Виды мышления

Наука » Психология
1. Наглядно - действенное мышление

Оно характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности. С этого вида начинается развитие мышления у ребёнка. Ребёнок в возрасте до двух лет познаёт объекты по мере того, как он руками практически разъединяет, расчленяет и вновь объединяет друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри?».
Практически действенное мышление применяется сознательно и взрослым человеком для решения сложных задач, когда логического мышления, этого мощнейшего оружия познания, оказывается недостаточно. Так, не ограничиваясь лишь расчётами, строят модели будущих кораблей и проверяют их в гидродинамических трубах, создают модели самолётов и также испытывают их в аэродинамических трубах, строят модели рек и на них возводят модели будущих плотин.
Многие задачи вообще продуктивнее и экономичнее могут быть решены только в процессе практической деятельности.

2. Наглядно - образное мышление

Занимается предметами и событиями известного нам мира. В процессе практического мышления эти предметы должны присутствовать и быть объектами действия. По сути дела обращение с предметами - мышление руками. У ребёнка, достигшего возраста четырёх лет, связь мышления с практическими действиями ослабевает. Ему уже далеко не всегда необходимо потрогать руками заинтересовавший его предмет. Но во всех случаях необходимо отчётливо воспринимать этот предмет. При этом ребёнок фиксирует своё внимание на внешней видимости вещей, которая сама бросается в глаза. Дети часто терпят неудачу в решении мыслительной задачи из-за того, что используют для этого внешние признаки.
Детям шести лет демонстрируют два одинаковых стакана, с одинаковым количеством воды. Затем воду из одного переливают в другой, более узкий и высокий. На вопрос, в каком стакане воды больше, дети указывают на второй, узкий и длинный. Но ведь воду переливали на глазах у детей, не добавляя ни капли! Мышление ребёнка подчинено его восприятию, следует за ним. Уровень воды в узком стакане выше, следовательно, воды в нём больше, делают они заключение. Ребёнок ещё не владеет такими отвлечёнными понятиями, как объём, форма. Орудием «думания» у него являются наглядные образы.
Как идёт интеллектуальное развитие дальше? Петру и Павлу задали одну и туже задачу: «Сейчас 3 часа 40 минут. Сколько времени будет через полчаса?». Пётр поступает так: он помнит, что полчаса = 30 минутам, поэтому прибавляет 30 минут к 40. Так как в часе только 60 минут, то остаток в 10 минут перейдёт в следующий час. Так он приходит к ответу: 4 часа 10 минут. Для Павла час - это круглый циферблат часов, а полчаса - половина круга. В 3 часа 40 минут минутная стрелка стоит под косым углом слева на расстоянии двух пятиминутных делений от вертикали. Взяв стрелку за основу, Павел разрезает диск пополам и попадает в точку, которая находится в двух делениях справа от вертикали на противоположной стороне. Полученный ответ он переводит в числовую форму: 4 часа 10 минут.
И Пётр, и Павел решали задачу мысленно. Причём Пётр - оперируя числами, мыслил «интеллектуально». Павел же применил в этой задаче визуальный образ. В мышлении Павла связь с чувственным опытом сохранена, в то время, как у Петра мы видим полнейший отрыв мышления от опыта чувств.
Что понимаем мы под чувственным опытом? Предметы, отсутствующие физически, могут быть представлены косвенно образами памяти. В силу этого мы можем в отсутствие этих предметов оперировать их образами. Очень ярким «умо-зрительным» мышлением обладал Ш., описанный А.Р. Лурией в «Маленькой книжке о большой памяти». Термин «умо-зрительный» в данном случае означает ум, который работает с помощью зрения. То, о чём другие думают или смутно представляют, Ш. видит. Перед ним возникают целые образы, ощутимость которых граничит с реальностью, и все его мышления - это дальнейшие операции с этими образами. Он оперирует с ними так, как если бы оперировал с реальными вещами.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.