Гносеология – теория познания

Наука » Философия
Теория познания рассматривает вопросы познаваемости мира, способов познания, критерии истины.

Возникла в 19 веке. Основы заложил Кант.

Познание – процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека.

Субъект познавательной деятельности – человек. Субъект познания исследует мир, бытие – это познание, а если человек исследует чело­века, то есть самого себя – самопознание.

Результаты познания остаются не только в сознании кон­кретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью матери­альных носителей информации – книг, рисунков, объектов ма­териальной культуры.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

- познает окружающий мир непосредственно (то есть откры­вает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

- познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смот­рит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).



В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания: гностицизм и агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) опти­мистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально без­граничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

- сам человек обладает ограниченными познавательными воз­можностями (благодаря ограниченным познавательным воз­можностям разума);

- сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – "вещей в себе".

Идеалисты считают познание самостоятельной деятельно­стью идеального разума;

Материалисты считают познание процессом, в результате кото­рого материя через свою отражательную способность – созна­ние – изучает сама себя.



Современная гносеология в своем большинстве стоит на по­зициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

1.Основной метод познания диалектика. Принцип диалектики ­– это единство диалектических категорий.

Категории – предельно общие понятия.

Часть и целое, причина и следствие, материальное и идеальное. Содержание и форма. Конечное и бесконечное, вечное и временное, сознание и бытие. Количество и качество. Свобода и необходимость.

2. Практика – признавать главным способом познания практи­ку (деятельность человека по преобразованию окружающе­го мира и самого себя);

3. Принцип историзма рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического возникновения и становления;

4. Объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания субъекта.



Познающим субъектом является человек – существо, наде­ленное разумом и чувственным познанием и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Полноценная познавательная деятельность человека воз­можна лишь в рамках общества. Социальные институты – лаборатория, НИИ, ВУЗ, Академия и т.д.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии).



Чувственное и логическое познание



Две основные формы познания: чувственное и логическое познание.

Чувственное познание выступает в форме образов, которые возникают в результате деятельности органов чувств и центральной нервной системы.

Образы – это ощущения, восприятия и представления.

Чувственное познание выступает в трех формах: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – это элементарный чувственный образ. Цвет, звук.

Восприятием называется целостный чувственный образ предмета, когда одновременно работают несколько органов чувств.

Представлением называется чувственный образ предмета возникающий в сознании при непосредственном отсутствии предмета перед органами чувств.

Элементы памяти.

На этапе перехода от восприятий к представлениям возникает сознание.







Логическое познание выступает в форме понятий, суждений и умозаключений.

Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Логическая форма есть способ связи частей мыслимого содержания.

Способ связи может быть одним и тем же для неограниченно большого количества мыслей, каждая из которых отличается своим особым содержанием от всех других мыслей.



Суждение.

Например: Сатурн есть планета. Глагол есть часть речи.

Кутузов есть великий полководец.



Содержание мыслей разные, а структура мысли общая. Форма одна и та же.

S – предмет утверждения, Р – что утверждается о предмете.

Символы S и Р. S есть P – суждение.



Суждение состоит из трех элементов: субъект суждения, предикат и связка.

Логическая связка м.б. утвердительной или отрицательной.

Есть, не есть, является не является. Суждения утвердительные и отрицательные.

Суждение – это строгая форма отличная от предложения или вопроса.

Сложные суждения образуются путем соединения простых суждений при помощи логических союзов.

Конъюнкция – логический союз И.

Дизъюнкция – либо…, либо…. Или

Импликация – если А, то В.

Эквивалентность. Тогда и только тогда, когда…



Умозаключение.

Выведение суждения из других суждений называется умозаключением.

Горизонтальная черта означает следовательно.



1. а = в 1. Сократ человек

2. в = с 2. Люди смертны

_______ _________________

3. а = с 3. Сократ смертен



Отношение двух терминов на основании отношения к третьему термину. Две посылки, а третье – заключение. Черта – следовательно.



Умозаключение бывает индуктивным и дедуктивным.

Дедукция. От общего к частному.

Индукция. От частного к общему. Полная и неполная.



А1 есть В

А2 есть В



Аn есть В

Известно, что А1-n исчерпывает все предметы класса В.



Железо – твердое тело

Медь – твердое тело

Золото – твердое тело

Платина – твердое тело

_________________

След., все металлы – твердые тела.



Неполная индукция носит вероятностный характер.

Необходима полная индукция. Т.е. наиболее полная характеристика класса исследуемых предметов.

Взаимосвязь индукции и дедукции.



Понятие есть непосредственное единство общих существенных признаков предметов.

N=abcd

Содержание понятия характеризует его глубину, а объем понятия его широту знаний в какой-либо области знаний.

Процесс логического познания:

Понятие (N=ab)–>суждение–>умозаключение–>понятие(N=abc) или (N=d)



Определение формальной логики: формальная логика изучает логические формы.

Формальная логика есть наука о формах, т.е. структурах мысли.

Основатель формальной логики Аристотель (384-322). “Аналитика” первая и вторая.



Формально-логические законы не зависят от воли людей.

Закон тождества.

Объем и содержание понятия должны быть определены и оставаться постоянными в процессе рассуждения.

А=А



Закон противоречия.

Нельзя одновременно отрицать и утверждать одно и то же.

Петров знает английский язык. Петров не знает английский язык.

Антиномии Канта.





Закон исключенного третьего.

Закон исключенного третьего исключает истинность третьего суждения, кроме того суждения к которому мы пришли, или его отрицания.

Истинно либо утверждение или отрицание. Третьего не дано.

Закон не применим к двум суждениям противоположным и одновременно ложным.

Все законы применяются одновременно.



Закон достаточного основания.

Доказательственность.

Истинными (достоверными) считаются те суждения в отношении которых приведены достаточные основания. Т.е. их истинность не вызывает сомнения.

Новые положения должны выводиться из твердо установленных проверенных истин.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.