Проявления агрессии варьируются: от прямого выражения (укусы, удары) — к демонстративному (рычание, оскал клыков, другие угрозы) — и вплоть до символического (вызывающая внешность, провоцирующее поведение). К. Лоренц открыл великую — спасительную роль демонстративной агрессии в ходе естественного отбора. Волки далеко не всегда пускают в ход клыки при ссорах между собой, часто они только демонстративно обнажают свое оружие. Как ни странно на первый взгляд, этологи рассматривают человеческую улыбку, обнажающую зубы, как редуцированную форму демонстративной агрессии. Улыбающийся примат как бы сигнализирует встреченного им сородичу: я готов к отпору, если ты про- явишь враждебность, но сам драку не начну; или: я способен тебя защитить, не бойся. Подсознание партнера чаще всего улавливает данный сигнал, идущий из глубины миллионов лет антропогенеза.
Люди гораздо чаще бранятся, чем непосредственно дерутся. Большинство драк начинаются с брани. Учитывая наличие холодного и огнестрельного оружия, вообще разума у людей, этот — демонстративно- символический выход накопившейся инстинктивно агрессии, способ выстраивания межличностной иерархии очень гуманен. Любое животное сначала демонстрирует свои агрессивные возможности: издает громкие звуки; изменяет контур тела, чтобы казаться больше, чем оно есть на самом деле; делает ложные выпады в сторону противника и т.п., прежде чем всерьёз нападать на него.
Человек с его сниженным волосяным покровом и менее впечатляющими клыками и когтями хуже, чем животные умеет менять свою внешность в акте агрессии, и поэтому он компенсирует этот недостаток речью, одеждой, прочими символами. «Злые языки страшнее пистолета», — сетует Чацкий на свое «Горе от ума». Высокие каблуки, пышные причёски, стильная одежда; трибуна, из-за которой оратор смотрит на слушателей сверху вниз, обширный кабинет начальника — эти и т.п. факторы подсознательно действуют на окружающих, в какой-то степени подавляя в них возможное сопротивление. Красочная форма офицера = пиджак и галстук на чиновнике = боевая раскраска и перья орла на индейском вожде = шкура леопарда на плечах африканского царька = пугающий облик хищника из семейства кошачьих — главного врага наших далёких предков — обезьян.
Напротив, выражая покорность, мы как бы уменьшаемся в размерах (кланяемся, жестами символизируем сдачу позиций, одеваемся попроще, больше молчим и т.п.).
Проигрывая в открытом состязании, особь часто стремится компенсировать это другими, доступными ей способами: хитростью, кооперируясь с другими аутсайдерами. Так у людей нередко в тираны, диктаторы, вообще начальники пробиваются люди невысокого роста, невзрачные внешне, даже в чем-то увечные, больные, но настырные и честолюбивые. Вокруг таких людей складывается особый ореол — калека, недотёпа на вид добился почёта, значит, у него есть некие скрытые способности, думают подданные, подчинённые.
Прямая агрессия обычно переадресовывается на нижние уровни иерархии в стаде: вожак кусает, клюет кого-то из своих помощников, а тот в ответ — кого-то из более слабых членов стаи. Начальник кричит на подчинённого, а тот — на свою жену, жена дает подзатыльник ребёнку, а тот лупит кошку. А когда кошки под рукой нет — рисует ругательство на стенке лифта, режет кресло в трамвае ножом, рвёт трубку из телефона-автомата — точно также, как самый слабый голубь в стае клюет в ярости не другого голубя, а землю. Подонки всегда переполнены скрытой агрессивностью.
Только свобода и собственность поднимают со дна жизни. Делегированная
по нисходящей линии агрессия унижает и своё, и чужое достоинство.
Люди гораздо чаще бранятся, чем непосредственно дерутся. Большинство драк начинаются с брани. Учитывая наличие холодного и огнестрельного оружия, вообще разума у людей, этот — демонстративно- символический выход накопившейся инстинктивно агрессии, способ выстраивания межличностной иерархии очень гуманен. Любое животное сначала демонстрирует свои агрессивные возможности: издает громкие звуки; изменяет контур тела, чтобы казаться больше, чем оно есть на самом деле; делает ложные выпады в сторону противника и т.п., прежде чем всерьёз нападать на него.
Человек с его сниженным волосяным покровом и менее впечатляющими клыками и когтями хуже, чем животные умеет менять свою внешность в акте агрессии, и поэтому он компенсирует этот недостаток речью, одеждой, прочими символами. «Злые языки страшнее пистолета», — сетует Чацкий на свое «Горе от ума». Высокие каблуки, пышные причёски, стильная одежда; трибуна, из-за которой оратор смотрит на слушателей сверху вниз, обширный кабинет начальника — эти и т.п. факторы подсознательно действуют на окружающих, в какой-то степени подавляя в них возможное сопротивление. Красочная форма офицера = пиджак и галстук на чиновнике = боевая раскраска и перья орла на индейском вожде = шкура леопарда на плечах африканского царька = пугающий облик хищника из семейства кошачьих — главного врага наших далёких предков — обезьян.
Напротив, выражая покорность, мы как бы уменьшаемся в размерах (кланяемся, жестами символизируем сдачу позиций, одеваемся попроще, больше молчим и т.п.).
Проигрывая в открытом состязании, особь часто стремится компенсировать это другими, доступными ей способами: хитростью, кооперируясь с другими аутсайдерами. Так у людей нередко в тираны, диктаторы, вообще начальники пробиваются люди невысокого роста, невзрачные внешне, даже в чем-то увечные, больные, но настырные и честолюбивые. Вокруг таких людей складывается особый ореол — калека, недотёпа на вид добился почёта, значит, у него есть некие скрытые способности, думают подданные, подчинённые.
Прямая агрессия обычно переадресовывается на нижние уровни иерархии в стаде: вожак кусает, клюет кого-то из своих помощников, а тот в ответ — кого-то из более слабых членов стаи. Начальник кричит на подчинённого, а тот — на свою жену, жена дает подзатыльник ребёнку, а тот лупит кошку. А когда кошки под рукой нет — рисует ругательство на стенке лифта, режет кресло в трамвае ножом, рвёт трубку из телефона-автомата — точно также, как самый слабый голубь в стае клюет в ярости не другого голубя, а землю. Подонки всегда переполнены скрытой агрессивностью.
Только свобода и собственность поднимают со дна жизни. Делегированная
по нисходящей линии агрессия унижает и своё, и чужое достоинство.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи