КОСМОДРОМЫ - места окончательной сборки, испытаний, пусков и посадок космических летательных аппаратов. В состав К. в настоящее время входят технические позиции (монтажно-испытательные комплексы, заправочные комплексы и тд.), стартовые позиции, поля падения отработанных ракетных блоков, полигоны посадок, системы слежения и связи. Исторически космодромы появились как этап развития испытательных полигонов баллистических ракет большой дальности, чем и обусловлены многие специфические требования к их расположению. В частности, взрывоопасность требует удаления от густонаселенных районов, это же требование обусловлено необходимостью полей падения. Взаимное расположение стартовых комплексов и полей падения определяет возможные азимуты запуска. Определенное влияние на работу космодромов оказывает климат - не важно, какие там среднегодовые температуры, важно, чтобы они были постоянными. С другой стороны, желательно наличие развитых транспортных коммуникаций для доставки ракетно-космической техники с заводов-изготовителей. Замечено, что практически над всеми космодромами Земли время от времени наблюдаются неопознанные летающие объекты, различные аномальные явления, однако, насколько эти явления связаны с деятельностью космодромов - пока неизвестно.
КОСМОДРОМ СВОБОДНЫЙ - самый молодой из всех российских космических полигонов для запуска КА в космос. Образован на месте дислоцирования военной ракетной базы. * * * Проезд до Свободный: На поезде "Москва-Хабаровск" или "Москва-Владивосток" до станции Свободный в Амурской области или на самолете до аэропорта Благовещенск; далее на машине или автобусе до космодрома - при наличии разрешительных документов!
КОСМОДРОМ ПЛЕСЕЦК - советский, российский ракетно-космический полигон. Держит первое место в мире по количеству запусков КА в космос. * * * Проезд до Плесецка: На поезде "Москва-Архангельск" до станции Плесецк или на самолете до аэропорта Плесецк; далее на машине или автобусе до космодрома - при наличии разрешительных документов!
КОСМОДРОМ КАПУСТИН ЯР - советский, российский ракетный полигон, космодром, находящийся на севере Астраханской, юге Волгоградской областей, где достаточно часто наблюдаются появления НЛО и других аномальных явлений. * * * Проезд до КапЯра: На поезде или на самолете до аэропорта Волгограда; далее на машине до космодрома - при наличии разрешительных документов!
КОСМОДРОМ БАЙКОНУР (полигон Тюратам, 5-й научно-испытательный полигон Министерства обороны СССР) - первый космодром Человечества Земли. Основан в июне 1955 г. у железнодорожной станции Тюратам, к востоку от Аральского моря. Первоначально предназначался для проведения испытаний и боевого дежурства межконтинентальных баллистических ракет Р-7. С 4 октября 1957 года используется для запуска космических аппаратов. По данным на 1990-й г. на Байконуре имелось: 2 стартовых комплекса РН "типа Р-7" ("Союз", "Молния", "Восток"), 2 стартовых комплекса РН "Зенит" (один в настоящее время ремонтируется после взрыва РН на старте), 2 стартовых комплекса РН "Протон" (работают на пределе износа) и 2 стартовых комплекса УРКТС "Энергия" ("стенд-старт" и перестроенный стартовый комплекс РН Н-1, второй старт Н-1 перестраивался, сегодня полностью разграблены). Кроме того, на космодроме имеется несколько десятков стартовых комплексов баллистических ракет различного назначения, некоторые из которых так же могут использоваться для запуска ИСЗ.
В настоящее время с Байконура производятся все запуски пилотируемых космических кораблей "Союз-ТМ" (ранее - "Восток", "Восход", "Союз"), автоматических грузовых кораблей "Прогресс-М", вывод на околоземную орбиту блоков орбитальных станций, выполняются запуски народно-хозяйственных КА на геостационарную орбиту. Отсюда же стартовали все советские автоматические межпланетные станции.
Кроме стартовых комплексов на космодроме имеются технические позиции, включающие монтажно-испытательные корпуса ракет-носителей и космических аппаратов, системы транспортировки, хранения, заправки и утилизации компонентов топлива (кислород, водород, керосин, в том числе - синтетический, НДМГ, азотный тетроксид и др.), стенды для испытаний радиотехнических систем, позиции для обслуживания ядерных энергетических установок. В состав космодрома входят станции приема телеметрической информации, станции слежения за запускаемыми объектами. Огромную территорию занимают поля падения отработанных ступеней и поле посадок спускаемых аппаратов, простирающееся от Волги до Урала и от Тюратама до Самары. На полигоне имеются два аэродрома: "Крайний", используемый для транспортных и пассажирских перевозок, и "Юбилейный", построенный в середине 80-х годов для посадки ВКС "Буран".
Обслуживающий персонал космодрома - служащие Военно-космических сил, сотрудники предприятий - разработчиков и изготовителей ракетно-космической и вспомогательной техники, члены их семей - проживает в г.Ленинск (в 1990 г. население достигало 50 тыс.человек), расположенном примерно в 40 км. южнее стартовых комплексов, а так же в жилых городках вблизи технических позиций. (СА)
* * * Проезд до Байконура: На поезде "Москва-Ташкент" ("Москва-Алма-Ата") до станции Тюратам или на самолете до аэропорта Ленинск; далее на машине или автобусе до космодрома - при наличии разрешительных документов!
В настоящее время с Байконура производятся все запуски пилотируемых космических кораблей "Союз-ТМ" (ранее - "Восток", "Восход", "Союз"), автоматических грузовых кораблей "Прогресс-М", вывод на околоземную орбиту блоков орбитальных станций, выполняются запуски народно-хозяйственных КА на геостационарную орбиту. Отсюда же стартовали все советские автоматические межпланетные станции.
Кроме стартовых комплексов на космодроме имеются технические позиции, включающие монтажно-испытательные корпуса ракет-носителей и космических аппаратов, системы транспортировки, хранения, заправки и утилизации компонентов топлива (кислород, водород, керосин, в том числе - синтетический, НДМГ, азотный тетроксид и др.), стенды для испытаний радиотехнических систем, позиции для обслуживания ядерных энергетических установок. В состав космодрома входят станции приема телеметрической информации, станции слежения за запускаемыми объектами. Огромную территорию занимают поля падения отработанных ступеней и поле посадок спускаемых аппаратов, простирающееся от Волги до Урала и от Тюратама до Самары. На полигоне имеются два аэродрома: "Крайний", используемый для транспортных и пассажирских перевозок, и "Юбилейный", построенный в середине 80-х годов для посадки ВКС "Буран".
Обслуживающий персонал космодрома - служащие Военно-космических сил, сотрудники предприятий - разработчиков и изготовителей ракетно-космической и вспомогательной техники, члены их семей - проживает в г.Ленинск (в 1990 г. население достигало 50 тыс.человек), расположенном примерно в 40 км. южнее стартовых комплексов, а так же в жилых городках вблизи технических позиций. (СА)
* * * Проезд до Байконура: На поезде "Москва-Ташкент" ("Москва-Алма-Ата") до станции Тюратам или на самолете до аэропорта Ленинск; далее на машине или автобусе до космодрома - при наличии разрешительных документов!
КОСМИЧЕСКИЙ МОСТ - неракетный способ выведения грузов на орбиту с помощью жесткого или полужесткого кольца, обезвешивающегося за счет вращения вокруг земного экватора. Может быть реализована в двух вариантах. 1) По экватору, сколько возможно горизонтально, монтируется система из двух кольцевых роторов одинаковой массы и статора. Один из роторов раскручивается до такой скорости, чтобы его центробежная сила полностью уравновесила массу системы с подвешенными на внешней поверхности статора грузами. После этого вся кольцевая конструкция удлиняется (примерно на 15-20 %), в результате чего кольцо поднимается выше плотных слоев атмосферы. После этого, при помощи второго ротора, кольцу придается местная орбитальная скорость, и оно превращается в гигантский искусственный спутник. После отделения полезных грузов и стыковки возвращаемых, процесс повторяется в обратном порядке. Важно, что при всех этих перемещениях центр масс системы остается неподвижным и совпадающим с центром масс Земли.
2) На плавучих платформах в океане сооружаются эстакады в виде более или менее крупных сегментов вышеописанного кольца, состоящие из двух параллельных статор-роторов и узлов разворота на платформах. Эстакады используются для разгона КК, а также для транспортировки на Землю энергии, вырабатываемой в космосе. Известно, что сила тяжести вынуждает свободные тела падать к Земле в направлении ее центра. Очевидно, что предотвратить падение можно, поместив под тело подставку. Именно на таких подставках и можно собирать вокруг земного шара сплошные кольца космического моста. Если после сборки убрать подставки, то кольцо повиснет в воздухе, т.к. падать ему некуда - его центр тяжести уже находится в центре Земли. Если это кольцо раскрутить, как велосипедное колесо, то получим новое, независимое от вращения земли, движение. Очевидно, что такое кольцо удобно использовать в качестве транспортного средства. Для перемещения пассажиров и груза достаточно попасть в кольцо, а в нужном месте - выскочить из него.
К сожалению, только при расположении вдоль экватора, когда ось вращения кольца совпадает с земной, все так просто. Но и передвигаться в этом случае можно также только вдоль экватора. При любом другом расположении плоскости кольца она, вращаясь вместе с Землей, меняет свое положение в пространстве, а, как известно, вращающиеся тела стремятся сохранять плоскость своего вращения. Поэтому прежде, чем раскручивать кольцо, нужно как-то сориентировать его плоскость по отношению к неподвижным звездам. Наиболее удобные с точки зрения доступности этого транспортного средства для большинства землян расположение плоскости кольца должно составлять угол 30-40 градусов по отношению к земной оси. Но, поскольку, Земля вращается вместе со своей атмосферой, то трение о воздух будет дестабилизировать положение плоскости кольца, вызывая ее прецессию. С целью ослабления этого трения, а также, чтобы такое, близкое к меридианальному, кольцо не цеплялось земными пиками - Эверестом и Килиманджаро, диаметр кольца должен быть больше экваториального диаметра Земли километров на 20. Уменьшить прецессию можно также быстрым вращением кольца. При этом одновременно уменьшается вес кольца и грузов на нем. Это можно использовать, например, для лечения болезней позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Технические, а главное - организационно-финансовые трудности реализации этого проекта очевидны, но не являются непреодолимыми.
2) На плавучих платформах в океане сооружаются эстакады в виде более или менее крупных сегментов вышеописанного кольца, состоящие из двух параллельных статор-роторов и узлов разворота на платформах. Эстакады используются для разгона КК, а также для транспортировки на Землю энергии, вырабатываемой в космосе. Известно, что сила тяжести вынуждает свободные тела падать к Земле в направлении ее центра. Очевидно, что предотвратить падение можно, поместив под тело подставку. Именно на таких подставках и можно собирать вокруг земного шара сплошные кольца космического моста. Если после сборки убрать подставки, то кольцо повиснет в воздухе, т.к. падать ему некуда - его центр тяжести уже находится в центре Земли. Если это кольцо раскрутить, как велосипедное колесо, то получим новое, независимое от вращения земли, движение. Очевидно, что такое кольцо удобно использовать в качестве транспортного средства. Для перемещения пассажиров и груза достаточно попасть в кольцо, а в нужном месте - выскочить из него.
К сожалению, только при расположении вдоль экватора, когда ось вращения кольца совпадает с земной, все так просто. Но и передвигаться в этом случае можно также только вдоль экватора. При любом другом расположении плоскости кольца она, вращаясь вместе с Землей, меняет свое положение в пространстве, а, как известно, вращающиеся тела стремятся сохранять плоскость своего вращения. Поэтому прежде, чем раскручивать кольцо, нужно как-то сориентировать его плоскость по отношению к неподвижным звездам. Наиболее удобные с точки зрения доступности этого транспортного средства для большинства землян расположение плоскости кольца должно составлять угол 30-40 градусов по отношению к земной оси. Но, поскольку, Земля вращается вместе со своей атмосферой, то трение о воздух будет дестабилизировать положение плоскости кольца, вызывая ее прецессию. С целью ослабления этого трения, а также, чтобы такое, близкое к меридианальному, кольцо не цеплялось земными пиками - Эверестом и Килиманджаро, диаметр кольца должен быть больше экваториального диаметра Земли километров на 20. Уменьшить прецессию можно также быстрым вращением кольца. При этом одновременно уменьшается вес кольца и грузов на нем. Это можно использовать, например, для лечения болезней позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Технические, а главное - организационно-финансовые трудности реализации этого проекта очевидны, но не являются непреодолимыми.
КОСМИЧЕСКИЙ ЛИФТ "ОЖЕРЕЛЬЕ" (Космическое ожерелье) - несколько космических лифтов (см.), объединенных кольцевой конструкцией. Обычно в пректах горизонтальные стяжки предполагалось пропустить на большой высоте над Землей вдоль стационарной орбиты. Может быть спроектирована как самостоятельная конструкция и как дальнейшее развитие единичного космического лифта. Скорей всего, никогда не будет создана на Земле ввиду большой стоимости и опасности столкновения лифта с обычными свободнолетающими спутниками.
КОСМИЧЕСКИЙ ЛИФТ - космическая транспортная система, связывающая поверхность планеты и околопланетные орбиты. Считается башней, на самом деле - тросовая система. Основой является спутник, находящийся на такой круговой экваториальной орбите, на которой угловая скорость совпадает с угловой скоростью вращения планеты. При этом спутник постоянно (без учета возмущений) находится над одной точкой поверхности планеты. С него на поверхность спускается трос (лифтовая система), а в противоположную сторону выводится противовес, так, чтобы центр масс системы продолжал двигаться по той же орбите. Идея предложена в начале 60-х годов советским изобретателем Ю.Арцютановым, в художественной форме изложена А.Кларком в фантастическом романе "Фонтаны рая". Нагрузки в процессе строительства и в меньшей степени - в ходе эксплуатации требуют применения алмазных, сапфировых или иных сверпрочных монокристаллических волокон, но главной проблемой такого лифта будет необходимость отказа от всех остальных средств выхода в космос, как и от спутников на неэкваториальных орбитах в пределах высоты этой "башни".
КОСМИЧЕСКИЙ ЗЛОЙ РОК "МИРА" - странная череда аварий и серьезных происшествий, случившихся на космической станции "Мир" в 1997 году. В 1986 году в космос ушла новая станция "Салют-8". Название это помнят лишь те, кто проектировал и строил эту космический дом нового поколения, так как едва только станция вышла на орбиту, весь мир узнал ее как "Мир". Скорая перемена имени "Салюта" - вовсе не только политический перестроечный шаг (якобы приписывают эту инициативу Горбачеву), на самом деле имя космического аппарата во многом определяло судьбу не только полета, но и экипажа. Хорошо, почти без поломок отработали корабли с именами "Луна", "Венера", "Вега", в то-же время не один аппарат с именами "Н", "Марс", "Фобос" не выполнил до конца своей программы. В 1994 предлагали переименовать аппарат "Марс-9" в какой-либо другой, но предложенное имя "Марс-94", затем измененное из-за задержки старта в "Марс-96", не оказалось спасительным - в ноябре 1996-го "Марс-96" благополучно утонул в Тихом океане. Что касается имени "Салют", то злой рок с небольшими перерывами преследовал эти станции с самого начала, самая массовая в советской истории гибель космонавтов (экипаж Добровольского, Волкова, Пацаева) произошла сразу при возвращении первой экспедиции с первого "Салюта". Станция "Мир" ("Салют-8") была усовершенствованным вариантом всех гражданских вариантов "Салюта" (в том числе и погибшего "Салюта-2"), но судьба ее коренным образом отличалась от предыдущих. С именем "Миру" повезло. В том смысле, что приключений и злоключений на "Мире" было больше, чем за всю предыдущую историю космонавтики, но все они закончились мирно.
В 1987 году на апрельский день космонавтики впервые в истории удалось состыковать корабли в буквальном смысле руками: космонавтам пришлось вытаскивать посторонний мешок из стыковочного узла, для чего понадобилось просовывать руку в 20-сантиметровую щель, рискуя быть зажатыми между двумя 20-тонными громадами. Так с огромным трудом удалось присоединить к "Миру" модуль-З "Квант". Как оказалось, имя "Квант" также относилось к разряду не очень удачливых, спустя короткое время модуль-Д "Квант-2" также испытывает те-же трудности при сближении с базовым блоком, и опять героизм космонавтов спасает модуль от предложения ЦУПа затопить непокорный модуль в океане.
Когда готовился для старта третий модуль, в весьма нервной атмосфере ожидания кто-то вовремя предложил избавиться от скомпрометированного названия и модуль-Т "Квант-3" подлетел для стыковки уже будучи известным всему миру как "Кристалл". Стыковка прошла великолепно! Но старое "девичье" название все же дало о себе знать.
В январе 1994 года экипаж "Союза ТМ-17" облетая станцию для визуального осмотра и находясь вблизи того самого модуля "Кристалл", неожиданно почувствовал, как их корабль стал закручиваться по углу тангажа. Почему автоматическое управление дало сбой и почему это произошло именно в такой наиболее опасный момент - установить до сих пор не удалось. Возможно, техника вышла из-под контроля и какую-то оплошность допустил космонавт Василий ЦИБЛИЕВ, во всяком случае достоянием гласности стала сделанная в тот момент запись переговоров между ним и сидящем за лазерным дальномером Александром СЕРЕБРОВЫМ. В момент аварии служебный диалог изобилует русскими непечатными выражениями и сводится в общем-то к одному вопросу: "...Куда ... ты, ..., рулишь...?" Но тогда рассуждать было некогда и экипаж едва только смог, перешел на ручное управление. Конечно же, мгновение было потеряно и "Союз" все-же ударился о "Кристалл" самой уязвимой своей частью - спускаемым аппаратом. Задержись космонавт еще на мгновение - и удар был бы сильнее. А дальше - либо произошла бы разгерметизация (правда, космонавты уже были наготове в скафандрах), либо повредилась бы теплоизоляционная обшивка СА, которая безусловно не выдержала бы тогда огненного спуска в атмосфере и превратила бы обоих членов экипажа в горстку пепла. Это происшествие навсегда вошло в историю как первое в мире столкновение в космосе двух аппаратов. Лиха беда начало.
Первый в мире серьезный пожар в космосе произошел на "Мире" спустя 3 года, в феврале 1997-го. Точнее, горел не центральный блок "Мира", а все тот-же злополучный первый "Квант". И на это раз русские парни в космосе не растерялись и пустили (впервые!) в дело огнетушители. Задымление было не слишком большим, но из-за того, что воздух на станции находится в замкнутом объеме, пришлось целый день ходить (т.е. летать) в респираторах, а запах гари держался даже спустя несколько недель. Космонавты - люди благодарные, и они безусловно помянули добрым словом покойного конструктора Королева, который является полноправным их спасителем. Когда-то на заре космонавтики, когда только прорисовывались основные контуры пилотируемых кораблей, Сергей Павлович категорически выступал за усложнение системы жизнеобеспечения, хотя был большой соблазн создавать в кабинах всех аппаратов кислородную атмосферу - и проще, и по массе легче, и в эксплуатации надежнее, и давление в кабине позволяло снизить до минимума. Американцы выбрали именно такую, хотя прекрасно знали единственный минус такого решения - в чистом кислороде пожар мог возникнуть от любой искры. Он и возник при первом удобном случае, унеся жизни трех членов экипажа "Аполлона" (астронавты не успели даже дотянуться до бесполезных огнетушителей). Чуть позже возгорание было и на "Салюте", космонавты в панике хотели покинуть станцию, но академик Мишин тогда правильно настоял - вернулись, устранили аварию и продолжили работать. Если бы на "Мире" была не кислородо-азотная "земная" смесь газов, а чистый кислород, то станция мгновенно превратилась бы в первый в мире крематорий на орбите, затушить пожар на котором невозможно в принципе. Разве что путем разгерметизации...
И первая в мире разгерметизация обитаемого отсека произошла тоже на "Мире". Во второй половине дня 25 июня 1997 года случилось второе в мире столкновение в космосе, второй раз за штурвалом корабля-тарана находился один и тот же космонавт - Василий ЦИБЛИЕВ. Случай вдвойне редкий - из сотен русских пилотов-таранов лишь единицы пережили 2 тарана, из сотен японских камикадзе - вообще никто, а здесь - 2 тарана в вакууме - и отделаться только легкими испугами, выговорами и временным отстранением от работы!.. Но началась авария задолго до этого - она была запланирована тогда, когда стали рушиться союзные связи между Россией и самостийной Украиной, где ранее производились некоторые детали системы "Курс" - той самой, которая обеспечивала до сих пор сближение и стыковку кораблей в космосе. "Первый звонок" прозвучал 4 марта, когда не удалась повторная стыковка "Прогресса М-33". Привезший припасы с Земли "Прогресс" отстыковали и отвели от станции, чтобы временно освободить стыковочный узел для "Союза ТМ-25", но вернуть с двух попыток обратно грузовик не смогли, помучившись с ним вдоволь, просто утопили его в океане вместе со столь нужными для космонавтов запасами свежей воды...
Причину неудач с тридцать третьим "Прогрессом" решили найти с помощью тридцать четвертого "Прогресса" и ...вновь неудачно! Грузовик отвели от станции, выдержали в отдалении полутора сотен метров и вновь разогнали в сторону комплекса. Думали, что разгоняют на экспериментально-тренировочную стыковку, а оказалось - разгоняли на таран! Задача состояла в том, чтобы попасть стыковочной штангой "Прогресса" в стыковочную воронку диаметром менее метра, на таких скоростях - задача ювелирная, но многократно повторявшаяся на практике. На несколько сот случаев успешных стыковок было всего несколько промахов, но всегда электроника заранее предупреждала об ошибке, и корабли успевали затормозить до того, как врубиться в боковую стенку или торец стыковочного узла. Пилотировавший грузовик дистанционно Циблиев понял, что промахивается и отдал команду на торможение... Однако, понял он это чуть позже, чем если бы это смогла бы понять стоявшая на "Прогрессах" система "Курс". "Тридцать четвертый" мог тормозить еще около 30 метров, но ...не сделал этого... возможно потому, что антенна, на которую передавалась команда с "Мира" к торможению была в тот момент возможно уже экранирована корпусом самого "Мира". "Прогресс М-34" врезался в модуль "Спектр" (бывший "Квант-4") на относительно малой скорости. Антенна грузовика задела за кремниевые элементы СБ, грузовик отлетел в сторону, ударил радиатор охлаждения, вновь задел солнечную батарею и только затем отфутболился в сторону. Американский член экипажа "Мира" Майкл ФОЭЛ даже не почувствовал толчка (по его словам). Однако, удар пришелся на одно из самых уязвимых мест - на ферму солнечных батарей, потянув за которую словно за большой мощный рычаг, можно было вывернуть все что угодно "с мясом". Влекомая массой корабля-тарана панель солнечных батарей выворотила из обечайки корпуса модуля свой собственный узел крепления. Пробоина!!! В образовавшуюся трещину площадью не более 4 кв.см немедленно хлынул воздух, Циблиев и Лазуткин услышали свист (за шумом вентиляторов это было непросто) и бросились к отсеку! Требовались самые срочные действия, счет шел на секунды. Так как заткнуть дыру не представлялось возможным в жертву космосу был принесен целый отсек - один из 6 модулей орбитального комплекса. Захлопнуть герметический люк быстро на старой станции почти невозможно (через люки проходят накинутые поверх временные провода и шланги), но оба российских члена команды действовали слаженно - и закрыли люк вовремя, потому как еще не успели они до конца загерметизироваться, как в отделенном модуле была уже космический холод и вакуум. Отдышавшись, космонавты поплелись докладывать на Землю о произошедшем. Помимо потери 1/6 объема станции, она разом потеряла и треть или даже половину всей энергии - кабели от СБ "Спектра" в спешке отключили при задраивании люка...
...Несмотря на старый корпус (местами - тоньше картона) и всем случайностям вопреки "Мир" продолжает вахту. Все больше и больше времени требуется на поддержание его в рабочем состоянии. Космонавты вынуждены управлять станцией вручную по причине периодических (строго по-понедельникам) поломок бортового компьютера, пролезать ужом в самые мелкие щели, ликвидируя течи в системе терморегулирования блока "Квант", а пока они это до конца не сделали, температура все в том же "Кванте" остается как в бане. Только не с водяным паром, а со спиртовым - из пробоин СТР в атмосферу станции улетучивается не что иное, как технический спирт. Проводить ремонт в такой дурманящей и сбивающей с ног горячей и одновременно горячительной атмосфере может только русская часть экипажа...
В 1987 году на апрельский день космонавтики впервые в истории удалось состыковать корабли в буквальном смысле руками: космонавтам пришлось вытаскивать посторонний мешок из стыковочного узла, для чего понадобилось просовывать руку в 20-сантиметровую щель, рискуя быть зажатыми между двумя 20-тонными громадами. Так с огромным трудом удалось присоединить к "Миру" модуль-З "Квант". Как оказалось, имя "Квант" также относилось к разряду не очень удачливых, спустя короткое время модуль-Д "Квант-2" также испытывает те-же трудности при сближении с базовым блоком, и опять героизм космонавтов спасает модуль от предложения ЦУПа затопить непокорный модуль в океане.
Когда готовился для старта третий модуль, в весьма нервной атмосфере ожидания кто-то вовремя предложил избавиться от скомпрометированного названия и модуль-Т "Квант-3" подлетел для стыковки уже будучи известным всему миру как "Кристалл". Стыковка прошла великолепно! Но старое "девичье" название все же дало о себе знать.
В январе 1994 года экипаж "Союза ТМ-17" облетая станцию для визуального осмотра и находясь вблизи того самого модуля "Кристалл", неожиданно почувствовал, как их корабль стал закручиваться по углу тангажа. Почему автоматическое управление дало сбой и почему это произошло именно в такой наиболее опасный момент - установить до сих пор не удалось. Возможно, техника вышла из-под контроля и какую-то оплошность допустил космонавт Василий ЦИБЛИЕВ, во всяком случае достоянием гласности стала сделанная в тот момент запись переговоров между ним и сидящем за лазерным дальномером Александром СЕРЕБРОВЫМ. В момент аварии служебный диалог изобилует русскими непечатными выражениями и сводится в общем-то к одному вопросу: "...Куда ... ты, ..., рулишь...?" Но тогда рассуждать было некогда и экипаж едва только смог, перешел на ручное управление. Конечно же, мгновение было потеряно и "Союз" все-же ударился о "Кристалл" самой уязвимой своей частью - спускаемым аппаратом. Задержись космонавт еще на мгновение - и удар был бы сильнее. А дальше - либо произошла бы разгерметизация (правда, космонавты уже были наготове в скафандрах), либо повредилась бы теплоизоляционная обшивка СА, которая безусловно не выдержала бы тогда огненного спуска в атмосфере и превратила бы обоих членов экипажа в горстку пепла. Это происшествие навсегда вошло в историю как первое в мире столкновение в космосе двух аппаратов. Лиха беда начало.
Первый в мире серьезный пожар в космосе произошел на "Мире" спустя 3 года, в феврале 1997-го. Точнее, горел не центральный блок "Мира", а все тот-же злополучный первый "Квант". И на это раз русские парни в космосе не растерялись и пустили (впервые!) в дело огнетушители. Задымление было не слишком большим, но из-за того, что воздух на станции находится в замкнутом объеме, пришлось целый день ходить (т.е. летать) в респираторах, а запах гари держался даже спустя несколько недель. Космонавты - люди благодарные, и они безусловно помянули добрым словом покойного конструктора Королева, который является полноправным их спасителем. Когда-то на заре космонавтики, когда только прорисовывались основные контуры пилотируемых кораблей, Сергей Павлович категорически выступал за усложнение системы жизнеобеспечения, хотя был большой соблазн создавать в кабинах всех аппаратов кислородную атмосферу - и проще, и по массе легче, и в эксплуатации надежнее, и давление в кабине позволяло снизить до минимума. Американцы выбрали именно такую, хотя прекрасно знали единственный минус такого решения - в чистом кислороде пожар мог возникнуть от любой искры. Он и возник при первом удобном случае, унеся жизни трех членов экипажа "Аполлона" (астронавты не успели даже дотянуться до бесполезных огнетушителей). Чуть позже возгорание было и на "Салюте", космонавты в панике хотели покинуть станцию, но академик Мишин тогда правильно настоял - вернулись, устранили аварию и продолжили работать. Если бы на "Мире" была не кислородо-азотная "земная" смесь газов, а чистый кислород, то станция мгновенно превратилась бы в первый в мире крематорий на орбите, затушить пожар на котором невозможно в принципе. Разве что путем разгерметизации...
И первая в мире разгерметизация обитаемого отсека произошла тоже на "Мире". Во второй половине дня 25 июня 1997 года случилось второе в мире столкновение в космосе, второй раз за штурвалом корабля-тарана находился один и тот же космонавт - Василий ЦИБЛИЕВ. Случай вдвойне редкий - из сотен русских пилотов-таранов лишь единицы пережили 2 тарана, из сотен японских камикадзе - вообще никто, а здесь - 2 тарана в вакууме - и отделаться только легкими испугами, выговорами и временным отстранением от работы!.. Но началась авария задолго до этого - она была запланирована тогда, когда стали рушиться союзные связи между Россией и самостийной Украиной, где ранее производились некоторые детали системы "Курс" - той самой, которая обеспечивала до сих пор сближение и стыковку кораблей в космосе. "Первый звонок" прозвучал 4 марта, когда не удалась повторная стыковка "Прогресса М-33". Привезший припасы с Земли "Прогресс" отстыковали и отвели от станции, чтобы временно освободить стыковочный узел для "Союза ТМ-25", но вернуть с двух попыток обратно грузовик не смогли, помучившись с ним вдоволь, просто утопили его в океане вместе со столь нужными для космонавтов запасами свежей воды...
Причину неудач с тридцать третьим "Прогрессом" решили найти с помощью тридцать четвертого "Прогресса" и ...вновь неудачно! Грузовик отвели от станции, выдержали в отдалении полутора сотен метров и вновь разогнали в сторону комплекса. Думали, что разгоняют на экспериментально-тренировочную стыковку, а оказалось - разгоняли на таран! Задача состояла в том, чтобы попасть стыковочной штангой "Прогресса" в стыковочную воронку диаметром менее метра, на таких скоростях - задача ювелирная, но многократно повторявшаяся на практике. На несколько сот случаев успешных стыковок было всего несколько промахов, но всегда электроника заранее предупреждала об ошибке, и корабли успевали затормозить до того, как врубиться в боковую стенку или торец стыковочного узла. Пилотировавший грузовик дистанционно Циблиев понял, что промахивается и отдал команду на торможение... Однако, понял он это чуть позже, чем если бы это смогла бы понять стоявшая на "Прогрессах" система "Курс". "Тридцать четвертый" мог тормозить еще около 30 метров, но ...не сделал этого... возможно потому, что антенна, на которую передавалась команда с "Мира" к торможению была в тот момент возможно уже экранирована корпусом самого "Мира". "Прогресс М-34" врезался в модуль "Спектр" (бывший "Квант-4") на относительно малой скорости. Антенна грузовика задела за кремниевые элементы СБ, грузовик отлетел в сторону, ударил радиатор охлаждения, вновь задел солнечную батарею и только затем отфутболился в сторону. Американский член экипажа "Мира" Майкл ФОЭЛ даже не почувствовал толчка (по его словам). Однако, удар пришелся на одно из самых уязвимых мест - на ферму солнечных батарей, потянув за которую словно за большой мощный рычаг, можно было вывернуть все что угодно "с мясом". Влекомая массой корабля-тарана панель солнечных батарей выворотила из обечайки корпуса модуля свой собственный узел крепления. Пробоина!!! В образовавшуюся трещину площадью не более 4 кв.см немедленно хлынул воздух, Циблиев и Лазуткин услышали свист (за шумом вентиляторов это было непросто) и бросились к отсеку! Требовались самые срочные действия, счет шел на секунды. Так как заткнуть дыру не представлялось возможным в жертву космосу был принесен целый отсек - один из 6 модулей орбитального комплекса. Захлопнуть герметический люк быстро на старой станции почти невозможно (через люки проходят накинутые поверх временные провода и шланги), но оба российских члена команды действовали слаженно - и закрыли люк вовремя, потому как еще не успели они до конца загерметизироваться, как в отделенном модуле была уже космический холод и вакуум. Отдышавшись, космонавты поплелись докладывать на Землю о произошедшем. Помимо потери 1/6 объема станции, она разом потеряла и треть или даже половину всей энергии - кабели от СБ "Спектра" в спешке отключили при задраивании люка...
...Несмотря на старый корпус (местами - тоньше картона) и всем случайностям вопреки "Мир" продолжает вахту. Все больше и больше времени требуется на поддержание его в рабочем состоянии. Космонавты вынуждены управлять станцией вручную по причине периодических (строго по-понедельникам) поломок бортового компьютера, пролезать ужом в самые мелкие щели, ликвидируя течи в системе терморегулирования блока "Квант", а пока они это до конца не сделали, температура все в том же "Кванте" остается как в бане. Только не с водяным паром, а со спиртовым - из пробоин СТР в атмосферу станции улетучивается не что иное, как технический спирт. Проводить ремонт в такой дурманящей и сбивающей с ног горячей и одновременно горячительной атмосфере может только русская часть экипажа...
КОСМИЧЕСКИЙ ВАТЕРГЕЙТ - преступное утаивание правительствами фактов, подтверждающих существование НЛО и посещения Земли пришельцами. Впервые это выражение применительно к правительству США использовал физик-ядерщик Стэнтон ФРИДМАН сразу же после как стал известен скандал Ватергейт (факт вторжения республиканцев в штаб Демократической партии в Ватергейтском комплексе города Вашингтон) и слово Ватергейт стало нарицательным. В настоящее время факт сокрытия вещественных доказательств и обломков НЛО доказан американскими уфологами в суде.
КОСМИЧЕСКИЙ АРТЕФАКТ - объект попавший на землю из космоса и имеющий признаки искусственного происхождения. Среди подобных загадок известен Канадский метеорит весом 150 килограммов, обнаруженный в 1960 году. Он представляет собой неизвестный науке металлический сплав с высоким содержанием магния. Находку не удалось связать ни с военной, ни с космической техникой земного происхождения, так как поверхность метеорита имеет следы длительного пребывания в космосе. В 1964 году в Чехословакии на глазах у очевидцев с неба упал 200-граммовый метеорит из сплава, не встречающегося в природе в естественном виде. Не смотря на легкое оплавление поверхности, она сохранила явственные следы механической обработки. В 1981 году над Тунисом прошел метеоритный "дождь" где среди прочих упавших камней был найден идеальный каменный куб с длиной ребра 20 сантиметров... Об истинной природе этих и других космических артефактов сегодня можно только догадываться.