Биомедицинская этика

Наука » Философия
Биомедицинская этика — сравнительно новая область исследований, расположенная на стыке нескольких традиционных наук и практик (биологии, медицины, техники, этики, богословия, юриспруденции, ряда других). Она обсуждает и регламентирует вопросы жизни и смерти, подвластные современной медицине и фармакологии. Её оформление связано с небывалым увеличением возможностей хирургического, медикаментозного и прочего вмешательства в организменные процессы. Один из вечных принципов медицины «Не навреди!» в условиях современных возможностей науки, техники и фармакологии приобретает особое значение. Навредить — с помощью эксперимента, новой технологии, изменения подходов к проблеме здоровья и болезни — можно уже не отдельному пациенту, а массам людей, всему роду человеческому.
Другой причиной биоэтики послужила демократизация общественной жизни на Западе, укоренение идеи прав человека, прежде всего на жизнь и свободу. Пациент из объекта врачебных манипуляций превратился в субъект выбора стратегии лечения. Принцип информированного согласия в современной медицине предполагает предварительное обсуждение с пациентом возможностей, перспектив и цены врачебного вмешательства в его организм. Врач предлагает варианты решения, а больной выбирает для себя один из них. Медицина из командно-репрессивной по сути своей превращается в понастоящему гуманную.
Поэтому процесс принятия решений и их выполнения по целому ря- ду принципиальных вопросов биотехнологии и медицины теперь нельзя ограничить узким цехом специалистов; необходима независимая эксперти- за соответствующих проектов, общественный контроль, государственное (законодательное) регулирование биотехнологических инноваций.
В качестве показательного примера недавно возникшей проблемы биоэтического плана можно привести клонирование — процедуру выращивания нового организма из одной-единственной клетки другого организма, т.е. размножения внеполовым, ла- бораторным путём. Эта методика появилась в растение- и животноводстве, как один из способов селекции лучших сортов растений, пород скота. Уже получены вполне жиз- неспособные, взрослые особи клонированных животных (мышей, овец, других). В по- следнее время учёные и журналисты обсуждают возможность клонировать человека, в том числе из сохранённых клеток уже умерших людей. Речь идёт о получении наших биологических копий, искусственных близнецов. Так, можно повторить умершего род- ственника, понравившегося родителям ребенка и т.п. Об этом в Голливуде снят мисти- ческий триллер «Другой». Потеряв единственного сына, молодые супруги решают по- вторить его с помощью нелегального клонирования. Доктор (в исполнении Р. де Ниро) осуществляет эту операцию. Всё идёт хорошо до тех пор, пока новому ребёнку не ис- полняется восемь лет — возраст, в котором погиб его бывший брат. Дальше поведения нового Адама пугающим образом меняется…
Церковь и политики консервативного толка выступают однозначно против кло- нирования. Воздействия на клонируемую клетку сильными раздражителями (электри- чеством, химическими реактивами) способны повредить целый генотип, получить по клонируемой линии потомство с врожденной патологией необычного типа. Кроме то- го, повторяя организм, невозможно повторить душу, психику личности. Появление разных личностей в одинаковых телах чревато в свою очередь неконтролируемыми социально-психологическими последствиями (см. об этом последние романы братьев Стругацких «Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер», «Дьявол среди нас»). Уже поя- вились группы экстремистов, заявившие о подготовке клонирования людей, в том чис- ле исторических личностей прошлого, вроде Гитлера. Заниматься этим экспериментом они намерены на корабле в международных водах, дабы уйти от судебного преследо- вания в своих странах (за попытку изготовления человеческого двойника в странах, запретивших это, предусмотрено от 5 до 20 лет лишения свободы).
С другой стороны, путём клонирования можно получать искусственные органы, по качеству и цене подходящие для трансплантации безнадежно больным людям. Возможно таким же путем решить проблему бесплодия у некоторых женщин. Речь идёт о так называемом терапевтическом клонировании – вызвать к жизни человеческий эм- брион и вырастить его до той стадии (примерно две недели), когда можно получить так называемые стволовые клетки, пригодные для микропротезирования. Церковники категорически против и такого варианта клонирования. Они не различают зародыш и потенциального человека и объявляют священной жизнь младенца на любой стадии его развития. Даже в том случае, если налицо генетическое поражение зародыша и младенец родится уродом. Мне представляется научной и гуманной другая позиция – рекомендовать родителям избавиться от ребенка, если генетический прогноз обрекает его на неизлечимую и тяжелую болезнь, не оставляет шансов вырастить и воспитать из него сколько-нибудь полноценного человека.
В ряде стран, начиная с США, попытки клонировать людей уже запрещены за- конодательно. В 1998 г. Совет Европы принял конвенцию о правах человека в биоме- дицине, одним из пунктов которой искусственная репродукция людей (до сих пор эту конвенцию ратифицировали 19 европейских стран из 40); в 1999 г. администрация У. Клинтона ввела 5-летний мораторий на государственное финансирование программ, связанных с экспериментами на человеческих эмбрионах; в ООН готовится проект документа о всеобщем запрете клонирования, приравнивании к преступлениям против человечества; в 2001 г. британский парламент, напротив, снял законодательные огра- ничения с клонирования, однако Британское Королевское общество (Академия наук) вскоре призвало к запрету клонированию человека, за исключением сугубо терапевти- ческого клонирования клеток отдельных органов; летом 2001 г. и российское прави- тельство одобрило законопроект «О временном запрете на клонирование человека» (впрочем, у русских учёных всё равно нет пока денег даже на клонирование животных, не говоря уже о людях); должно быть, пятилетний запрет клонирования вскоре станет законом; за это время международное сообщество должно определиться по отноше- нию к этому противоречивому вопросу, а русские ученые подготовятся к участию в соответствующих экспериментах.
Наиболее насущными проблемами биомедицинской этики представ- ляются нижеследующие.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.