ПРОСТРАНСТВО СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Чтобы более подробно очертить границы РСС и вычленить его спе­цифические качества, мы предлагаем вашему вниманию следующую карту уровней измененных состояний сознания

Сразу хочется уточнить, что термины «измененное состояние со­знания» (ИСС) и «необычное состояние сознания» мы употребляем как синонимичные, с логической точки зрения однозначные по объе­му и содержанию. Хотя понятие «измененные состояния сознания» достаточно широко употребляется в науке, мы считаем, что сознание (индивидуальное свободное сознание) не меняется по существу. Мож­но корректно говорить об изменении содержания сознания в зависи­мости от среды идентификации.

Для топологического обозначения РСС среди других ИСС мы пред­лагаем вашему вниманию континуум уровней измененности созна­ния (рис. 1), в котором крайние шкалы следующие: +1 — состояние четкого, ясного, полного сознания, — 1 — глубокое психоделическое состояние сознания.

ПРОСТРАНСТВО СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ


Рис 1 Континуум уровней измененности сознания

У нас нет уверенности в том, что состояние четкого, ясного, полно­го сознания является приоритетом обычного состояния сознания. Более того, у нас есть предположение, что это состояние полноты осоз­нания не столь часто бывает в обычном (обыденном) состоянии со­знания (ОСС).

Полное, четкое, ясное осознание связано с такими состояниями со­знания, какинсайт (отангл. insight — 'проницательность', 'усмотрение') в гештальт-теории. В русском языке есть очень емкое слово «озарение», означающее сиюминутное охватывание сути, общих, существенных и необходимых свойств, отношений внутренней и внешней реальности. Это некое предельное, пиковое состояние сознания в смысле его полно­ты и ясности. Трудно даже предположить существование человека, ко­торый находится все время в состоянии инсайта, или озарения.

Для обычного, обыденного состояния сознания больше подходит название «плавающего осознания», по глубине флуктуирующего в пределах от +1 до 0, то есть в пространстве от полного осознания до «нулевого сознания», включая трансовые состояния сознания (ТСС).

С одной стороны, мы должны признать, что для характеристики «пла­вающего осознания» больше подходят метафоры Н. Гурджиева (21, 22), который предполагал, что элемент неосознания в жизни людей велик. По его мнению, почти все люди представляют собой «машины», не осоз­нающие себя Поведение и деятельность их автоматизированы, алго­ритмизированы, заданы социальными программами и генетическим потенциалом.

С другой стороны, мы должны признать естественность «плаваю­щего осознания» и его самодостаточность в потоке обыденной реаль­ности, в которой приобретенные навыки, автоматизмы социального взаимодействия и внутренней работы имеют положительный смысл в аспекте экономии психической и физической энергии.

Чтобы конкретнее обозначить карту пространства «плавающего осознания», опишем более подробно те состояния сознания, которые мы определили как «трансовое» (ТСС) и «нулевое» (НСС).

Определяя трансовые (франц. transe — 'оцепенение') состояния сознания, сразу обозначим объем этого понятия как необычное со­стояние обычного сознания. В психотерапии и психиатрии транс по­нимается как вид сумеречного помрачения сознания с нарушением ориентировки в окружающем.

Трансовые состояния сознания характеризуются особой отрешен­ностью сознания, вызываемой произвольно (при аутогенных трениров­ках, с помощью разнообразных ритуалов (мистерии, религиозные об­ряды, камлания шаманов), на сеансах самовнушения и гипнотического воздействия (при направленных визуализациях, медитациях)) или воз­никающей спонтанно при «застревании» внимания на объектах инт­роспекции или качествах восприятия внешних предметов. К спонтан­ным трансовым состояниям можно отнести также суженные состоя­ния сознания, возникающие в результате развития психического зара­жения (коллективных трансов, массовидных психических явлений).

В трансовом состоянии повышается внушаемость, происходит пе­рераспределение внимания и спад функций планирования. Как при целенаправленном вызывании транса, так и при спонтанном «выпаде­нии» в транс происходит усиление репродуктивной активности со­знания, возникают яркие зрительные образы прошлого и проявляет­ся повышенная способность к фантазированию, усиливается тенден­ция к устойчивому искажению реальности. При этом человек может не замечать перехода от ОСС к ТСС и обратно к нормальному.

Сужение сознания в трансовом состоянии особенно заметно в пси­хотерапевтических сессиях (сеансах релаксации, направленных ви­зуализаций, настроек, эриксонианского и прямого гипноза и т. д.), осо­бенно при фиксации на каком-либо ощущении, символе, образе, то есть ограничении круга воспроизводимых ситуаций, цикличности воспроизведений, а также регулярном возврате к ним. Вне сомнения, при хорошо отработанной технологии сужение сознания усиливает­ся, снижается количество и качество осознаваемых явлений, умень­шается число анализируемых вариантов, возникает феномен «буква­лизма» и заметно увеличивается суггестивность.

Качественной характеристикой «нулевого» состояния сознания является полное отсутствие всякого осознания. При этом наблюдает­ся полная аутизация сенсорной сферы, воспоминания о периоде «ну­левого» состояния сознания отсутствуют. Такое «выпадение» осозна­ния по ощущениям очень похоже на глубокий сон.

Еще раз подчеркнем, что эти состояния сознания являются нор­мой для ОСС. В любой момент времени возможен быстрый переход к состояниям, близким в континууме к + 1 с адекватной оценкой и вза­имодействием с внешним и внутренним миром в «здесь и сейчас».

Об особенностях РСС мы уже говорили выше. Хочется отметить дополнительно, что в РСС также достаточно часто встречаются «нуле­вые» состояния сознания.

Под психоделическими состояниями сознания (ПдСС) мы понима­ем изменения сознания, вызываемые введением в организм психоде­ликов или глубокими психофизиологическими сдвигами, которые по­явились в результате очень длительного и интенсивного применения других способов вхождения в ИСС. Психоделические состояния со­знания могут быть индуцированы реальными жизненными обстоя­тельствами. Таковыми являются предсмертные состояния, описанные Р. Моуди, состояния, характеризующиеся повышенными психичес­кими и физическими возможностями (сверхбодрствование, сатори, проявления различных сидхи), трансперсональные переживания, выз­ванные болевым или психологическим шоком и др. К естественным психоделическим состояниям мы можем отнести также осознаваемые (ясные) эмоционально насыщенные сновидения, «просоночные состо­яния сознания».

Расширенные и психоделические состояния составляют особую группу глубоких изменений в сознании, граничащих с множеством патологических состояний, являющихся областью деятельности пси­хиатрии (но не включающих их).

Психоделические и расширенные состояния характеризуются осо­быми трансформациями сознания, связанными с изменениями во всех сферах восприятия, с сильными и зачастую необычными эмоциями, а также с глубокими переменами в мыслительных процессах. Нередко они сопровождаются множеством сильных психосоматических про­явлений и неординарным поведением. В сознании происходят чрез­вычайно глубокие качественные изменения, но в отличие от бредо­вых состояний в нем не наблюдается грубых нарушений. В психоде­лических состояниях мы переживаем вторжение других измерений бытия, которые могут быть очень интенсивными и даже ошеломляю­щими. Но при этом мы все же не теряем пространственно-временной ориентации и отчасти остаемся в контакте с повседневной реальнос­тью. Как пишет Станислав Гроф, мы одновременно присутствуем в двух разных реальностях.

Весьма важным и характерным аспектом психоделических состоя­ний являются необычные изменения в чувственном восприятии. Если глаза открыты, формы и краски внешнего мира обычно резко преоб­ражаются, а когда мы закрываем глаза, у нас могут возникать и видения различных природных явлений, космоса, мифологических сфер. Иногда все это сопровождается широким диапазоном переживаний, в которых задействованы различные звуки, запахи, физические и вку­совые ощущения.

Эмоции, связанные с психоделическими и расширенными состоя­ниями, охватывают очень широкий спектр и простираются далеко за пределы нашего повседневного опыта — от чувств экстатического во­сторга, небесного блаженства и непостижимого покоя до чудовищно­го ужаса, неудержимого гнева, бездонного отчаяния, гложущей вины и других крайних проявлений эмоционального страдания. Интенсив­ность этих переживаний сопоставима с описаниями адских мук в ве­ликих религиях мира.

Аналогичным образом поляризованы и сопутствующие физичес­кие ощущения — в зависимости от содержания переживания это мо­жет быть как ощущение необычайного здоровья и благополучия, оп­тимального физиологического функционирования и необычайно сильного сексуального оргазма, так и крайний дискомфорт, например, мучительные боли, давление, тошнота или чувство удушья.

Особенно интересным аспектом расширенных и психоделических состояний является их воздействие на процессы мышления. Как по­казывает наш экспериментальный опыт, интеллект не получает повреж­дений, но работа его весьма отличается от обычного функционально­го режима. Как отмечает Ст. Гроф, хотя в таких состояниях мы не мо­жем положиться на свои суждения по обычным практическим вопро­сам, на нас может буквально обрушиться поток удивительной новой информации, касающейся великого множества других моментов. Нас могут посетить глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые дви­жут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличностные проблемы. Мы можем также испытать необычайные откровения, зат­рагивающие различные аспекты природы и космоса и намного пре­восходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку. Большинство интереснейших прозрений, которые открываются в холотропных состояниях, сосредоточено вокруг философских, мета­физических и духовных проблем.

Мы можем перечислить несколько переменных, которые адекват­но отражают качество глубины измененное™ сознания:

1) уровень аутизации сенсорной сферы: min = +1, max = — 1;

2) время выхода из ИСС: О или несколько секунд — ТСС, несколько минут или часов — РСС, несколько часов или суток — ПдСС;

3) степень психологической «включенности», «проживания», эмоциональной вовлеченности в происходящее: max = +1 — в хилотропную или объективную реальность; max = — 1 — в холотропную или реальность «истых галлюци­наций».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.