ИБН СИНА (АВИЦЕННА)

Наука » Биология
ИБН СИНА (АВИЦЕННА)

Ибн Сина (Авиценна) — крупнейший врач, естествоиспытатель, философ средневековья. Он сумел обобщить и свести воедино знания в области анатомии и медицины, накопленные че­ловечеством за многие столетия.

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина — таково полное имя одного из крупнейших учёных средневекового Востока — Ибн Сины (латинизированное имя — Авиценна).

Ибн Сина — буквально значит «сын Сины».

ИБН СИНА (АВИЦЕННА)


Ибн Сина.

Портрет художника М. Хошмухамедова.


Сина — имя одного из предков Авиценны, за­крепившееся надолго за членами этой семьи. Хусейн ибн Сина родился в селении Афшану близ Бухары в 370 г. хиджры (что соответствует 980 г. христианского летоисчисления). Известен и месяц его рождения по мусульманскому кален­дарю — сафар, что соответствует второй полови­не августа и первой половине сентября.

Мы не знаем, какими людьми были его роди­тели, Абдаллах и Ситарабану, — добрыми или злыми, любящими или чёрствыми; знаем толь­ко, что его мать была красива, а отец умён и довольно образован для своего времени. Когда семья переехала в Бухару, Абдаллаху удалось получить место в налогово-финансовом ведомст­ве (Диване муставфи).

Абдаллах ибн Сина не зря перевёз семью в Бухару: нужно было дать образование сыновьям.

Особенные надежды он возлагал на Хусейна, который с раннего возраста проявлял исключи­тельные способности и одарённость. Уже к пяти годам Хусейн знал наизусть по-арабски почти весь Коран — священную книгу мусульман. С этой книги — собрания поучений, речей и запо­ведей пророка Мухаммеда — начинали своё об­разование все правоверные мусульмане, но не каждому удавалось осилить её даже в зрелом возрасте (не только знать наизусть, но и уметь толковать Коран).

Бухара, столица владений Саманидов, была крупным научным центром своего времени. Отец отдал Хусейна сначала в школу, которую содер­жал сосед-зеленщик. Здесь мальчиков обучали арифметике. Затем юного Хусейна отправили изучать мусульманское законоведение (фикх) в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оце­нили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. «Как спасти своего клиента от жестокого ростовщика?», «Как уличить виновного на су­де?», «Какие слова произнести при разводе, что­бы оставить на всякий случай лазейку для вост­ребования жены обратно в дом мужа?» — с подобными вопросами обращались к Хусейну, и каждый получал нужный ответ.

Позже Хусейн изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством при­ехавшего в Бухару учёного Абу Абдиллаха Натили. В это время Хусейн интересовался астро­номией, особенно после прочтения книги Клав­дия Птоломея «Великое построение» (по-арабски — «Альмагест»). И вскоре, как случалось и ранее, ученик превзошёл учителя. Всё чаще во время бесед Натили был только слушателем.

С 13—14 лет Хусейн начал заниматься само­стоятельно. Из его сохранившейся автобиогра­фии можно узнать, с каким упорством и же­ланием Ибн Сина днями и ночами изучал гео­метрию, астрономию, музыку. И всё ему дава­лось легко, пока он не познакомился с «Ме­тафизикой» Аристотеля. В своей автобиографии он упоминает о том, что несколько раз прочитал этот труд, но не понял его. Помог случай — однажды назойливый торговец на базаре продал ему книгу с комментариями известного филосо­фа Абу Насра аль Фараби (870—950) к «Ме­тафизике» Аристотеля. Именно эта книга помог­ла юноше изучить и понять знаменитый труд древнегреческого учёного. В будущем Хусейн много раз в своём научном творчестве будет возвращаться к Аристотелю, станет его коммен­татором и будет пропагандировать основные по­ложения его учения.

Мы не знаем, что именно заставило Хусейна с 14 лет с горячим увлечением и самоотдачей уйти в медицину.

Но можно представить себе, каких успехов достиг юноша во врачебной практике, если в 16 лет его пригласили лечить самого эмира Бухары Нуха ибн Мансура! Ему удалось правильно по­ставить диагноз и облегчить страдания больного.

В знак благодарности эмир разрешил молодо­му врачу пользоваться дворцовой библиотекой. В этой библиотеке Саманидов, одной из бога­тейших на Востоке, Хусейн проводил целые дни, знакомясь с сочинениями учёных древности. Он нашёл там труды по физике, механике, мате­матике, ботанике, зоологии, истории, геогра­фии, философии. Много времени провёл он, изу­чая трактаты по медицине. Именно здесь он осознал потребность обобщить прочитанное и собственные наблюдения в виде медицинского справочного руководства.

В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблю­дениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в кни­гах».

Взятие Бухары тюрками и падение династии Саманидов вынудили Ибн Сину в 1002 г. поки­нуть Бухару, но воспоминания о годах, про­ведённых в ней, он пронесёт через всю дальней­шую жизнь, в которой будет много труда, славы и злоключений. В одном из своих поэтических произведений он писал:

О детстве сны ты видишь до сих пор,

Хоть молодость уже за гранью гор.

Почто, скажи, хоть кудри в седине,

Картины детства видишь ты во сне?


Из Бухары Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Здесь он смог побеседовать со многими учёными, чьи работы он встречал прежде в библиотеке Саманидов.

Первые годы пребывания в Ургенче были са­мыми спокойными и счастливыми во всей даль­нейшей жизни Ибн Сины. Много сил он отдал работе по составлению государственных законов. Но не законоведение занимало все его помыслы, и, как только представилась возможность, он с радостью вернулся к философии и медицине.

Его стали звать «князем врачей». Больные охотно посещали знаменитого целителя, а сле­дом за ними приходили здоровые и просились в ученики к Хусейну. Они помогали ему при посе­щении больных, слушали его лекции. Авиценна оказался прекрасным педагогом. Одних он обу­чал врачеванию, другим показывал, как из рас­тений и минералов приготовить лекарства.

В 1012 г. обстоятельства вынуждают Ибн Сину пуститься в новое путешествие — покинуть Хорезм и переехать в Иран. Здесь он создал основные научные труды своей жизни. Всего Ибн Сина написал более 450 трудов, из которых до нашего времени дошло только 274.

Наибольшую же славу ему принёс многотом­ный труд «Канон врачебной науки». С XII по XVII в. будущие врачи многих стран Востока и Запада изучали азы своей науки по «Канону».

В XII в. он был переведён в Толедо (Испания) с арабского языка на ла­тынь — международный язык науки того времени. Одним из внимательных читателей «Канона» стал великий Леонардо да Винчи.

В начале своего труда Ибн Сина подчёркива­ет, что подходит к медицине как к науке, позна­ющей состояние тела человека. Она учит, как сохранять здоровье и лечить заболевания. В пер­вой книге «Канона» Ибн Сина приводит общие сведения по анатомии и о причинах болезней. Отдельный раздел в книге посвящён пульсу. К вопросу о значении пульса в организме Ибн Сина возвращался не раз. В «Поэме о медицине», которая по значимости содержания и охвату материала занимает в его наследии второе место после «Канона», он писал:

Знай, изменяет пульс в теченье года

Телесная и внешняя природа.

Пульс у мужчин в дороге жизни всей

Быстрее, чем у женщин, и сильней.

Пульс в юности свой ускоряет бег,

Замедлен он, коль полон человек.

Зимою склонен к большему покою,

Уравновешен раннею весною.


Следуя традиции, Ибн Сина пользовался сти­хотворной формой для изложения своих науч­ных взглядов.

В первой книге «Канона» уделяется внимание режиму, физическим упражнениям и значению соблюдения правильной диеты. Ибн Сина даёт советы, которые не утратили своего значения и в наше время, пишет о гигиене, об обращении с больными. Один из его советов таков:

В гимнастике умеренность нужна,

Пусть будет главным правилом она.

Умеренность не изнуряет тела,

Но очищает организм всецело...

Бесцельны долгий отдых и покой:

В излишествах нет пользы никакой.

Коль человек недвижен, вредный сок

Заполнит тело, и еда не впрок.


Во второй книге «Канона» Ибн Сина описал «простые» лекарства. Он приводит названия 785 средств растительного, животного и минерально­го происхождения. Многие из них не были изве­стны учёным древности.

В третьей книге тщательно рассматривались отдельные болезни и способы их лечения.

В четвёртой книге «Канона» описывались об­щие болезни тела, лечение различных лихора­док, вопросы, связанные с хирургией.

Пятая книга содержала описания различных «сложных» лекарств.

В «Каноне врачебной науки» Ибн Сина пред­положил, что заболевания могут вызываться ка­кими-то мельчайшими существами. Они же пор­тят воду, передают болезнь. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал про­казу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Ибн Сина умер в 1037 г., прожив неполные пятьдесят семь лет. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и всё своё имущество раздать беднякам. Его последни­ми стихами были:

От праха чёрного и до небесных тел Я тайны разгадал мудрейших слов и дел. Коварства я избег, распутал все узлы, Лишь узел смерти я распутать не сумел...

Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.