Этапы становления современной науки

Наука » Философия
Если проследить этапы становления современной науки, лучше понимаешь ее природу и роль в истории культуры.
В зависимости от того, какой смысл вкладывается в понятие «наука», как она соотносится с другими типами человеческого знания, имеется несколько точек зрения по поводу того, где и когда возникает наука? При этом различаются способы построения знания и формы прогнозирования результатов деятельности.
Первая точка зрения отождествляет научное познание с любыми правильными наблюдениями и решениями людей. Тем самым возраст «науки» предельно удревляется — возводится к периоду становления человека и общества, их отделения от природы, а география «науки» делается всемирной. Ведь даже представители традиционных обществ — охотники, рыболовы, собиратели, земледельцы, скотоводы — много знают о природе, способны изготавливать весьма сложные технические конструкции. Так, уже охотники на мамонтов умели разгибать и обрабатывать их бивни, получая костяные копья в несколько метров длиной.
Точнее называть знания и умения такого рода донаучными. В их состав входят знания обыденные (бытовые) и практические (ремесленные). В целом донаучные знания связаны с духовной стороной человеческого труда, составляют эмпирический опыт домашней и ремесленной деятельности многих поколений людей.
На этом уровне познания изучаются те вещи и их отношения, способы их изменения, с которыми человек неизбежно сталкивается в обыденном опыте и на производстве. Знания здесь представляют собой идеализированную модель практического взаимодействия человека с вещами макромира. Скажем, математика оперировала с натуральным рядом чисел от 1 и далее. 1 обозначается вертикальной чертой; набор предметов как система единиц; затем появляются особые знаки для десятков, сотен, тысяч и т.д. Процедуры с цифрами воспроизводили процедуры образования совокупностей предметов в реальной практике — одни предметы добавляли к другим или отъединяли от других.
Этот простейший способ абстрагирования предметных отношений отражал их состояние в рамках наличной практики, он ограничивался уже освоенной представителями данной цивилизации частью действительности.
Вторая точка зрения относит появление науки к древнейшим цивилиза- циям на Земле. Это прежде всего такие цивилизации Востока, как Египет, Ва- вилония и другие центры Месопотамии, Индия, Китай; а также инки, майя, ац- теки в Мезоамерике. В этих очагах роста мировой культуры действительно бы- ли накоплены значительные знания по астрономии, медицине, строительной технике. Однако и здесь перед нами не столько наука в современном смысле этого слова, сколько специализированный, отделившийся от физического ум- ственный труд. Можно именовать знания этого типа протонаучными, посколь- ку они занимали промежуточное положение между практикой и настоящей нау- кой будущего.

Знания древних жрецов, магов, пророков, вождей сохраняли сугубо при- кладное назначение. Их целью было вовсе не объяснение мира как такового, а решение тех или иных утилитарных задач. Эти знания носили фрагментарный характер. Получение этих знаний растягивалось на века — их достигали, что называется, на ощупь, путем многих проб и ошибок. Древние знания носили эзотерический характер — строго охранялись от непосвященных в тайны жре- цов и военных вождей. Способами познания выступали визуальное наблюдение и мифологическая аналогия. Донаучный способ схематизации практики остает- ся при этом в силе. Разве что практика приобретала более специализированные формы благодаря дальним путешествиям, монументальному строительству, об- служиванию пышного двора фараона, царя, жрецов и т.п. представителей пра- вящей элиты. Деспотические порядки на Востоке, обожествление правителя создавали духовный вакуум для развития мысли. Она догнала практику, пошла рядом с ней.
Третья точка зрения фиксирует начало рождения современной науки. Ранняя наука появляется в античной Грецией VII–IV вв. до н.э. Можно согла- ситься с тем, что здесь наука начала своё формирование. Эллины создали такое общественно-политическое устройство — полис, которое сделало возможным развитие мысли и практики к новым вершинам.
Решающую роль в освобождении научной мысли сыграла философия —«любовь к мудрости». Первые философы исходили из правильной идеи множе- ства возможных миров. Они снова и снова моделировали природный космос, общественное устройство, природу человека. Одни концепции вытесняли дру- гие, боролись за внимание сограждан.
Не рецептурное описание правильного стандарта действия, а теоретиче- ское объяснение некоего общего порядка.
Не диктаторский приказ, как надо поступать, а доказательство правиль- ного выбора, лучшего поступка из многих возможных вариантов.
Поиск все новых знаний, их широкое публичное обсуждение сообщест- вом интеллектуалов, а не жесткая передача в готовом виде по традиции.
Самоценность процесса познания, а не его готового результата. Культура постановки проблем, спора, логической и фактической аргументации. Мысль стала опережать практику.
Взятые для примера математические символы начинают рассматриваться не просто как прообраз предметных совокупностей, которыми оперируют в практике, а как относительно самостоятельные объекты науки — математики. У неё свои собственные задачи — выяснить все возможности «поведения» этих символов, независимо от того, отражают ли их свойства возможности сего- дняшней практики. Из ранее изученных натуральных чисел строятся новые иде- альные объекты. Например, применяя операцию вычитания к парам (меньшему и большему) положительных чисел, можно получить отрицательные числа. А открыв класс отрицательных чисел, математика пойдет дальше. Она распро- странит на них все те операции, которые открыты ей для положительных. По- лучится новая сторона математической действительности. А если применить операцию извлечения корня к отрицательным числам, то появится новая абст- ракция — «мнимое число». И на этот класс идеальных объектов в свою очередь распространятся те операции, которые применялись к натуральным числам. Так в математике применяется общенаучный гипотетико-дедуктивный метод — вы- движения гипотетических моделей реальности и их последующая проверка опытом.
Однако на стадии греко-римской античности наука ещё далеко не полно- стью сформировала свои устои. К визуальному наблюдению их ученые приба- вили логику, но получаемые выводы никак не проверялись эксперименталь-ным путем. Это лишало их практического применения. Античное знание оставалось спекулятивным, оторванным от практики.
Первые открытия античных математиков, астрономов, врачей, географов, историков были перемешаны с заблуждениями. Достаточно указать не геоцен- тризм системы мироздания у Птолемея.
Четвёртая точка зрения на время и место окончательного оформления зрелой науки современного типа — Новое время в Западной Европе (XVI–XVIII вв.). Ориентировочно от издания трактата Николая Коперника «О вращении не- бесных сфер» (1543) и до опубликования труда Исаака Ньютона «Математиче- ские начала натуральной философии» (1767).
Научная революция Нового времени в Западной Европе. Важнейшие дос- тижения этого этапа — изобретение опытно-экспериментального метода испы- тания природы и описание результатов познания на языке математики.
Пятая точка зрения обращает внимание на существенные изменения в характере научного познания, произошедшие в XX в. Неклассическая наука об- суждалась в одной из предыдущих лекций, посвященной изменению понятия материи в связи с квантовой теорией и другими достижениями современной физики.
Постнеклассическая наука предполагается в новейших философско- методологических исследованиях новых возможностей научного познания, свя- занных с биотехнологиями, включая биокомпьютеры; трансгенные эксперимен- ты; комплексную трансплантологию в медицине.
В реальной деятельности людей знания разного типа нередко объединяются. Существуют и пограничные области практики, где она больше всего зависит от теории. Яркий пример тому — медицина. Является ли медицина самостоя- тельной наукой? Или врачевание только ремесло, в котором используются дан- ные многих наук, преимущественно естественных? Лечебное дело прошло не- сколько этапов «онаучивания», но вряд ли этот процесс когда-нибудь завершится.
В античности медицина относилась скорее к разряду искусств (греч. techne,
лат. ars мастерство, ремесло, искусство), нежели наук (греч. eristeme, лат. scientia достоверное, научное (познание). Известный афоризм «искусство долго, жизнь коротка» («ars longa, vita wrevis»), принадлежит знаменитому Гиппократу Косскому и относится первоначально к искусству врачевания.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.