Теория познания рассматривает вопросы познаваемости мира, способов познания, критерии истины.
Возникла в 19 веке. Основы заложил Кант.
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
Субъект познавательной деятельности – человек. Субъект познания исследует мир, бытие – это познание, а если человек исследует человека, то есть самого себя – самопознание.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры.
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
- познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
- познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).
В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
- сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
- сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – "вещей в себе".
Идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;
Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.
Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:
1.Основной метод познания диалектика. Принцип диалектики – это единство диалектических категорий.
Категории – предельно общие понятия.
Часть и целое, причина и следствие, материальное и идеальное. Содержание и форма. Конечное и бесконечное, вечное и временное, сознание и бытие. Количество и качество. Свобода и необходимость.
2. Практика – признавать главным способом познания практику (деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя);
3. Принцип историзма рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;
4. Объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания субъекта.
Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и чувственным познанием и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.
Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества. Социальные институты – лаборатория, НИИ, ВУЗ, Академия и т.д.
Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии).
Чувственное и логическое познание
Две основные формы познания: чувственное и логическое познание.
Чувственное познание выступает в форме образов, которые возникают в результате деятельности органов чувств и центральной нервной системы.
Образы – это ощущения, восприятия и представления.
Чувственное познание выступает в трех формах: ощущения, восприятия, представления.
Ощущение – это элементарный чувственный образ. Цвет, звук.
Восприятием называется целостный чувственный образ предмета, когда одновременно работают несколько органов чувств.
Представлением называется чувственный образ предмета возникающий в сознании при непосредственном отсутствии предмета перед органами чувств.
Элементы памяти.
На этапе перехода от восприятий к представлениям возникает сознание.
Логическое познание выступает в форме понятий, суждений и умозаключений.
Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.
Логическая форма есть способ связи частей мыслимого содержания.
Способ связи может быть одним и тем же для неограниченно большого количества мыслей, каждая из которых отличается своим особым содержанием от всех других мыслей.
Суждение.
Например: Сатурн есть планета. Глагол есть часть речи.
Кутузов есть великий полководец.
Содержание мыслей разные, а структура мысли общая. Форма одна и та же.
S – предмет утверждения, Р – что утверждается о предмете.
Символы S и Р. S есть P – суждение.
Суждение состоит из трех элементов: субъект суждения, предикат и связка.
Логическая связка м.б. утвердительной или отрицательной.
Есть, не есть, является не является. Суждения утвердительные и отрицательные.
Суждение – это строгая форма отличная от предложения или вопроса.
Сложные суждения образуются путем соединения простых суждений при помощи логических союзов.
Конъюнкция – логический союз И.
Дизъюнкция – либо…, либо…. Или
Импликация – если А, то В.
Эквивалентность. Тогда и только тогда, когда…
Умозаключение.
Выведение суждения из других суждений называется умозаключением.
Горизонтальная черта означает следовательно.
1. а = в 1. Сократ человек
2. в = с 2. Люди смертны
_______ _________________
3. а = с 3. Сократ смертен
Отношение двух терминов на основании отношения к третьему термину. Две посылки, а третье – заключение. Черта – следовательно.
Умозаключение бывает индуктивным и дедуктивным.
Дедукция. От общего к частному.
Индукция. От частного к общему. Полная и неполная.
А1 есть В
А2 есть В
…
Аn есть В
Известно, что А1-n исчерпывает все предметы класса В.
Железо – твердое тело
Медь – твердое тело
Золото – твердое тело
Платина – твердое тело
_________________
След., все металлы – твердые тела.
Неполная индукция носит вероятностный характер.
Необходима полная индукция. Т.е. наиболее полная характеристика класса исследуемых предметов.
Взаимосвязь индукции и дедукции.
Понятие есть непосредственное единство общих существенных признаков предметов.
N=abcd
Содержание понятия характеризует его глубину, а объем понятия его широту знаний в какой-либо области знаний.
Процесс логического познания:
Понятие (N=ab)–>суждение–>умозаключение–>понятие(N=abc) или (N=d)
Определение формальной логики: формальная логика изучает логические формы.
Формальная логика есть наука о формах, т.е. структурах мысли.
Основатель формальной логики Аристотель (384-322). “Аналитика” первая и вторая.
Формально-логические законы не зависят от воли людей.
Закон тождества.
Объем и содержание понятия должны быть определены и оставаться постоянными в процессе рассуждения.
А=А
Закон противоречия.
Нельзя одновременно отрицать и утверждать одно и то же.
Петров знает английский язык. Петров не знает английский язык.
Антиномии Канта.
Закон исключенного третьего.
Закон исключенного третьего исключает истинность третьего суждения, кроме того суждения к которому мы пришли, или его отрицания.
Истинно либо утверждение или отрицание. Третьего не дано.
Закон не применим к двум суждениям противоположным и одновременно ложным.
Все законы применяются одновременно.
Закон достаточного основания.
Доказательственность.
Истинными (достоверными) считаются те суждения в отношении которых приведены достаточные основания. Т.е. их истинность не вызывает сомнения.
Новые положения должны выводиться из твердо установленных проверенных истин.
Возникла в 19 веке. Основы заложил Кант.
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
Субъект познавательной деятельности – человек. Субъект познания исследует мир, бытие – это познание, а если человек исследует человека, то есть самого себя – самопознание.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры.
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
- познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
- познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).
В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
- сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
- сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – "вещей в себе".
Идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;
Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.
Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:
1.Основной метод познания диалектика. Принцип диалектики – это единство диалектических категорий.
Категории – предельно общие понятия.
Часть и целое, причина и следствие, материальное и идеальное. Содержание и форма. Конечное и бесконечное, вечное и временное, сознание и бытие. Количество и качество. Свобода и необходимость.
2. Практика – признавать главным способом познания практику (деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя);
3. Принцип историзма рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;
4. Объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания субъекта.
Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и чувственным познанием и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.
Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества. Социальные институты – лаборатория, НИИ, ВУЗ, Академия и т.д.
Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии).
Чувственное и логическое познание
Две основные формы познания: чувственное и логическое познание.
Чувственное познание выступает в форме образов, которые возникают в результате деятельности органов чувств и центральной нервной системы.
Образы – это ощущения, восприятия и представления.
Чувственное познание выступает в трех формах: ощущения, восприятия, представления.
Ощущение – это элементарный чувственный образ. Цвет, звук.
Восприятием называется целостный чувственный образ предмета, когда одновременно работают несколько органов чувств.
Представлением называется чувственный образ предмета возникающий в сознании при непосредственном отсутствии предмета перед органами чувств.
Элементы памяти.
На этапе перехода от восприятий к представлениям возникает сознание.
Логическое познание выступает в форме понятий, суждений и умозаключений.
Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.
Логическая форма есть способ связи частей мыслимого содержания.
Способ связи может быть одним и тем же для неограниченно большого количества мыслей, каждая из которых отличается своим особым содержанием от всех других мыслей.
Суждение.
Например: Сатурн есть планета. Глагол есть часть речи.
Кутузов есть великий полководец.
Содержание мыслей разные, а структура мысли общая. Форма одна и та же.
S – предмет утверждения, Р – что утверждается о предмете.
Символы S и Р. S есть P – суждение.
Суждение состоит из трех элементов: субъект суждения, предикат и связка.
Логическая связка м.б. утвердительной или отрицательной.
Есть, не есть, является не является. Суждения утвердительные и отрицательные.
Суждение – это строгая форма отличная от предложения или вопроса.
Сложные суждения образуются путем соединения простых суждений при помощи логических союзов.
Конъюнкция – логический союз И.
Дизъюнкция – либо…, либо…. Или
Импликация – если А, то В.
Эквивалентность. Тогда и только тогда, когда…
Умозаключение.
Выведение суждения из других суждений называется умозаключением.
Горизонтальная черта означает следовательно.
1. а = в 1. Сократ человек
2. в = с 2. Люди смертны
_______ _________________
3. а = с 3. Сократ смертен
Отношение двух терминов на основании отношения к третьему термину. Две посылки, а третье – заключение. Черта – следовательно.
Умозаключение бывает индуктивным и дедуктивным.
Дедукция. От общего к частному.
Индукция. От частного к общему. Полная и неполная.
А1 есть В
А2 есть В
…
Аn есть В
Известно, что А1-n исчерпывает все предметы класса В.
Железо – твердое тело
Медь – твердое тело
Золото – твердое тело
Платина – твердое тело
_________________
След., все металлы – твердые тела.
Неполная индукция носит вероятностный характер.
Необходима полная индукция. Т.е. наиболее полная характеристика класса исследуемых предметов.
Взаимосвязь индукции и дедукции.
Понятие есть непосредственное единство общих существенных признаков предметов.
N=abcd
Содержание понятия характеризует его глубину, а объем понятия его широту знаний в какой-либо области знаний.
Процесс логического познания:
Понятие (N=ab)–>суждение–>умозаключение–>понятие(N=abc) или (N=d)
Определение формальной логики: формальная логика изучает логические формы.
Формальная логика есть наука о формах, т.е. структурах мысли.
Основатель формальной логики Аристотель (384-322). “Аналитика” первая и вторая.
Формально-логические законы не зависят от воли людей.
Закон тождества.
Объем и содержание понятия должны быть определены и оставаться постоянными в процессе рассуждения.
А=А
Закон противоречия.
Нельзя одновременно отрицать и утверждать одно и то же.
Петров знает английский язык. Петров не знает английский язык.
Антиномии Канта.
Закон исключенного третьего.
Закон исключенного третьего исключает истинность третьего суждения, кроме того суждения к которому мы пришли, или его отрицания.
Истинно либо утверждение или отрицание. Третьего не дано.
Закон не применим к двум суждениям противоположным и одновременно ложным.
Все законы применяются одновременно.
Закон достаточного основания.
Доказательственность.
Истинными (достоверными) считаются те суждения в отношении которых приведены достаточные основания. Т.е. их истинность не вызывает сомнения.
Новые положения должны выводиться из твердо установленных проверенных истин.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи