Этапы антропогенеза

Наука » Философия
Этапы антропогенеза могут быть упрощенно представлены следующим образом.
1. Животные-антропоиды, т.е. напоминающие человека обликом
(рамапитеки), около 9 миллионов лет назад.
2. Прегоминиды — древнейшие человекообразные обезьяны, т.е. животные формы, потенциально пригодные для дальнейшей эволюции в на- правлении человека (австралопитеки — «южные обезьяны», поскольку жили в юго-восточной Африке); появились около 2 с лишним миллионов лет назад; отличались прямохождением; представлены несколькими вида- ми.
3. Первый скачок — появление биологической «заготовки», оказав- шейся пригодной для постепенного и многоэтапного очеловечивания; ис- ходный момент этого процесса — такие представители австралопитековых обезьян, как хабилисы (Homo habilis — «человек умелый»), которые пере- шли к постоянному использованию грубых орудий из камня и, должно быть, дерева; жили между 1 и 1,8 миллиона лет назад; типичные находки в Олдувайском ущелье и других местах северной Кении; в долине Омо в Южной Эфиопии, в Южной Африке.
4. Гоминиды — обезьяноподобные люди; начинаются с формы Homo erectus — «человек выпрямленный», устойчиво прямоходящий; он пред- ставлен серией ископаемых форм (питекантропы, синантропы, атлантро- пы и т.д.); вдобавок к искусственным орудиям использовал огонь, освоил пещерные жилища; жил начиная с 1,6 миллиона лет назад и до 450 тысяч лет назад; останки обнаружены в Африке, Китае, Индонезии, Индии, Из- раиле, Европе (гейдельбергский человек).
5. Самая близкая к современному человеку форма гоминид — Homo sapiens neandertaliensis — человек разумный неандертальский — по мне- нию многих современных исследователей представлял собой тупиковую ветвь эволюции и какое-то время сосуществовал с настоящими людьми,
может быть оказался ими ассимилирован или истреблен, съеден. Скорее всего неандертальцы — это своего рода первое, погибшее человечество. Жили они (останки впервые обнаружились в долине Неандерталь в Германии, а затем по всей остальной Европе, от Гибралтара до Крыма, а также в Израиле, Ираке, Узбеки- стане) примерно от 230 до 35 тысяч лет назад; сейчас различают несколько их популя- ций, судьбы которых, возможно, оказались различными; неандертальцам присущи за- чатки религии, отразившиеся во вполне человеческом погребальном обряде; их камен- ные орудия усовершенствовались за счет более тонкой «отжимной» техники изготов- ления, снабжались рукоятками; выживание в приледниковой зон свидетельствует о появлении какой-то одежды; строение гортани, по-видимому, ограничивало возмож- ности пользования членораздельной речью; за ними отмечены факты людоедства; об- щий физический облик отличался от современных людей массивностью, огрубленно- стью черт черепа и остального скелета, однако не настолько, чтобы не признавать в неандертальцах людей и возможность их скрещивания с более развитыми формами сапиенсов. Обнаружены формы древнейших людей, по своему физическому строению переходные между неандертальцами и современным человека, причем с креном в ту или иную сторону.
6. Второй, завершающий антропогенез скачок — Homo sapiens sapiens или же, по археологической номенклатуре, кроманьонец — человек вполне современного биологического типа, к которому принадлежат и практически ничем от него не отличаются и нынешние люди; примерно начиная с 35 тысяч лет назад; наряду с усовершенствованными орудями из камня, кости, дерева, создавал замечательные произведения искусства (мелкая пластика, настенная живопись, гравировка и т.п.), сложные жили- ща из дерева, земли, шкур и костей мамонта и прочих крупных животных; эти стойбища преобладают в равнинной местности; выработал все ранние формы религии, включая магический шаманизм, тотемизм; жили устойчи- вой родо-племен-ной организацией; расселились на всех континентах Зем- ли.
Пока неясно, произошел ли Человек разумный путем непрерывного развития в одном и том же, более или менее широком регионе; или же име- ло место вытеснение промежуточных форм гоминид более сапиентными по ходу их миграций, вызванных климатическими изменениями. Так, что сначала некоторые популяции неандертальцев вытеснили питекантропов, а затем сами оказались поглощены или истреблены первыми кроманьонца- ми. А может быть, неандертальцы вымерли сами, освободив просторы Ев- празии для людей более разумных, подтянувшихся с юга. Имеются аргу- менты в пользу и того, и другого, и третьего решения. Если верна гипотеза замещения, то, вероятно, решающим обстоятельством победы Людей ра- зумных над неандертальцами послужило случайное открытие и закрепле- ние самой высокой для эпохи камня технологии изготовления режущих орудий, характерной для финального палеолита. Благодаря этой технологии из одного и того же количества кремня можно было изготовить в не- сколько раз больше острого края различных орудий. С таким запасом орудий кроманьонцы могли быстрее отрываться от месторождений кремня и мигрировать вслед за стадами охотничьих животных. По некоторым дан- ным, неандертальцы так и не овладели вполне членораздельной речью. Пи- тались они почти исключительно мясом, т.е. оставались прежде всего хищ- никами. Кроманьонцы же стали по сути всеядными существами: наряду с мясной потребляли растительную пищу. В итоге антропогенеза победили не самые сильные физически, но самые умные, умелые наши предки, луч- ше прочих претендентов на роль первенствующего на Земле вида сочетав- шие агрессию и альтруизм, животность и духовность.
Недавно в африканской республике Чад археологи нашли древнейший череп человекообразного существа. Ему, как предполагают ученые, семь миллионов лет. Эта находка лишний раз продемонстрировала, насколько запутанным был эволюционный процесс. Возможно, «сахелантропус чаденис» (так назвали этого предка) окажется пря- мым предшественником человека, возможно — займёт место на одной из побочных ветвей нашего родословного древа.