1. Непосредственность
Основная проблема сознания – его непосредственность.
Непосредственный не имеющий посредников, т.е. ни от кого и ни от чего не зависящий.
Его нельзя выделить как объект в физическом смысле. У сознания нет материальных свойств.
До Декарта философы исследовали душу.
И только с Декарта философия и психология исследуют сознание.
Декарт открыл в положении "Я мыслю, следовательно, существую" исходный принцип сознания: сознание есть основание всякой достоверности.
Основная достоверность, что я существую. И более частные достоверности: какие-либо действия, поступки и т.д.
Сознание создает достоверности, очевидности.
2. Рефлективность
Умение что-либо зафиксировать, мысленное обращение к "Я", или рефлексия, благодаря которой я мыслю, что я мыслю, называется сознанием.
Вся сущность сознания в принципе "Я мыслю".
Сознание – это мышление.
Мышление – это непосредственное осознание.
Мышление и сознание тождественны.
Мышление, таким образом, есть атрибут, который не может быть отделен от своего субъекта "Я".
Весьма возможно, если у меня прекратится всякая мысль, я сию же минуту полностью уйду в небытие.
"Я" есть "мыслящая субстанция".
Сознание существует, пока мыслит. Нет мысли, нет существования.
В соответствии с природой сознания сознание всегда должно мыслить.
То, что сознание актуально мыслит означает, что в ней происходят мыслительные операции.
Мыслительные операции в философии называются рефлексией.
Сознание рефлективно: воспоминание прошлых событий, сравнение, узнавание и др.
Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.
Рефлектированность (от лат. reflecto – отражаю) – свойство стать предметом осмысления. Рефлектировать – осмысливать.
Благодаря рефлексии создается непрерывность сознания.
Тк. об., у сознания две стороны: непосредственность и рефлективность.
Такое понимание сознания является неполным.
3. Перцепция.
Декарт был рационалистом, поэтому в его понимании сознания преобладала рациональная составляющая – рефлексия, т.е. осознание, анализ.
Но сознание можно понимать не только как мышление, а еще и как чувства, ощущения. Такое понимание есть понимание сознание как души. Так понимали сознание мыслители до Декарта.
Душа (греч. psyche, лат. anima) – совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека.
Душа – совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений.
Душа характеризует сознание не со стороны рефлексии, а со стороны чувств. Сознание не только мыслит, но и ощущает.
Что значит ощущать? Это значит не только иметь органы чувств, а самое главное – это ощущение себя живым: испытывать какие-то переживания, желания, симпатии, антипатия, приятное или неприятное и т.д.
Вот эти все переживания и ощущения в философии и психологии называются перцепциями.
Перцепция (от лат. percipere воспринимать) – акт восприятия;
Перципировать – воспринимать.
Чувственные ощущения как осознаваемые, так и неосознаваемые обобщаются (интегрируются) и получается акт восприятия, т.е. перцепция.
Перцепция выражает то, что принадлежит нашему телу.
Сознание не может знать всё, что происходит во всех частях нашего тела.
Сознание может знать о важных событиях нашего тела, но есть не значительные события, о которых сознание знать не может.
Итак, приходится утверждать, с одной стороны, что душа, как способная быть сознательной (рефлективный компонент), обладает духовной природой, а с другой – что в перцепции она, безусловно, связана с процессами физического характера, т.е. с процессами бессознательного характера.
В связи с этим расчленяет психическое единство сознание, т.е. его непосредственность на его бессознательный и сознательный (рефлективный) аспекты.
В реальности бессознательного компонента сознания нет сомнения.
4. Бессознательное.
На это указывают различные психических феномены, через которые себя проявляет бессознательное.
К этому классу психических феноменов принадлежат некоторые оговорки.
Эти ошибки в разговорной речи – которые допускают главным образом те, кто говорит в состоянии большой физической и умственной усталости, – носят невольный и часто даже неосознанный характер.
В подобных случаях сознательная рефлексия и психологический анализ без труда показывают, что оговорки фактически выражают затаенные мысли тех, кто их допускает: внутреннее неуважение, обычно скрываемое под внешними знаками почтения по отношению к начальнику, желание, чтобы он подольше болел, дабы еще какое-то время не чувствовать над собой его власти, и т. п.
Таким образом, оговорки выступают как проявления глубинной личности, обычно скрываемой социальной личностью, но на мгновение вышедшей из-под контроля и выражающей себя неосознанным образом.
Сновидение также является двойственным психическим феноменом, хотя сны гораздо труднее интерпретировать. Это феномен сознания, отличающийся, однако, от бодрствующего сознания своим алогичным и абсурдным характером. Но, хотя человечество и осознавало алогизм сновидений, и признавало, что сновидение непонятно и абсурдно, оно все-таки не может решиться отрицать какое бы то ни было значение за сновидениями.
Многие сны удовлетворяют, таким образом, не физиологические, но психические желания.
Во сне человек чувствует себя реальным: удовлетворяются его психические потребности. Но эта реальность оказывается абсурдной, хотя на момент сна она не являлась таковой.
Сон обладает скрытым, латентным содержанием. Сны – это слова, смысл которых никто не знает. Через сны подсознание нам что-то сообщает, а что мы не знаем.
В психоаналитической интерпретации сновидения сближаются с неврозами.
Так называются патологические феномены вроде навязчивых идей, маний и прочего, которые могут более или менее серьезно сказываться на поведении, но (в отличие от психозов) не разрушают личность в целом.
Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (конец 19 начало 20 века).
Фрейд (Freud) Зигмунд (род. 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия – ум. 23 сент. 1939, Хэмпстед, близ Лондона) – австр. невропатолог, психиатр, психолог, с 1902 – профессор невропатологии в Вене, с 1938 – в Англии.
Фрейд – создатель психоанализа, который он развивал сначала как психотерапию для лечения различных форм истерии, а потом преобразовал в учение о собственной закономерности и действии бессознательного, в особенности в сфере влечений, инстинктов.
Влечения порождают представления, которые – если они не реализуются – вызывают невроз душевной жизни.
Центральной в учении Фрейда явилась теория психосексуального развития индивида.
Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие большинство психических действий человека и характеризующихся двумя связанными с инстинктами понятиями: комплексом и сублимацией.
В психоанализе Фрейда – преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ деятельность в области культуры.
Психоанализ интерпретирует невротические симптомы, привязывая их к истории индивидуального развития.
Индивид и его инстинкты – в частности, половой инстинкт – проходят последовательные фазы в своем развитии. Но этот процесс может быть заблокирован на инфантильной фазе травмирующими событиями, произошедшими в детстве – периоде незавершенного развития. В период незавершенного развития (детство, подростковый возраст) люди гораздо более восприимчивы к факторам, способным действовать травматически.
Психика детей, подростков более восприимчива к травмам, неустойчива.
Детское сознание еще не оформилось морально – вот почему этот возраст безжалостен и вообще не признает сожалений и чувства вины.
Но во взрослом состоянии моральное чувство и социальное поведение должно быть развитым, так что инфантилизм взрослого является задержкой в развитии.
Благодаря психоанализу можно считать установленным фактом бессознательную составляющую сознания, бессознательный уровень, который находится под сознательным уровнем.
Эта подсознательная или бессознательная составляющая сознания и проявляет себя как бессознательный смысл оговорок, бессознательная символика снов и невротические явления.
И мы не можем претендовать на оспаривание фактов, установленных наукой.
Согласно позициям психоанализа, инстинкт, как выразитель спонтанности природы, наталкивается на подавление со стороны сознательного "Я".
Вытесненный, но не уничтоженный инстинкт маскируется, чтобы ускользнуть от цензуры "Я", и находит окольное выражение и заменяющее удовлетворение в образах сновидений и симптомах неврозов.
"Цензура" выступает как центральное понятие психоаналитического объяснения отношений сознания и бессознательного. Сознательная часть выступает цензором по отношению к бессознательной части.
Цензура – есть социальное явление, посредством которого власти препятствуют распространению определенных мыслей или требований, призывов.
Цензура предстает в виде социальных норм запретов и разрешений, наказаний и поощрений, благодаря которым регулируется проявление инстинктов и главного из них сексуального инстинкта или либидо.
Сверх-Я высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль внутреннего цензора – это моральный контроль, совесть, стыд.
"Я" противостоит сексуальному инстинкту, как сознание противостоит бессознательному, и неврозы возникают как "продукты" конфликтов между "Я" и сексуальностью.
Но "Я" не может быть просто отождествлено с сознанием, ибо наделено функциями цензуры и вытеснения.
Тезис психоанализа состоит, таким образом, в утверждении, что истоки неврозов следует искать в подавлении сексуального инстинкта обществом.
Сознание выступает как связанное с физическим функционированием органических аппаратов. Сознание и его развитие зависит от процессов происходящих в теле человека, а точнее в его нервной системе.
Действительно, пример гигантских электронных машин, моделирующих сегодня работу человеческого мозга, убедительно показывает, что в них не возникает ничего подобного сознанию.
Но смоделировать функционирование мозга можно, только используя досточно большие модели. Увеличение масштабности имеет в данном случае решающее значение.
Сознание не отождествляется с результатом функционирования мозга.
Сознание является специфическим способом функционирования мозга.
Без сомнения, сознание есть не что иное, как функция мозга — иначе это была бы функция без органа для ее осуществления.
Но мозговое функционирование сознательно потому, что оно достигает такого уровня механической сложности, какого не может достигнуть ни один искусственный интеллект.
В этом смысле материю можно считать потенциально способной к мышлению, так как сознание проявляется в живой материи.
С другой же стороны, его проявление возможно только там, где организация материи, причем живой материи, достигает очень высокого уровня сложности.
Вот почему, собственно, невозможно механистическое объяснение феномена сознания.
Ведь механистическое объяснение состоит в том, что есть комбинация простых механических элементов, каждый из которых можно уловить в отдельности, тогда как объяснение сознания требует наличия комбинации элементов, каждый из которых "слишком мал" для того, чтобы их соединение могло быть четко представлено.
Вот почему суть перехода от материальных движений к сознанию можно объяснить аналогией с математическим интегрированием. Интеграл есть сумма "бесконечно малых" элементов, то есть слишком малых, чтобы пересчитать их в отдельности.
Сознание представляется объяснимым, то есть, по-видимому, его можно свести к функционированию элементов нервной системы.
Если соотнести сознание с жизнью, то можно сказать, что возникновение сознания выражает высокий уровень жизненной организации.
Этот высокий уровень организации жизни имеет форму интеграла, то есть единства, несводимого к сумме своих элементов.
Такое интегрирование и может быть названо психикой, если под ней – или под душой – подразумевать принцип организации, сохраняющий органическое единство, несмотря на постоянное обновление всех его элементов.
Главными свойствами человеческого сознания являются:
- Непосредственность
- Рефлективность. Осознание, понимание. Рефлексия.
- Перцепции (акты восприятия)
- Бессознательное
Но в некоторых традициях философских указывают следующие свойства сознания:
5. Идеальность (образы, понятия);
Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания.
Идеальное сознание по своей природе:
• противоположно материальному миру и независимо от материи;
• в некоторых случаях первично по отношению к материи;
• неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее.
Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание может "вмещать" в себя все - песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскреб, океанский лайнер, планету).
Сознание, его образы – самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все).
Сознание во многих случаях предшествует материи - точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком.
Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бумаги и др.) в сознании всегда имеется замысел, "образ" данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) – строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные океанские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д.
Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, ученым не удавалось "увидеть", обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия (мозг), но не сознание.
6. Интенциональность – направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Всегда есть предмет. На что-то всегда направлено сознание.
Интенциональность - направленность сознания на к-л объект, который есть всегда.
Интенциональность сознания подразумевает наличие:
• предмета сознания (что "видит" сознание); Выборка из всего состава восприятия – интенция.
• формы (как оно воспринимает предмет).
Основными формами сознания являются:
• восприятие, т.е. как человек себя ощущает;
• осмысление;
• оценка;
• воспоминание;
• фантазирование;
• жизненный опыт.
Предметом сознания, в свою очередь, являются:
• окружающий мир, его предметы, явления;
• особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный.
7. Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.
Идеаторность – способность к творчеству и творческой деятельности.
Способность вырабатывать абстрактные идеи коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания – языка.
Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.
Следующие свойства сознания:
- Субъектность. Сознание всегда имеет своего носителя.
- Предметность. Всегда есть содержание.
- Объективируемость. Понятийное выражение. Язык.
Функции языка: 1)Общение и 2)переработка и хранение информации.
- Воля.
- Ценностная ориентация и др.
Сознание человека отличается от сознания внешних животных.
• большей глубиной;
• большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности – труду;
• способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению);
• возможностью передачи сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, - языка в устной и письменной формах).
Структура сознания
Сознание – бессознательное. Плюс в середине цензор – «Сверх-Я».
Основная проблема сознания – его непосредственность.
Непосредственный не имеющий посредников, т.е. ни от кого и ни от чего не зависящий.
Его нельзя выделить как объект в физическом смысле. У сознания нет материальных свойств.
До Декарта философы исследовали душу.
И только с Декарта философия и психология исследуют сознание.
Декарт открыл в положении "Я мыслю, следовательно, существую" исходный принцип сознания: сознание есть основание всякой достоверности.
Основная достоверность, что я существую. И более частные достоверности: какие-либо действия, поступки и т.д.
Сознание создает достоверности, очевидности.
2. Рефлективность
Умение что-либо зафиксировать, мысленное обращение к "Я", или рефлексия, благодаря которой я мыслю, что я мыслю, называется сознанием.
Вся сущность сознания в принципе "Я мыслю".
Сознание – это мышление.
Мышление – это непосредственное осознание.
Мышление и сознание тождественны.
Мышление, таким образом, есть атрибут, который не может быть отделен от своего субъекта "Я".
Весьма возможно, если у меня прекратится всякая мысль, я сию же минуту полностью уйду в небытие.
"Я" есть "мыслящая субстанция".
Сознание существует, пока мыслит. Нет мысли, нет существования.
В соответствии с природой сознания сознание всегда должно мыслить.
То, что сознание актуально мыслит означает, что в ней происходят мыслительные операции.
Мыслительные операции в философии называются рефлексией.
Сознание рефлективно: воспоминание прошлых событий, сравнение, узнавание и др.
Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.
Рефлектированность (от лат. reflecto – отражаю) – свойство стать предметом осмысления. Рефлектировать – осмысливать.
Благодаря рефлексии создается непрерывность сознания.
Тк. об., у сознания две стороны: непосредственность и рефлективность.
Такое понимание сознания является неполным.
3. Перцепция.
Декарт был рационалистом, поэтому в его понимании сознания преобладала рациональная составляющая – рефлексия, т.е. осознание, анализ.
Но сознание можно понимать не только как мышление, а еще и как чувства, ощущения. Такое понимание есть понимание сознание как души. Так понимали сознание мыслители до Декарта.
Душа (греч. psyche, лат. anima) – совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека.
Душа – совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений.
Душа характеризует сознание не со стороны рефлексии, а со стороны чувств. Сознание не только мыслит, но и ощущает.
Что значит ощущать? Это значит не только иметь органы чувств, а самое главное – это ощущение себя живым: испытывать какие-то переживания, желания, симпатии, антипатия, приятное или неприятное и т.д.
Вот эти все переживания и ощущения в философии и психологии называются перцепциями.
Перцепция (от лат. percipere воспринимать) – акт восприятия;
Перципировать – воспринимать.
Чувственные ощущения как осознаваемые, так и неосознаваемые обобщаются (интегрируются) и получается акт восприятия, т.е. перцепция.
Перцепция выражает то, что принадлежит нашему телу.
Сознание не может знать всё, что происходит во всех частях нашего тела.
Сознание может знать о важных событиях нашего тела, но есть не значительные события, о которых сознание знать не может.
Итак, приходится утверждать, с одной стороны, что душа, как способная быть сознательной (рефлективный компонент), обладает духовной природой, а с другой – что в перцепции она, безусловно, связана с процессами физического характера, т.е. с процессами бессознательного характера.
В связи с этим расчленяет психическое единство сознание, т.е. его непосредственность на его бессознательный и сознательный (рефлективный) аспекты.
В реальности бессознательного компонента сознания нет сомнения.
4. Бессознательное.
На это указывают различные психических феномены, через которые себя проявляет бессознательное.
К этому классу психических феноменов принадлежат некоторые оговорки.
Эти ошибки в разговорной речи – которые допускают главным образом те, кто говорит в состоянии большой физической и умственной усталости, – носят невольный и часто даже неосознанный характер.
В подобных случаях сознательная рефлексия и психологический анализ без труда показывают, что оговорки фактически выражают затаенные мысли тех, кто их допускает: внутреннее неуважение, обычно скрываемое под внешними знаками почтения по отношению к начальнику, желание, чтобы он подольше болел, дабы еще какое-то время не чувствовать над собой его власти, и т. п.
Таким образом, оговорки выступают как проявления глубинной личности, обычно скрываемой социальной личностью, но на мгновение вышедшей из-под контроля и выражающей себя неосознанным образом.
Сновидение также является двойственным психическим феноменом, хотя сны гораздо труднее интерпретировать. Это феномен сознания, отличающийся, однако, от бодрствующего сознания своим алогичным и абсурдным характером. Но, хотя человечество и осознавало алогизм сновидений, и признавало, что сновидение непонятно и абсурдно, оно все-таки не может решиться отрицать какое бы то ни было значение за сновидениями.
Многие сны удовлетворяют, таким образом, не физиологические, но психические желания.
Во сне человек чувствует себя реальным: удовлетворяются его психические потребности. Но эта реальность оказывается абсурдной, хотя на момент сна она не являлась таковой.
Сон обладает скрытым, латентным содержанием. Сны – это слова, смысл которых никто не знает. Через сны подсознание нам что-то сообщает, а что мы не знаем.
В психоаналитической интерпретации сновидения сближаются с неврозами.
Так называются патологические феномены вроде навязчивых идей, маний и прочего, которые могут более или менее серьезно сказываться на поведении, но (в отличие от психозов) не разрушают личность в целом.
Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (конец 19 начало 20 века).
Фрейд (Freud) Зигмунд (род. 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия – ум. 23 сент. 1939, Хэмпстед, близ Лондона) – австр. невропатолог, психиатр, психолог, с 1902 – профессор невропатологии в Вене, с 1938 – в Англии.
Фрейд – создатель психоанализа, который он развивал сначала как психотерапию для лечения различных форм истерии, а потом преобразовал в учение о собственной закономерности и действии бессознательного, в особенности в сфере влечений, инстинктов.
Влечения порождают представления, которые – если они не реализуются – вызывают невроз душевной жизни.
Центральной в учении Фрейда явилась теория психосексуального развития индивида.
Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие большинство психических действий человека и характеризующихся двумя связанными с инстинктами понятиями: комплексом и сублимацией.
В психоанализе Фрейда – преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ деятельность в области культуры.
Психоанализ интерпретирует невротические симптомы, привязывая их к истории индивидуального развития.
Индивид и его инстинкты – в частности, половой инстинкт – проходят последовательные фазы в своем развитии. Но этот процесс может быть заблокирован на инфантильной фазе травмирующими событиями, произошедшими в детстве – периоде незавершенного развития. В период незавершенного развития (детство, подростковый возраст) люди гораздо более восприимчивы к факторам, способным действовать травматически.
Психика детей, подростков более восприимчива к травмам, неустойчива.
Детское сознание еще не оформилось морально – вот почему этот возраст безжалостен и вообще не признает сожалений и чувства вины.
Но во взрослом состоянии моральное чувство и социальное поведение должно быть развитым, так что инфантилизм взрослого является задержкой в развитии.
Благодаря психоанализу можно считать установленным фактом бессознательную составляющую сознания, бессознательный уровень, который находится под сознательным уровнем.
Эта подсознательная или бессознательная составляющая сознания и проявляет себя как бессознательный смысл оговорок, бессознательная символика снов и невротические явления.
И мы не можем претендовать на оспаривание фактов, установленных наукой.
Согласно позициям психоанализа, инстинкт, как выразитель спонтанности природы, наталкивается на подавление со стороны сознательного "Я".
Вытесненный, но не уничтоженный инстинкт маскируется, чтобы ускользнуть от цензуры "Я", и находит окольное выражение и заменяющее удовлетворение в образах сновидений и симптомах неврозов.
"Цензура" выступает как центральное понятие психоаналитического объяснения отношений сознания и бессознательного. Сознательная часть выступает цензором по отношению к бессознательной части.
Цензура – есть социальное явление, посредством которого власти препятствуют распространению определенных мыслей или требований, призывов.
Цензура предстает в виде социальных норм запретов и разрешений, наказаний и поощрений, благодаря которым регулируется проявление инстинктов и главного из них сексуального инстинкта или либидо.
Сверх-Я высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль внутреннего цензора – это моральный контроль, совесть, стыд.
"Я" противостоит сексуальному инстинкту, как сознание противостоит бессознательному, и неврозы возникают как "продукты" конфликтов между "Я" и сексуальностью.
Но "Я" не может быть просто отождествлено с сознанием, ибо наделено функциями цензуры и вытеснения.
Тезис психоанализа состоит, таким образом, в утверждении, что истоки неврозов следует искать в подавлении сексуального инстинкта обществом.
Сознание выступает как связанное с физическим функционированием органических аппаратов. Сознание и его развитие зависит от процессов происходящих в теле человека, а точнее в его нервной системе.
Действительно, пример гигантских электронных машин, моделирующих сегодня работу человеческого мозга, убедительно показывает, что в них не возникает ничего подобного сознанию.
Но смоделировать функционирование мозга можно, только используя досточно большие модели. Увеличение масштабности имеет в данном случае решающее значение.
Сознание не отождествляется с результатом функционирования мозга.
Сознание является специфическим способом функционирования мозга.
Без сомнения, сознание есть не что иное, как функция мозга — иначе это была бы функция без органа для ее осуществления.
Но мозговое функционирование сознательно потому, что оно достигает такого уровня механической сложности, какого не может достигнуть ни один искусственный интеллект.
В этом смысле материю можно считать потенциально способной к мышлению, так как сознание проявляется в живой материи.
С другой же стороны, его проявление возможно только там, где организация материи, причем живой материи, достигает очень высокого уровня сложности.
Вот почему, собственно, невозможно механистическое объяснение феномена сознания.
Ведь механистическое объяснение состоит в том, что есть комбинация простых механических элементов, каждый из которых можно уловить в отдельности, тогда как объяснение сознания требует наличия комбинации элементов, каждый из которых "слишком мал" для того, чтобы их соединение могло быть четко представлено.
Вот почему суть перехода от материальных движений к сознанию можно объяснить аналогией с математическим интегрированием. Интеграл есть сумма "бесконечно малых" элементов, то есть слишком малых, чтобы пересчитать их в отдельности.
Сознание представляется объяснимым, то есть, по-видимому, его можно свести к функционированию элементов нервной системы.
Если соотнести сознание с жизнью, то можно сказать, что возникновение сознания выражает высокий уровень жизненной организации.
Этот высокий уровень организации жизни имеет форму интеграла, то есть единства, несводимого к сумме своих элементов.
Такое интегрирование и может быть названо психикой, если под ней – или под душой – подразумевать принцип организации, сохраняющий органическое единство, несмотря на постоянное обновление всех его элементов.
Главными свойствами человеческого сознания являются:
- Непосредственность
- Рефлективность. Осознание, понимание. Рефлексия.
- Перцепции (акты восприятия)
- Бессознательное
Но в некоторых традициях философских указывают следующие свойства сознания:
5. Идеальность (образы, понятия);
Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания.
Идеальное сознание по своей природе:
• противоположно материальному миру и независимо от материи;
• в некоторых случаях первично по отношению к материи;
• неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее.
Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание может "вмещать" в себя все - песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскреб, океанский лайнер, планету).
Сознание, его образы – самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все).
Сознание во многих случаях предшествует материи - точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком.
Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бумаги и др.) в сознании всегда имеется замысел, "образ" данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) – строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные океанские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д.
Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, ученым не удавалось "увидеть", обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия (мозг), но не сознание.
6. Интенциональность – направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Всегда есть предмет. На что-то всегда направлено сознание.
Интенциональность - направленность сознания на к-л объект, который есть всегда.
Интенциональность сознания подразумевает наличие:
• предмета сознания (что "видит" сознание); Выборка из всего состава восприятия – интенция.
• формы (как оно воспринимает предмет).
Основными формами сознания являются:
• восприятие, т.е. как человек себя ощущает;
• осмысление;
• оценка;
• воспоминание;
• фантазирование;
• жизненный опыт.
Предметом сознания, в свою очередь, являются:
• окружающий мир, его предметы, явления;
• особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный.
7. Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.
Идеаторность – способность к творчеству и творческой деятельности.
Способность вырабатывать абстрактные идеи коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания – языка.
Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.
Следующие свойства сознания:
- Субъектность. Сознание всегда имеет своего носителя.
- Предметность. Всегда есть содержание.
- Объективируемость. Понятийное выражение. Язык.
Функции языка: 1)Общение и 2)переработка и хранение информации.
- Воля.
- Ценностная ориентация и др.
Сознание человека отличается от сознания внешних животных.
• большей глубиной;
• большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности – труду;
• способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению);
• возможностью передачи сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, - языка в устной и письменной формах).
Структура сознания
Сознание – бессознательное. Плюс в середине цензор – «Сверх-Я».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи