ВЬЮРКОВЫЕ

Наука » Биология
ВЬЮРКОВЫЕ

Щегол, чиж, канарейка, клёст, снегирь, зяб­лик — всем, наверное, знакомы эти птицы. Они, как и многие другие (всего около 120 ви­дов), относятся к семейству вьюрковых. К этому же семейству принадлежат дарвиновы вьюрки, обитающие на Галапагосских и других островах в Тихом океане. Из них особенно интересен дятловый древесный вьюрок, который, не имея та­кого длинного языка, как дятлы, тем не менее достаёт из-под коры насекомых, как и они. Для этого он пользуется колючкой кактуса, держа её в клюве.

Остановимся коротко на некоторых видах вьюрковых.

КЛЕСТЫ. Самая примечательная особен­ность внешнего вида клеста — его клюв, кончи­ки которого перекрещиваются. Старинная леген­да гласит, что когда Иисус Христос был распят на кресте, к нему прилетели клесты и стали клювами вынимать колючки из тернового вен­ца. Пытались вытащить и гвозди, которыми руки и ноги Христа были прибиты к кресту. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью, стали красными. За это в некоторых странах клестов зовут «христовыми птицами».

Скрещённые кончики клюва позволяют кле­стам легко раскрывать чешуйки шишек хвой­ных деревьев и выбирать из них семена. У птен­цов клеста клюв прямой, и родители довольно долго кормят их, пока кончики клюва не загнут­ся. Только тогда птенцы смогут сами вскрывать шишки хвойных деревьев.

Стайки этих подвижных птичек с ярким опе­рением замечательно оживляют своим видом и весёлым пением морозный зимний лес. Но самое удивительное — то, что птенцов клесты выводят чаще всего в самое, казалось бы, неподходящее для этого время: в разгар зимы, в феврале. (Хотя могут выводить их и в другое время года.) Дело в том, что вывести потомство клестам необходи­мо до тех пор, пока весной не раскрылись шиш­ки сосен и елей и не высыпались из них семена. Иначе не хватит корма для птенцов!

Как же клёст уберегает свои яйца и нео­перившихся птенцов от лютой зимней стужи? Чтобы в гнездо не падал снег, птица вьёт его под выступающими лапами хвойных деревьев. Стен­ки гнезда толстые, внутри оно выстлано шер­стью и перьями. С внешней стороны в него вплетён мох, который иногда приносится сырым и образует снаружи гнезда плотную ледяную корку, защищающую от ветра. После откладки первого из 4—5 яиц самка уже не слетает с гнезда до тех пор, пока не оперятся птенцы, согревает яйца, а затем птенцов теплом своего тела. Кор­мит всю семью самец.

Жизнь клестов тесно связана с хвойными деревьями. В годы неурожая шишек можно не встретить клестов там, где год назад обитали многочисленные их стаи: птицы откочевали в другие места. Клюв каждого из видов клестов с удивительным совершенством приспособлен

ВЬЮРКОВЫЕ


Клёст.


ВЬЮРКОВЫЕ


Снегирь.


природой к питанию семенами определённых хвойных пород. Это отражается в названиях клестов: клёст-сосновик (у них самый мощный и толстый клюв), клёст-еловик (клюв потоньше), лиственничный, или белокрылый, клёст (самый тонкий клюв). Хотя все клесты могут добывать семена любых хвойных пород, а при их недостат­ке — склёвывают и насекомых. Известны слу­чаи, когда стайки клестов спасали фруктовые сады от нашествия тлей.

Питаясь смолистыми семенами сосен и елей, клёст так «просмаливается» за всю свою жизнь, что после смерти его тело может годами сохра­няться, как будто набальзамированное. В стари­ну это считали одним из чудесных свойств клеста.

СНЕГИРИ. Название снегирю дано очень удачное. Почти всюду он становится заметен именно с выпадением снега. Тогда в лесах, по обочинам дорог, в садах и парках городов появ­ляются стайки небольших птиц, среди которых особенно заметны красногрудые самцы. Самки у снегирей окрашены поскромнее — красный цвет в их оперении заменён буроватым.

Держатся снегири на рябинах, клёнах, кустах калины, обрывают ягоды и расклёвывают семе­на. Мякоть плодов выбрасывают. Добывать семе­на из еловых и сосновых шишек, как клесты, снегири не умеют, и на их долю остаются лишь те из этих семян, что обронены на землю. Птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом, а наевшись, усаживаются на веточках и запева­ют простенькие скрипучие песенки, причём по­ют и самцы, и самки.

Обыкновенный снегирь — типичный обита­тель тайги, северных смешанных лесов и горных лесов Кавказа. Но знакомы снегири и жителям средней полосы, так как во время зимних кочё­вок российские снегири добираются до Кавказа и юга Украины. В это время они держатся вблизи человеческого жилья, оживляя монотонный зим­ний пейзаж.

Всего в роде снегирей — 6 видов, из которых в России живёт только обыкновенный снегирь.

ЧИЖИ. Обыкновенный чиж, или чижик, обитающий в России, — одна из самых ма­леньких птиц в семействе вьюрковых (весит 10— 15 г). Окраска чижа зеленовато-жёлтая; крылья, хвост, «шапочка» на голове и пятнышко на горле — чёрные.

Это очень живые и подвижные птички. Летом живут в хвойных (обычно еловых) лесах, а зимой перебираются в лиственные рощи. Во время ко­чёвок чижи залетают в посёлки и города, и даже в Москве можно осенью увидеть или услышать этих птичек, деловито лазающих по ветвям бе­рёз.

Найти гнездо чижа очень трудно — птицы искусно прячут их в густых ветвях. Существует легенда, что, закончив строительство гнезда,

чиж находит камешек-невидимку и кладёт его в гнездо, которое становится невидимым.

Чиж — очень популярная комнатная птица. Он легко приручается, не требует сложных кор­мов и круглый год скороговоркой щебечет свою незатейливую, но приятную песенку.

ЗЯБЛИК. «Прилетели зяблики — лес ожил. В сонме голосов пернатых певунов, напол­няющих весной и летом воздух наших лесов своими песнями, огромное большинство голосов принадлежит именно зябликам», — писал Д. Кайгородов в своей книге «Из царства перна­тых». Начинается песня зябликов свистами —

ВЬЮРКОВЫЕ


Чиж.


ВЬЮРКОВЫЕ


Зяблик.


ВЬЮРКОВЫЕ


ПОРОДЫ ДЕКОРАТИВНЫХ КАНАРЕЕК: 1. Бельгийская горбатая. 2. Бледно-розовая хохлатая. 3. Лимонная. 4. Норвичская. 5. Парижская курчавая.


ВЬЮРКОВЫЕ


Щегол.


«стукотнёй», а завершается «раскатом» — ме­лодичной трелью.

Порой характер песни резко меняется: зяблик начинает повторять тревожно-монотонное «рю, рю, рю» — рюмить. Считается, что рюмит зяб­лик перед ненастной погодой. По другим наблю­дениям, зяблик рюмит не из-за плохой погоды, а когда встревожен чем-то опасным. Натуралист Л. Семаго приводит своё наблюдение, когда зяб­лик, обеспокоенный соседством гнезда ястреба-тетеревятника, «рюмил с утра до вечера, перехо­дя на пение лишь в те немногие минуты, когда его молчаливая соседка (самка ястреба) кормила птенцов или обедала в сторонке сама».

Самцы зябликов весьма драчливы и порой, начав поединок в воздухе, в пылу драки, сцепив­шись, скатываются на землю и только тут разле­таются. Порой в схватке за территорию соперни­ки доводят себя до полного изнеможения и тогда узнают, что оба они, оказывается, проиграли: рядом раздаётся песня третьего конкурента, не участвовавшего в драке и потому более сильного, чем они.

КАНАРЕЙКИ (КАНАРЕЕЧНЫЕ ВЬЮРКИ).

И сейчас дикая обыкновенная канарейка обитает в лесах Азорских, Канарских островов и островов Мадейра. По размеру она немного меньше до­машних канареек, родоначальницей которых является. Всего же известно более 30 видов птиц, относящихся к роду канареечных вьюрков.

В конце XV в. Канарские острова были завоёва­ны Испанией. Мореплаватели обратили внимание на мелодично поющих птичек, которых они увидели в тростниковых клетках у местных жи­телей. Испанцы стали привозить этих птиц в Европу. В аристократических кругах Европы возникла мода на канареек. Цена их в то время (до середины XVIII в.) была очень высока. От берегов Канарских островов отплывали корабли, гружённые корзинами с канарейками.

В начале XVII в. у разводимых в клетках птиц «дикого» жёлто-зелёного цвета (таковы они и в природе) появились жёлтые птенцы. С этих пор любители стали заниматься селекцией кана­реек. К началу XVIII в. было выведено более 30 цветовых разновидностей канареек. Позже цвет­ных появились фигурные породы канареек — горбатые, курчавые, хохлатые и т. д.

Человек взялся и за песню канареек, стал изменять её звучание с помощью селекции и обучения птиц. Певчие породы канареек в отли­чие от фигурных и цветных зовутся «благород­ными». В 1900 г. немецкий рабочий Генрих Зейферт вывел новую породу канареек — «дудочно­го (или тирольского) напева». Молодых птиц обучали с помощью специального органчика. Поют канарейки дудочного напева, не открывая клюва, их песня звучит глубоко, на необычно низких тонах, плавно переходит от одного коле­на к другому. Лучшие представители канареек дудочного напева имели в своих песнях до 32 колен.

Каждое колено (тур) у канароводов имеет своё название: колокольчик, клохтанье, свистки, жур­чащий раскат, серебристая россыпь, бубенцы и пр. Некоторые колена, содержащие грубые звуки (тре­щотки, цивканье и др.), обесценивают песню.

В конце XIX в. своя порода канареек была выведена и в России. Это канарейки «овсяночного напева». Их «учителями» были различные дикие птицы: обыкновенная овсянка, большая синица, некоторые кулики; иногда в эти песни вплетались и звуки органчика. Поют такие ка­нарейки с открытым клювом, на высоких нотах, сочный звук песни мягко переливается от одного тура к другому. Под Брянском, Смоленском,

Тулой целые деревни и рабочие по­сёлки занимались разведением и про­дажей на ярмарках канареек.

Живут канарейки в неволе при хорошем ухо­де довольно долго для таких небольших птиц — отдельные экземпляры доживали до 34 лет. Это рекорд для домашних певчих птиц.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.