Происхождение философии

Наука » Философия
Происхождение философии связано с приходом цивилизации на смену дикости и варварству в истории человечества. Само слово «философия» дословно переводится с древнегреческого («phileo» — «люблю» + «sophia» — «мудрость») как «любовь к мудрости», «любомудрие». Согласно достоверной легенде, это выражение придумал Пифагор. Он имел в виду, что подлинная мудрость доступна только бессмертным богам, а слабый (по сравнению с природными стихиями), ограниченный человек способен лишь стремиться к ней, самозабвенно искать её всю жизнь.

«Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела…» (Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»).

Кроме Древней Греции, философия примерно в то же время, то есть около 2,5 тысяч лет назад появляется и на Востоке — в Индии и Китае.

На полуострове Индостан к тому времени расселились так называемые арийцы. Священные книги этих племён — Веды (на санскрите «знание»; сравним славянские слова «ведать», «разведывать»), созданные более 3,5 тысяч лет назад, были в VIII–V веках до новой эры дополнены такими религиозными текстами, как Упанишады (от санскритских слова «сидеть рядом» (с учителем), т.е. доступные только немногим посвящённым в их тайную мудрость). Вся дальнейшая индийская философия развивает темы Упанишад — о единстве всего сущего (Брахман — первоначало, из которого развивается всё существующее), циклически вечно повторяющемся мировом процессе (отсюда идея реинкарнации — переселения душ в соответствии с личной кармой); внутренней сущности индивида (Атман), в которой отражается весь космос. Для религиозно окрашенной индуистской мысли характерна практика аскетизма (вроде известной йоги), позволяющая отдельным лицам вырваться из круговорота перерождений (сансары) и приобрести высшее знание.

В Древнем Китае философия возникает в двух вариантах, которые существуют и сохраняют идейное влияние до сего дня. Во-первых, это учение о законе и пути — Дао, основоположником которого считается легендарный мудрец Лао Дзы.

Во-вторых, китайская мысли испытала не меньшее влияние идей Конфуция (европеизированное имя Кун Цзы).

Прочие очаги первых цивилизаций дали миру массу приоритетных достижений. До сих пор поражают воображение храмы-зиккураты, клинописные таблички и эпос о Гильгамеше шумеров; египетские иероглифы, пирамиды и мумии; алфавит и мореходство финикийцев; выросшие среди джунглей города майя, ацтеков, инков и других народов доколумбовой Америки. Но философии все эти страны и народы не знали. А в Индии и Китае философия так и не отделилась от религии. Образ жизни и менталитет там долго не востребовали светскую мудрость. Принципиально новое сознание, совсем другой стиль мышления продемонстрировали эллины. Именно с Древней Греции VI–V вв. до новой эры начинается европейская мысль, которая и породила западную цивилизацию. Все её достижения — от теоремы Пифагора до современного компьютера, от книгопечатания до атомной бомбы, от знания реальной анатомии человека до вакцины от смертельных болезней, и так далее, и тому подобное — порождены в конечном счёте некоторыми особенностями греческого мышления (которое подхватили и развили следующие в истории западные народы).

Историки долго обсуждали причины так называемого «греческого чуда» — почему вдруг среди «океана варварства» появился такой «духовный остров», как Эллада. Должно быть, на северном побережье Средиземноморья воинственные, мобильные и любознательные арийцы вовремя попали в исключительно благоприятные для духовного творчества природные и социально-политические условия.

Эллинам не сиделось на месте. Но кочевниками, как многие восточные народы, они не стали. Каменистые приморские долины северного Средиземноморья не могли обеспечить продовольствием и прочими ресурсами всё растущее население греческих городов-государств полисов. Началась периодическая и широкая колонизация — островов, малоазийских и черноморских побережий. Основанные там греками колонии клонировали устройство своих метрополий. Галсовое мореходство обеспечивало надёжную связь колонистов с исторической родиной. На новых землях греки узнали много нового. Сопоставляя идеи вавилонских магов, индийских йогов, египетских жрецов, представителей многих других этносов, эллины закономерно начали сомневаться в истинности одного-единственного миропонимания.

Не случайно первые классики европейской философии Платон и Аристотель полагали началом философии интеллектуальное чувство удивления — тому, что большинству людей кажется простым и обычным, либо слишком уж сложным и бесполезным. Любознательность и скептицизм, осторожное сомнение — вот первые импульсы западного склада ума.

На Востоке массы подданных трепетали перед фараоном, царём, раджой, ханом. Среди пустынь или джунглей без деспотической воли земного бога было не выжить. Боги Востока предстают в звериных обличьях — они воплощают подавление человека природой. Териоморфная (чудовищная) мифология отражает представление о мире как непостижимом для человека; таким, чьи проявления не могут быть переведены на людской язык. А у греков боги очень похожи на людей, только могущественных. Антропоморфная мифология Олимпа характеризует новое понимание универсума как в принципе понятного человеку, «говорящего» на человеческом языке, а следовательно вполне познаваемого нами.

Среди греков тоже попадались тираны, но их соотечественники относились к ним весьма критически. Смертная казнь у них почти всегда заменялась изгнанием. Через горный перевал или морской пролив лежал родственный полис. Полисы Эллады могли объединяться против общего врага, могли конкурировать в торговле или на спортивных аренах. Так родилась демократия — разделение власти и управления между всеми гражданами полиса. Каждого дееспособного мужчину могли избрать в состав правящего совета, в судьи; в случае войны полис выставлял вооружённое ополчение тех же самых граждан. Подкупить народное собрание мудрено. Пришлось развить логику и риторику — доказывать правоту своего предложения аргументами, понятными всем; опровергать точку зрения оппонента также доводами, а не силой оружия. Так родилось доказательство истины как магистральный путь познания.

Состязательный характер эллинов получил воплощение в спорте — добровольном соревновании атлетов. Олимпийские и другие игры востребовали идеал гармонично развитой личности — физически сильной, морально стойкой, хитроумной, чтобы перехитрить соперников. Античные статуи сохраняют значение эталона мужской и женской фигуры. Ярким проявлением эллинского образа жизни стала так называемая средиземноморская диета: оливки и масло из них, козий сыр, виноградное вино. Эти продукты до сих пор признаются кардиологами наиболее профилактическими.

Ощутив качественное превосходство перед варварами, эллины законно гордились своими преимуществами в мысли и жизни. Отсюда, должно быть, произошло открытие теоретического знания — умозрительного, проникающего гораздо глубже пёстрого потока повседневной психики, где господствует вечный калейдоскоп ярких и обманчивых образов-картинок, сиюминутных желаний. За этой мутной пеленой греки уловили наличие неких постоянных и вечных элементов — принципов, законов. Первоэлементам природного космоса соответствуют общие понятия нашего ума — идеи, категории, умозаключения. Открытие стабильных структур бытия и познания сопровождалось и закреплялось широким распространением алфавитной письменности, которой учили всех граждан полиса (а не только служителей культа, как в Египте, или императора, как в Китае — сложным иероглифам).

Таким образом, греческая культура впервые в мировой истории представила знание как доказательное, умозрительное, основанное на проверке любых данных (творческим сомнением), а мир как сущностно познаваемый. Эти духовные достижения воплотила в себе античная философия.

«Как устроен космос? Что есть истина? Добро или зло правит миром? Как добиться справедливости в общественных делах? Что ждёт нас после смерти? Объективна ли красота или она есть дело личного вкуса? В чём заключается счастье жизни?» Эти и похожие по своей смысложизненности, судьбоносности вопросы с тех античных пор специально трактуются философами, у которых слушатели и читатели ищут на них более или менее правдоподобных ответов, идейной пищи для собственных размышлений. Так что в узком, собственном смысле термин «философия» означает особую отрасль знания — о самых общих и принципиальных вопросах. Теоретическое рассмотрение таких вопросов обычно переходит в духовную практику самопознания личности и общества.

Мыслители разных времён и народов афористично формулировали главные вопросы человеческого бытия, ответы на которые издавна и до сих пор ищут философы и просто философствующие люди. Едва ли не ёмче всех это удалось Иммануилу Канту:

«Что я могу знать? Что я должен делать?

На что я могу надеяться? Что есть человек?»

В конечном счёте, подлинные философы своим образом жизни, стилем мышления и творчеством оригинальных и глубоких идей, теорий, гипотез выражают меру цивилизованности общества, душу народа, интеллект нации. Так, среди прочих знаменитостей политики, искусства, науки, Элладу, например, олицетворяют Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель; древний Рим — сенатор Марк Туллий Цицерон и император Марк Аврелий; Германию — профессоры Иммануил Кант и Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Артур Шопенгауэр и Людвиг Фейербах, Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс; Францию — вольнодумцы Вольтер, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Блез Паскаль, Рене Декарт, Анри Бергсон, Альбер Камю и ЖанПоль Сартр; Англию — мыслители Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк, Дэвид Юм, Джордж Беркли, Робин Дж. Коллингвуд и Бертран Рассел; США — отшельник Генри Дэвид Торо и прагматист Вильям Джемс; Россию — Владимир Соловьёв и Николай Бердяев, Василий Розанов и Павел Флоренский, Иван Ильин и Сергей Булгаков. Гражданами мира, властителями дум целых континентов на долгие века стали Эразм Роттердамский и Бенедикт Спиноза, Фридрих Ницше и Сёрен Кьеркегор, Людвиг Витгенштейн и Зигмунд Фрейд, Фёдор Достоевский и Лев Толстой. Знакомство с работами этих и многих других (не обязательно всех сразу) великих мыслителей человечества всегда входило, входит и будет входить в систему высшего образования и, что главнее, самообразования интеллектуальной части любого общества. В этом смысле — своих первоисточников, вершинных достижений философия, надо признать, вовсе не демократична, а скорее эзотерична, потому что обращается к достаточно узкому кругу людей, желающих и способных в какой-то степени ею заниматься.

В чём же заключается специфика философии, не позволяющая заместить её никакой другой наукой или отраслью духовности вообще? Надо сразу сказать, что любая философия лишь отчасти научна в смысле объективизированного знания о некоем предмете, вне и независимо от человека находящемся и отражаемого научным знанием с помощью системы фактов и понятий, принципов и законов. Научность философии видна скорее в форме её высказываний, аргументов, выводов, чем в их содержании, всегда достаточно неожиданном, авторском, субъективном.

С другой стороны, философия сродни практике как процессу применения знания обратно к наличной действительности ради её покорения и вообще освоения человеком. Опять-таки, в лице философии перед нами не совсем то, что вся остальная практика, но, прежде всего, работа человека над самим собой, уяснение им своего места в мире, своего отношения к действительности, оценка собственной деятельности. Примерно такого рода духовную практику самопознания представляет собой философия.

Житейскими, всем нам знакомыми ипостасями философии выступают такие

характеристики личности, как мудрость и глупость, хитрость и остроумие. Вот что пишет о них Фазиль Искандер: «Я часто замечал, что люди глупые и одновременно лживые нередко проявляют умную находчивость. В чём секрет? Я думаю так. Привычка ко лжи и необходимость постоянно выворачиваться из лживой ситуации натренировали их мозг в сторону необыкновенной подвижности умственных сил. Хотя у глупого человека этих сил мало, но, умея мгновенно собрать их в единую точку, он добивается на этой точке преимущества. Пока его умный оппонент соображает, что к чему, лжец вывернулся и ушёл. Он хороший полководец своих малых умственных сил.

... Ум — это когда мы самым лучшим образом разрешаем ту или иную жизненную задачу. Мудрость обязательно сопрягает разрешение данной жизненной задачи с другими жизненными задачами, находящимися с этой задачей в обозримой связи. Поэтому мудрость часто пренебрегает самым лучшим решением данной задачи ради чувства справедливости по отношению к другим задачам. Мудрое — не может быть безнравственным. Ум — разит, мудрость — утоляет. Мудрость — это ум, настоянный на совести. Такой коктейль многим не только не по плечу, но и не по нутру» (Из повести

«Стоянка человека»).

Рассмотрим две составляющие философии — научную (исследовательскую, теоретическую) и вненаучную (духовно-практическую, жизненную) несколько подробнее.

У любой науки стоит различать объект и предмет ее познания. Объект всякого исследования суть некая часть реальности, интересующая специалистов определенного профиля. Предмет же изучения в таком случае — это тот аспект, в котором данная объектная область явлений и закономерностей рассматривается этой дисциплиной, её специфический подход к ним. У нескольких наук может быть один и тот же объект (например, человек рассматривается множеством наук, именуемых поэтому гуманитарными; но у каждой из них имеется свой, полностью неповторимый остальными предмет, так что психология отлична от нейробиологии, антропология от педагогики и т.д.).

Попробуем представить с этих двух позиций философию. По своему объекту это самая общая наука. Её интересует и природа, и общество, и, главное, человек с его уникальным духовным миром, рекордной способностью к творчеству. Что касается предмета философии, то он, пожалуй, располагается на стыке этих главных сфер бытия. Именно принципиального характера взаимоотношения человека с окружающим миром, связь макрокосма природа и микрокосма людской души составляет, очевидно, отличительный предмет философствования. Мир сам по себе, чуждый человеческим интересам, как и опредмеченный, одномерный человек вне тайны его творчества, моделируются другими науками и управляются иными практиками, нежели философские.

Нисколько не умаляя значимости науки (физики или, допустим биологии), техники (даже компьютерной), надо заметить, что их достижений человеку мало. Ему потребуется разобраться в самом себе, ответить на вопросы, зачем он вообще живёт, оценить эту свою жизнь, её предпосылки, промежуточные итоги и перспективы. Но применительно к одному-единственному человеку такого рода вопросы нельзя обсуждать без предварительного решения этих проблем вообще, относительно всех остальных людей. Осмысление собственного душевного состояния — рефлексия (лат. reflexio — отражение; в данном случае своего собственного психического, вообще субъективного мира) представляет собой практическую сторону философствования. Такого рода работа ума и всей остальной души никак не обходится без сомнений, противоречий, заблуждений, но и побед человека над обстоятельствами и, главное, самим собой.

Такова может быть самая сжатая формулировка направленности философии. Будучи одной из древнейших форм культуры, она за 2–3 тысячи лет своего существования не могла оставаться во всём неизменной. Этапы самоопределения философии примерно таковы:

· первоначально философия отождествлялась с научным (теоретическим) знанием в целом, всякой светской мудростью, открытой изучению,

— в противоположность религии как мудрости богооткровенной, мифологии с её герметичным для критики авторитетом; образцами такой первофилософии могут служить изречения натурфилософов архаической Греции; а на Востоке — поучения Конфуция и Лао Дзы, «благородные истины» Будды; тому подобные заповеди первых общеизвестных мудрецов человечества;

· неизбежное отделение от философии специальных наук вроде математики и физики, истории и географии, начавшееся ещё в античности, оставляло до поры, до времени на её долю любого рода теорию, т.е. знание общее, объясняющее конечные причины и главные принципы бытия и сознания; примерами такого рода философского синтеза разрозненных фактов и наблюдений могут служить «Метафизика» Аристотеля, «Сумма теологии» Святого Фомы Аквинского, «Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона, «Философия зоологии» Жана-Батиста Ламарка, «Философия ботаники» Карла Линнея и похожие по содержанию;

· окончательное становление современных отраслей науки привело к дальнейшему уточнению задач философии — во-первых, как знания не просто теоретического, обобщающего, но всеобщего, универсального по своему охвату; а во-вторых, учитывающего методологию получения самого знания, пути его обоснования и применения на практике; современные философы уже не пытаются конкурировать с теоретиками естествознания и обществоведения, но стремятся дополнить выстраиваемую теми картину мира человеческим, гуманитарным измерением; оценкой предпосылок познания.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.