Личность

Наука » Философия
В процессе генезиса человек выступает сначала как биологическая особь (индивид), потом как индивидуальность и затем как личность.

Становление в полноценного человека происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества, что называют социализацией.

Человек учится выполнять особые социальные роли, т. е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т. д.

Социальные роли имеют выраженный культурный контекст – прививают поведение, принципы, правила, ценностные установки и нормы морали.

Становление личности – итог взаимодействия человека и общества.

Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Человек вбирает в себя всё многообразие социальных связей и отношений.

Личность не только продукт и объект общества, но обязательно - субъект, воздействующий своей активной деятельностью на окружающую его среду. И чем больше это воздействие, тем заметнее он проявляет себя как личность. Следовательно, нельзя сводить личность только к сознанию человека, его мыслям и мотивам. Личность как активно действующий субъект налагает свою печать на всё окружающее.

Исходным для материалистического представления о личности является тезис Маркса, что как социальное качество человека личность есть совокупность всех общественных отношений.



Стало быть, для личности характерно утверждение: «я есть», а для индивидуальности – «я такова».

Свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям.



Прежде всего, возникает вопрос – когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим,



Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип – «деятели» – охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги и менеджеры и т. д. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя. Бурный рост капитализма привел к культивированию именно такой личности – активной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью, свой народ.

Второй тип – мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать (как на Олимпийский играх), а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание) всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и пророки: Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами.

Так, однажды, проходя мимо поля, на котором пахал некий брахман, мудрец остановился и, опустив глаза, молча протянул ему чашу для подаяния. Это привело пахаря в негодование; он стал укорять бхикшу* в том, что тот бездельник и живет за счет честных людей. Почему он, здоровый мужчина, не хочет стать за плуг, а предпочитает попрошайничать? На эти обвинения мудрец со свойственным ему спокойствием ответил, что он не бездельник, что он также трудиться, но труд его иной и более высокий. Вера – это его семя, покаяние – дождь, размышления – плуг. “Вспахав эту пашню – ты избавишься от страданий”. На это нечего было возразить, ибо люди хорошо понимали, что работа учителя, странствующего проповедника действительно тяжелый труд и что он стоит своей цели – просвещения народа.

*бхикша – нищенствующий монах.

Размышление о мире всегда требует определенного дистанцирования, удаления из гущи событий. Поэтому мыслители оттачивают свое единственное оружие – слово, Логос, которым они, говоря словами поэта «жгут сердца людей». Еще с библейских времен известно, что «никакой пророк не принимается в своем Отечестве». Трагичны судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего.

Третий тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Практически каждый человек испытал влияние на себе силы искусства: восхищение и восторг и др. глубокие чувства по причине прочитанного или увиденного произведения искусства.

Четвертый тип – гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное и телесное страдание.

Их сила – в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии.

Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швейцер (сер 20-го века. Огрганиз. больницу в Габоне. Благоговение перед жизнью и выработка космической этики) и Федор Петр. Гааз (главн. врач московских тюрем нач.-сер 19 века), А. Дюнан (Ноб. премия 1901 года – создатель Красного Креста) и Мать Тереза, тысячи их последователей в истории и нашей действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение. «Спешите делать добро!»,— этот жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX в, Ф. П. Гааза символизирует стержень таких личностей.

Главный отличительный признак личности – любовь не к тем, кто любит ее, а любовь к врагам.

В европейской модели личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой основной «стержень».



Становление личности шло через этапы сознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности человека и корпаративной морали (феодальный мир) и, наконец, утверждения самоценности человеческой индивидуальности и появления феномена отчуждения в Новое время.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.