Сталинская конституция. Тенденции модернизации советского общества

Наука » История » История России
Опыт анализа исторических событий, в том числе и наш собственный, ещё раз подтверждает простую истину: в истории нет и не может быть однозначных трактовок и оценок. Даже самые простые события при серьёзном анализе представляют нам целую гамму интерпретаций, зачастую взаимоисключающих. Что же говорить о явлениях, событиях и процессах, затрагивающих миллионы людей и выходящих по масштабам и последствиям за границы одной страны! Одним из таких масштабных явлений была Конституция СССР
1936 года, получившая в нашей стране название сталинская. На настоящий момент в исторической науке накопилось множество оценок этого документа начиная от самых восторженных, и заканчивая самыми негативными. И те, и другие по-своему правы. Мы сделаем попытку в этой статье рассмотреть те модернизационные тенденции в Конституции 1936 года, которые сделали возможными столь противоречивые оценки.
Действительно, к 1936 году в Советском Союзе произошли огромные, если не сказать – глобальные, изменения как в экономической, так и в политической сферах. Характеризуя СССР в середине 1930-х годов, Бернард Шоу писал: «Перед лицом всей экономической некомпетентности, политической беспомощности, финансовой несостоятельности Россия гордится своими бюджетными активами в 750 миллионов долларов. Её население занято до последнего мужчины и женщины, её научное сельское хозяйство удваивает и утраивает свои урожаи. Она блистает своими работающими полным ходом фабриками… – атмосферой, которой не знала ни одна цивилизованная страна» [10, с. 58]. Завершение процессов индустриализации и коллективизации, изменение классового состава общества, насущные проблемы межнациональных отношений настойчиво требовали пересмотра основного закона государства. 12 июля 1936 года проект новой Конституции СССР был опубликован для всенародного обсуждения. Материалы широко освещались в печати. Так, 13 октября 1936 года газета «Правда» отмечала: «Сотни и тысячи резолюций, предложений по проекту Конституции стекаются в Ленинградский облисполком со всех концов области… Свыше 2,5 тысяч дополнений, поправок и предложений уже поступило от трудящихся».
Много дополнений было предложено по статье о службе в Красной Армии. Они сводились к тому, чтобы допустить к службе женщин, ввести для них обязательную санитарную подготовку. Были предложения предоставить гражданам право отзывать народных судей, не оправдавших доверие, установить срок выбора народных судей в 2 года [1, с. 1 ] По неполным данным, в целом по стране в обсуждении приняли участие 33 663 тысячи человек [6, с. 180].
Не имеет смысла отрицать, что это обсуждение носило во многом организованный характер. Однако сам факт имел большое значение для развития общественного сознания советских людей. Английский писатель Ч. Тревельян писал о советской Конституции
1936 года: «Конституция не была творением Сталина, хотя нет сомнения, он принял участие в основном проекте. Этот проект был первым из всех обсужден и принят Верховным Советом…Таким образом, Конституция была делом всего народа» [3, с. 27]. Едва ли можно безоговорочно согласиться с подобным утверждением. Между тем, несомненно, и то, что пропагандистская кампания, сопровождающая обсуждение, имела большое значение для становления новых, а в сущности – возрождения старых, моральных понятий. Уже в ходе обсуждения на первый план выходит понятие Родины, Социалистического Отечества, советского государства, успехами которого и вызывается к жизни новая Конституция. Таким образом, СССР отходил от ценностей революционных, интернациональных и заявлял о ценностях государственных, патриотических. Показательно, что в это время происходит значительная модернизация внешней политики СССР, замирает деятельность Коминтерна, направленная на подготовку мировой революции, и всемирная коммунистическая организация переориентируется на антифашистское направление. Эта же тенденция прослеживается и в докладе Сталина на VIII
Чрезвычайном Всесоюзном Съезде Советов. Представляя новую Конституцию, И.В. Сталин отмечал крупные успехи в народном хозяйстве социалистического Отечества: «Новые промышленные предприятия давали в 1936 году 75,4 % всей промышленной продукции. Продукция промышленности составила 77,4 % от всей продукции народного хозяйства. К 1937 году в СССР было создано
243,7 тысячи колхозов, объединивших 93 % всех крестьянских хозяйств и 99,1 % посевных площадей. Общая мощность тракторов, полученных сельским хозяйством, достигла 7 млн 580 тысяч лошадиных сил» [2, с. 1].
Изменена классовая структура общества, где остались два неантагонистических класса – рабочих и колхозного крестьянства.
Были ликвидированы такие, по мнению Сталина, пережитки, как вековая отсталость народов и межнациональная вражда. Всё это прочно связывалось с возрождёнными понятиями Отечества и Социалистического государства.
Все эти изменения нашли отражение в проекте новой Конституции. Значительной модернизации подверглось территориальное и национальное деление СССР. Закавказская Федерация, созданная в свое время для «установления и укрепления мира и братства народов» Закавказья, была объявлена изжившей себя, и необходимость ее существования как специального органа укрепления межнационального мира исчезла. Поэтому, по новой Конституции на Кавказе существовали 3 полноправные союзные республики – Армения, Грузия и Азербайджан.
Развитие хозяйства в Средней Азии, решение существовавших там межнациональных проблем привели к превращению Казахской и Киргизской автономных республик в союзные. Подобные трактовки причин принятия новой Конституции, несомненно, были приняты советскими гражданами, способствовали формированию доверия к власти, что чрезвычайно важно для формирования системы духовных ценностей. Следует особо подчеркнуть национальные аспекты Конституции, они были исключительно важны для решения межнациональных и межрелигиозных проблем, что для нашей страны всегда было весьма актуально. Становится ясно, что направление советской Конституции 1936 года это направление государственное.

Следующей тенденцией, которую можно вывести из анализа Конституции 1936 года, является тенденция к определенной модернизации общества. Предусматривалась демократизация системы органов государственной власти, значительное изменение регулирования прав и свобод граждан. Новый избирательный закон провозглашал абсолютно равные выборы, исключив предоставление привилегий рабочему классу перед крестьянством и интеллигенцией, и лишая права голоса лиц, относящихся к эксплуататорским классам и нетрудовым элементам. Многоступенчатые и открытые выборы заменялись прямыми при тайном голосовании. Выборы депутатов во все Советы являлись теперь всеобщими.
Конституция декларировала гражданам СССР всю гамму политических, экономических и социальных прав. Женщины были уравнены в правах с мужчинами. Всем гражданам СССР предоставлялось равное право на труд, образование, материальное обеспечение. Добросовестные западные исследователи особо отмечают этот аспект советского основного закона. Конституция декларировала свободу слова, печати, собраний и митингов, право объединяться в общественные организации, неприкосновенность жилища, тайну переписки, право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, за национальноосвободительную борьбу и научную деятельность. Говоря о праве граждан, на объединение в общественные организации, 126 статья Конституции указывала, что наиболее активные и сознательные граждане объединяются во Всесоюзную Коммунистическую Партию большевиков, что объясняется отсутствием в Советской стране антагонистических классов и общностью интересов внутри советского общества.
Впервые права и свободы были закреплены в общесоюзной Конституции, а не в республиканских Основных Законах, как это было ранее, что отвечало укреплению законности в общесоюзном масштабе. Одновременно был значительно расширен перечень прав и свобод граждан. Особенно важно, что впервые в Конституцию внесены не только политические и экономические, но и личные права граждан. Впервые в Конституции были закреплены неприкосновенность личности и жилища. Профессор Р.М. Раимов в своей работе указывал, что новая Конституция возложила на граждан СССР серьезные обязанности: исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, защищать Социалистическое Отечество [8, с. 50]. Последняя формулировка еще раз подтверждает ориентацию новой Конституции на формирование патриотизма как основы морально-политического климата советского общества.
Огромное влияние на морально-политическое состояние страны оказала и отмена института «лишенцев» и уравнение всех граждан в правах. Таким образом, новая Конституция заложила существенную основу для более эффективной работы по формированию более устойчивого морального потенциала общества на исторически сложившихся принципах.
Оценивая Конституцию, американская коммунистка Элла Блур, посетившая СССР в момент выборов Верховного Совета СССР по новому избирательному закону, отмечала: «Выборы явились кульминацией непрерывного демократического процесса, посредством которого весь народ день за днём непосредственно участвует в решении любых задач, которые затрагивают его жизнь» [2, с. 233]. Можно возразить, что и Бернард Шоу и «мама Блур» были давними друзьями и сторонниками СССР, и ждать от иных оценок вряд ли приходится. Это так! Но правильно и то, что это был взгляд людей посторонних, не подвергавшегося массированной обработке советского пропагандистского аппарата! И если это так, то очень важно, что эти люди, весьма и весьма знакомые с демократическим законодательством и традициями, разглядели в советской Конституции тенденции этой самой демократии.
Но мы должны помнить, что именно Конституция 1936 года стала законодательной основой формирования в СССР тоталитарного общества. Именно Конституция стала основой законодательства второй половины 30-х годов, на основе которого в нашей стране проводились массовые репрессии! В чём причины такого парадокса? Несомненно, в двойственности самой Конституции. Первым фактом мы можем считать явную декларативность большинства положений Конституции. Эта декларативность была видна невооружённым глазом на фоне набирающей обороты машины репрессий, зажима и уничтожения малейшего, даже кажущегося инакомыслия. Английский исследователь Дж. Хоскинг отмечал, что хотя свободы и были декларированы, но никому бы в СССР не пришло в голову ими воспользоваться [9, с. 220]. Характеризуя первые выборы, проведённые по новой Конституции, современник вспоминал: «Да, это был невообразимо чудесный восход «солнца Сталинской Конституции», торжество симулирующей демократии. Демонстрация единства населения на выборах без выбора. А в действительности – торжество псевдодемократии на фоне чумы репрессий» [8, с. 161]. Это оказывало самое отрицательное воздействие на моральный дух общества, укрепляло в нем семена недоверия к власти и как следствие приводило к становлению в обществе двойной морали.
Ещё одна негативная тенденция Конституции связана с положением ВКП(б), законодательно закреплённом в Основном законе. При первом взгляде на Конституцию эта тенденция была не слишком заметна. Так, уже упоминавшаяся нами Элла Блур, характеризуя роль ВКП(б) на выборах, отмечала, что Коммунистическая партия только: «…поддерживает беспартийных кандидатов как своих собственных» [2, с. 233]. Но при внимательном анализе становится ясно, что «мама Блур» серьёзно ошибалась. Являясь, как это уже было сказано, организацией наиболее сознательной и активной части населения, партия получала законодательное право контролировать все сферы деятельности общества и государства. Это привело к формированию параллельного аппарата, который контролировал всё деятельность государства от отдельных предприятий, где с ещё с 1933 года действовали политотделы, до Центрального Комитета, выносившего решения по основным вопросам государственного строительства. Можно согласиться с В.Л. Петровым, который отмечал: «Принимая на себя хозяйственные, экономические, военные и иные обязанности ВКП(б) окончательно трансформировалась в государственную партию. По сути, в СССР возникло партийное государство» [4, с. 5]. Можно много спорить о значении такого положения для страны в предвоенных и военных условиях, но, с точки зрения государственного права, оно имело самые негативные последствия, порождая в обществе неверие государству, двойной стандарт мышления и опять-таки двойную мораль. Присутствие этих положений и позволяет нам выделить в весьма демократической по букве Конституции 1936 года явные тенденции тоталитаризма. Лишённая всякой власти, государственная машина, ни в коем случае не могла создать гарантии всех тех благ, которые предписывала Конституция.
Каков же вывод? В начале 1990-х годов в обществе широко обсуждались материалы, опубликованные в двухтомнике «Без ретуши» [1]. На страницах этого издания положение в СССР в период
1930-х годов было подвергнуто серьёзной критике. Но, что удивительно, авторы сборника ни словом не упомянули Сталинскую Конституцию. Почему? Не потому ли, что не смогли дать ей однозначно негативной оценки?
Конституция, как и многое из того, что произошло в нашей стране во второй половине 1930-х годов, представляет собой весьма сложное явление. Да, именно на основании сталинской Конституции в нашей стране было построено тоталитарное общество с его репрессиями, зажимом свободы и т. д. Но Конституция 1936 года ознаменовала собой отказ от перекосов революционных времён, от превалирования ценностей интернациональных над ценностями патриотическими. Именно в результате конституционной модернизации общества в 1936 года были заложены положения государственности, без которых не может существовать ни одно государство, если оно на что-то претендует, если оно хочет видеть себя великим. Теперь Советский Союз и во внешней, и во внутренней политике мог исходить из того, что было прежде всего необходимо стране (как тут не вспомнить, как разорённая и обнищавшая за время Гражданской войны РСФСР оказывала финансовую помощь мировой революции в Германии и других странах Европы). На основе, ценностей патриотизма и государственности советский народ в 1941–1945 гг. сражался за своё Отечество не думая о том какое оно, социалистическое, или какое-нибудь ещё. Это было то самое Отечество, за которое дрались Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, и Пётр Великий, имена, которых, кстати, были реабилитированы и в отечественной науке и в отечественном искусстве именно после принятия Конституции 1936 года.

Список литературы
1. Без ретуши: Страницы советской истории в фотографиях, документах,
воспоминаниях. – Л.: Лениздат, 1991.
2. Блур Э. На двадцатой годовщине первого мире социалистического государства. Писатели США о Стране Советов. – Л.: Ленинздат, 1983.
3. Время, отлитое в строки. – Л.: Лениздат – 1968 – С. 180.
4. Петров В. Л. Страна готовится к отражению агрессии // Воен.-ист. журнал. – № 6, 1995 г.
5. Правда – 1936 г. 13 окт.
6. Правда – 1936 г. 26 окт.
7. Раимов Р.М. СССР в период проведения Сталинской Конституции, завершение строительства социализма 1935 – 1941/ Р. М. Раимов. – М.: 1953.
8. Стадлер А. Современники ГУЛАГА – Магадан, 1991.
9. Хоскинг Дж. История Советского Союза. – М.: Дрофа, 1994.
10. Шоу Дж. Б. Ответ простакам. Английские писатели о Стране Советов – Л.
11. Hon. Sir Charles Trevelyan. It is democracy. // Soviet Russia Today. – 1944. – Oct. – P. 27.

Источник: В. О. Левашко
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.