Контекстное обучение

Наука » Психология
«Передача» студенту массива учебной информации или формирование системы поведенческих навыков в рамках множества учебных дисциплин отнюдь не гарантируют овладение им целостной профессиональной деятельностью, не делают из него специалиста. Реальный мир жизни и профессиональной деятельности совсем иной, а адаптация к нему – очень нелегкое дело, занимающее до 3 – 5 лет.

Психологическая структура в учебной и профессиональной деятельности одинакова, однако содержательное наполнение каждого из структурных блоков качественно иное.

Теория контекстного обучения (А.А. Вербицкий) предлагает создавать педагогические условия для динамического движения деятельности студента от учебной к профессиональной, трансформации первой во вторую с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результатов.

В теории контекстного обучения предлагается следующее понимание контекста.

Контекст – это система внутренних (личность, ее знания и опыт) и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому, так и ее компонентам.

Однозначное соответствие деятельности студента и деятельности специалиста не нужно. Достаточно последовательно моделировать в формах деятельности студентов содержание профессиональной деятельности специалистов со стороны ее предметно-технологических (предметный контекст) и социальных (социальный контекст). Такими формами деятельности могут стать имитационные обучающие модели и деловые игры.

Основной единицей содержания контекстного обучения выступает проблемная ситуация во всей своей предметной и социальной неоднозначности и противоречивости, хотя задачам и заданиям тоже находится свое место. Студент действует в целостном пространственно-временном контексте «прошлое-настоящее-будущее». Он понимает, что было («застывшие» образцы теории и практики), что есть (выполняемая им познавательная деятельность) и что будет (моделируемые ситуации профессиональной деятельности). Все это мотивирует его учебную деятельность, делает ее осмысленной и продуктивной. Овладевая нормами предметных действий и отношений людей в ходе индивидуального и совместного анализа и разрешения «профессиональноподобных» ситуаций, студент развивается и как специалист, и как член общества.

В контекстном обучении выделены три базовые формы деятельности студентов и множество промежуточных, переходных от одной базовой формы к другой. К базовым относятся:

· учебная деятельность академического типа (информационная лекция);

· квазипрофессиональная деятельность (деловая игра);

· учебно-профессиональная деятельность, где студент выполняет реальные исследовательские или практические функции, как это происходит, скажем, на производственной практике.

В качестве промежуточных выступают конкретные формы обучения студентов, в которых все больше

проступают (по целям, содержанию и формам) черты профессиональной деятельности специалистов и которые обеспечивают переход от одной базовой формы деятельности студентов к другой. Это проблемные лекции, семинары-дискуссии, групповые лабораторно-практические занятия, анализ конкретных производственных ситуаций, спецкурсы и т. п.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.