Даосизм — ставшая религией самая древняя философия Китая. Её основателем считается Ли Боянь, которого прозвали Лао Цзы (Старый учитель). Он вроде бы жил в начале VI века до новой эры, служил храни- телем архива одного из правителей. Ему приписывается трактат «Дао Дэ Цзин» — «Книге о Дэ и Дао», т.е. о пути и добродетели. Первое слово обычно переводят как «путь», т.е. закон вечного изменения мира и человека. Впрочем, понятие Дао исключительно многозначно и разнообразно. К нему подойдут такие наши выражения, как истина, учение, метод и другие. Но вообщето язык, испорченный культурой, не способен правильно его сформулировать. Дао бесполезно пытаться понять логически, его нельзя уловить органами чувств, а можно постичь только интуитивно.
По мысли Лао Цзы, человек как часть природы изначально добр и вообще хорош, но его портит культура, история общества. Излишние заботы и страсти вступают в противоречие с законом природы. Пытается ли человек разбогатеть или узнать всё на свете — его дао искажается. В природе, дескать, нет богатых и бедных, она существует по вечным законам, неподвластна техническому прогрессу. Тогда человек болеет и слишком рано умирает. Никакой души даосизм не знает, поэтому смерть означает тут простое окончание жизни навсегда. Но если вернуться к природе, постичь и использовать её скрытые возможности, можно вернуть жизнь на гармоничный путь, избежать болезней, обрести долголетие. В принципе — даже бессмертие.
Отсюда даосский принцип у вэй — недеяния, неотклонения (от «ге- неральной линии»). Имеется в виду, конечно, не полная пассивность, не самоубийственный паралич жизнедеятельности. Скорее — отказ от достижений технической цивилизации (письменности, машин и прочего) всей связанной с ними искусственной активности. Главная мысль даосизма — подчинение «естественному» ходу событий.
Пассивность в отношении будущего дополняется у даосов активно- стью в отношении прошлого. Имеются в виду древние средства воздейст- вия на человека — лекарственные снадобья и психофизические трениров- ки. Алхимики изготавливают разные препараты из растительного сырья и минералов. Мудрые наставники учат заниматься полезной физкультурой и настраиваться на душевный транс. В результате прилежные ученики обре- тают гармонию тела и духа.
Чтобы обрести авторитет среди народа и при императорских дворах, даосские мудрецы занимались разного рода предсказаниями и гаданиями (мантикой), включая астрологию, хиромантию, геомантию. Популярные до сих пор «лунные календари» огородных посевов и ухода за растениями — из той же сказочной оперы. Примерно с середины II века новой эры дао- сизм приобретает черты религии. Лао Цзы был обожествлён, в его учении акцентированы мистические черты — поиски неземного счастья разными способами, то пассивными, то активными. Постоянная ниша для заработ- ков даосских жрецов — знахарское врачевание. Они аккумулировали мно- жество рецептов китайской народной медицины.
После появления на китайской земле буддизма, даосисты тоже заве- ли себе нечто вроде храмов и монастырей. Они также заимствовали из народной мифологии образы нескольких богов (син) — богатства (Фу-син), долголетия (Шоу-син) и деторождения (Лу-син). На вершине даосского пантеона размещается всесильный Нефритовый владыка (Шан-ди).
Со временем под именем даосизма ужились довольно разные явле- ния — и этническая философия, и примитивная религия шаманистского типа, и школы самоусовершенствования для избранных учеников под влиянием уникальных отшельников — мудрецов (учащих владеть собой, до предела развивать возможности организма) и чемпионов (по рукопаш- ному бою, вообще физическим упражнениям).
Как видно, на европейский взгляд даосизм явно архаичен и предель- но наивен. Бегство на лоно природы ещё никого не спасало от голода, эпидемий, других катастроф, озверения. Однако мысль о том, что периоди- ческое общение с первозданной природой благотворно для организма и психики; о том, что нельзя безнаказанно насиловать свои тело и душу дос- тижениями и пороками технической цивилизации — такая идея безусловно созвучна поучениям даосских мудрецов. А все эти выдумки о бессмертии и чудесах даосской практики пускай забавляют членов ассоциации даосизма, которая действует в Китае. Соответствующие образы привлекают западных туристов и эффектны в кино. Это там даосы летают, превращаются в неви- димок, моментально оказываются в разных местах одновременно, мгно- венно меняют свою внешность, даже воскресают после смерти… На всё это способны герои сказок любого народа.
По мысли Лао Цзы, человек как часть природы изначально добр и вообще хорош, но его портит культура, история общества. Излишние заботы и страсти вступают в противоречие с законом природы. Пытается ли человек разбогатеть или узнать всё на свете — его дао искажается. В природе, дескать, нет богатых и бедных, она существует по вечным законам, неподвластна техническому прогрессу. Тогда человек болеет и слишком рано умирает. Никакой души даосизм не знает, поэтому смерть означает тут простое окончание жизни навсегда. Но если вернуться к природе, постичь и использовать её скрытые возможности, можно вернуть жизнь на гармоничный путь, избежать болезней, обрести долголетие. В принципе — даже бессмертие.
Отсюда даосский принцип у вэй — недеяния, неотклонения (от «ге- неральной линии»). Имеется в виду, конечно, не полная пассивность, не самоубийственный паралич жизнедеятельности. Скорее — отказ от достижений технической цивилизации (письменности, машин и прочего) всей связанной с ними искусственной активности. Главная мысль даосизма — подчинение «естественному» ходу событий.
Пассивность в отношении будущего дополняется у даосов активно- стью в отношении прошлого. Имеются в виду древние средства воздейст- вия на человека — лекарственные снадобья и психофизические трениров- ки. Алхимики изготавливают разные препараты из растительного сырья и минералов. Мудрые наставники учат заниматься полезной физкультурой и настраиваться на душевный транс. В результате прилежные ученики обре- тают гармонию тела и духа.
Чтобы обрести авторитет среди народа и при императорских дворах, даосские мудрецы занимались разного рода предсказаниями и гаданиями (мантикой), включая астрологию, хиромантию, геомантию. Популярные до сих пор «лунные календари» огородных посевов и ухода за растениями — из той же сказочной оперы. Примерно с середины II века новой эры дао- сизм приобретает черты религии. Лао Цзы был обожествлён, в его учении акцентированы мистические черты — поиски неземного счастья разными способами, то пассивными, то активными. Постоянная ниша для заработ- ков даосских жрецов — знахарское врачевание. Они аккумулировали мно- жество рецептов китайской народной медицины.
После появления на китайской земле буддизма, даосисты тоже заве- ли себе нечто вроде храмов и монастырей. Они также заимствовали из народной мифологии образы нескольких богов (син) — богатства (Фу-син), долголетия (Шоу-син) и деторождения (Лу-син). На вершине даосского пантеона размещается всесильный Нефритовый владыка (Шан-ди).
Со временем под именем даосизма ужились довольно разные явле- ния — и этническая философия, и примитивная религия шаманистского типа, и школы самоусовершенствования для избранных учеников под влиянием уникальных отшельников — мудрецов (учащих владеть собой, до предела развивать возможности организма) и чемпионов (по рукопаш- ному бою, вообще физическим упражнениям).
Как видно, на европейский взгляд даосизм явно архаичен и предель- но наивен. Бегство на лоно природы ещё никого не спасало от голода, эпидемий, других катастроф, озверения. Однако мысль о том, что периоди- ческое общение с первозданной природой благотворно для организма и психики; о том, что нельзя безнаказанно насиловать свои тело и душу дос- тижениями и пороками технической цивилизации — такая идея безусловно созвучна поучениям даосских мудрецов. А все эти выдумки о бессмертии и чудесах даосской практики пускай забавляют членов ассоциации даосизма, которая действует в Китае. Соответствующие образы привлекают западных туристов и эффектны в кино. Это там даосы летают, превращаются в неви- димок, моментально оказываются в разных местах одновременно, мгно- венно меняют свою внешность, даже воскресают после смерти… На всё это способны герои сказок любого народа.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи