Понятие информации (от лат. informatio — ознакомление, разъяснение) получило широкое распространение в связи с появление новых средств связи и управления во второй половине XX в. (от телефона с телеграфом и до компью- теров). С этих времен информация так или иначе отличается от родственных выражений («знания», «сведения», «данные» и т.п.). Прежде всего тем, что ин- формация измерима количественно. Кроме того, информация в значительной степени обезличена, носит межсубъектный характер. Основы общей теории ин- формации были заложена в книге К.Э. Шеннона и У. Уивера «Математическая теория связи» (1948). Эти авторы предложили вероятностные методы определе- ния количества информации; ввели схему информационной связи (источник информации, передатчики, линия связи, приёмник, адресат, источник помех); сформулировали теоремы о пропускной способности, помехоустойчивости, ко- дировании и других характеристиках информационных процессов.
Клодом Шенноном обоснована вероятностная теория информации. Он предложил понимать информацию как меру определённости той или иной си- туации, поведения системы. Противоположностью информации в этом случае выступает энтропия, т.е. мера неопределённости, неупорядоченности любой системы, идущей к своему распаду. Неопределённость возникает в том случае, если по причине отсутствия или недостатка информации необходим выбор из двух или большего числа возможностей. Информация позволяет её получателю уменьшить неопределённость, организовать систему, выбрав правильный шаг. Больше информации — меньше неопределенности, легче принимать решение. Для общей теории информации не суть важно, стихийно это происходит (как в живой природе), или же сознательно (как у людей).
Основоположник кибернетики Норберт Винер распространил информа- ционный подход на процессы управления и связи в природе, человеческом об- ществе и работе машин (в особенности компьютеров, специально предназна- ченных для накопления и переработки информации на основе ее электронного кодирования). Важно подчеркнуть, что информации нет без какого-то матери- ального носителя; что она качественно отличается в неорганической природе; в биологических системах (живых, самоуправляющихся телах); в поведении соз- нательных существ. Некоторые теоретики полагают, что информация присуща только живой природе с ее генетикой и сложным поведением организмов, взаи- модействующих со средой обитания; ну, и конечно информация обеспечивает работу технических устройств. Другие философы считают, что информацион- ные процессы имеют место даже в неорганической природе, хотя там взаимо- действие неживых объектов носит пассивный характер.
С точки зрения теории информации человеческое сознание представляет собой один из механизмов выработки, передачи, приёма, преобразования, нако- пления и использования информации самого разного рода. В рамках этого под- хода оставляются в стороне личностные, субъективные стороны психики людей; обращается внимание на то, что объединяет её работу с техническими уст- ройствами обработки информации (компьютерами и т.п.). Информационные характеристики дополняют определение человеческого сознания как отраже- ния. Правда, в деятельности Человека разумного информация как правило пре- вращается в нечто более сложное, а именно — знание. Оно отличается от про- сто информации своим семантическим, т.е. смысловым, личностным, индиви- дуальным аспектом. Т.е. не количеством, а качеством, т.е. значением для чело- века. Одна и та же информация (скажем, завтра произойдет террористический акт в городе N) одного из нас взбудоражит, другого оставит равнодушным, а третьего даже обрадует. Эта информация останется информацией для тех со- трудников, в чьи профессиональные обязанности входит борьба с террористами.
Знание существует не только в научной, но и во многих других формах, которые в свою очередь необходимы людям. Вряд ли стоит считать науку не то, что монополистом, но и даже вечным и безусловным лидером человеческого познания — прежде всего потому, что знание обслуживает принципиально раз- ные потребности людей, направлено на отдельные стороны бытия. На каких-то участках бытия и познания наука выступает на первый план, на каких-то — сда- ёт интеллектуальные полномочия иным формам духовной культуры и матери- альной практики, у которых свои типы знания.
Обыденно-практическое познание связано с лично-семейным самообслу- живанием индивидов; представляет собой интеллектуальную сторону неспе- циализированного труда. Его познавательным инструментом служит рассудок, а результатом — так называемый здравый смысл, житейский опыт людей, кото- рые обеспечивают им выживание в любых условиях бытия. Трудовой опыт, на- родная мудрость («этнонауки»), магия. Это познание можно назвать донаучным. К выводам науки оно почти герметично, ибо они моделируют диаметрально противоположные пласты реальности.
Профессионально-практическое познание вплетено в сложные, информа- ционно ёмкие направления человеческой деятельности (вроде предпринима- тельской, инженерной, педагогической, военной, врачебной, политической и т.п.); оно не может довольствоваться выводами здравого смысла, а требует го- раздо более сложных — профессиональных рецептов и технологий, своеобраз- ного практического разума для решения сравнительно масштабных и нестан- дартных задач практики; осуществления общественного прогресса. Это знание чем дальше, тем больше становится наукоёмким, но по природе своей остаётся прикладным. Ведь его задача — не обобщить, а как-то разрешить проблемную ситуацию; не просто зафиксировать нечто, а преодолеть, преобразовать нужным образом. Для науки это не характерно. Она в конечном счете носит созерца- тельный характер.
Духовно-практическое или же вненаучное познание сопровождает такие формы культуры, как мифология, религия, магия, мистика и т.п.; с их помощью человеческий дух воюет с хаосом бытия; стремится компенсировать ничтож- ность индивидуального существования личности апелляцией к сверхъестественным силам, вести диалог с высшими ценностями культуры; «методы» (спо- собы) решения этого рода задач — медитация, молитва, ритуальный обряд; ре- зультатом их применения могут такие формы освоения действительности, как откровение, озарение, экстаз и т.п. акты веры. В силу своей иррациональности эти духовные явления антинаучны. Точнее, они дополнительны к выводам стро- гой науки. Их цель — изменение сознания конкретных людей, верующих. Для науки подобная цель стоит на последнем месте и, в сущности, не характерна.
Художественное познание осуществляется благодаря искусству, фанта- зии представителей его различных жанров; оно мыслит эстетическими образ- ами, метафорами, развивая фабулу, чередуя ритмы произведений словесного, музыкального, драматического и т.п. разновидностей творчества красоты, гар- монии, идеалов; самореализации личности в этом творчестве. Общий инстру- мент познания в искусстве — эстетический вкус и особая — художественная правда. Искусство создает нужное настроение, мобилизует волю к дальнейшей жизни, обогащает жизненный опыт. Девиз науки прямо противоположный: «Не плакать, не смеяться, а понимать» (Б. Спиноза).
Научно-теоретическое познание осуществляется с целью получения объ- ективно-истинного знания о мире, принципах устройства и законах его разви- тия; оно накапливает строго зафиксированные и проверенные факты о типич- ных явлений природы и общества; пользуется точными понятиями и теориями.
Как видно, у науки и у вненаучных вариантов познания разные задачи. Это нисколько не умаляет значения ни науки, ни других форм освоения дейст- вительности. Интеллектуальный опыт любого социума, тем более челове- чества в целом складывается благодаря всем перечисленным — стратегическим направлениям познания. С определённых пор человечество, по крайней мере, его цивилизованная часть, уже не могут обходиться без науки, но её одной для удовлетворения своих духовных потребностей людям всегда будет совершенно недостаточно. Поэтому нельзя сказать, что наука — это высший уровень позна- ния. Главным для человека в разные моменты его жизни становится такое зна- ние, которое удовлетворяет тем или иным его жгучим потребностям: либо базо- вым, витально-бытовым, либо профессионально-практическим, либо духовным. В первом случае не обойтись без прописей здравого смысла и выводов народ- ной мудрости; во втором — трудовых рецептов и инженерных технологий, в третьем — без религии, искусства, философии.
Преимущества и пределы научного познания предполагают друг друга. Общее и частное, необходимое и случайное, объективное и субъективное, лич- ностное и социализированное в составе человеческого познания.
Достижения и опасности в историческом развитии науки.
Аксиологические (этические и др.) проблемы научно-технического про- гресса. Фатальные угрозы природе, телу и духу человека в эпоху научно- технической революции (оружие массового поражения; экологическая ситуа- ция; болезни ураганного распространения; демографические сдвиги; вторжение в геном).До- и вненаучное знание играет определенную роль в становлении науки и даже на развитом этапе ее существования. Процедуры наблюдения, сравне- ния, измерения, группировки, выдвижения и проверки гипотез, умозаключения. Общечеловеческие механизмы интуиции. Научная рациональность против обы- денного рассудка («здравого смысла») и практического разума.
Вера в изначальный и всеобщий порядок мира — предпосылка классиче- ской науки. Божественный промысел и закон природы. Абсурдизм буддийской философии — аналог постклассической науки. Подчинение науки богословию в эпоху Средневековья. Отделение науки от религии в Новое время.
Конфликты и диалог между представителями науки и вненаучного опыта. Обезличенность научных выводов, их принудительный характер («Платон мне друг, но истина дороже»).
Традиционные и архаичные общества отличаются в духовной сфере гос- подством коллективной традиции. Она чрезвычайно замедляла любые иннова- ции. Так, переход к новым материалам для изготовления орудий — от камня к кости, далее к меди, олову, железу происходил на протяжении тысячелетий. К каждому новому материалу сначала довольно долго применялись приемы, ха- рактерные для предыдущего и только затем осваивались адекватные для него способы обработки. Полет мысли был строго ограничен ритуалом, обычаем, авторитетом. Мысль шла за практикой.
Далее, наука может быть рассмотрена как особый вид деятельности, как целая профессия.
Мотивация деятельности ученого.
Личностные качества (этос) ученого: уровень интеллекта и ощущение его самоценности, любознательность, творческий скептицизм, честолюбие (вера в себя), контактность, вкус к дискуссиям, свободное время, доля аскетизма.
Образы ученых в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве. Типы деятелей науки и аспекты их взаимодействия. Симпатии и антипатии ме- жду учеными. «Невидимый колледж» работников науки. Соотношение индиви- дуализма и коллективизма в научно-исследовательской деятельности. Роли чле- нов научного коллектива. Карьера ученого и его престиж в академическом со- обществе. Космополитизм и национальные традиции развития науки.
Университетская и академическая наука. Источники и формы финансиро- вания. Ученые степени и звания (западные и отечественные ранги).
Наконец, наука представляет собой целый общественный институт, осо- бую социальную организацию. У неё есть свои органы управления и контроля, свои «генералы», «офицеры» и «солдаты».
Функции науки в современном обществе:
· мировоззренческая;
· педагогико-дидактическая;
· идеологическая;
· праксеологическая, производственная.
Клодом Шенноном обоснована вероятностная теория информации. Он предложил понимать информацию как меру определённости той или иной си- туации, поведения системы. Противоположностью информации в этом случае выступает энтропия, т.е. мера неопределённости, неупорядоченности любой системы, идущей к своему распаду. Неопределённость возникает в том случае, если по причине отсутствия или недостатка информации необходим выбор из двух или большего числа возможностей. Информация позволяет её получателю уменьшить неопределённость, организовать систему, выбрав правильный шаг. Больше информации — меньше неопределенности, легче принимать решение. Для общей теории информации не суть важно, стихийно это происходит (как в живой природе), или же сознательно (как у людей).
Основоположник кибернетики Норберт Винер распространил информа- ционный подход на процессы управления и связи в природе, человеческом об- ществе и работе машин (в особенности компьютеров, специально предназна- ченных для накопления и переработки информации на основе ее электронного кодирования). Важно подчеркнуть, что информации нет без какого-то матери- ального носителя; что она качественно отличается в неорганической природе; в биологических системах (живых, самоуправляющихся телах); в поведении соз- нательных существ. Некоторые теоретики полагают, что информация присуща только живой природе с ее генетикой и сложным поведением организмов, взаи- модействующих со средой обитания; ну, и конечно информация обеспечивает работу технических устройств. Другие философы считают, что информацион- ные процессы имеют место даже в неорганической природе, хотя там взаимо- действие неживых объектов носит пассивный характер.
С точки зрения теории информации человеческое сознание представляет собой один из механизмов выработки, передачи, приёма, преобразования, нако- пления и использования информации самого разного рода. В рамках этого под- хода оставляются в стороне личностные, субъективные стороны психики людей; обращается внимание на то, что объединяет её работу с техническими уст- ройствами обработки информации (компьютерами и т.п.). Информационные характеристики дополняют определение человеческого сознания как отраже- ния. Правда, в деятельности Человека разумного информация как правило пре- вращается в нечто более сложное, а именно — знание. Оно отличается от про- сто информации своим семантическим, т.е. смысловым, личностным, индиви- дуальным аспектом. Т.е. не количеством, а качеством, т.е. значением для чело- века. Одна и та же информация (скажем, завтра произойдет террористический акт в городе N) одного из нас взбудоражит, другого оставит равнодушным, а третьего даже обрадует. Эта информация останется информацией для тех со- трудников, в чьи профессиональные обязанности входит борьба с террористами.
Знание существует не только в научной, но и во многих других формах, которые в свою очередь необходимы людям. Вряд ли стоит считать науку не то, что монополистом, но и даже вечным и безусловным лидером человеческого познания — прежде всего потому, что знание обслуживает принципиально раз- ные потребности людей, направлено на отдельные стороны бытия. На каких-то участках бытия и познания наука выступает на первый план, на каких-то — сда- ёт интеллектуальные полномочия иным формам духовной культуры и матери- альной практики, у которых свои типы знания.
Обыденно-практическое познание связано с лично-семейным самообслу- живанием индивидов; представляет собой интеллектуальную сторону неспе- циализированного труда. Его познавательным инструментом служит рассудок, а результатом — так называемый здравый смысл, житейский опыт людей, кото- рые обеспечивают им выживание в любых условиях бытия. Трудовой опыт, на- родная мудрость («этнонауки»), магия. Это познание можно назвать донаучным. К выводам науки оно почти герметично, ибо они моделируют диаметрально противоположные пласты реальности.
Профессионально-практическое познание вплетено в сложные, информа- ционно ёмкие направления человеческой деятельности (вроде предпринима- тельской, инженерной, педагогической, военной, врачебной, политической и т.п.); оно не может довольствоваться выводами здравого смысла, а требует го- раздо более сложных — профессиональных рецептов и технологий, своеобраз- ного практического разума для решения сравнительно масштабных и нестан- дартных задач практики; осуществления общественного прогресса. Это знание чем дальше, тем больше становится наукоёмким, но по природе своей остаётся прикладным. Ведь его задача — не обобщить, а как-то разрешить проблемную ситуацию; не просто зафиксировать нечто, а преодолеть, преобразовать нужным образом. Для науки это не характерно. Она в конечном счете носит созерца- тельный характер.
Духовно-практическое или же вненаучное познание сопровождает такие формы культуры, как мифология, религия, магия, мистика и т.п.; с их помощью человеческий дух воюет с хаосом бытия; стремится компенсировать ничтож- ность индивидуального существования личности апелляцией к сверхъестественным силам, вести диалог с высшими ценностями культуры; «методы» (спо- собы) решения этого рода задач — медитация, молитва, ритуальный обряд; ре- зультатом их применения могут такие формы освоения действительности, как откровение, озарение, экстаз и т.п. акты веры. В силу своей иррациональности эти духовные явления антинаучны. Точнее, они дополнительны к выводам стро- гой науки. Их цель — изменение сознания конкретных людей, верующих. Для науки подобная цель стоит на последнем месте и, в сущности, не характерна.
Художественное познание осуществляется благодаря искусству, фанта- зии представителей его различных жанров; оно мыслит эстетическими образ- ами, метафорами, развивая фабулу, чередуя ритмы произведений словесного, музыкального, драматического и т.п. разновидностей творчества красоты, гар- монии, идеалов; самореализации личности в этом творчестве. Общий инстру- мент познания в искусстве — эстетический вкус и особая — художественная правда. Искусство создает нужное настроение, мобилизует волю к дальнейшей жизни, обогащает жизненный опыт. Девиз науки прямо противоположный: «Не плакать, не смеяться, а понимать» (Б. Спиноза).
Научно-теоретическое познание осуществляется с целью получения объ- ективно-истинного знания о мире, принципах устройства и законах его разви- тия; оно накапливает строго зафиксированные и проверенные факты о типич- ных явлений природы и общества; пользуется точными понятиями и теориями.
Как видно, у науки и у вненаучных вариантов познания разные задачи. Это нисколько не умаляет значения ни науки, ни других форм освоения дейст- вительности. Интеллектуальный опыт любого социума, тем более челове- чества в целом складывается благодаря всем перечисленным — стратегическим направлениям познания. С определённых пор человечество, по крайней мере, его цивилизованная часть, уже не могут обходиться без науки, но её одной для удовлетворения своих духовных потребностей людям всегда будет совершенно недостаточно. Поэтому нельзя сказать, что наука — это высший уровень позна- ния. Главным для человека в разные моменты его жизни становится такое зна- ние, которое удовлетворяет тем или иным его жгучим потребностям: либо базо- вым, витально-бытовым, либо профессионально-практическим, либо духовным. В первом случае не обойтись без прописей здравого смысла и выводов народ- ной мудрости; во втором — трудовых рецептов и инженерных технологий, в третьем — без религии, искусства, философии.
Преимущества и пределы научного познания предполагают друг друга. Общее и частное, необходимое и случайное, объективное и субъективное, лич- ностное и социализированное в составе человеческого познания.
Достижения и опасности в историческом развитии науки.
Аксиологические (этические и др.) проблемы научно-технического про- гресса. Фатальные угрозы природе, телу и духу человека в эпоху научно- технической революции (оружие массового поражения; экологическая ситуа- ция; болезни ураганного распространения; демографические сдвиги; вторжение в геном).До- и вненаучное знание играет определенную роль в становлении науки и даже на развитом этапе ее существования. Процедуры наблюдения, сравне- ния, измерения, группировки, выдвижения и проверки гипотез, умозаключения. Общечеловеческие механизмы интуиции. Научная рациональность против обы- денного рассудка («здравого смысла») и практического разума.
Вера в изначальный и всеобщий порядок мира — предпосылка классиче- ской науки. Божественный промысел и закон природы. Абсурдизм буддийской философии — аналог постклассической науки. Подчинение науки богословию в эпоху Средневековья. Отделение науки от религии в Новое время.
Конфликты и диалог между представителями науки и вненаучного опыта. Обезличенность научных выводов, их принудительный характер («Платон мне друг, но истина дороже»).
Традиционные и архаичные общества отличаются в духовной сфере гос- подством коллективной традиции. Она чрезвычайно замедляла любые иннова- ции. Так, переход к новым материалам для изготовления орудий — от камня к кости, далее к меди, олову, железу происходил на протяжении тысячелетий. К каждому новому материалу сначала довольно долго применялись приемы, ха- рактерные для предыдущего и только затем осваивались адекватные для него способы обработки. Полет мысли был строго ограничен ритуалом, обычаем, авторитетом. Мысль шла за практикой.
Далее, наука может быть рассмотрена как особый вид деятельности, как целая профессия.
Мотивация деятельности ученого.
Личностные качества (этос) ученого: уровень интеллекта и ощущение его самоценности, любознательность, творческий скептицизм, честолюбие (вера в себя), контактность, вкус к дискуссиям, свободное время, доля аскетизма.
Образы ученых в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве. Типы деятелей науки и аспекты их взаимодействия. Симпатии и антипатии ме- жду учеными. «Невидимый колледж» работников науки. Соотношение индиви- дуализма и коллективизма в научно-исследовательской деятельности. Роли чле- нов научного коллектива. Карьера ученого и его престиж в академическом со- обществе. Космополитизм и национальные традиции развития науки.
Университетская и академическая наука. Источники и формы финансиро- вания. Ученые степени и звания (западные и отечественные ранги).
Наконец, наука представляет собой целый общественный институт, осо- бую социальную организацию. У неё есть свои органы управления и контроля, свои «генералы», «офицеры» и «солдаты».
Функции науки в современном обществе:
· мировоззренческая;
· педагогико-дидактическая;
· идеологическая;
· праксеологическая, производственная.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи