Использование мета-модели

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
«Наконец, мы хотели бы напомнить тем, кто прочитал "Структуру магии", что это всего лишь способ рассуждения о ней»

Р. Бэндлер, Дж. Гриндер


Итак, мета-модель это набор средств для создания лучшей коммуникации. Она создает вопросы типа «что», «как», или «кто» в ответ на специфические формы языка говорящего. Использование этих вопросов- особое искусство.

Практикуясь в использовании мета-модели, обратите специальное внимание на свои внутренние процессы. Поскольку это формализация интуитивного поведения, реакции мета-модели будут возникать в те моменты, когда вам понадобится опора на внутренний опыт в понимании коммуникации клиента. Допустим, он говорит: «Мой шеф наказал меня.» Вам нужно полностью понять, что означает это утверждение, спросить: «Как именно?» Шеф мог лишить премии, накричать или сердито взглянуть, просто проигнорировать. Если вы решаете для себя, что это значит, опираясь на личный опыт, то вы находитесь в своей модели мира.

Мета-модель- это набор средств, который дает вам возможность оставаться в рамках внешнего сенсорного опыта, получая информацию от клиента. Это удерживает от погружения в себя, помогает вызвать клиента на более ясную коммуникацию, снимает необходимость заполнять пропуски собственной субъективной реальностью. Клиент говорит: «Я боюсь толпы.» Если вы пойдете внутрь себя и начнете говорить «О, страх толпы, да, я знаю, что это такое», вы упустите возможность помочь человеку более полно осознать собственные переживания. Реакции же, предписываемые мета-моделью «Как, откуда вы знаете, что боитесь толпы?» , или «Что именно в толпе пугает вас? », или « Что мешает вам чувствовать себя в толпе спокойно?» помогают вам придерживаться опыта клиента, извлекая ответы и новые возможности роста из его индивидуальных ресурсов. И может быть, эти ресурсы таковы, какими вы сами не располагаете. Обнаружение моментов, где вы погружаетесь в себя, дабы понять, что имеет в виду клиент, и замена этого вопросами мета-модели значительно увеличивает терапевтическую эффективность и поможет интеграции мета-модели в ваше автоматическое бессознательное поведение.

Попросите кого-нибудь формулировать предложения, содержащие определенные нарушения с точки зрения мета-модели. В каждом примере определите, как проявляет себя ваша интуиция. Вы слышите утверждение: «Это нанесло удар по моим чувствам.» Откуда вы узнаете, кто это сделал и каким именно образом? Если вы вспомните (визуально, кинестетически или аудиально) случай, когда вашим чувствам был нанесен удар,- значит, вы понимаете на основе своего опыта, а не опыта говорящего. Научившись обращать внимание на собственные внутренние процессы, вы научитесь находить ключи, сигнализирующие, что вы в поисках смысла отправились внутрь, вместо того, чтобы оставаться в настоящем. Найдя личные сигналы такого рода, вы можете использовать это, применив к ним реакции мета-модели. Всякий раз, получив сигнал о недостатке какой-то информации, об отсутствии смысла, вы можете быть уверены, что реакция мета-модели окажется уместной.

Фраза «Я думаю, что у меня есть проблема» ничего не скажет вам о процессе. Если вы спросите: «Да, но как вы это думаете?»- сначала человек отвечает: «Что?!» Но, преодолев первый шок от того, что ему задали столь странный вопрос, он начнет демонстрировать вам процесс, сначала невербально. Он скажет: «Ну, я просто так думаю» (глаза и голова движутся вверх и влево). Или он скажет: «Ах, я не знаю. Я просто... вы знаете... это просто мысль, которая у меня есть» (глаза и голова движутся вниз и влево). Сочетание используемых человеком неспецифических глаголов и достаточно элегантной невербальной спецификации даст вам ответ на ваш вопрос, вне зависимости от того, осознает это человек когда-нибудь или нет.

Один из студентов Бэндлера и Гриндера обучил мета-модели сестринский персонал больницы. Так что если больной говорил: «Я уверен, что мне станет хуже» или «Я еще не могу подняться», сестра спрашивала: «Как вы об этом узнали?» Затем она продолжала эту тему другими мета-модельными вопросами, чтобы помочь пациенту осознать ограничения своей модели. В результате средний срок пребывания больных в этой больнице снизился с 14 до 12,2 дня.

Весь смысл мета-модели в том, чтобы обеспечить вам систематический контроль над языком. Когда мы впервые выбрали время, чтобы обучить ей своих студентов, результат был следующий: вначале был период, когда они неделю всюду ходили и мета-моделировали друг друга. Потом они начали слышать, что они произносят вслух. Они иногда останавливались на середине фразы- потому что начали СЛЫШАТЬ себя. Это еще один результат мета-модели: она учит вас слушать не только других, но и себя. Затем произошло вот что: они обратились внутрь себя и начали мета-моделировать свой собственный внутренний диалог. Это превратило их внутренний язык из террориста в нечто полезное.

Мета-модель- вещь действительно упрощенная. Но без нее и без систематического контроля над ней вы будете делать то, чему мы вас учим, неряшливо. Те люди, которые делают все это хорошо, обладают контролем над мета-моделью. Этим они отличаются. Это БУКВАЛЬНО основа всего, что мы делаем. Вы можете быть способными, остроумными, блестящими и придумывать сложнейшие в мире метафоры, но если вы не умеете хорошо собирать информацию- как внешнюю, так и внутреннюю- вы не будете знать, что делать. Вопросы мета-модели- суть то, что действительно немедленно обеспечивает вам нужную информацию. Это прекрасный инструмент достижения этой цели как внутри, так и снаружи. Он превратит ваш внутренний диалог в нечто полезное.

Мета-модель основана на языковой интуиции. Поэтому, тщательно сознавая эту интуицию, вы легко можете освоить мета-модель. Эти интуиции могут быть выражены в любой репрезентативной системе. В ответ на фразу «жирафа преследовали» интуиция скажет, что чего-то недостает. Возможно, ваша картина неполная, или, когда репрезентация кинестетическая, вы не знаете, как быстро должен бежать жираф. Ни одна из этих репрезентаций не полна, пока вы не получите ответ на вопрос: «Кто преследовал жирафа?» Независимо от того, как выражает себя ваша интуиция, в этом месте вводится вопрос мета-модели, чтобы извлечь как можно больше смысла из коммуникации.

Чтобы использовать интуиции в обучении мета-модели, начните 1) с представления обучающемуся предложений, которые содержат одно искажение относительно мета-модели; 2) попросите его сообщить свое впечатление; 3) попросите задать соответствующий вопрос из мета-модели, делая его составной частью выражения той же интуиции. Если его картина не полная, он спросит об остальном. Если он чувствует себя озадаченным- задаст вопрос, который все поставит на место. Изменяя содержание и прибегая к повторам, продолжайте связывать интуицию и вопросы мета-модели. Интуиция может меняться в зависимости от типа вопросов и паттернов. Могут возникать ощущения в связи с универсальными квантификаторами, картины- с номинализациями. звуки- с причинами и следствиями. Так или иначе каждый попадает в рамки определенных паттернов. Когда они обнаружены, упражнения помогают интегрировать их в повседневное поведение.

Мета-модель представляет собой инструмент, которым может воспользоваться психотерапевт, принадлежащий к любой школе. Практическая цель и ценность ее двояка: во-первых, она предполагает эксплицитное руководство (т.е. поэтапное, а значит, и поддающееся усвоению) относительно того, что следует делать в каждый момент психотерапевтического воздействия; во-вторых, любой человек, для которого данный язык является родным, уже располагает интуициями, необходимыми для применения мета-модели,- для этого ему надо лишь осознать их.

Бэндлер и Гриндер неоднократно напоминают, что их мета-модель никоим образом не исчерпывает выборов, которыми психотерапевт может воспользоваться в ходе работы с клиентом. Скорее напротив, она должна быть интегрирована с техниками и методами в установившихся уже формах психотерапии. Интеграция эксплицитной мета-модели с техниками и приемами психотерапии, которыми вы уже хорошо владеете, не только расширит количество возможных выборов, которыми вы располагаете как психотерапевт, она сделает психотерапевтический стиль более эффективным благодаря тому, что ваши действия будут прямо направлены на расширение модели мира клиента. Таким образом, мета-модель предоставляет в распоряжение терапевта эксплицитную стратегию психотерапевтического поведения.

Бэндлер и Гриндер вспоминали, как после публикации «Структуры магии» спрашивали многих, читали ли они эту книгу: «Нам отвечали: «О да, добросовестно прочел.» «А почерпнули ли вы оттуда что-нибудь, например, из четвертой главы?» (Авторы утверждают- мы не знаем, насколько всерьез- что это единственная осмысленная глава во всей книге.) «Конечно, все это я прекрасно знаю.» «Хорошо, тогда я буду клиентом, а вы задавайте мне вопросы. Итак, я не в состоянии рассердиться.» «И как вы думаете, в чем здесь проблема?»- вместо того, чтобы спросить: «Что же удерживает вас?» или «Что произойдет, если вы все-таки рассердитесь?»

Без систематической тренировки в задавании вопросов мета-модели люди заходят в тупик. Наблюдая за работой Сэла Минучина, Вирджинии Сэйтир, Фрица Перлса и Милтона Эриксона, мы заметили, что они интуитивно пользуются многими из вопросов мета-модели.»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.