В конце IV в. Римская империя политически разделилась на Западную (Римскую) и Восточную (Византийскую). Вследствие этого, в 867 г. произошёл разрыв между папой Римским Николаем I и Константинопольским патриархом Фотием. Это означало раскол христианства на западное и восточное. Раскол стал необратимым после 1054 г., когда патриарх Керруларий и легат папы Льва IX Гумберт взаимно отлучили один другого от церкви (признали схизматиками, т.е. раскольниками). Схизма возвела идейный и политический барьер между праволсавием и католицизмом. На Западе Европы, где господствовал латинский язык, образовалось католичество (по-гречески «всеобщая», затем «соборная»,
«самоуправляемая» церковь). Здесь до сих пор (в Италии, Испании, Португалии,
Франции, Польше) господствует римско-католическая церковь. Римские папы долгое время боролись за превосходство своей власти над государствами ла- тинского Запада. В результате Запад распался на множество сравнительно небольших государств, а в папской власти осталось лишь карликовое государство Ватикан.
По той же причине чрезмерных претензий папизма на международное владычество от католичества в результате Реформации XVI века отделился про- тестантизм (совокупность церквей, упростивших и удешевивших христиан- ское богослужение — лютеранство, баптизм, меннониты, методисты, кальви- низм, англиканство, их варианты-секты). Разные варианты протестантизма до- ныне господствуют в Германии, Швейцарии, Голландии, Англии, США, ряде бывших колоний и зависимых от Запада стран. Все протестанты признали един- ственным источником Библию, которую они переводят на все национальные языки. Каждый протестант обязан сам читать и истолковывать Библию, свя- щенники им практически не нужны; отменяется поклонение святым, их мощам, иконам, даже кресту; их храм по скромности своего убранству приближается к обычному дому; обряды приобретают сугубо символический смысл, несколько более значимый только для крещения и причащения; спасение души достигает- ся у протестантов не добрыми делами, а исключительно личной верой в Бога.
На Востоке же бывшей Римской империи, где государственным языком стал греческий, утвердилось православие (т.е. «правильно славящее Бога»,
«имеющее правильный взгляд на него», ортодоксальное) или же греко- кафолическая церковь. И католицизм, и православие признали, что божествен- ная и человеческая ипостаси Христа находились в равновесии. За разницей бо- гословских взглядов (на соотношение лиц Святой Троицы) и обрядовых прак- тик отдельных частей христианства стояли, конечно, различия в культуре, эко- номических и политических интересов разных государств и их социальных элит.
«самоуправляемая» церковь). Здесь до сих пор (в Италии, Испании, Португалии,
Франции, Польше) господствует римско-католическая церковь. Римские папы долгое время боролись за превосходство своей власти над государствами ла- тинского Запада. В результате Запад распался на множество сравнительно небольших государств, а в папской власти осталось лишь карликовое государство Ватикан.
По той же причине чрезмерных претензий папизма на международное владычество от католичества в результате Реформации XVI века отделился про- тестантизм (совокупность церквей, упростивших и удешевивших христиан- ское богослужение — лютеранство, баптизм, меннониты, методисты, кальви- низм, англиканство, их варианты-секты). Разные варианты протестантизма до- ныне господствуют в Германии, Швейцарии, Голландии, Англии, США, ряде бывших колоний и зависимых от Запада стран. Все протестанты признали един- ственным источником Библию, которую они переводят на все национальные языки. Каждый протестант обязан сам читать и истолковывать Библию, свя- щенники им практически не нужны; отменяется поклонение святым, их мощам, иконам, даже кресту; их храм по скромности своего убранству приближается к обычному дому; обряды приобретают сугубо символический смысл, несколько более значимый только для крещения и причащения; спасение души достигает- ся у протестантов не добрыми делами, а исключительно личной верой в Бога.
На Востоке же бывшей Римской империи, где государственным языком стал греческий, утвердилось православие (т.е. «правильно славящее Бога»,
«имеющее правильный взгляд на него», ортодоксальное) или же греко- кафолическая церковь. И католицизм, и православие признали, что божествен- ная и человеческая ипостаси Христа находились в равновесии. За разницей бо- гословских взглядов (на соотношение лиц Святой Троицы) и обрядовых прак- тик отдельных частей христианства стояли, конечно, различия в культуре, эко- номических и политических интересов разных государств и их социальных элит.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи