощущениям занимает важное место во всем тренинге.

Упражнение 4

Группа садится полукругом. Ведущий предлагает участникам пригля­деться к какому-нибудь предмету однотонного цвета и разложить этот цвет на цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Например: «Какие цвета «собраны» в паркете?». Обсуждение ведется непосредственно во время приглядывания.

Упражнение 5

Группа садится полукругом. Ведущий предлагает участникам вни­мательно присмотреться к любому человеку, сидящему в полукруге, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. По­том участники по очереди описывают партнеров так, чтобы осталь­ные поняли, кого описывают. Запрещается описывать яркие цветные пятна одежды, упоминать о наличии усов, очков, бороды и пр. Вари­ант: описать особенности движений выбранного человека.

Мы можем вычленить следующие особенности внимания в расши­ренном состоянии сознания:

• основная функция сознания в процессе связного дыхания — наблюдение. Чтобы отключиться от мыслей, необходимо создать нейтральный фокус внимания;

• наблюдение должно иметь созерцательный характер (воспри­нимать, но не интерпретировать). Мы можем привести аналог из практики дзен: полностью сохраняя сознание, остановить всю умозрительную деятельность;

• наблюдение обеспечивается вниманием, которое одновремен­но обладает глубиной и полнотой.

В. В. Налимов (65), анализируя особенности трансперсональной психологии как новой философии человека, подчеркивает такое ее качество: «Трансперсональная психология выделила созерцание как метод изучения...» Нужно отметить, что в Свободном Дыхании имен­но внутреннее созерцание является одним из основных элементов процесса, и требования к этому методу мало отличаются от требова­ний в системах Уилбера и Грофа.

Наблюдение человека за внутренним планом собственной психи­ческой жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (ощущения, эмоции, образы, символы, мысли), в современной психологии назы­вается самонаблюдением.

Самонаблюдение, или интроспекция (от лат. mrospecto — гляжу внутрь, всматриваюсь), является, наверное, самым древним способом познания психической реальности.

Все древние трактаты Востока и эллинской культуры о психике (душе, духе) человека основаны на интроспекциональном опыте. В за­падной культуре истоки этого метода — в учении Р. Декарта и Д. Лок-ка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, то есть путем внутреннего созерцания.

Один из основателей современной психологии Вильгельм Вундт считал интроспекцию единственным методом, при помощи которого постигается уникальный предмет психологии — непосредственный опыт субъекта. В. Вундт считал, что интроспекция обнаруживает в со­ставе непосредственного опыта три класса элементов — ощущения, представления, чувства. Таким образом, по предметной направленно­сти и способу организации третий элемент — объемное внимание — мы можем с полной уверенностью обозначить как утонченную инт­роспекцию.

Несколько дополнительных советов ведущему

Что можно предлагать дышащему:

• обратитесь к своему телу и сосредоточьтесь на самом сильном ощущении;

• где вы его чувствуете?

• что вы сейчас чувствуете сильнее всего?

• что вы можете заметить сейчас?

• каково сейчас ваше настроение?

• заметьте, как от секунды к секунде ощущения меняются;

• какое чувство или ощущение зовет вас?

• посмотрите, куда ведет вас это чувство;

• попробуйте рассмотреть это ощущение еще подробнее;

• заметьте то, что вы еще не замечали;

• посмотрите, может быть, какое-то легкое ощущение хочет, что­бы вы на него обратили внимание;

• это важное чувство;

• дайте ощущению меняться так, как ему хочется;

• заметьте сдвиг в своем ощущении;

• посмотрите, как чувство отвечает на ваше внимание;

• приветствуйте все свои ощущения;

• заметьте свою реакцию на это ощущение (чувство);

• я вижу, что вы находитесь в самой глубине ощущения;

• дайте_______________все внимание, которое оно требует;

• вот это ощущение, прямо здесь!

• попробуйте ничего не чувствовать.

Что делать инструктору:

• каждое чувство и ощущение является важным;

• постоянно осознавайте свои собственные чувства и реакции на дышащего и его поведение;

• если вы не чувствуете себя внимательным и осознающим про­исходящее, то, скорее всего, то же самое происходит и с дыша­щим.

Гибкость контекста

В психологическом плане этот элемент самый сложный для освое­ния. Основной причиной этого является сужение, ограничение поля выбора.

Чем больше у нас так называемого негативного опыта, тем сильнее мы ограничиваем поле своего выбора в той или иной ситуации.

Л. Фестингер, определяя понятие когнитивного диссонанса, опи­сывает следующую схему человеческого поведения в ситуации выбо­ра: человек либо изменяет свое поведение, либо изменяет свое отно­шение к объектам, либо обесценивает значение поступка для себя и для других.

К сожалению, современный человек часто сводит свой выбор к более узкой схеме, чем описано у Фестингера. Тут более подходит элементарная схема «стимул — реакция» классического бихевиоризма Торндайка.

Таким образом, люди — существа бесконечно свободные — начи­нают действовать почти автоматически.

Понятие «контекст» в Свободном Дыхании имеет несколько другое содержание, чем принято в психологии. Контекст (от лат. contextu — 'тесная связь', 'соединение') в психологии определяется как обладаю­щая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позво­ляющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов (слов, выражений, отрывков текста). В Свободном Дыха­нии бытует более широкое толкование этого понятия. Под контекстом понимается содержание отношения к любой воспринимаемой и пере­живаемой ситуации в феноменологическом поле процесса Свободно­го Дыхания.

Гибкость контекста является основой интеграции. Дышащий дол­жен безусловно принимать любые ощущение, образ, эмоцию, идею, жизненную ситуацию и т. д., приходящие в поле его осознания, и быть благодарным за то, что они больше не подавлены и не отвержены.

Искусство безусловного принятия — основа любого пути самосо­вершенствования. Каким бы ни был феномен, приходящий в процес­се связного осознанного дыхания, нужно принять его с любовью и радостью.

Динамический, многомерный выбор контекста может быть самым важным фактором в жизни человека. Поэтому овладение этим элемен­том в Свободном Дыхании имеет очень большое значение.

В Свободном Дыхании существует великое множество контекстов для перевода любой неприятной ситуации в приятную.

Нужно отметить, что значимость замены контекста с негативно­го на позитивный была замечена давно и в консультативной психо­логии — вне зависимости от конкретной модели консультирования (психоаналитической, адлерианской, личностно-центрированной, бихевиоральной, когнитивной и др.), и в разных школах психотера­пии и психиатрии.

Но смена контекста в Свободном Дыхании имеет ряд кардиналь­ных особенностей:

1) смена контекста с негативного на позитивный производится са­мим дышащим. В других системах это делает профессионал — психолог, психотерапевт, психиатр;

2) принцип безусловного принятия любой ситуации с любовью и радостью с помощью выбора адекватного контекста;

3) гибкость контекста рассматривается как умение, в котором мож­но бесконечно совершенствоваться и пользоваться им не только в процессе Свободного Дыхания, но и в обыденной жизни как определенной психологической техникой.

Что можно предлагать дышащему:

• можете ли вы радоваться этому ощущению?

• оцените, насколько вы уже приняли это ощущение;

• нормально ли вам чувствовать это?

• вы очень хорошо работаете с этим;

• ну, вы и влипли, правда?

• это может быть не так страшно, как вы об этом думаете;

• по крайней мере, вы что-то чувствуете;

• вы можете принять это чувство, даже если не одобряете его;

• если вы примете это сейчас, оно больше не проявится в вашей жизни;

• ваше тело благодарно вам за то, что вы к нему прислушивае­тесь;

• прекрасно, что ваше чувство проявилось и вы больше его не подавляете;

• да, это, безусловно, уникальное ощущение;

• ничего тяжелее быть не может! Или, может быть, все-таки...

• вы сами пришли к этим ощущениям;

• найдите то, что вам нравится в этом ощущении.

Что делать инструктору:

• старайтесь интегрировать свои чувства по мере того, как они приходят;

• старайтесь быть гибким в своих реакциях на проявления дыша­щего.

Контекст субъективен и находится в большой зависимости от лич­ного опыта, сложившихся ценностей и установок. Одно и то же ощу­щение разными людьми может восприниматься и переживаться по-разному. Например, боль в голени может вызвать страх, наслаждение, тревогу, радость, подавленность, удивление.

Можно сказать, что в обыденной жизни мы обычно пользуемся в основном одномерными контекстами (например, «это хорошо, это пло­хо»). В какой-то момент жизни (чаще всего в детстве, неосознанно) мы делаем такой выбор, принимаем неосознанное решение относиться к реальности именно таким образом. Реальность от нашего выбора не меняется, мы в своем сознании разделяем ее на зоны «ТАК» и «НЕ ТАК».

«ТАК»: работа и получение удовольствия несовместимы, нужно поступать так, как поступает большинство и т. д.

«НЕ ТАК»: выражать свои чувства, показывать свою слабость, свою силу и т. д.

Такое разделение реальности резко сужает ту область жизни, где мы можем радоваться и наслаждаться. В бесконечном океане жизни мы выделяем маленький островок «ТАК» — «Я» и живем на нем. И боимся, или не можем, или просто не замечаем океана жизни вокруг, обозначив его «НЕ ТАК» — «не-Я». Но все это лишь результат нашего выбора.

Некоторые из таких выборов поддерживаются стереотипами об­щества или семьи. Многие из них полны здравого смысла. Но многие совершенно абсурдны и заставляют нас испытывать боль и диском­форт, лишают возможности испытывать радость и удовольствие. Это как старая одежда, к которой мы привыкли и не замечаем ее. Ситуа­ции меняются, жизнь предстает перед нами в бесконечном многооб­разии своих проявлений, а мы по-прежнему держимся старых, уже неэффективных контекстов.

К сожалению, мы редко выбираем контексты осознанно. У каждо­го из нас есть определенный набор «любимых» контекстов. Их обыч­но не очень много, и мы подходим к абсолютно разным ситуациям с одними и теми же мерками. Можно сказать, что в основном мы пользу­емся одномерными и жесткими контекстами, например:

Больно — приятно Плохо — хорошо Неправильно — правильно

Ограниченность точки зрения «хорошо — плохо» прекрасно ил­люстрируют суфийские притчи.

Человек умирает в результате случайности. Какая жалость! Затем выясняется, что он был в пути, чтобы убить халифа. О, как хорошо, что он погиб! Затем выясняется, что халиф сошел с ума, и ближайшие два года будут несчастьем для страны. Как жаль, что тот человек не добрался до него! И т. д.

Сам контекст не может быть «плохим» или «хорошим», он может быть только эффективным или неэффективным, адекватным или не­адекватным ситуации. Если мы не получаем в жизни, в работе, в отно­шениях того, чего мы хотим — наш контекст, наше отношение, наш способ восприятия этой части реальности — неэффективны, они «не работают». Если мы знаем, что за окном идет дождь, то у нас есть вы­бор — или огорчиться, сказав: «Опять погода испортилась», или с удо­вольствием понаблюдать за тем, как стекают капли по стеклу, порадо­ваться тому, что не нужно будет поливать из шланга свой садовый уча­сток. Подобный выбор присутствует во всех жизненных ситуациях.

Осознанный выбор отношения позволяет нам перейти от жестких, одномерных контекстов к гибким и многомерным.

И тогда зона «НЕ ТАК» получает другое имя — «И ТАК ТОЖЕ», или «РАВНОСТНОСТЬ». Область реальности, в которой мы можем суще­ствовать свободно, расширяется. Как писал Уильям Блейк, «если бы стекла восприятия были очищены, все явилось бы человеку таким, каково оно есть — бесконечным... Ибо человек закрыл себя до такой степени, что видит все вещи через узкие створки своей раковины».

Первое, что нам следует сделать в такой ситуации — принять жизнь такой, какая она есть. Постараться увидеть ее такой, какая она есть. При этом нам может помочь практика осознания, объемного внима­ния из предыдущей главы.

Следующий шаг — осознать, каково наше отношение к этому фак­ту действительности и как мы можем изменить его. Какое отношение, какой контекст позволяет нам принять эту ситуацию, этот факт. При­нять и получить максимум удовольствия в данной конкретной ситуа­ции. Возьмите для примера какую-нибудь повторяющуюся дискомфор­тную ситуацию в вашей жизни, которую бы вы хотели изменить. Мо­жет быть, это ожидание троллейбуса, которое вызывает раздражение. Может быть, это ворчание ваших близких на то, что вы опять все дела­ете не так. Отложите на несколько мгновений книгу и вспомните эти повторяющиеся ситуации. У каждого они будут свои. И сейчас мы не­которое время поработаем с этими ситуациями, проделаем несколько упражнений.

Вспомните, как вы обычно реагируете на такие ситуации. Какие чувства они у вас вызывают? Как меняется ваше дыхание в этих ситу­ациях? Какие части тела напряжены? Какие расслаблены?

Попробуйте выбрать ключевой момент этой ситуации и представьте его в виде картины. Кто присутствует на этой картине? Что окружает людей, присутствующих в ней? Представьте или почувствуйте «раму», в которую заключена эта картина. Какая это рама? Из чего она сдела­на? Нравится ли вам она? И если она вам не нравится, попробуйте изменить раму. Представьте ту раму, которая, по вашему представле­нию, идеально подходит для этой картины.

А затем вновь вернитесь к ощущениям тела и к осознанию чувств. Что изменилось в вашем отношении к ситуации?

Гибкость контекста предполагает осознание многообразности поля выбора в подходах и оценках, взаимодействия с воспринимаемой и переживаемой ситуацией. Этот принцип означает возможность заме­ны одного контекста другим в результате свободного выбора.

А сейчас вновь вспомните повторяющуюся дискомфортную ситу­ацию из вашей жизни. Может быть, это будет та же самая ситуация или какая-то другая. Важно, чтобы вы могли представить ее во всех деталях и хорошо осознавать свои чувства и ощущения внутри нее. Когда вы вспомнили эти ситуации, попробуйте представить пять разных способов отношения к ней, пять разных вариантов реагирования на нее. Может быть, вам поможет, если вы представите, как могли бы прореагировать на эту ситуацию ваши знакомые.

Например, раздражение на автобусной или троллейбусной оста­новке, когда транспорта долго нет, а вы спешите, а люди все прибыва­ют, и вы начинаете нервно ходить взад и вперед и уже шепчете разные нелестные слова в адрес транспортных служб.

Пять разных способов реагирования на нее:

1) Продолжать раздражаться и переживать.

2) Начать рассматривать окружающие деревья, небо, дома, может быть, вы заметите какая приятная сейчас погода.

3) Четко осознать насколько важно для вас то дело, в связи с кото­рым вы оказались на остановке, успеваете ли вы, насколько прин­ципиально, если вы опоздаете минут на 15, нужно ли вам позво­нить и предупредить, что вы опаздываете, или стоит поехать на машине и прибыть вовремя.

4) Начать рассматривать людей, находящихся рядом с вами, воз­можно, вы заметите что-то любопытное в них или захотите с кем-то поговорить.

5) Резко изменить планы и поехать в другую сторону.

Можно найти эффективное отношение к любой ситуации, то от­ношение, которое позволяет вам получить максимум удовольствия в данных условиях. Если вы написали пять способов и не смогли найти самый точный, напишите еще пять.

Вы можете экспериментировать со сменой контекста. Ведь, в кон­це концов, вы — свободный человек и ничто не мешает вам сознатель­но выбирать свое отношение к реальности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.