Время

Наука » Философия
Время в самом широком смысле этого понятия представляет собой последовательное существование сменяющих друг друга состояний некоторого материального процесса; необратимая последовательность и длительность отдельных событий при существовании материальных систем.
В отличие от пространства, время:
· однонаправленно и потому по сути необратимо; оно «течёт» от прошлого через настоящее к будущему; и в той же самой степени «надвигается» из бу- дущего, чтобы миновать настоящее и превратиться в прошлое; так называемая «машина времени» (см.: Артур Конан Дойл «Сквозь пелену»; Марк Твен «Янки при дворе короля Артура»; Герберт Уэллс «Машина времени»; Марсель Пруст «В поисках утраченного времени»; Михаил Булгаков «Иван Васильевич»; Александр Грин «Клубный арап»; братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Сказки о тройке»; т.п. произведения художественной фантастики) — не более чем художественный приём;
· размеренно — так, что физико-математическое (во многом условное — календарное, эталонное) время, причем опять-таки в масштабах макромира, монотонно, не знает перерывов, измеряется в одинаковых единицах отсчета; тогда как астрофизическое и квантово-механическое, тем более биологическое и социальное времена (уровни организации времени) могут менять ритм, ускоряться или замедляться, даже прерываться — прежде всего, в связи с изменением пространственных размеров материальных систем; эта взаимосвязь образует пространственно-временной континуум.
Чаще всего «квантуется», меняет ритм психологическое время, т.е. субъективное восприятие внешнего хода событий человеком. В среднем с возрас- том восприятие времени ускоряется — у молодых людей время чаще монотонно тянется, а у стариков пролетает во мгновение ока.
Разночинец, недавний попович, уже строевой офицер и начинающий (в будущем — великий) археолог Василий Городцов записал к себе в дневник, сохранившийся в его лич- ном архиве: «День графинь Уваровых (Прасковьи Сергеевны и её дочерей Прасковьи и Ека- терины — С.Щ.). Я не знаю, можно ли лучше и разумнее жить, чем живут графини. Их время, занятия, отдых, всё распределено с таким умом… Недаром графини пользуются хоро- шим, бодрым настроением и здоровьем. Их жизнь следует изучать и брать в образец. В 9 часов они пьют чай. С 10 до 12 часов энергично работают. В 12 часов лёгкий завтрак. С 12 до 3 — отдых и прогулки. В 3 ½ — чай. С 3 ½ до 5 опять работа. В 5 часов — обед из трех или четырех блюд, всегда с фруктами. Обед рациональный, легкий, гигиенический. После обеда с час времени лёгкие домашние занятия или прогулка. С 6 до 9 опять серьёзные заня- тия. В 9 часов вечера чай, после которого все члены семьи обмениваются своими впечатле- ниями, затем опять занятия или распоряжения по дому и хозяйству. Графини часто ездят в лес для осмотра участков …; тоже для осмотра школ. … Таким образом, люди, имеющие средства жить сибаритами, живут действительно трудовой разумной жизнью. Следует заме- тить, что описываемую здесь жизнь графини ведут на даче и считают её летним отдыхом. … Я никогда не видел, чтобы графини имели печальные, утомлённые лица; они всегда и все жизнерадостны, энергичны, свежи» 3.
Как и вообще люди, мы делимся по ежедневному графику сна и бодрствования на
«сов» и «жаворонков».
Вот два моих знакомых учёных. Один филолог, лингвист, второй археолог, историк. Первый — заслуженный деятель науки Российской Федерации (в провинции это звание имеют единицы наших коллег, не в пример заслуженным работникам высшей школе — тех хоть пруд пруди). Автор кучи монографий, учебников, пособий, словарей. Второй недавно защитил докторскую, создал и возглавил региональный НИИ археологии. Как они работали, чтобы получить свои незаурядные научные результаты? По-разному. Вот их средние рабо- чие дни, которых, пожалуй, за год наберётся под 300 (за вычетом воскресений, отпуска, ра- бочих поездок и экспедиций, где режим меняется).
Филолог встаёт очень рано, часов в пять. Выпив чашку кофе, садится к столу и на- брасывает мысли и факты (для последующей записи в компьютер). В восемь часов он (в прошлом альпинист и бегун марафонец) бегает трусцой в парке под окнами своего дома несколько кругов, делает физзарядку. После завтрака, в девять утра он уже на кафедре в институте, благо тот в двух остановках троллейбуса от его дома (это расстояние он чаще проходит пешком). До обеда — лекции, беседы с аспирантами, дипломниками; набор в компьютер очередной порции словаря или другой книги; решение текущих кафедральных дел (заведующий кафедрой, лабораторией). В час дня он уже дома — обед. После него с полчаса лежит, а затем направляется — через улицу — в областную научную библиотеку. Там проводит за чтением и выписками несколько часов (Уже сорок лет подряд!). Перед ужином прогулка. На нём же покупки в магазинах и на рынке; большая часть кухонных работ и уборка квартиры. Вечером чтение, немного телевизора, общение с женой; звонят или приходят взрослые дети и внуки. Ложится, по общим меркам, рано — часов в десять. Раз в неделю — обязательно парная баня, с веником и любительским массажем. Никогда не курил; алкоголь — очень редко, при встрече с другом, и преимущественно виноградное вино. Летом — несколько недель на море. Наш герой недавно отметил 70-летний юбилей. Но на его режиме возраст не сказывается. Описанным образом он живёт и работает уже скоро полвека. Его возраста на вид ему никто не даст.
Археолог живёт иначе. Работает он в основном вечерами, прихватывая часть ночи. Много курит, и по ходу работы, и в паузах; дешёвый табак. Физическая активность ограни- чивается прогулками с пуделем, спорадической вознёй на даче, да ходьбой на раскоп летом, в экспедиции. Довольно много пьёт, самые разные напитки, преимущественно крепкие; по поводу и без повода; с возрастом, правда, поменьше и пореже. Научная работа археолога делится на полевую и кабинетную. Летом надо организовать работу и отдых сотни-другой молодых людей, что называется в чистом поле — палаточном лагере на опушке леса. Кормить, поить, учить методике раскопок, строить дисциплину. Раскопки длятся месяца два. После них нередко — поездка на грузовой машине по другим памятникам, их разведка. До- бытый раскопками материал надо обработать, инвентаризировать, задокументировать, изу- чить и обобщить в виде полевого отчета, статей и книг. Материал колоссальный, не успеешь обработать — не получишь открытого листа на следующий год раскопок. Как говаривал покойный академик Б.А. Рыбаков: «Наши археологи пьют как бурлаки. Но и работают они как бурлаки» (парафраз известного стиха Н.А. Некрасова). Археолог выглядит старше своих лет.
Если поменять режимы филолога и археолога, ни тот, ни другой работать не смогут. Первому претят рваный ритм жизни и бытовые наркотики. Другому — клонированные по часам дни и ночи. У каждого свой светофор, как выразился О. Генри.
Чтобы не отстать от времени, не затеряться в пространстве, личность должна выработать наиболее естественный для себя график труда и отдыха, с возрастом вносить в него определённые коррективы. Все выдающиеся лично- сти, таланты и тем более гении отличались удивительным трудолюбием. Они работали каждый день, и труд приносил им радость, награждал открытиями и свершениями. Вместе с тем, только акцентуированные личности, фанатики со- всем отказываются от жизненных радостей, прежде всего периодического от- дыха, в том числе пассивного. Трудоголики и сибариты — крайние варианты жизненных типов. Выиграть у времени и пространства личной жизни возможно только соразмеряя человеческое существование с их вечными параметрами и вызовами нашей воле.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.