Левкипп и Демокрит. Конец 5-го века и начало 4-й век.
Демокрит (460 – год смерти неизвестен ок. 370). Демокрит был другом и учеником Левкиппа. Но о жизни Левкиппа мы ничего определенного не знаем. Левкипп является создателем атомистической системы, которая в новое время признавалась руководящим началом разумного исследования природы.
Положение атомистов: Мир вещей и явлений состоит из атомов (бытие) и пустоты (небытия).
Атомос по-гречески неделимый, индивидуум.
Первоначала атомистов – бытие и небытие. Выражением бытия являются атомы, а выражением небытия является пустота.
Есть атомы и пустота. Атомы – это бытие, а пустота – небытие.
Допустить существование атомов и пустоты заставили наблюдения над обыденными явлениями.
Допущение атомов возникло из размышлений о постепенное и незаметное истирание золотой монеты и мраморных ступеней, распространение запаха, высыхание влажного, говорят о том, что тела состоят из мельчайших частиц, недоступных чувственному восприятию частиц.
Допущение пустоты возникло из размышления о сгущении и разряжении, проницаемости (вода проникает через ткань), разница в весе разных по объему тел.
Каждый атом обладает свойствами, которые имеет бытие. Атом неделим, вечен, неизменен, тождественен самому себе, внутри него не происходит никаких движений, он не имеет частей.
Атомы совершенно бескачественны, т.е. лишены каких бы то ни было чувственных свойств: цвета, запаха, звука. Все эти качества возникают в субъекте познания вследствие взаимодействия атомов и органов чувств.
Атомы различаются между собой формой и порядком соединения. Отсюда и различные свойства предметов.
Материализм Демокрита и Левкиппа достаточно воинственен. Они являются атеистами, признают роль чувственного познания, что исключает всякую метафизику (философию).
Атомизм – это учение материалистов (диалектический материализм Маркс и Ленин).
Для такого материализма характерна абсолютизация свойств элементов и сознания субъекта. Это сенсуализм.
Нет объяснения того, как возникает вещь: в результате механического соединения атомов?
Чувственное познание ограничено, т.к. нужен интеллект, умозрение. А так получается, чего не ощущаю того и нет. Трансцендентного нет.
Трансцендентное – всё то, что выходит за пределы чувственного опыта.
Диалектика отрицается. Признается диалектика только за одной категорией – материей, а другим категориям отказывают в диалектичности.
Софисты.
Вторая половина 5-го века.
Название софистов они сами себе дали, разумея под ним учителей мудрости, т.е. таких учителей, которые могут сделать людей мудрыми.
Под мудростью софисты понимали риторику. Риторика – искусство красноречия.
Софисты были первыми агностиками. Они учили, что мир непознаваем.
Софисты были релятивистами. Релятивизм – учение о том, что всё в мире относительно. У каждого своя истина и каждый по своему прав.
Софисты отрицали не истину, а объективную истину.
Гносеологический релятивизм софистов дополнялся релятивизмом нравственным. Этические нормы оказывались относительными в зависимости практических обстоятельств.
Риторика в условиях греческой демократии становится царицей всех искусств. В судах, в народных собраниях умение говорить, убеждать, переубеждать становиться жизненно важным. “В судах решительно никому нет дела до истины, важна только убедительность”, - скажет позднее Платон.
Софисты сыграли положительную роль в духовном развитии Эллады. Они – теоретики риторики, красноречия. Софисты обладали даром слова, софисты способствовали открытию законов логики, они затрагивали проблемы человека, его частного мнения, общества, проблемы познания.
Итак, софиты – это учителя, которые за плату могут сделать людей мудрыми.
Софисты представляют противоположность нашим современным учителям, нашим ученым, которые исследуют то что есть и то что было. В результате чего появляется масса эмпирического материала, где открытие новой формы какого-нибудь червя или насекомого или открытие какой-либо новой формулы почитается великим счастьем.
Софисты стали применять мысли к мирским предметам. Мыль направлялась против многообразных определенностей теоретической и практической области.
Софисты это делали посредством образования. Поскольку каждый человек не желающий принадлежать невежественной черни должен был получать образование. И вот это полученное образование человек должен был применять к действительности.
Образование предполагает, что мы знакомы с всеобщими принципами, которые можем применять к любому предмету нашей действительности. Образованный человек умеет сказать кое-что о каждом предмете, отыскать в нем различные точки зрения.
1. Софисты в этом опирались на желание любого человека стать мудрым. Мудростью считают знание того, что составляет силу среди людей и в государстве. Зная эту силу я умею побуждать других людей действовать в соответствии с моей целью. Тот человек силен, который умеет сводить дела людей к главным целям.
И этой силой является человеческая мысль. Умение убеждать в своей точке зрения.
2. Почему мысль? Потому что человек не должен довольствоваться подчинением законам или авторитету, а хочет доставить удовлетворение самому себе, посредством собственной рефлексии, убедившись в том что для него обязательно то, что есть цель и что он должен делать для достижения этой цели. Рефлексия – анализ собственных предпосылок.
3. Именно красноречие вызывает в людях страх, гнев, страсти, чтобы добиться чего-нибудь. Красноречие выступает как искусство, благодаря которому отдельное лицо может приобрести авторитет у народа. При условии, что народу принадлежит решающее слово. Такое возможно только при демократии. Образование готовило людей к государственной публичной деятельности.
4. Красноречие выдвигает различные точки зрения, многообразные мнения и нужно придать силу тому из них, которое согласуется с тем, что мне кажется полезным.
Нужно владеть языком, словом в совершенстве. Если человек не умеет говорить, если он плохо образован, он никогда не донесет до народа свою точку зрения.
Красноречие так же должно знать различные точки зрения с тем, чтобы сообразно различным точкам зрения рассматривать какой-нибудь предмет.
Софисты странствовали по городам, и многие юноши примыкали к софистам в надежде стать лучше.
Софисты навлекали на себя много зависти и неудовольствий. Ведь необразованный враждебен образованному.
Софисты способствовали развитию духовной культуры и умению ума ориентироваться во всяком деле.
Софисты правда при этом выработали односторонние принципы и признавали лишь то, что человек усматривает сам. Софисты доказывали не касаясь существа самого предмета, опираясь на чувства человека и с нарушением законов логики.
Поэтому с такими доказательствами софисты зашли далеко: можно всё доказать, находя основания как за так и против.
Вот эта способность ума все подводить под точку зрения и развивали софисты. Софисты по их собственному мнению могут убедить народ, сенат, судей во всем, что хочет софист.
Софисты понимали, что если человек в своих поступках исходил из закона или авторитета не понимая сути явления, то такие поступки или точнее смысл таких поступков противоречив и является очень шатким.
И такая позиция софистов расшатывала нравы Греции: расшатывало бессознательную веру, бессознательно выполняемые законы, обязанности. Принимаемое за величайшее без осознания, без мыслящей рефлексии софисты сразу отодвигали на задний план, приводя в смущение собеседника.
Поэтому в дальнейшем софист принимает предосудительный смысл. Под софистикой стали понимать умение представлять черное белым, а белое – черное.
Отрицательное значение слова “софистика” мы оставляем в стороне и будем рассматривать софистику с положительной научной стороны.
Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики.
1.Употребление софизмов.
“Кто лжет, говорит то, чего нет; того чего нет, нельзя сказать; следовательно, никто не может лгать”.
“У тебя есть пес, этот пес имеет щенят, и он – их отец, следовательно, пес тебе отец и ты брат щенят”.
2.Вопросы на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно:
“Перестали ли вы бить своего отца?”, “Дома ли Сократ и Кай?” (если дома только один из них).
Софизм есть преднамеренная логическая ошибка, а невольная ошибка называется паралогизмом.
3.Двусмысленность словесной конструкции. Страх отцов – то ли страх самих отцов, то ли страх перед отцами.
Омонимия – многозначность слов. Пес – животное и созвездие, отец – собаки и человека, не мой и немой.
Приемы софистов.
1.Софист говорит слишком быстро, чтобы противник не мог уяснить смысл его речи.
2.Софист растягивает свою речь, дабы противнику было трудно схватить весь ход рассуждений.
3.Софист стремиться вывести собеседника из себя, чтобы ему было трудно следить за ходом речи.
4.Софист разрушает серьезность соперника смехом, а затем переходит на серьезный тон, приводя собеседника в смущение.
1.Двусмысленность и многосмысленность словесных выражений.
2.Неправильная логическая связь мыслей: нарушение четырех законов формальной логики (закон тождества, исключенного третьего, противоречия и достаточного основания).
Софисты. Протагор. Горгий.
Протагор (444-441) – его деятельность.
Протагор был первым назвавшим себя софистом.
Протагор был преподавателем риторики и эристики – искусства речи и искусства спора.
Протагор был первым, кто стал брать деньги за обучение философии. Протагор выполнял поручения Перикла относительно решения государственных проблем. Но вскоре он был схвачен и приговорен к смертной казни. Причиной послужила его книга “О богах”, которая была конфискована и публично сожжена. В конце концов его изгнали из Афин.
Протагор очень долго жил в Афинах, общаясь с Периклом, который проникся философским образованием. Так, например, однажды они проспорили целый день о том, что виновато в смерти человека, происшедшей на олимпийских играх, метательное ли копье, тот кто метнул копье или тот кто устроил игры или сам погибший. Это вопрос очень важный – о вине и ответственности. Это трудное исследование. Это пример того какие вопросы ставили софисты перед обществом.
Главный тезис Протагора: “Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”.
Мера всех вещей – человек. Это основание релятивизма. Ощущения у каждого разные.
Протагор прав в утверждении субъективности ощущений, но он не прав в своем утверждении того, что все они истинны.
Горгий.
Расцвет его деятельности после 427 года после смерти Перикла. Горгий был известным политическим деятелем Афин. В условиях Пелопонесской войны, когда Спарта выступила против Афин в союзе с Персией, Горгий произнес речь, в которой призывал эллинов прекратить внутренние междоусобия и объединиться против варваров. Это был единственный раз, когда Горгий не смог никого убедить. Война продолжалась, что было бедствием для Афин и для всей Греции.
Его учитель Эмпедокл.
Свою позицию Горгий сформулировал в виде трех тезисов, которые вытекают один из другого.
Он доказывает, что объективно ничего не существует, даже если предположим, что что-то существует, то его нельзя познать, а если его и можно познать, то это знание никак невозможно передать познанное другому лицу.
Гиппий.
Преподавал мнемонику – искусство развития памяти.
Продик.
Продик занимался проблемами языка. Прежде чем философствовать, надо научиться правильно употреблять слова. Разрабатывал синонимику – совокупность синонимов какого-либо языка.
Известна также жадность Продика, который за 50 драхм преподавал иначе, чем за одну. За эту цену и слушал Продика нищий Сократ.
Продик ставил себе в заслугу то, что “лишь он один отыскал, в чем состоит искусство речей: они не должны быть ни длинными, ни краткими, но в меру”. Этим Продик отличался от другого софиста Горгия, который имел наготове по каждому предмету и длинные и короткие речи.
Антифонт.
Для Антифонта рабство – общественное установление, противоречащее природе.
Рассказывают, что когда Антифонт отпустил своих рабов на волю, а сам ступил в брак со своей бывшей рабыней, то он был объявлен сумасшедшим и лишен гражданских прав.
Философия Сократа. (470-399)
Деятельность Сократа протекала на фоне софистов и других мыслителей. Он отверг натурфилософию о первоначалах. Сократ был последователем Анаксагора, лекции которого слушал в Афинах, а после того как Анаксагор был изгнан, Сократ слушал лекции софистов Продика (знаменитого учителя красноречия).
Сократу понравилась мысль Анаксагора о том, что разум (Нус) – это главная сила во Вселенной и причина всех явлений.
Для Сократа проблема человека и его внутреннего мира является главным.
Принцип философии Сократа: “Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого”.
Разум – источник самопознания.
Самопознание имело для Сократа определенный смысл.
Познать самого себя означало познание себя в качестве общественного и нравственного существа.
Главное содержание, цель философии Сократа – общие этические вопросы.
Философия Сократа – это этический антропологизм.
“Познай самого себя!”. Познать самого себя в качестве общественного и нравственного существа, а не только как неповторимую личность.
Метод Сократа.
Сократ любил общаться с людьми, он был мастером диалога. Его метод можно назвать методом субъективной диалектики.
Ирония.
Прикинувшись простаком, Сократ скромно задавал собеседнику вопросы, на которые собеседник должен был отвечать. Собеседник считал себя достаточно знающим в том, что спрашивает Сократ, и поучал Сократа. Но в процессе диалога собеседник приходил к противоречию в рассуждениях: тезис в начале диалога не соответствовал тезису в конце диалога.
Сократ пытался понять суть возникающего противоречия. Софисты использовали возникающее противоречие в своих субъективных целях.
Собеседник Сократа освобождался таким образом от самоуверенности.
Софисты утверждали, что искусство логики, риторики, мышления не зависит от действительности. Можно навязать каждому свое мнение.
Сократ делает упор на то, что мышление обладает некими едиными общеобязательными законами (универсальные принципы и законы мышления, пользуясь которыми можно понять ситуацию).
Есть некоторое общее мышление. Существует мышление, присущее всем.
Софисты не могут дать общее определение вещей. Например, на вопрос, что такое благо, софисты отвечали: власть, богатство, удовольствие. Сократ утверждал, что это частные и субъективные определения. Частные определения даются на основе всеобщего определения.
Философия – есть мышление о мышлении.
Сократа понял, что: знание или мудрость основываются на точном определении понятий.
Определение – есть инструмент обнаружения понятий.
Понятие – это элементарные частицы мышления и бытия. Понятия выражаются терминами. Термины обладают смыслом и значением.
Содержание понятий от нашей души не зависит.
Мужество, счастье, долг, добродетель,… – есть некие твердые понятия, общие для всех.
Искусство выяснения или прояснения сущности вещей – диалектика.
Майевтика – повивальное искусство.
Сократ уподоблял свое умение задавать вопросы повивальному искусству – профессии своей матери. Подобно тому как она помогла рождаться детям, сам Сократ помогал рождаться истине.
Поэтому Сократ называл свое искусство маевтикой – повивальным искусством.
Сократ был мужественным человеком. Он, выполняя долг афинского гражданина, защищал свое отечество. Сократ участвовал в трех кампаниях Пелопонесской войны (431-404), в эпоху которой он жил. Он принимал участи в трех компаниях.
Пелопонесская война – это война меду демократическими Афинами и олигархической Спартой.
Сократа обвинили в том, что “он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; и наказание за это смерть”.
Сократ произнес оправдательную речь, в которой опровергал выдвинутые против него обвинения, после чего был признан виновным большинством голосов. Сократу теперь надо было самому назначить наказание: либо изгнание, либо смертная казнь (выпить чашу с растительным ядом). Впоследствии был оправдан.
Для Сократа творить несправедливость хуже, чем ее терпеть. Хоть законы и плохи, но им надо подчинятся.
Из тюрьмы Сократ отказался бежать, т.к. он мог выбрать себе изгнание и так.
Платон. “Федр”, “Апология Сократа”.
Демокрит (460 – год смерти неизвестен ок. 370). Демокрит был другом и учеником Левкиппа. Но о жизни Левкиппа мы ничего определенного не знаем. Левкипп является создателем атомистической системы, которая в новое время признавалась руководящим началом разумного исследования природы.
Положение атомистов: Мир вещей и явлений состоит из атомов (бытие) и пустоты (небытия).
Атомос по-гречески неделимый, индивидуум.
Первоначала атомистов – бытие и небытие. Выражением бытия являются атомы, а выражением небытия является пустота.
Есть атомы и пустота. Атомы – это бытие, а пустота – небытие.
Допустить существование атомов и пустоты заставили наблюдения над обыденными явлениями.
Допущение атомов возникло из размышлений о постепенное и незаметное истирание золотой монеты и мраморных ступеней, распространение запаха, высыхание влажного, говорят о том, что тела состоят из мельчайших частиц, недоступных чувственному восприятию частиц.
Допущение пустоты возникло из размышления о сгущении и разряжении, проницаемости (вода проникает через ткань), разница в весе разных по объему тел.
Каждый атом обладает свойствами, которые имеет бытие. Атом неделим, вечен, неизменен, тождественен самому себе, внутри него не происходит никаких движений, он не имеет частей.
Атомы совершенно бескачественны, т.е. лишены каких бы то ни было чувственных свойств: цвета, запаха, звука. Все эти качества возникают в субъекте познания вследствие взаимодействия атомов и органов чувств.
Атомы различаются между собой формой и порядком соединения. Отсюда и различные свойства предметов.
Материализм Демокрита и Левкиппа достаточно воинственен. Они являются атеистами, признают роль чувственного познания, что исключает всякую метафизику (философию).
Атомизм – это учение материалистов (диалектический материализм Маркс и Ленин).
Для такого материализма характерна абсолютизация свойств элементов и сознания субъекта. Это сенсуализм.
Нет объяснения того, как возникает вещь: в результате механического соединения атомов?
Чувственное познание ограничено, т.к. нужен интеллект, умозрение. А так получается, чего не ощущаю того и нет. Трансцендентного нет.
Трансцендентное – всё то, что выходит за пределы чувственного опыта.
Диалектика отрицается. Признается диалектика только за одной категорией – материей, а другим категориям отказывают в диалектичности.
Софисты.
Вторая половина 5-го века.
Название софистов они сами себе дали, разумея под ним учителей мудрости, т.е. таких учителей, которые могут сделать людей мудрыми.
Под мудростью софисты понимали риторику. Риторика – искусство красноречия.
Софисты были первыми агностиками. Они учили, что мир непознаваем.
Софисты были релятивистами. Релятивизм – учение о том, что всё в мире относительно. У каждого своя истина и каждый по своему прав.
Софисты отрицали не истину, а объективную истину.
Гносеологический релятивизм софистов дополнялся релятивизмом нравственным. Этические нормы оказывались относительными в зависимости практических обстоятельств.
Риторика в условиях греческой демократии становится царицей всех искусств. В судах, в народных собраниях умение говорить, убеждать, переубеждать становиться жизненно важным. “В судах решительно никому нет дела до истины, важна только убедительность”, - скажет позднее Платон.
Софисты сыграли положительную роль в духовном развитии Эллады. Они – теоретики риторики, красноречия. Софисты обладали даром слова, софисты способствовали открытию законов логики, они затрагивали проблемы человека, его частного мнения, общества, проблемы познания.
Итак, софиты – это учителя, которые за плату могут сделать людей мудрыми.
Софисты представляют противоположность нашим современным учителям, нашим ученым, которые исследуют то что есть и то что было. В результате чего появляется масса эмпирического материала, где открытие новой формы какого-нибудь червя или насекомого или открытие какой-либо новой формулы почитается великим счастьем.
Софисты стали применять мысли к мирским предметам. Мыль направлялась против многообразных определенностей теоретической и практической области.
Софисты это делали посредством образования. Поскольку каждый человек не желающий принадлежать невежественной черни должен был получать образование. И вот это полученное образование человек должен был применять к действительности.
Образование предполагает, что мы знакомы с всеобщими принципами, которые можем применять к любому предмету нашей действительности. Образованный человек умеет сказать кое-что о каждом предмете, отыскать в нем различные точки зрения.
1. Софисты в этом опирались на желание любого человека стать мудрым. Мудростью считают знание того, что составляет силу среди людей и в государстве. Зная эту силу я умею побуждать других людей действовать в соответствии с моей целью. Тот человек силен, который умеет сводить дела людей к главным целям.
И этой силой является человеческая мысль. Умение убеждать в своей точке зрения.
2. Почему мысль? Потому что человек не должен довольствоваться подчинением законам или авторитету, а хочет доставить удовлетворение самому себе, посредством собственной рефлексии, убедившись в том что для него обязательно то, что есть цель и что он должен делать для достижения этой цели. Рефлексия – анализ собственных предпосылок.
3. Именно красноречие вызывает в людях страх, гнев, страсти, чтобы добиться чего-нибудь. Красноречие выступает как искусство, благодаря которому отдельное лицо может приобрести авторитет у народа. При условии, что народу принадлежит решающее слово. Такое возможно только при демократии. Образование готовило людей к государственной публичной деятельности.
4. Красноречие выдвигает различные точки зрения, многообразные мнения и нужно придать силу тому из них, которое согласуется с тем, что мне кажется полезным.
Нужно владеть языком, словом в совершенстве. Если человек не умеет говорить, если он плохо образован, он никогда не донесет до народа свою точку зрения.
Красноречие так же должно знать различные точки зрения с тем, чтобы сообразно различным точкам зрения рассматривать какой-нибудь предмет.
Софисты странствовали по городам, и многие юноши примыкали к софистам в надежде стать лучше.
Софисты навлекали на себя много зависти и неудовольствий. Ведь необразованный враждебен образованному.
Софисты способствовали развитию духовной культуры и умению ума ориентироваться во всяком деле.
Софисты правда при этом выработали односторонние принципы и признавали лишь то, что человек усматривает сам. Софисты доказывали не касаясь существа самого предмета, опираясь на чувства человека и с нарушением законов логики.
Поэтому с такими доказательствами софисты зашли далеко: можно всё доказать, находя основания как за так и против.
Вот эта способность ума все подводить под точку зрения и развивали софисты. Софисты по их собственному мнению могут убедить народ, сенат, судей во всем, что хочет софист.
Софисты понимали, что если человек в своих поступках исходил из закона или авторитета не понимая сути явления, то такие поступки или точнее смысл таких поступков противоречив и является очень шатким.
И такая позиция софистов расшатывала нравы Греции: расшатывало бессознательную веру, бессознательно выполняемые законы, обязанности. Принимаемое за величайшее без осознания, без мыслящей рефлексии софисты сразу отодвигали на задний план, приводя в смущение собеседника.
Поэтому в дальнейшем софист принимает предосудительный смысл. Под софистикой стали понимать умение представлять черное белым, а белое – черное.
Отрицательное значение слова “софистика” мы оставляем в стороне и будем рассматривать софистику с положительной научной стороны.
Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики.
1.Употребление софизмов.
“Кто лжет, говорит то, чего нет; того чего нет, нельзя сказать; следовательно, никто не может лгать”.
“У тебя есть пес, этот пес имеет щенят, и он – их отец, следовательно, пес тебе отец и ты брат щенят”.
2.Вопросы на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно:
“Перестали ли вы бить своего отца?”, “Дома ли Сократ и Кай?” (если дома только один из них).
Софизм есть преднамеренная логическая ошибка, а невольная ошибка называется паралогизмом.
3.Двусмысленность словесной конструкции. Страх отцов – то ли страх самих отцов, то ли страх перед отцами.
Омонимия – многозначность слов. Пес – животное и созвездие, отец – собаки и человека, не мой и немой.
Приемы софистов.
1.Софист говорит слишком быстро, чтобы противник не мог уяснить смысл его речи.
2.Софист растягивает свою речь, дабы противнику было трудно схватить весь ход рассуждений.
3.Софист стремиться вывести собеседника из себя, чтобы ему было трудно следить за ходом речи.
4.Софист разрушает серьезность соперника смехом, а затем переходит на серьезный тон, приводя собеседника в смущение.
1.Двусмысленность и многосмысленность словесных выражений.
2.Неправильная логическая связь мыслей: нарушение четырех законов формальной логики (закон тождества, исключенного третьего, противоречия и достаточного основания).
Софисты. Протагор. Горгий.
Протагор (444-441) – его деятельность.
Протагор был первым назвавшим себя софистом.
Протагор был преподавателем риторики и эристики – искусства речи и искусства спора.
Протагор был первым, кто стал брать деньги за обучение философии. Протагор выполнял поручения Перикла относительно решения государственных проблем. Но вскоре он был схвачен и приговорен к смертной казни. Причиной послужила его книга “О богах”, которая была конфискована и публично сожжена. В конце концов его изгнали из Афин.
Протагор очень долго жил в Афинах, общаясь с Периклом, который проникся философским образованием. Так, например, однажды они проспорили целый день о том, что виновато в смерти человека, происшедшей на олимпийских играх, метательное ли копье, тот кто метнул копье или тот кто устроил игры или сам погибший. Это вопрос очень важный – о вине и ответственности. Это трудное исследование. Это пример того какие вопросы ставили софисты перед обществом.
Главный тезис Протагора: “Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”.
Мера всех вещей – человек. Это основание релятивизма. Ощущения у каждого разные.
Протагор прав в утверждении субъективности ощущений, но он не прав в своем утверждении того, что все они истинны.
Горгий.
Расцвет его деятельности после 427 года после смерти Перикла. Горгий был известным политическим деятелем Афин. В условиях Пелопонесской войны, когда Спарта выступила против Афин в союзе с Персией, Горгий произнес речь, в которой призывал эллинов прекратить внутренние междоусобия и объединиться против варваров. Это был единственный раз, когда Горгий не смог никого убедить. Война продолжалась, что было бедствием для Афин и для всей Греции.
Его учитель Эмпедокл.
Свою позицию Горгий сформулировал в виде трех тезисов, которые вытекают один из другого.
Он доказывает, что объективно ничего не существует, даже если предположим, что что-то существует, то его нельзя познать, а если его и можно познать, то это знание никак невозможно передать познанное другому лицу.
Гиппий.
Преподавал мнемонику – искусство развития памяти.
Продик.
Продик занимался проблемами языка. Прежде чем философствовать, надо научиться правильно употреблять слова. Разрабатывал синонимику – совокупность синонимов какого-либо языка.
Известна также жадность Продика, который за 50 драхм преподавал иначе, чем за одну. За эту цену и слушал Продика нищий Сократ.
Продик ставил себе в заслугу то, что “лишь он один отыскал, в чем состоит искусство речей: они не должны быть ни длинными, ни краткими, но в меру”. Этим Продик отличался от другого софиста Горгия, который имел наготове по каждому предмету и длинные и короткие речи.
Антифонт.
Для Антифонта рабство – общественное установление, противоречащее природе.
Рассказывают, что когда Антифонт отпустил своих рабов на волю, а сам ступил в брак со своей бывшей рабыней, то он был объявлен сумасшедшим и лишен гражданских прав.
Философия Сократа. (470-399)
Деятельность Сократа протекала на фоне софистов и других мыслителей. Он отверг натурфилософию о первоначалах. Сократ был последователем Анаксагора, лекции которого слушал в Афинах, а после того как Анаксагор был изгнан, Сократ слушал лекции софистов Продика (знаменитого учителя красноречия).
Сократу понравилась мысль Анаксагора о том, что разум (Нус) – это главная сила во Вселенной и причина всех явлений.
Для Сократа проблема человека и его внутреннего мира является главным.
Принцип философии Сократа: “Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого”.
Разум – источник самопознания.
Самопознание имело для Сократа определенный смысл.
Познать самого себя означало познание себя в качестве общественного и нравственного существа.
Главное содержание, цель философии Сократа – общие этические вопросы.
Философия Сократа – это этический антропологизм.
“Познай самого себя!”. Познать самого себя в качестве общественного и нравственного существа, а не только как неповторимую личность.
Метод Сократа.
Сократ любил общаться с людьми, он был мастером диалога. Его метод можно назвать методом субъективной диалектики.
Ирония.
Прикинувшись простаком, Сократ скромно задавал собеседнику вопросы, на которые собеседник должен был отвечать. Собеседник считал себя достаточно знающим в том, что спрашивает Сократ, и поучал Сократа. Но в процессе диалога собеседник приходил к противоречию в рассуждениях: тезис в начале диалога не соответствовал тезису в конце диалога.
Сократ пытался понять суть возникающего противоречия. Софисты использовали возникающее противоречие в своих субъективных целях.
Собеседник Сократа освобождался таким образом от самоуверенности.
Софисты утверждали, что искусство логики, риторики, мышления не зависит от действительности. Можно навязать каждому свое мнение.
Сократ делает упор на то, что мышление обладает некими едиными общеобязательными законами (универсальные принципы и законы мышления, пользуясь которыми можно понять ситуацию).
Есть некоторое общее мышление. Существует мышление, присущее всем.
Софисты не могут дать общее определение вещей. Например, на вопрос, что такое благо, софисты отвечали: власть, богатство, удовольствие. Сократ утверждал, что это частные и субъективные определения. Частные определения даются на основе всеобщего определения.
Философия – есть мышление о мышлении.
Сократа понял, что: знание или мудрость основываются на точном определении понятий.
Определение – есть инструмент обнаружения понятий.
Понятие – это элементарные частицы мышления и бытия. Понятия выражаются терминами. Термины обладают смыслом и значением.
Содержание понятий от нашей души не зависит.
Мужество, счастье, долг, добродетель,… – есть некие твердые понятия, общие для всех.
Искусство выяснения или прояснения сущности вещей – диалектика.
Майевтика – повивальное искусство.
Сократ уподоблял свое умение задавать вопросы повивальному искусству – профессии своей матери. Подобно тому как она помогла рождаться детям, сам Сократ помогал рождаться истине.
Поэтому Сократ называл свое искусство маевтикой – повивальным искусством.
Сократ был мужественным человеком. Он, выполняя долг афинского гражданина, защищал свое отечество. Сократ участвовал в трех кампаниях Пелопонесской войны (431-404), в эпоху которой он жил. Он принимал участи в трех компаниях.
Пелопонесская война – это война меду демократическими Афинами и олигархической Спартой.
Сократа обвинили в том, что “он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; и наказание за это смерть”.
Сократ произнес оправдательную речь, в которой опровергал выдвинутые против него обвинения, после чего был признан виновным большинством голосов. Сократу теперь надо было самому назначить наказание: либо изгнание, либо смертная казнь (выпить чашу с растительным ядом). Впоследствии был оправдан.
Для Сократа творить несправедливость хуже, чем ее терпеть. Хоть законы и плохи, но им надо подчинятся.
Из тюрьмы Сократ отказался бежать, т.к. он мог выбрать себе изгнание и так.
Платон. “Федр”, “Апология Сократа”.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи