РЕФРЕЙМИНГ

Наука » Психология » НЛП » Современные психотехнологии
Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления. Он перекликается с разработанными ранее концепциями НЛП, например с концепцией горизонтального мышления, и вполне согласуется с основными принципами НЛП, о которых шла речь в самом начале книги. Для того чтобы понять кар­ты реальности других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами, — без этого невозможно эффективное общение. Умение понимать людей открывает перед нами новые воз­можности, а, как мы уже убедились, большой выбор лучше, чем никакого. Открытый подход к собеседнику в сочетании с оп­ределенной сенсорной чуткостью позволяет выявить пред­ставления, которые лежат в основе его поведения и которые совсем не обязательно должны совпадать с нашими соб­ственными представлениям о том, что правильно, а что непра­вильно. Такой подход способствует установлению взаимопо­нимания, повышению эффективности общения и, в конечном итоге, достижению поставленных целей.

Контекстуальный и содержательный рефрейминг

Любое поведение, ситуация или событие могут быть под­вергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, можно придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по–собачьи, это может стать концом его карьеры.

Но такое поведение вполне приемлемо и даже похвально на отдыхе, во время игр с детьми. Оно также будет уместно в пятницу вечером на репетиции любительского спектакля. Но­сить джинсы с дырами на коленях в наше время можно во многих ситуациях, но на собеседовании при приеме на работу или на заседании совета директоров такая одежда вряд ли будет к месту. Это и есть контекстуальный рефрейминг.

Интерпретация событий зависит от того, на каком именно моменте ситуации вы концентрируете свое внимание. А если посмотреть иначе: кто пришел на прием к директору в джин­сах? Сантехник, художник или начальник отдела? Содержание ситуации меняет ее смысл. Вся реклама основана на содержа­тельном рефрейминге. Измените угол зрения, сфокусируйте внимание на иных аспектах — и вы измените смысл ситуа­ции. Измените смысл ситуации — и вы измените связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение; у вас появится выбор.

Прежде чем приступить к подробному рассмотрению тех­ники рефрейминга, я хотел бы предложить еще один термин. Рамка — это тот контекст, в который мы помещаем события и который придает им определенное значение. Рамка придает поступку или ситуации значимость и уникальный характер. Существуют различные способы заключения событий в рам­ки. Чтобы получить как можно более полное представление об этих способах, рассмотрим следующие примеры.

• Рамка цели

Этой рамкой мы пользуемся, когда хотим подчеркнуть важ­ность стоящих перед нами целей и удостовериться при помо­щи ряда критериев, что эти цели правильно сформулированы. Но это лишь один из способов рассмотрения ситуации. Обра­тите внимание на приложенные усилия (рамка усилий) или на сам процесс, независимо от его результата (рамка процесса).

Используя рамку цели, например, на собрании или во время деловых переговоров, мы концентрируем свое внимание на желаемом результате и соответственно строим свое поведе­ние. Использование этой рамки позволяет нам не только бо­лее эффективно и целенаправленно действовать для достиже­ния цели, но и лучше понять различия между нашими целями и целями других людей. Такой навык очень важен для того, например, чтобы достичь соглашения с партнерами. При ис­пользовании рамки цели суть проблемы становится более яс­ной, повышается и вероятность найти решение данной проблемы. Эта рамка имеет отношение к кибернетической модели достижения цели. Согласно ей, мы мыслим и действуем, исхо­дя из представлений о желаемых результатах наших усилий (а не из входных условий и изначально имеющейся информа­ции). Подобный способ мышления позволяет нам осознать, как далеки мы от поставленной цели, и — соответственно корректировать свое поведение.

Целеустремленные люди добиваются больших успехов именно потому, что используют в своей деятельности рамки целей.

• Рамка экологии

С этой рамкой мы уже встречались при рассмотрении модели перехода из нынешнего состояния в желаемое. Выс­траивание своего рода моста, соединяющего эти состояния, всегда осуществляется в пределах рамок прочих наших це­лей или намерений. Любое изменение обстоятельств неиз­бежно влияет на нашу цель. Мы должны очень сильно хо­теть выстроить этот мост. И мы должны быть уверены, что наша цель достижима. Человек, зациклившийся на чем–то одном, не замечающий вокруг ничего, кроме одной своей главной цели, с точки зрения НЛП просто не в состоянии заключить свое поведение в рамку экологии. Экологии це­лей всегда следует уделять должное внимание. Помните, оце­нивая правильность постановки какой–либо своей цели, мы спрашивали себя: «Насколько мое поведение соответствует интересам моей семьи, фирмы, моих друзей? Насколько хоро­шо данная цель согласуется с другими моими целями?» Ины­ми словами, наши цели всегда находятся в тех или иных экологических рамках.

• Рамка очевидности

С этой рамкой мы тоже уже встречались, когда проверяли правильность постановки цели. Здесь следует проверить чет­кость и очевидность цели, ясность и детальность представле­ния желаемого результата ваших усилий. Эта рамка является составной частью рамки цели и отражает то, что мы видим, слышим и чувствуем в процессе достижения этой цели. Сен­сорная очевидность сама по себе не гарантирует нам достиже­ния цели, но в значительной степени способствует этому.

• Рамка «как будто»

Использование этой рамки может оказать существенную помощь при решении самых разных проблем. Этот прием является составной частью ряда других стандартных техник. Вы действуете так, «как будто» все необходимые условия уже выполнены и все необходимые события уже произошли. Это очень похоже на проигрывание воображаемых сценариев. «Что будет, если это случится?» или «Предположим, что это произойдет». Возможно, у вас пока нет достаточных финансо­вых средств для выполнения какой–либо задачи, но что, если бы они уже имелись в наличии? Подумайте, «что бы про­изошло», если бы вы уже достигли цели, а затем вернитесь назад и попробуйте представить себе, как бы вам этого уда­лось добиться. Подобный подход часто используется при вы­работке позитивно направленного мышления. Сначала пред­ставьте себе самое худшее, что только может быть, примите это и смиритесь. А затем подумайте, что можно сделать, что­бы не допустить этого. При финансовом планировании обыч­но учитывают возможность трех вариантов развития собы­тий — наилучшего, наихудшего и наиболее вероятного.

• Рамка отказа от собственной интерпритации

В этом случае вы рассматриваете информацию, полученную от вашего собеседника, как средство достижения согласия и вза­имопонимания по поводу происшедшего. Вместо того чтобы излагать суть разговора с позиции всеведущего судьи, лучше попытаться поточнее воспроизвести в памяти весь ход беседы. Этот прием может быть с успехом использован при ведении любых переговоров, так как он способствует достиже­нию взаимного согласия сторон. Кроме того, использование этой рамки помогает поддерживать тесный контакт с собесед­ником, поскольку дает ему понять, что вы внимательно слуша­ете и правильно понимаете сказанное им. Следует периодичес­ки употреблять в разговоре следующие фразы: «Правильно ли я понял, что...», «Это именно то, что нам надо...» или «Поправьте меня, если я не прав, но...». В некоторых случаях бывает не­обходимо отказаться от собственной интерпретации ситуации в более жесткой и официальной форме.

Надеюсь, теперь вы имеете некоторое представление о сути рефрейминга. Используя те или иные рамки, мы можем взгля­нуть на событие с разных точек зрения и таким образом достичь более глубокого понимания. Можно сказать иначе до тех пор, пока мы не заключим какую–либо ситуацию в ту или иную рамку, она будет мало что значить для нас Мы придаем событиям определенное значение в соответствии со своими индивидуальными перцептивными фильтрами, зави­сящими от нашего воспитания, образования, опыта семейной жизни и от многих других факторов. Но, для того чтобы спра­виться с принципиально новой ситуацией, нам необходимо сломать сложившиеся стереотипы, вырваться из замкнутого круга привычных мнений и убеждений. То есть заключить наш опыт в новые рамки и, в соответствии с ними, взглянуть на ситуацию с другой точки зрения. Именно это и называется творческим мышлением. Подобный подход к решению про­блем любой сложности даст вам неоспоримое преимущество перед узкомыслящими, консервативно настроенными людьми, способными рассматривать вещи только под строго опреде­ленным углом зрения.

Анекдот, шутка, удачная метафора, неожиданный поворот в беседе, сдвиг значений — все это широко и успешно применя­емые приемы рефрейминга. Кроме того, существуют приемы поистине гениального использования данного метода. Я имею в виду теорию относительности Эйнштейна, к созданию которой привело заключение важнейших математических и фи­зических понятий в принципиально новые рамки

Ловкость речи

Существуют различные техники использования рефрей­минга. Одна из них может быть названа техникой Ловкости речи (по аналогии с известным выражением о ловкости рук). Эта техника может быть с успехом применена и на индивиду­альном уровне, и на уровне группы. Она позволяет рассмот­реть то или иное заявление с различных точек зрения. Хотя существует множество привычных, стандартных подходов, тем не менее всегда можно подойти к проблеме как–то по–новому. И тем самым приблизиться к ее решению. Подобные подходы и точки зрения могут носить как позитивный, так и негатив­ный характер, могут быть обобщающими или, наоборот, конк­ретизирующими.

Рассмотрим конкретный пример. Вот одно весьма спорное высказывание: «Очень трудно подвигнуть на что–нибудь хоро­шее людей в наше время, когда все спешат урвать кусок по­жирнее».

Ниже я приведу ряд возможных ответов на это заявление, иллюстрирующих технику Ловкости речи.

Позитивные цели

— Итак, вы согласны с тем, что условия нашей жизни тоже нуждаются в изменении?

— Вы высказали весьма глубокую мысль

— Наконец–то сотрудников начинают ценить по достоин­ству. Эти слова — как «луч света в темном царстве».

Негативные цели

— Так что же, нравы продолжают падать?

— Уж не ожидаете ли вы, что мы повысим производитель­ность труда?

— Неужели мы теряем лучших людей?

Это пример пессимистического взгляда на развитие событий.

Новые цели, дальнейшее развитие событий

— Может быть, нам назначат нового директора в следую­щем месяце?

— Дело не столько в условиях жизни, сколько в руковод­стве.

— Это просто трудный период, который надо пережить. В этих вариантах предлагается некая новая идея, которая способна повлиять на существующую проблему.

Метафора

— Всяк сверчок знай свои шесток.

— Это все равно, что воду решетом носить. Здесь вполне будут уместны шутка, анекдот. Метафора сама по себе — не решение, она лишь подталкивает подсозна­ние к выходу из своих привычных рамок. Метафора даже не обязательно должна иметь какой–то глубинный смысл, — главное, что она может вызвать полезные ассоциации.

Иная временная шкала

— Посмотрим, как дела пойдут после Рождества.

— Неужели за прошедший год действительно произошли изменения к худшему?

— Сколько лет вам осталось до выхода на пенсию? Временной фактор заключается в новую рамку, что откры­вает новые перспективы.

Модель мира

— Наш мир далек от совершенства.

— Таковы законы бизнеса.

— К сожалению, жизнь не становится со временем проще. Это философский взгляд на ситуацию, широкая перспектива.

Личностные ценности и критерии

— А вы считаете, что дело всегда должно быть прежде всего?

— Это создает вам неудобства?

— И как вы справляетесь с этой ситуацией?

— Что вы предприняли, чтобы избежать неприятностей? Здесь внимание фокусируется на особенностях отдельной личности.

Переопределение

— Может быть, люди просто не хотят, чтобы их на что–нибудь подвигали?

— Возможно, нам следует в большей степени автомати­зировать производство.

— Скорее всего, это просто неудачная формулировка.

В этих случаях делается попытка иначе сформулировать суть проблемы.

Рассмотрение проблемы на более высоком уровне

— Касается ли эта проблема всей экономики в целом?

— А нет ли у вас проблем в общении с людьми?

— Похоже, никто не думает о будущем.

Здесь проблема поднимается на новый, более высокий уро­вень при помощи обобщения, приобретая гораздо более широ­кую перспективу.

Детальное рассмотрение проблемы

— Что именно вас беспокоит?

— Что вы можете сказать о своем непосредственном ок­ружении?

— Какая молодежь приходит нам на смену? Здесь мы концентрируемся на некоторой части проблемы, говорим о ее деталях.

Контрпримеры

— То же самое касается и инвестиций в жилищное стро­ительство

— Компания «АБВ плюс» смогла справиться с возникшими трудностями. Контрпримеры иногда выражаются в форме «Да, но...».

Позитивное намерение

— Создается впечатление, что вас беспокоит будущее ком­пании.

— Итак, вы хотели бы уменьшить негативные влияния?

— А вы пытались предоставить персоналу больше свободы? С помощью подобных вопросов можно узнать о позитив­ных намерениях человека, если они у него есть.

Наверняка каждая из этих точек зрения достаточно хоро­шо вам знакома. Для того чтобы по–новому взглянуть на ка­кую–либо сложную проблему, не требуются сверхчеловечес­кие усилия. Техника «ловкости речи» поможет вам отказаться от излишней приверженности к удобным и привычным взглядам на вещи. Подойдите к ситуации творчески, и вы не­пременно найдете оптимальное решение (даже в самом сложном случае).

Вы, вероятно, уже заметили, что хотя в НЛП и говорится о важности умения с различных точек зрения взглянуть на про­блему, конкретных рецептов здесь нет. Это как раз тот ас­пект проблемы, которого НЛП не касается. Если вы не в состоянии отрешиться от привычных, но ограничивающих ваше движение вперед представлении, вам нужно подумать о развитии творческих навыков.

• Новые ракурсы

Приведенные выше варианты ответных высказываний со­всем не обязательно должны привести к решению проблемы, но они помогут с новой точки зрения взглянуть на проблему и тем самым приблизить момент ее решения. Иметь свежий взгляд на проблему почти столь же важно, как и иметь ее готовое решение. Какая–то метафора, анекдот, удачная цитата или высказывание могут иметь один смысл для меня и, воз­можно, совершенно иной смысл — для вас. В метафоре же важны не столько слова, сколько зрительные и слуховые об­разы, совершенно иначе стимулирующие наше воображение. Используя, например, метафору, вы сможете лучше понять суть проблемы. Самая, казалось бы, малозначительная ассоци­ация может породить неординарное решение. Рефрейминг по­зволяет не столько высвечивать новые аспекты проблемы, сколько переключать мышление внутрь, на самого себя. Каж­дая новая точка зрения способна открыть практически неогра­ниченные возможности решения проблемы там, где разум бес­силен

• Возникновение ассоциаций

Практическая выгода от использования рефрейминга зак­лючается в открытии новых перспектив. У нас постоянно возникают разнообразные ассоциации между воздействием окружающего мира и нашими индивидуальными перцептивны­ми картами. Именно эти неконтролируемые и непредсказуе­мые ассоциации позволяют нам принимать неординарные ре­шения. Чем больше мы получаем разнообразных сенсорных стимулов, порождающих ассоциации, тем больше вероятность того, что среди этих ассоциаций найдется та, которая приведет нас к правильному решению. Будет очень хорошо, если у вас появится множество самых разных и неожиданных точек зре­ния. Не пытайтесь решить проблему только каким–то одним способом, даже если вы считаете его наиболее подходящим

Рефрейминг достаточно гибок. Добавьте к приведенным выше высказываниям любые другие. Если же вам на ум не приходят никакие подходящие ответы, просто перейдите к другой точке зрения. Если же вам особенно нравятся одна или две из них, постарайтесь зафиксировать их в своем созна­нии. Но при этом имейте в виду, что именно та точка зрения, которая кажется вам совсем неподходящей, а то и вовсе глу­пой, и поможет вам отказаться от привычных предрассудков. Как часто именно они мешают в поисках правильного реше­ния проблемы.

Точки зрения

Давайте рассмотрим еще одну несложную модель рефрей­минга, известную под названием модели Точек зрения Она основана на придании новых значений трудноразрешимым си­туациям при помощи использования пар противоположных по смыслу слов, таких как добро и зло, правильное и непра­вильное.

Если вы столкнулись с какой–либо проблемой, приступите к рефреймингу сразу же, чтобы получить как можно более четкое представление о сути этой проблемы. Модель Точек зрения может быть особенно полезна для выработки новых подходов при решении проблем, связанных с людьми. Часто можно услышать подобную жалобу: «Да он меня просто не слушает!» С помощью рассматриваемой модели мы можем взглянуть на данную проблему с разных точек зрения (в при­мере используются слова: хорошо, плохо, правильно, непра­вильно).

Хорошо, что он не слушает, потому что иначе он начал бы слишком вникать в детали.

Плохо, что он не слушает, потому что это говорит о плохой дисциплине.

Он поступает правильно, потому что мои слова его никак не касаются

Он поступает неправильно, потому что, если бы он меня слушал, то смог бы избежать множества проблем.

Это глупо, потому что, если бы он меня слушал, то сэконо­мил бы силы и время.

Не слушая меня, он поступает весьма мудро, потому что ему совершенно не нужно вникать во все эти детали.

Лучше ничего не слушать, чем увязнуть в чужих проблемах.

Ему же хуже, ничего не слушать — ничего не понимать.

Модель Точек зрения несколько более ограничена, чем мо­дель Ловкости речи, однако она может быть весьма полезна в случае необходимости рассмотрения проблемы с различных точек зрения.

Использование модели Точек зрения (так же, как и исполь­зование модели Ловкости речи) потребует от вас творческого мышления.

Вероятно, вы не сможете избежать серьезных размышле­нии. А может быть, вам поможет решить проблему какая–нибудь удачная шутка. В самом деле, если бы данная пробле­ма имела рациональное решение, то вы бы его уже давно отыскали. Помните, что с помощью юмора и гротеска можно разрушить практически любые предрассудки.

«Переворачивание» проблемы

Каждая из описанных техник предполагает рассмотрение проблемы с различных точек зрения. Важно вовремя начать применять свои знания на практике. Если вы хорошо владее­те техниками НЛП, у вас многое получится. Но прежде всего вам необходимо избавиться от предрассудков.

Существует один еще более простой метод, суть которого состоит в следующем: нужно начать движение в направле­нии, противоположном тому, в котором вы шли до сих пор, из­менить ход своих мыслей. Такую технику можно назвать про­вокационной, при ее использовании происходит как бы перево­рачивание всей проблемы с ног на голову. Так, например, выра­жение «У меня не хватает денег на покупку стиральной машины» можно преобразить следующим образом: «Если ра­зобраться, у меня достаточно денег на покупку этой машины».

В результате такого преобразования могут возникнуть сле­дующие вопросы:

• Насколько убыстряется процесс стирки благодаря моей новой стиральной машине?

• Удивительно большое количество операций заложено в эти современные модели, теперь и химчистка не нужна?

• Не видать бы мне этой новой техники, если бы не квар­тальная премия?

• Какую выгоду я получу от покупки этой новой машины?

И так далее. Необходимо тщательно обдумать ответы на все возникшие вопросы, представляя, как выглядела бы реаль­ная ситуация «наоборот» (так же, как это делает ребенок в процессе игры). Подобным образом можно «перевернуть» любую проблему, например финансовую проблему или про­блему личных взаимоотношений.

Составьте список основных факторов, входящих в состав вашей проблемы, расположив их в порядке уменьшения зна­чимости каждого из них (так же, как вы ранее составляли список своих дел на день) А теперь как бы переверните весь этот список с ног на голову, придавая наибольшее значение тем факторам, которые прежде не имели для вас особого зна­чения. Поначалу этот прием может показаться непривычным и даже странным, поскольку ваша ментальная карта реальнос­ти прекрасно «знает», что важно, а что — нет.

Вполне возможно, что сложившиеся стереотипы все–таки возьмут верх и вы либо вернетесь к прежней точке зрения (от чего в данном случае мало проку), либо упретесь в ту­пик. Конечно, может быть и так, что вы не включили в свой список именно тот фактор, который мог бы способствовать нахождению оптимального решения. Поэтому постарайтесь составить как можно более подробный список, включив в него даже те факторы, которым вы до сих пор вовсе не прида­вали значения.

Типы проблем

Существуют и некоторые другие подходы к решению про­блем. Эдвард де Боно, например, рассматривает следующие три типа проблем.

1. Путь закрыт. Вы знаете, что вам нужно, но путь к жела­емому закрыт. Причины могут быть самые разные, на­пример нехватка средств или отсутствие рядом с вами подходящих людей. Как только проблема будет решена и путь расчищен, вы сможете продолжить движение в желаемом направлении.

2. Вы сбились с дороги. Вы исчерпали свои возможности и сбились с пути. Например, вам может не хватать ин­формации о состоянии рынка, технологических новин­ках, политике государства в интересующей вас сфере и т. д. В этом случае, даже если причины ваших затруд­нений не до конца вам ясны, вы можете приступить к сбору дополнительной информации и попробовать все же отыскать ключ к решению проблемы.

3. Вы пропустили нужный поворот. Проблемы этого типа являются самыми трудными. Вы не знаете, в чем на самом деле заключается проблема. Вам все кажется прекрасным до самого последнего момента, когда вы вдруг обнаруживаете, что упустили свой шанс.

В первом случае могут быть применены традиционные тех­ники решения проблем, предполагающие, что ваша проблема в достаточной мере понятна и ее можно подвергнуть анализу.

Во втором случае вам придется полагаться на определен­ные, не всегда проверенные мнения, так как вы не только не обладаете достаточной информацией, но даже не знаете, какой именно информации вам не хватает; кроме того, вы не знаете, как проверить надежность информации и когда надо закон­чить ее сбор и принять решение.

В третьем случае вам потребуется главным образом интуи­ция, чтобы уловить малейшие намеки на способы решения про­блемы. Аналитический подход к проблеме здесь совершенно непригоден, поскольку неизвестно, что надо анализировать.

• Адекватное или лучшее решение?

Рефрейминг можно использовать при решении проблем любого типа. Возьмем проблему первого типа. Даже доста­точно четко определенное действие может заблокироваться, если возникнет необходимость найти и применить какой–то новый подход. С точки зрения творческого мышления не су­ществует только одного решения проблемы — самого лучше­го, а можно говорить лишь об адекватном решении.

Во втором случае, чем меньшей информацией вы обладае­те, тем более широким должен быть взгляд на проблему, что­бы не тратить время понапрасну, разбираясь не с теми про­блемами и собирая ненужные сведения.

В третьем случае дело вообще не в каких–то конкретных техниках или моделях, а в том, чтобы всегда стараться мыс­лить творчески, что достигается, например, практикой рефрей­минга. Эффективность поиска новых возможностей зависит, прежде всего, от четкости и значимости цели и от влияния подсознательных ассоциаций. Возможно, стоит отказаться от поиска прямого пути и поискать пути обходные. Они могут быстрее, чем прямые, привести вас к цели, у вас будет больше шансов на успех. Для того чтобы справиться с проблемами, суть которых вам еще не до конца понятна, необходимо на­учиться доверять своему правому полушарию, предоставить ему возможность поработать в автоматическом режиме.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.