Критерии истины

Наука » Философия
Универсальных критериев нет. Истина является критерием (мерилом) самой себя и лжи.

Трудно определить критерии критериев истины.

Часто говорят, что критерий истины – практика.

Практика – целенаправленная деятельность по освоению природных и социальных объектов.

Практика – накопленный опыт человечества в его историческом развитии.

Проблема индивидуальной и общественной практики.

Индивидуальная практика ограничена личным опытом, а общественная конкретными социально-историческими условиями.

Не все объекты доступны практическому освоению.

Каковы критерии практики?





В основе истины лежит ценность. Истинная – это не только логический феноме, но и нравственный.

В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соответственно аксиология – это учение о ценностях.

Человек самим своим существованием выделен из мира более резко, чем его «меньшие собратья», живот­ные и тем более неживые объекты. Это означает, что человек вынужден относиться к фактам своего бытия дифференцированно.

Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетво­рения его потребностей.

В этой связи человек оценива­ет факты своей жизни по их значимости, реализует цен­ностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека всё, что имеет для него опре­деленную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совер­шенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Ценность – это интерпретационный конструкт, считает известный немецкий философ.

Цен­ность — это интерпретация, в которой субъект вы­ражает свои предпочтения. Отметим еще раз, харак­тер самой интерпретации определяется той мировоззренческой позицией или философией, которую использует субъект.



Поясним изложенное выше примерами.

Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между исти­ной и заблуждением, прекрасным и безобразным, до­брым и злым. Допустим, некто увлекается собирани­ем почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равнодушен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет (оба, каждый по-своему, правы).

Слушая юмо­риста, один от хохота сползает со стула, другой возму­щается, третий спокойно засыпает (именно для по­следнего выступление юмориста лишено ценности).

Американцы, как рассказывает М. Жванецкий, оста­лись равнодушны к его юмореске о трех- и пятирубле­вых раках. Ценности у этих американцев другие, чем у большинства россиян.

Как измеряют ценности?

Несмотря на то, что не существует прибора, кото­рый измерял бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жюри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотрах, как не измерением ценностей? Количественный характерис­тикой ценности является оценка. Ваши педагоги, глу­бокоуважаемый читатель, ставят оценки, они, следо­вательно, тоже имеют дело с ценностями. Каждый студент мысленно сам выставляет себе оценки, он то­же умеет измерять ценности. «Отлично», «хорошо», «удов­летворительно», «неудовлетворительно» — это оценки, которые даны в словах или в цифрах: «5», «4», «3», «2». Что делает преподаватель, выставляя эти оценки-цифры в зачетку? Он завершает интерпретацию знаний студента своим окончательным решением.



Часто обходятся всего двумя (меньше не бывает) оценками: зачте­но — не зачтено, пре­красное – безобразное, плохое — хорошее, доб­рое — злое.

Но самое главное в деле оценки ценностей – это сам про­цесс интерпретации.

В переводе с латинского интерпретация означает посредничество; устанавливается соответствие между чело­веком и тем, на что направлено его понимание, будь то конкретный объект или идеал.

Как происходит интерпретация, выработка ценно­сти и ее оценка? Часть ценностей человек приобрета­ет по наследству от тех традиций, в которые он чудес­ным образом попал в результате своего рождения.

Сознание позволяет человеку вырабатывать новые цен­ности.

При выработке ценностей человек, во-первых, включает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ними существует такая-то связь, если сде­лать так, будет следующее), свою чувственность (это вы­зывает у меня чувство удовлетворения, а это нет), свой разум (чего я хочу на самом деле? о, вот это). Интер­претация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.

Итак, ценности вырабатываются и измеряются в процессе интерпретации, которая осуществляется в соответствии с философскими методами.

В человеке все едино, невозможно абсолютно раз­вести чувства и мысли, волю и ценности. Поскольку че­ловек существо целостное, постольку все присущие его духовной жизни компоненты имеют ценностный смысл. Более того, даже свое тело человек использует (вырабатывая особую походку, отращивая и сбривая во­лосы, развивая мышцы, пользуясь макияжем) для ут­верждения присущих ему ценностей.

Итак, все или почти все компоненты духовного ми­ра человека являются знаками его, человека, ценнос­тей. Это не противоречит тому, что некоторые ценно­сти могут вытесняться в сферу бессознательного, продолжая существовать в неявном виде.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.