Ключевое понятие политической философии — власть. Без неё немыслимо ни человеческое общество в целом, ни существование отдельных коллективов людей, начиная с семьи, соседства, рабочей бригады, спортивной команды и т.п. Хотя без властных полномочий и механизмов нет никакой политики, власть как социальное явление гораздо древнее и шире своих государственно-политических форм. Так что в общем смысле этого слова властью можно считать любое проявление волевого воздействия субъекта социального управления на его же объект. Как минимум, это решение и соответствующий ему приказ лидера или группы руководителей.
Властные импульсы адресованы так или иначе подчинённым лидерам людям и предполагают способы контроля за исполнением такого рода распоряжений. Подлежащие властному исполнению решения могут вырабатываться лично лидером или же коллективно с более или менее широким кругом советников, однако без возможности того или иного принуждения властные отношения вряд ли мыслимы. Как правило, их подкрепляют сразу несколько факторов — авторитет лидера, способы поощрения и наказания по результатам исполнения его планов и решений. В конечном счёте, последний и решающий аргумент власти — смерть (ослушнику, противнику) или же её символический эквивалент — изгнание из данного социу- ма. Такой вывод сделал итальянский мыслитель Элиас Канетти.
Для понимания общественной жизни категория власти столь же важ- на, как понятие энергии для естествознания или денег для экономики. Природу власти изучали выдающиеся мыслители разных времен и народов. По мысли Томаса Гоббса, для людей это единственное средство достичь блага в будущем. И добавил: «Власть — это не что иное, как превосходство мо- гущества одного над могуществом другого». Макс Вебер определил власть как возможность индивида осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Простым людям бросается в глаза, прежде всего, принудительная, карательная сторона власти, а в особенности недостатки, злоупот- ребления, практически неизбежные при ее осуществлении. Британский по- литик лорд Актон ещё в 1887 г. сказал: «Власть склонна к коррупции, а абсолютная власть развращает абсолютно». Поэтому «среди того, что ведёт к деморализации человека, власть — самая постоянная и активная сила».
Однако сводить власть к вульгарному насилию сильного над слабым (скажем, родителя над малым ребёнком или же государя над рядовым под- данным) будет не философским выводом, а обыденным упрощением. Власть, никогда не будучи идеальной гарантией людского благополучия, тем не менее совершенна необходима для совместного проживания людей в любом социуме.
Стратегии властвования обычно сочетаются в той или иной про- порции в рамках той или иной модели общественной жизни. Среди этих стратегий различаются:
· насилие — простое подавление сильным слабого;
· «получение согласия» (согласно Пьеру Бурдье), соглашение носите- лей и объектов властвования — разумная договорённость сторон, основан- ная на понимании взаимной выгоды политической иерархии; либо полу- ченная путем целенаправленного идеологического «зомбирования»;
· «воздействие на действие», действие в ответ на действие (по Ми- шелю Фуко), т.е. тонкая смесь обмана и самообмана; в этой точке зрения учтены первые две (действие требует энергии и организации, т.е. силы с обeих сторон; участники политической игры наделены сознанием и могут оценивать плюсы и минусы политики; однако акцент тут ставится на инте- рактивном характере власти, которая представляет собой особый механизм или стратегию объединения людей в общество).
Признаки власти (как их выделил всё тот же М. Фуко):
· власть не есть нечто вещественное, что можно получить в готовом виде или потерять; она осуществляется в зависимости от множества факто- ров и пересечения массы человеческих отношений;
· отношения власти не сводятся к другим отношениям (экономиче- ским, культурным, сексуальным и т.д.); роль власти в отношении к ним всем — продуктивная;
· отношения власти существуют внутри отдельных групп и институ- тов, которые являются основой общества (семья, предприятия, профессио- нальные корпорации и т.д.);
· отношения власти осознанные, преднамеренные, но не субъектив- ные (порождены не просто желанием кого-то властвовать, а кого-то подчиняться); власть становится необходимой при сочетании многих массовых стратегий развития социума, отдельных его групп, а значит, и членов; ав- торов этих стратегий невозможно установить (хотя авторство и приписыва- ется отдельных лицам или группировкам);
· там, где есть власть, есть и сопротивление ей (как пассивное, так и активное в виде контрстратегии).
Рычаги властвования, достаточно типичные для разных мест и вре- мён, стоит перечислить более подробно:
· насилие (угроза, изгнание, физическое принуждение, лишение сво- боды, показательная казнь и т.п. методы) и страх перед ним; причём наси- лие порождает власть как изнутри социума, так и извне — чтобы защи- титься от уничтожения врагами, люди подчиняются своим лидерам;
· поощрения (выдачи материальных благ, денежные выплаты, подар- ки, ордена и др. награды, пожалования, титулы, звания и т.п.) и наказания (разжалования, штрафы, выставление на позор, вплоть до отставки, суда и казни), материальные и символические (их диалектика);
· идеал — совокупность потребностей и желаний социума, иллюзия коллективного счастья;
· авторитет — иллюзия всемогущества тех или иных субъектов —
носителей власти.
Властные импульсы адресованы так или иначе подчинённым лидерам людям и предполагают способы контроля за исполнением такого рода распоряжений. Подлежащие властному исполнению решения могут вырабатываться лично лидером или же коллективно с более или менее широким кругом советников, однако без возможности того или иного принуждения властные отношения вряд ли мыслимы. Как правило, их подкрепляют сразу несколько факторов — авторитет лидера, способы поощрения и наказания по результатам исполнения его планов и решений. В конечном счёте, последний и решающий аргумент власти — смерть (ослушнику, противнику) или же её символический эквивалент — изгнание из данного социу- ма. Такой вывод сделал итальянский мыслитель Элиас Канетти.
Для понимания общественной жизни категория власти столь же важ- на, как понятие энергии для естествознания или денег для экономики. Природу власти изучали выдающиеся мыслители разных времен и народов. По мысли Томаса Гоббса, для людей это единственное средство достичь блага в будущем. И добавил: «Власть — это не что иное, как превосходство мо- гущества одного над могуществом другого». Макс Вебер определил власть как возможность индивида осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Простым людям бросается в глаза, прежде всего, принудительная, карательная сторона власти, а в особенности недостатки, злоупот- ребления, практически неизбежные при ее осуществлении. Британский по- литик лорд Актон ещё в 1887 г. сказал: «Власть склонна к коррупции, а абсолютная власть развращает абсолютно». Поэтому «среди того, что ведёт к деморализации человека, власть — самая постоянная и активная сила».
Однако сводить власть к вульгарному насилию сильного над слабым (скажем, родителя над малым ребёнком или же государя над рядовым под- данным) будет не философским выводом, а обыденным упрощением. Власть, никогда не будучи идеальной гарантией людского благополучия, тем не менее совершенна необходима для совместного проживания людей в любом социуме.
Стратегии властвования обычно сочетаются в той или иной про- порции в рамках той или иной модели общественной жизни. Среди этих стратегий различаются:
· насилие — простое подавление сильным слабого;
· «получение согласия» (согласно Пьеру Бурдье), соглашение носите- лей и объектов властвования — разумная договорённость сторон, основан- ная на понимании взаимной выгоды политической иерархии; либо полу- ченная путем целенаправленного идеологического «зомбирования»;
· «воздействие на действие», действие в ответ на действие (по Ми- шелю Фуко), т.е. тонкая смесь обмана и самообмана; в этой точке зрения учтены первые две (действие требует энергии и организации, т.е. силы с обeих сторон; участники политической игры наделены сознанием и могут оценивать плюсы и минусы политики; однако акцент тут ставится на инте- рактивном характере власти, которая представляет собой особый механизм или стратегию объединения людей в общество).
Признаки власти (как их выделил всё тот же М. Фуко):
· власть не есть нечто вещественное, что можно получить в готовом виде или потерять; она осуществляется в зависимости от множества факто- ров и пересечения массы человеческих отношений;
· отношения власти не сводятся к другим отношениям (экономиче- ским, культурным, сексуальным и т.д.); роль власти в отношении к ним всем — продуктивная;
· отношения власти существуют внутри отдельных групп и институ- тов, которые являются основой общества (семья, предприятия, профессио- нальные корпорации и т.д.);
· отношения власти осознанные, преднамеренные, но не субъектив- ные (порождены не просто желанием кого-то властвовать, а кого-то подчиняться); власть становится необходимой при сочетании многих массовых стратегий развития социума, отдельных его групп, а значит, и членов; ав- торов этих стратегий невозможно установить (хотя авторство и приписыва- ется отдельных лицам или группировкам);
· там, где есть власть, есть и сопротивление ей (как пассивное, так и активное в виде контрстратегии).
Рычаги властвования, достаточно типичные для разных мест и вре- мён, стоит перечислить более подробно:
· насилие (угроза, изгнание, физическое принуждение, лишение сво- боды, показательная казнь и т.п. методы) и страх перед ним; причём наси- лие порождает власть как изнутри социума, так и извне — чтобы защи- титься от уничтожения врагами, люди подчиняются своим лидерам;
· поощрения (выдачи материальных благ, денежные выплаты, подар- ки, ордена и др. награды, пожалования, титулы, звания и т.п.) и наказания (разжалования, штрафы, выставление на позор, вплоть до отставки, суда и казни), материальные и символические (их диалектика);
· идеал — совокупность потребностей и желаний социума, иллюзия коллективного счастья;
· авторитет — иллюзия всемогущества тех или иных субъектов —
носителей власти.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи