Рбху

Наука » Мифы » Древнеиндийская мифология
Рбху
Рбху — второстепенные божества индийской мифологии ведийского периода, первично не имевшие полной божественной природы. Их прославлению посвящены 11 гимнов Ригведы. Имя их упоминается более 300 раз.
Их три брата. Они упоминаются все вместе или попарно, и лишь случайно имя Рбху относится к одному из них. Несколько раз их называют "Саудханвана", то есть дети Судханвана ("хороший стрелок из лука"). Однажды встречается обращение ко всем трем как к сыну бога Индры, в связи с чем находится их эпитет "дети или внуки силы" (Индра имеет эпитет "сын силы").
В одном гимне их братом является Агни. Их часто приглашают сойти с высокого неба (чаще всего — вместе с Индрой, с которым они сравниваются), чтобы напиться сока Сома. Иногда они упоминаются и вместе с другими светлыми богами. Вместе с Индрой они помогают побеждать врагов. Сам Индра, как и старший из Рбху, называется иногда Рбхукшан, то есть глава Рбху. Милость Индры Рбху стяжали своей ловкостью, изготовив для него его коней.
Рбху подобны солнцу, имеют светлую колесницу, запряженную жирными конями, носят металлические шлемы и красивые ожерелья. Они необыкновенно ловки и искусны. Прежде были людьми (отсюда их эпитет "дети Ману") и за свою удивительную ловкость получили божеское достоинство и бессмертие.
В других источниках пребывание в небе и право участвовать в дележе Сомы дается им за благочестие. Их просят дать благосостояние и богатство, даровать силу, пищу, потомство, ловкость, непобедимость в битве и так далее. Часто упоминается их успешное соперничество с художником богов Тваштром, когда они из одной приготовленной им для богов деревянной чаши сделали целых четыре.
Другие мифы связывают Рбху с Савитром: Рбху закруглили небо быстрым как ветер бегом. После долгих странствий они пришли к Савитру, который даровал им бессмертие. Весьма возможно, что родители Рбху, которых они не только омолодили, но даже и "сделали" (в одном гимне), суть олицетворения неба и земли (также сделанных Рбху).
Некоторые ученые считают Рбху гениями трех времен года, находящимися в покойном состоянии в течение 12 дней зимнего солнцестояния (отсюда рассказ о двенадцатидневном сне Рбху). Чаша Тваштра, разделенная ими на четыре, весьма вероятно представляет собой луну с ее четырьмя фазами. В общем, может быть признано вероятным то мнение, по которому Рбху считались первично небесными или земными светлыми духами, эльфами.
В Ригведе семья Рбху является уже в значительно стертом и модифицированном виде, утратившими свою первоначальную определенность и ясный характер
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.