КАК АСТРОНОМЫ "ПРИРУЧИЛИ" РАДУГУ?

Энциклопедии » Земля и космос
КАК АСТРОНОМЫ "ПРИРУЧИЛИ" РАДУГУ?

После того как И. Ньютон в 1665 году получил впервые искусственную радугу — спектр и доказал, что лучи разного цвета (т.е. разной длины волны) преломляются в стеклянной призме по-разному: фиолетовые — больше, а красные — меньше, немецкий ученый Й. Фраунгофер открыл в спектре Солнца около 600 темных линий.

Он впервые наблюдал и зарисовал их в 1814 году. В 1859 году немецкий физик Г. Кирхгоф открыл законы, положившие начало спектральному анализу. Большая часть всех астрономических исследований соединена со спектральным анализом Солнца, планет и звезд. Провести спектральный анализ можно с помощью спектроскопа.

Спектроскоп состоит из двух трубок и трехгранной призмы, помещенной между ними. Через первую трубку поступает свет от объекта, на конце второй трубки помещают окуляр и наблюдают спектр. Если окуляр заменить фотопластинкой, то получим . спектрограмму, а прибор спектроскоп станет называться спектрографом.

Звезды состоят из светящегося разреженного газа. В их спектрах имеется множество отдельных узких разноцветных линий на черном фоне. По виду спектра ученые определяют, из каких веществ состоят звезды, по расположению спектральных линий можно определить температуру звезды. Если спектральные линии раздваиваются, то можно обнаружить двойные звезды. Если спектральные линии смещаются, то можно определить скорость светила.

Вот каким важным помощником астрономам стала "прирученная радуга".