Конфуцианство

Наука » Философия
Конфуцианство — ещё одна китайская религия, дополнившая дао- сизм и названная по имени своего основатели — учителя Кун Цзы (латинизированная форма Конфуций). Это уже более историческая личность, его биография известна нам довольно детально, но, разумеется, не без примеси соответствующих мифов и легенд.
Каждая действительно новая по духу религия вызывается к жизни большими общественными потрясениями. Конфуций жил в эпоху неути- хающей гражданской войны, со всеми её зверствами, беззакониями. Он предложил выход из бедствий — бороться за лучшего человека, лучшее общество, лучшее государство.
Собственно религиозные явления сведены Конфуцием до минимума. Духи и божества, смерть и бессмертие — бесполезно пытаться их понять. Достаточно признавать Небо как творца жизни, а Китай — Поднебесной страной, центром Вселенной. Здесь была и будет обитель порядка и совершенства. Чтобы восстановить порядок на этой земле, надо вернуться к прошлому. Тогда все люди хорошо себя вели, и всё общество поэтому про- цветало. Долг, а не выгода, любовь к людям, а не ненависть. Этого безоговорочно требует Конфуций. Главное средство исправления нравов — по- читание старших. И в семье, и в государстве. Общий для всех времён и народов культ предков достиг своего максимума в конфуцианстве. Сыновняя почтительность (сяо) приобрела вселенские масштабы: император — сын Неба, а все китайцы — дети императора. Чиновники — любимые им стар- шие дети. Самые старшие и авторитетные — советники правителя, как бы повторяющие пример самого Конфуция. Поскольку все родственники — одна семья, статьи чиновником в принципе может каждый. Надо только хорошо подготовиться и лучше других претендентов сдать государствен- ные экзамены. Проверяют навыки иероглифической письменности, знание произведений Конфуция и его главных последователей. Только потомство неблагородных профессий отстраняется от экзаменов (проституток, актё- ров, парикмахеров). Благороден не только тот, кто знатен, но и все добро- детельные мужи. Они следуют конфуцианской этике долга и гуманизма.
В итоге Конфуций завещал, чтобы «государь был государем, поддан- ный подданным, отец отцом, а сын сыном».
Конфуцианство, в ещё большей степени, чем даосизм, соединяет в себе черты религии, политики и гражданской этики. Меньше всего здесь философии и мистики. Конфуций, как и Будда, не писал книг. Его сочине- ния составлены из ответов на вопросы учеников. Ответы, правда, рассчи- таны на сообразительных слушателей. Афоризмы Учителя надо уметь при- менять к современным проблемам политики и общественной жизни.
На рубеже II и I столетий до нашей эры императоры узаконили уче- ние Конфуция в качестве официальной идеологии государства. С VI же ве- ка по всем городам возводятся храмы в его честь, где и производится пуб- личное поклонение этой по сути обожествлённой фигуре. Наследие Учите- ля регламентирует все моменты и детали публичного поведения поддан- ных китайского императора: одежду, украшения, прическу, походку, при- ветствия, другие позы на людях. Наше выражение «китайские церемонии» отсюда же — обряды, этикет поведения выражают волю Неба, согласно Конфуцию.
Вплоть до упразднения китайской монархии в 1911 г. Конфуцию воз- давали почести как духовному отцу нации, «учителю десяти тысяч поколе- ний». Впрочем, поклонение ему, формальное или реальное, остаётся в Ки- тае до сих пор. То, что вместо императора на вершине политики и этики стали лидеры коммунистов, вроде Мао Дзэдуна или Дэн Сяопина, не принципиально.
Столь утрированное чинопочитание, такая незыблемая веками тра- диционность, как в конфуцианском Китае, в целом чужды нам, европей- цам. Но поучиться уважению к старшим, бесконечной любви к родителям, близким, уважению к институтам государственности, и нам всем не грех.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.