КОРОЛЬ АРТУР И РЫЦАРИ КРУГЛОГО СТОЛА

Наука » История » Всемирная история
КОРОЛЬ АРТУР И РЫЦАРИ КРУГЛОГО СТОЛА

В памяти человечества существуют три Арту­ра — Артур исторический, Артур легенд и Артур рыцарских романов, причём один образ плавно перетекает в другой. Образ Артура истори­ческого связан с событиями, происходившими в римской или, точнее, постримской Британии.

К началу контактов с римлянами в I в. до н. э.. Британия была заселена в основном народами, принадлежащими к кельтской языковой группе, круп­нейшим из которых были бритты. Мелкие кельт­ские племенные княжества вели непрерывную вой­ну друг с другом. К III в. н. э.. завоевание острова римлянами завершилось, и сложилась провинция Британия со смешанным бритто-римским, но впол­не романизированным населением, занимавшая юго-восточные и центральные районы острова.

Остальные районы оставались кельтскими. В конце III в. — IV в. римская Британия была христиани­зирована. В это же время начались набеги на неё с моря германских племён, в основном саксов. В се­редине IV в. сюда двинулись с севера племена пик­тов; с запада, с острова Иберния (Ирландия), хлы­нули кельты-скотты, которые завоевали север Бри­тании — Каледонию, назвав её по имени своего пле­мени Scotland (Шотландия). В 407 г. ввиду угрозы для Рима со стороны готских племён римские войс­ка уходят из Британии, в 410 г. её покидают и римс­кие должностные лица, а за ними — и римские колонисты.

Британия оказалась предоставленной сама себе. Началось кратковременное кельтское возрождение, забвение римских обычаев, восстановление кельт­ского языка и быта. Но в середине V в. на Британию обрушились с моря германские племена: юты с се­вера Ютландского полуострова, англы с его юга, саксы с побережья Северного моря. В руках ютов оказался Кент. Юг и юго-восток острова захватили саксы, восточное побережье — англы. Язычники-германцы двигались в глубь страны, истребляя и изгоняя местное население (часть кельтов с полу­острова Корнуолл бежала на континент, на полу­остров Арморика, дав ему имя своей родины — Бре­тань), разрушая селения, сжигая церкви.

В начале VI в. племена бриттов и остатки потом­ков римлян объединились и начали борьбу с завое­вателями. В начале — середине VI в. им удалось нанести англам, саксам и ютам ряд поражений, но в 60—70-е гг. этого века вторжение продолжилось, и к 600 г. завоевание основной части острова было завершено; кельтские народы остались в Шотлан­дии, Уэльсе, на полуострове Корнуолл и некоторое время — на северо-западе собственно Англии. Та­ковы точно установленные исторические факты. Другие сведения находятся уже на грани истории и легенды.

Около 550 г. монах Св. Гильдас написал сочине­ние «О разорении и завоевании Британии». Не на­зывая ни имён, ни дат, он говорит, что «советники вместе с гордым королём ввели в страну яростных саксов, ненавистных Богу и людям, для отпора се­верным племенам». Позднее бритты избрали своим правителем с титулом императора потомка римлян Амвросия Аврелиана, который нанёс саксам реши­тельное поражение у горы Бадон (точное местопо­ложение не установлено, некоторые учёные полага­ют, что это — возвышенность близ курортного го­рода Бат).

Текст Гильдаса не очень ясен. Не вполне понят­но, кто руководил этой битвой, возможно, и не Ам­вросий; в частности, там же упоминается некий Медведь (лат. Ursus). На одном из кельтских язы­ков (валлийском) «медведь» — «artu». He исклю­чено, что это — первое упоминание об Артуре.

Во второй половине VI в. валлийский бард Анейрин сочиняет поэму «Годдоин», в которой рассказы­вается о гибели одного из бриттских племён. Один из героев поэмы — вождь Артур, смелый воин, муд­рый правитель, но одновременно предводитель от-

ряда отчаянных головорезов. Если это не позднейшая вставка (до нас поэма дошла в рукописи XIII в.), то перед на­ми, бесспорно, самое древнее упоминание об Ар­туре.

Следующий этап истории-легенды — «История бриттов» некоего Ненния (видимо, конец VIII в.). Это крайне путаное, переполненное вымыслом по­вествование об истории Британии до времён англо­сакского завоевания. История появления герман­цев на острове у Ненния легендарна и окрашена в романтические тона: король бриттов Вортигерн, опоённый колдовским напитком, влюбляется в дочь (иногда, впрочем, Ненний называет её сестрой) вождя германцев Хенгиста Ронвену и позволяет саксам (именно так, а не ютами, именуются герман­ские захватчики у Ненния) захватить свою страну. Далее в повествование вплетается Амвросий (он же Эмбреис Гулетик, т. е.. по-бриттски — вождь Ам­вросий), который оказывается то знатным римля­нином, вождём бриттов, видимо, наследующим Вортигерну, то неким ясновидящим, прорицате­лем, родившимся без отца. Возможно (но не более того: уж очень запутан текст), оба упоминания об Амвросии относятся к одному лицу. Позднее упо­минается без всякой связи с Амвросием вождь Ар­тур, разгромивший саксов в 12 битвах, причём пос­ледняя и заключительная происходит при горе Бадон.

По археологическим данным в местах, указан­ных Неннием, действительно произошло много сра­жений, но они никак не могли состояться на про­тяжении жизни одного человека.

Последнее упоминание об Артуре в более или менее историческом контексте встречается в напи­санных в X в. анонимных «Анналах Камбрии» (Камбрия — древнее название Уэльса). «Анналы» сообщают: «516 г. Битва при Бадоне, во время ко­торой Артур носил на своих плечах крест Господа нашего Иисуса Христа три дня и три ночи, и бритты были победителями»; «537 г. Битва при Камланне (видимо, река Камблан, ныне Камел на полуострове Корнуолл), во время которой Артур и Медраут уби­ли друг друга, и мор наступил в Британии и Ир­ландии».

Современные учёные считают весьма вероятным реальное существование правителя, возможно, но­сившего титул императора бриттов и римлян Ам­вросия Аврелиана, который на рубеже V и VI вв. возглавлял борьбу с германцами. При нём мог быть военачальник или просто вождь дружины, местный житель (возможно, из Уэльса) Артур, нанёсший саксам ряд существенных поражений, особенно при горе Бадон. После этого германское завоевание Бри­тании приостановилось примерно на 50 лет. Усоби­цы в стане победителей привели к гибели Артура.

Определённым этапом сложения легенды об Ар­туре является написанное по-валлийски не позднее начала XII в. сочинение «Куллох и Олуэн» — бога­тырская сказка о героическом сватовстве. В ней ге­рои попадают ко двору короля Артура — отважного и опытного военачальника, мудрого, убелённого сединами правителя.

Переходом от легенды к роману яв­ляется написанная между 1135 и 1138 гг. «История бриттов» валлийского священника, позднее — епископа Гальфрида Монмутского. В этом сочине­нии повествуется об истории Британии с древней­ших времён примерно до начала VIII в. Здесь пе­ресказано (или сочинено) множество легенд, в том числе о короле Лире. Но главной для последующих поколений оказалась история Артура.

Вот она в изложении Гальфрида. Приближён­ный короля Британии Константа Вортегирн (явно соответствующий Вортигерну) захватил престол и убил короля. Его малолетние братья Аврелий Амброзий (так у Гальфрида) и Утер Пендрагон бежали в Бретань. Боясь мести законных наследников, Вортегирн призывает саксов (далее — по Неннию). Ко двору Вортигерна прибывает юный маг и прорица­тель Мерлин, родившийся без отца; по Гальфриду, Мерлина также зовут Амброзием — возможно, здесь некий отзвук сообщения Ненния об Амвросии Аврелиане. Мерлин пророчествует о падении узур­патора, возвращении законных монархов и появле­нии в будущем короля, который изгонит врагов. Аврелий Амброзий возвращается, страна приветст­вует его как законного монарха, а узурпатор гибнет. Новый король наносит ряд поражений саксам, а после его смерти на престол восходит его брат Утер Пендрагон.

Ко двору Утера, где в качестве советника живёт Мерлин, приезжает правитель Корнубии (Корнуол­ла) Горлой с женой, прекрасной Ингреной (Игрейна, Иджерна позднейших романов). Утер влюбля­ется в неё и проникает к ней в Тинтагел (Тинтаджел, Тинтагиль романов), замок её мужа, в обличье Горлоя, которое волшебством придал королю Мер­лин. От этой связи, вскоре после смерти Горлоя скреплённой законным браком, родится Артур.

Тем временем саксы возобновляют свои нападе­ния. Больной и старый Утер даёт им сражение при Бадоне, выигранное бриттами благодаря мужеству юного Артура. Побеждённые враги умерщвляют, однако, Утера с помощью яда, и по общему реше­нию на престол восходит 15-летний Артур.

Время правления Артура — эпоха наивысшего могущества бриттов. Он присоединяет к своим вла­дениям Галлию, Ибернию, Исландию и Данию. Ар­тур намеревается также изгнать из Рима тамошнего узурпатора Луция и возложить на себя император­скую корону. Ему удаётся разбить Луция, но тут из Британии поступают известия о том, что его пле­мянник, сын единоутробной сестры Анны, дочери Горлоя и Ингрены, Модред (вспомним Медраута из «Анналов Камбрии») захватил власть и женился при живом муже на супруге короля, королеве Гвиньевре (Гиневра, Джиневра романов). Артур возвра­щается и в битве при Камблане разбивает войско Модреда и убивает его, но сам получает смертель­ную рану (Гальфрид называет дату: 542 г.). Короля переправляют на остров Аваллон — по кельтским мифам, остров вечной жизни на Западе, некий остров блаженных и одновременно страна мёртвых, рай кельтов-язычников.

В «Истории бриттов» Гальфрида содержится большинство сюжетов позднейших романов, но не все. В конце XII в. в стихотворном переложении сочинения Гальфрида, романе «Брут», написанном жившим при английском дворе трувером по имени Вас, появляется мотив Круглого Стола. Стол, во­круг которого восседают лучшие рыцари, установ­лен во дворце Артура в его столице Карлеоне (воз­можно, соответствует современному Карлиону в Уэльсе). Число рыцарей в романах различно — от 12 до 150. Эти рыцари избираются за свои подвиги, и имя каждого из них само проступает на сидении за год до того, как этот рыцарь явится ко двору. Большинство рыцарей Круглого Стола известны из сочинения Гальфрида и даже более ранних текстов. Бриттский вождь VI в. Овейн, известный ещё Неннию, становится племянником Артура Иваном (Ивейном), другой вождь — Герейнт, известный в 706 и 710 гг., — Эреком. Гальфрид называет дру­гого племянника Артура, родного брата Модреда — Вальвания, который в романах становится Говэном (Гавейном). Ещё один бриттский вождь VI в. Передур делается в романах Персевалем (Парцифалем). Позднее других, лишь в конце XII в., вводится об­раз идеального рыцаря Ланселота, влюблённого в королеву Гвиньевру.

Развитие артуровской темы в романах XII— XV вв. происходит в двух направлениях. Прежде всего, обогащается и изменяется биография самого Артура. Модред оказывается не только племянни­ком Артура, но и его сыном от кровосмесительной связи со сводной сестрой Моргаузой. Измена же ко­ролевы мужу имеет место не с Модредом, а с Лан­селотом.

Появляются романы, посвящённые детству Ар­тура. Его прячут от врагов в Бретани по совету Мерлина, и никто не знает, где наследник престола. Артур появляется только во время битвы при Бадоне и, чтобы доказать законность своего рожде­ния, извлекает из камня меч Экскалибур, которым может владеть лишь законный монарх.

Возникают и некоторые мессианские мотивы: после битвы с Модредом и гибели своего королев­ства Артур переносится на Аваллон не навсегда. Он будет ждать своего часа и вернётся в трудный для Британии момент, дабы отразить нападение врагов.

Завершением артуровской темы стал прозаи­ческий роман англичанина Томаса Мэлори (около 1417—1471 гг.) «Смерть Артура», являющийся од­новременно и переводом составленного на рубеже XIII и XIV вв. свода французских прозаических ро­манов об Артуре, и оригинальной разработкой сю­жета. В этой книге несколько меняются и смеща­ются события биографии Артура. Поход на Рим происходит в начале царствования Артура и про­ходит успешно. Попытка захвата трона и королевы (она не желает выходить за Модреда) предпринима­ется потому, что войско Артура воюет с Лансело­том, обвинённым в любовной связи с Гвиньеврой, и многие рыцари уже погибли в борьбе с ним. Таким образом, причина гибели королевства Артура — в расколе среди рыцарей Круглого Стола, а пре­дательство Модреда — лишь последний толчок.

Ещё в XII в. Артур становится популярнейшим героем Европы. Около 1190 г. в аббатстве Гластонбери якобы находят могилу Артура. В 1312 г. поэт Жан де Лонгийон в поэме «Обет павлина» выводит девять лучших воинов всех времён и народов. Это три языческих рыцаря — Гектор, Александр Маке­донский и Юлий Цезарь; три иудейских — Иисус Навин, царь Давид и Иуда Маккавей; три христиан­ских — король Артур, Карл Великий и завоеватель Иерусалима Готфрид Бульонский. В XV в. один из французских придворных всерьёз утверждает, что неудачи Англии в Столетней войне объясняются тем, что лучшие рыцари этой страны пали некогда вместе с королём Артуром.

Одновременно с разработкой биографии Артура происходит и иное развитие этой темы в романах: появляются самостоятельные произведения о тех или иных рыцарях Круглого Стола, об их подвигах. В XIII в. в книге Роберта де Борона «Роман о Гра­але» впервые фиксируется тема Грааля — чаши, из которой Христос пил во время Тайной вечери и в которую Иосиф Аримафейский собрал Его кровь. Одновременно Грааль — волшебный всенасыщающий котёл кельтских мифов, а в романе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (около 1210 г.) — не­кий волшебный камень. С Граалем соседствует ко­пьё сотника Лонгина, завершившее крестную муку Христа, но одновременно оно — магическое оружие кельтских мифов, исцеляющее наносимые им же раны. Эти священные реликвии хранятся в закол­дованном замке Монсальваш, и обрести их может только идеальный рыцарь, так что поиски Грааля есть поиски духовного совершенства.

Во всех этих многочисленных рома­нах Артур и его двор присутствуют лишь как фон. Фабула их обычно тако­ва: на Троицу в Карлеон к Артуру съезжаются рыцари Круглого Стола и рассказывают о своих подвигах, и если какой-либо рыцарь, по его словам, потерпел неудачу, другой отправляется завершать его дело. Либо ко двору Артура прибывает некий проситель, чаще всего девица, требующая свершить некое действие, например освободить город от заклятия, убить дракона и т.д. Рыцари разъез­жаются в поисках ли приключений, в стремлении ли обрести Грааль. Далее повествуется об их дея­ниях. Артур в этих романах — убелённый сединами мудрый и бездеятельный король, не принимающий участия в приключениях, но являющийся как бы гарантом возглавляемого им мира.

Артур теряет свою биографию, а его королевство — географические (пусть и квазигеографические) и исторические (пусть и квазиисторические) очерта­ния. Это уже не некая легендарная Британия, но весь христианский (и даже не христианский — в романах присутствуют сводный брат Парцифаля мавр Фейрефиц и влюблённый в Изольду сарацин­ский рыцарь Паламед) мир, любое место, где дейст­вуют рыцари Круглого Стола. Это — не славное про­шлое Британии, но не существовавший никогда и одновременно существующий здесь и сейчас иде­альный рыцарский космос, в котором можно и должно реально жить, героям которого можно и должно подражать самым серьёзным образом, как подражали им реальные странствующие рыцари XIV—XV вв. или созданный гением Сервантеса Дон Кихот Ламанчский.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.