Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Гегеля (1770-1831).
“Феноменология духа”, “Наука логика”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия религии”, “Философия истории”, “Философия права”.
По тематике работ Гегеля видно, что он создал целостную систему своих взглядов, которая затрагивает все вопросы познания и деятельности человека.
В.И.Ленин: «Кто не понял логики Гегеля, тот никогда не поймет и «Капитал» Маркса».
Критическое отношение к Канту:
1.Существуют бесконечные по содержанию понятия. Рисунок.
2.Диалектика устраняет антиномии.
Гегель изменяет значение слова «диалектика» (искусство ведения спора). Диалектика – наука о развитии и метод мышления.
Законы диалектики (развития):
1.Закон единства и борьбы противоположностей
2.Закон перехода количественных изменений в качественные
3.Закон отрицания отрицания. Возвращение к первому состоянию с учетом второго.
Эти законы преодолевают кантовский антиномизм.
Объясняет общую форму процесса познания:
Тезис -----> Антитезис ------> Синтез
Из антиномий нужно уметь сделать синтез! В результате синтеза мышление снимает противоречие между тезисом и антитезисом.
Снятие. Это не работа рассудка, а работа более высокого по уровню мышления.
Нужно уметь преодолевать противоречия.
3.Философия Канта является концепцией субъективности (то есть Кант исходит из субъекта).
Кант устанавливает правила познания до и независимо от познавательного процесса.
Кант напоминает схоласта, который не хотел входить в воду, пока его не научат плавать.
Гегель: «Философия есть дочь своего времени».
Сознание, мышление проходит несколько этапов в своем развитии. Субъективность снимается самопознанием. Вещь в себе – познаваема. Агностицизм преодолевается не в эмпирическом изучении природы, а самопознании.
Структура философии Гегеля:
1.Логика. Это работа рассудка. Логика рассудка – формальная логика.
Рассудок не идет дальше формально логических определений. Недостаток рассудка в том, что понятия и предметы он принимает за неизменные.
Пример определения электрического тока. Электрический ток –направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц. Характеризуется направлением и силой тока.
Гегель рассматривает логические переходы, взаимосвязи от одного понятия к другому.
Учение о бытие: бытие, небытие, становление. (Триада) Три ступени развития.
Учение о сущности: противоречие между содержанием и формой, причиной и следствием, тождеством и различием и др. парные категории.
Сущность (также «чтотость» лат. quidditas) – то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств.
Учение о понятии: результат логического познания – это понятие.
Понятие возникает не в результате работы рассудка, а в результате творческой деятельности мышления, которая порождает наличное бытие.
Благодаря понятиям для нас мир и существует.
2.Философия природы.(первое была логика). Механика, физика и органическая физика. (триада)
Свойство природы – движение, т.е. способность порождать саму себя.
Движение – становление, порождающее само себя.
В природе духовное находится в неразвитом виде.
3.Философия духа. Тоже есть триадичность.
Субъективный дух – учение о душе (психология).
Объективный дух – учение о социально-исторических (объективных) обстоятельствах.
Абсолютный дух – высшая форма человеческого существования. Абсолютный дух самораскрывается в трех формах: искусство, религия и философия.
Философия Гегеля – система объективного идеализма.
Абсолютизация разума: всё подчинено разуму и связано с ним.
Система Гегеля есть логическое продолжение и завершение традиций рационализма эпохи Нового времени и Просвещения, которые требовали, чтобы всё предстало перед судом разума и доказало свою разумность.
Дух первичен. Он исходная точка. У всякого существующего есть цель – основная цель духа – познание.
Познание – это способ существования духа.
Что познается? Основная задача духа – самопознание. Дух познается через свои дела, поступки. Это для человека.
А что было до человека? Природа выражение бытия духа.
Дух на пути самопознания, действуя изменяется, то есть становится своей противоположностью – материальным миром (природой). Природа – есть инобытие духа.
Дух -> Природа -> Человек (сознание, мышление)-> Государство (сознание народа) -> Абсолютная идея
Это этапы проявления абсолютной идеи. Первый этап природа, потом человек (сознание), государство (сознание народа).
Слабый дух у народа – нет государства, сильный дух – есть государство.
Абсолютная идея – новое состояние, в котором дух приходит к своей цели, то есть дух познает самого себя.
Самопознание – есть процесс развития. Природа не развивается, развивается только дух. По Гегелю – это развитие мирового разума, открытие основных законов движения.
Формы осознания абсолютной идеи:
1.Мифология
2.Мировые религии
Бог для Гегеля – мировой разум. Бог у Гегеля абсолютно постижим.
3.Наука.
Законы.
“Феноменология духа”, “Наука логика”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия религии”, “Философия истории”, “Философия права”.
По тематике работ Гегеля видно, что он создал целостную систему своих взглядов, которая затрагивает все вопросы познания и деятельности человека.
В.И.Ленин: «Кто не понял логики Гегеля, тот никогда не поймет и «Капитал» Маркса».
Критическое отношение к Канту:
1.Существуют бесконечные по содержанию понятия. Рисунок.
2.Диалектика устраняет антиномии.
Гегель изменяет значение слова «диалектика» (искусство ведения спора). Диалектика – наука о развитии и метод мышления.
Законы диалектики (развития):
1.Закон единства и борьбы противоположностей
2.Закон перехода количественных изменений в качественные
3.Закон отрицания отрицания. Возвращение к первому состоянию с учетом второго.
Эти законы преодолевают кантовский антиномизм.
Объясняет общую форму процесса познания:
Тезис -----> Антитезис ------> Синтез
Из антиномий нужно уметь сделать синтез! В результате синтеза мышление снимает противоречие между тезисом и антитезисом.
Снятие. Это не работа рассудка, а работа более высокого по уровню мышления.
Нужно уметь преодолевать противоречия.
3.Философия Канта является концепцией субъективности (то есть Кант исходит из субъекта).
Кант устанавливает правила познания до и независимо от познавательного процесса.
Кант напоминает схоласта, который не хотел входить в воду, пока его не научат плавать.
Гегель: «Философия есть дочь своего времени».
Сознание, мышление проходит несколько этапов в своем развитии. Субъективность снимается самопознанием. Вещь в себе – познаваема. Агностицизм преодолевается не в эмпирическом изучении природы, а самопознании.
Структура философии Гегеля:
1.Логика. Это работа рассудка. Логика рассудка – формальная логика.
Рассудок не идет дальше формально логических определений. Недостаток рассудка в том, что понятия и предметы он принимает за неизменные.
Пример определения электрического тока. Электрический ток –направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц. Характеризуется направлением и силой тока.
Гегель рассматривает логические переходы, взаимосвязи от одного понятия к другому.
Учение о бытие: бытие, небытие, становление. (Триада) Три ступени развития.
Учение о сущности: противоречие между содержанием и формой, причиной и следствием, тождеством и различием и др. парные категории.
Сущность (также «чтотость» лат. quidditas) – то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств.
Учение о понятии: результат логического познания – это понятие.
Понятие возникает не в результате работы рассудка, а в результате творческой деятельности мышления, которая порождает наличное бытие.
Благодаря понятиям для нас мир и существует.
2.Философия природы.(первое была логика). Механика, физика и органическая физика. (триада)
Свойство природы – движение, т.е. способность порождать саму себя.
Движение – становление, порождающее само себя.
В природе духовное находится в неразвитом виде.
3.Философия духа. Тоже есть триадичность.
Субъективный дух – учение о душе (психология).
Объективный дух – учение о социально-исторических (объективных) обстоятельствах.
Абсолютный дух – высшая форма человеческого существования. Абсолютный дух самораскрывается в трех формах: искусство, религия и философия.
Философия Гегеля – система объективного идеализма.
Абсолютизация разума: всё подчинено разуму и связано с ним.
Система Гегеля есть логическое продолжение и завершение традиций рационализма эпохи Нового времени и Просвещения, которые требовали, чтобы всё предстало перед судом разума и доказало свою разумность.
Дух первичен. Он исходная точка. У всякого существующего есть цель – основная цель духа – познание.
Познание – это способ существования духа.
Что познается? Основная задача духа – самопознание. Дух познается через свои дела, поступки. Это для человека.
А что было до человека? Природа выражение бытия духа.
Дух на пути самопознания, действуя изменяется, то есть становится своей противоположностью – материальным миром (природой). Природа – есть инобытие духа.
Дух -> Природа -> Человек (сознание, мышление)-> Государство (сознание народа) -> Абсолютная идея
Это этапы проявления абсолютной идеи. Первый этап природа, потом человек (сознание), государство (сознание народа).
Слабый дух у народа – нет государства, сильный дух – есть государство.
Абсолютная идея – новое состояние, в котором дух приходит к своей цели, то есть дух познает самого себя.
Самопознание – есть процесс развития. Природа не развивается, развивается только дух. По Гегелю – это развитие мирового разума, открытие основных законов движения.
Формы осознания абсолютной идеи:
1.Мифология
2.Мировые религии
Бог для Гегеля – мировой разум. Бог у Гегеля абсолютно постижим.
3.Наука.
Законы.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи