Патристика

Наука » Философия
Первоначальный этап христианства – патристика.
Патристика от лат pater – отец. 2-8 век.
Тертуллиан, Ориген (2-3 вв.), Григорий из Ниссы (4 век), Дионисий Ареопагит (532 – работы предстали на церковном соборе), Боэций (ок. 480-524), Иоанн из Дамаска (8 век).
Известным представителем патристики является Августин Блаженный (354-430).
Отцы церкви систематизировали христианство, установили догматы и вели теоретическую борьбу против язычников и гностиков (философы).
Христианство окончательно победило в 313 году римский император Константин I Великий признал христианство в качестве одной из религий Рима. Отменялись гонения на христиан, возвращалось имущество, возможность церкви быть юридическим лицом, отмена налогов и податей. Что способствовало превращению христианства в официальную религию Римской империи.
Идея: Церковь одна, одна вера и один порядок, т.к. империя едина.

Сложность проблемы и много теоретических споров в понимании Христа, Бога и т.д. Возникали различные точки зрения, которые признавались ересями. Отстранение от церковной власти инакомыслящих христиан.
Еретические учения. Ересь (от греч. особое учение) – ложное учение.
1.Арий из Александрии доказывал, что Иисус – только человек.
Если рожден, то значит не Бог. (начало 4-го века). Иисус Христос-Сын сотворен Богом-Отцом, но не равен ему, что умаляло роль Христа, а значит и самой церкви.
2.Несторий считал, что в Иисусе обитал Бог как в храме. На какое-то время в теле Христа обитал Бог. Поэтому Иисус не бог, а только избран Богом. (5-й век)
3.Ориген (3-й век). Соединял христианство с философией. Человек имеет душу и тело, а Бог – нет. Учение о предшествовании душ. Влияние платонизма. Иисус посредник между Богом и человеком.
4.Монофизитство – учение считавшее, что в Христе только одна природа – божественная, а человеческая природа. 5-й век. Эти учения были отклонены как ересь. Монофизитству противостояло учение монофилитство (7-й век). Монофилиты выдвигали компромиссную точку зрения – у Христа две природы, он носитель двух начал – божественного и человеческого.
5.Манихейство. 3-й век. Мани – персидский мыслитель. В мире борются два начала – божественное и дьявольское, свет и тьма. Эта борьба отражается в душе человека. За человека борются два начала – божественное и дьявольское. Человек сам без помощи Бога может победить зло для этого необходимо было быть аскетом. Так же как Иисус. Человек становится автономным.

Иисус – мессия. Он является спасителем мира.
Почему нужно спасать мир?
Человечество в лице Адама совершило грехопадение. На всем человечестве лежит печать зла. Человек отпал от Бога.
Эту задачу мессианского строительства нового мира взяла на себя церковь. Что такое церковь?
Епископат. Епископы – представители Христа на земле. Возникла идея папства. Епископы – приемники апостолов, а апостолы непосредственные заместители Христа. Папа самый старший епископ.
Отцы церкви (Григорий Нисский, Василий Великий и др. – 4 век) превращают веру в положения веры или догмы. Они создают учение церкви и как следствие религиозное единство и разрешают основные задачи теологии.

Основные положения христианства – Символ Веры – был принят на двух соборах: Никейском в 325г. и Константинопольском в 381г.
Основная проблема состоит в том, как нужно мыслить сущность Бога, Христа и человека, чтобы во всех пунктах наши преставления о Христе, Боге согласовывались между собой.
Проблема состояла в понимании 1)Бога, в понимании 2)Христа, в понимании 3)человека.
Основной Символ Веры –
1.Теологическая проблема. Догматическое положение о триединстве Бога. Единый Бог выступает в трех лицах (ипостасях) – Бога Отца, единосущего Ему Бога Сына и Бога Духа Святого. Различение трех Лиц святой Троицы. Бог един и триедин. Три лица существа Бога, ипостаси - отец, сын и дух святой. Ипостаси равны, но у каждой свои качества. Дух святой происходит от Отца и Сына (по католической традиции), а православной только от Отца. (Теологическая проблема).
2.Христологическая проблема. Искупление, понятие христианского богословия, означающее совершенное Богочеловеком Иисусом Христом – через его крестную смерть и воскресение – восстановление поврежденной грехом человеческой природы и примирение человека с Богом.
Двоякое естество Христа – человек и Бог. Богочеловек. Проблемы эманации, Логоса. Как Бог вочеловечился?
3.Антропологическая проблема. Состоит в учении о Благодати Божией и греховной природе человека, которой определяется понятие человеческой свободы.
Бог – источник познания. Бог вносит свет в души людей.
Человек свободен только тогда, когда он следует Божественному закону.
Когда человек покоряется своим влечениям, он находится в рабстве у греха.
Основой духовной жизни становится воля, а не разум.
Аргументация: сущность каждой вещи в ее активности, а не пассивности. Вытекает заключение, что человеческую сущность характеризует не разум, который имеет пассивный характер, но действия, активная воля.

Догматов христианства много:
1.Иисус – сын божий. Он мессия, спаситель мира.
2.Иисус – Бог единосущный отцу. От Христа исходит такая же сила как и от Бога.
3.Иисус вочеловечился от духа святого и девы Марии.
4.Иисус распят за грехи людей.
5.На третий день после своей смерти Иисус воскрес.
6.Иисус взошел на небеса и сел по правую руку Бога-Отца.
7.Иисус в дальнейшем явится судить людей (второе пришествие).

Учение христианства отличается от древнегреческого рационализма.
Сущность человеческого духа – свободная воля.
Что превосходит душа тело или тело душу? Душа близка к Богу и бессмертна. Душа превосходит тело, следовательно, превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе и подавлял чувственные наслаждения. И заботился не только о своей душе, но и о заблудших душах.
Бог – это личность, преисполненная любви.
Зло не принадлежит Богу. Зло от греховности человеческой природы, из-за употребления человеком своей свободной воли. Нет абсолютного зла, добро абсолютно. Зло – это гордыня, эгоизм.

Тертуллиан (160-220) 2-3-й век. Защита христианства от еретических учений.
Выступал против соединения философии и веры. Доказывал, что вера и разум несовместимы. Тезис Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно».
Самая выдающаяся фигура патристики – Августин Блаженный (354-430). 4-5-й век. Для Августина не приемлем основной тезис Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно». Для Августина: «Верю для того, чтобы понимать». У веры есть великий помощник – разум. Но всё равно разум вторичен. Главное в вере – это воля. Зло (грех) проистекает из-за злоупотребления человеком свободной воли. Первый шаг к Богу должен сделать сам человек на основе своей воли.
Григорий Нисский (ок. 335-394, 4-й век) – обосновал догмат Святой Троицы. Боролся против арианства.
Боэций (ок. 480-524). Начало 6-го века. Казнен. Обосновывал христианство с позиций Платона и Аристотеля.
Монах Иоанн из Дамаска (8-й век) – последователь Августина. Развивал идею подчинения философии теологии.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.