Амазонки
Амазонки — этим именем древнее сказание называет народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство.
Для сохранения потомства Амазонки вступали в связь с соседними народами, отсылая им детей мужеского пола, девочек же оставляли у себя для приучения их к войне и выжигали им правую грудь, чтобы она не мешала натягиванию лука. Отсюда произошло название "Амазонки", то есть безгрудые.
Амазонки жили на побережье Черного моря, при реке Фермодоне и близ реки Ирис, что ныне Иешил-Ирмак. Отсюда они предпринимали свои походы в Азию. Ими, согласно преданию, построены Эфес, Смирна и другие города. Уже Гомер упоминает о войнах Беллерофона и фригийцев с амазонками. Царица их Ипполита (по другим рассказам, Антиопа) была убита Геркулесом, которому Еврисфей поручил отнять у нее пояс. Во время этого похода Фезей расположил к себе Антиопу, вследствие чего Амазонки вторглись в Аттику. Кроме того, они под начальством своей царицы Пентезилеи выступили против греков на помощь троянскому царю Приаму.
В позднейших сказаниях упоминается о царице амазонок Фалестре, посетившей Александра Великого, чтобы иметь от него детей. Миф об амазонках вошел не только в эпическую поэзию, но сделался предметом образовательного греческого искусства. Самые замечательные греческие художники древности, например ваятели Фидий, Поликлет, живописец Микон и другие, изобразили амазонок в статуях, рельефах и картинах (битвы амазонок, приключения Фезея с амазонками и прочее).
Сохранились античные подражания статуям великих мастеров, рельефы из Галикарнаса, изображения на вазах и прочем. В этих снимках амазонки представлены в идеально красивых формах женщин с обеими грудями, но с весьма развитыми мускулами. Даже в Средние века не вполне исчезает сказание об амазонках. В период возрождения классицизма амазонки вновь воскресают не только в поэзии, но и в убеждении, что этот народ действительно существовал и притом в Африке и Америке. От них получила свое название Амазонская река.
Амазонки — этим именем древнее сказание называет народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство.
Для сохранения потомства Амазонки вступали в связь с соседними народами, отсылая им детей мужеского пола, девочек же оставляли у себя для приучения их к войне и выжигали им правую грудь, чтобы она не мешала натягиванию лука. Отсюда произошло название "Амазонки", то есть безгрудые.
Амазонки жили на побережье Черного моря, при реке Фермодоне и близ реки Ирис, что ныне Иешил-Ирмак. Отсюда они предпринимали свои походы в Азию. Ими, согласно преданию, построены Эфес, Смирна и другие города. Уже Гомер упоминает о войнах Беллерофона и фригийцев с амазонками. Царица их Ипполита (по другим рассказам, Антиопа) была убита Геркулесом, которому Еврисфей поручил отнять у нее пояс. Во время этого похода Фезей расположил к себе Антиопу, вследствие чего Амазонки вторглись в Аттику. Кроме того, они под начальством своей царицы Пентезилеи выступили против греков на помощь троянскому царю Приаму.
В позднейших сказаниях упоминается о царице амазонок Фалестре, посетившей Александра Великого, чтобы иметь от него детей. Миф об амазонках вошел не только в эпическую поэзию, но сделался предметом образовательного греческого искусства. Самые замечательные греческие художники древности, например ваятели Фидий, Поликлет, живописец Микон и другие, изобразили амазонок в статуях, рельефах и картинах (битвы амазонок, приключения Фезея с амазонками и прочее).
Сохранились античные подражания статуям великих мастеров, рельефы из Галикарнаса, изображения на вазах и прочем. В этих снимках амазонки представлены в идеально красивых формах женщин с обеими грудями, но с весьма развитыми мускулами. Даже в Средние века не вполне исчезает сказание об амазонках. В период возрождения классицизма амазонки вновь воскресают не только в поэзии, но и в убеждении, что этот народ действительно существовал и притом в Африке и Америке. От них получила свое название Амазонская река.
Адонис
Адонис - по старинному сказанию - сын ассирийца или финикийца Феияса, а может быть, и Кинира, происходившего из Сирии и основавшего на Кипре Пафос. Кинир произвел его, в неведении, от собственной дочери Мирры или Смирны, возгоревшей к нему любовью по наущению Афродиты.
Когда отец, узнав о совершенном им преступлении, хотел убить дочь, боги превратили ее в мирровое дерево, и из него-то через 10 месяцев явился на свет Адонис. За красоту его тотчас же полюбила Афродита и отдала тайно Персефоне на сохранение. Персефона не пожелала, однако, потом возвратить его. Тогда Афродита обратилась с жалобой к Зевсу, который и решил спор тем, что одну треть года Адонис должен был проводить у Афродиты, одну у Персефоны, а последнюю, третью, мог располагать по своему усмотрению. Но еще юношей Адонис был убит на охоте вепрем.
По другому варианту, спор между богинями возник лишь после смерти Адониса, из крови которого произошла роза.
Этот часто изменявшийся и варьированный греческими поэтами миф, точно так же, как и культ Адониса, финикийско-сирийского происхождения. На это есть намеки и в самом сказании, на это указывает и слово Адонис, которое означает "господин". В особенности же культ Адониса как божества природы был силен в Библосе и его окрестностях, а также и на Кипре. Отсюда культ этот перешел к грекам, которые, превратив Адониса в полубога, из азиатского мифа создали поэтическое сказание. Но основные черты культа сохранились и в Греции.
Празднество Aдонии, которое главным образом относилось к смерти прекрасного, оплакиваемого Афродитой юноши, происходило ежегодно, большею частью в июле или же весной, и состояло из двух частей: во время первой оплакивалась смерть Адониса, во второй с радостью праздновалось его возвращение к Афродите. В Библосе, где Адонии праздновались с особенной роскошью, выставлялось сначала изображение Адониса при жалобном пении, с соблюдением всех погребальных обрядов. Затем следовало радостное празднование по случаю возвращения Адониса из преисподней.
В Греции, особенно в Афинах, где в Адониях принимали участие преимущественно женщины, они были проще. Кроме всего этого, в Адониях играли роль также так называемые Адонисовы сады. Это были наполненные землей глиняные сосуды или корзины, в которых были посажены скоро распускающиеся, но тотчас же и увядающие растения. Этим символически изображалась недолговечность расцвета в природе и жизни, живым примером которой и является судьба Адониса.
Адонис - по старинному сказанию - сын ассирийца или финикийца Феияса, а может быть, и Кинира, происходившего из Сирии и основавшего на Кипре Пафос. Кинир произвел его, в неведении, от собственной дочери Мирры или Смирны, возгоревшей к нему любовью по наущению Афродиты.
Когда отец, узнав о совершенном им преступлении, хотел убить дочь, боги превратили ее в мирровое дерево, и из него-то через 10 месяцев явился на свет Адонис. За красоту его тотчас же полюбила Афродита и отдала тайно Персефоне на сохранение. Персефона не пожелала, однако, потом возвратить его. Тогда Афродита обратилась с жалобой к Зевсу, который и решил спор тем, что одну треть года Адонис должен был проводить у Афродиты, одну у Персефоны, а последнюю, третью, мог располагать по своему усмотрению. Но еще юношей Адонис был убит на охоте вепрем.
По другому варианту, спор между богинями возник лишь после смерти Адониса, из крови которого произошла роза.
Этот часто изменявшийся и варьированный греческими поэтами миф, точно так же, как и культ Адониса, финикийско-сирийского происхождения. На это есть намеки и в самом сказании, на это указывает и слово Адонис, которое означает "господин". В особенности же культ Адониса как божества природы был силен в Библосе и его окрестностях, а также и на Кипре. Отсюда культ этот перешел к грекам, которые, превратив Адониса в полубога, из азиатского мифа создали поэтическое сказание. Но основные черты культа сохранились и в Греции.
Празднество Aдонии, которое главным образом относилось к смерти прекрасного, оплакиваемого Афродитой юноши, происходило ежегодно, большею частью в июле или же весной, и состояло из двух частей: во время первой оплакивалась смерть Адониса, во второй с радостью праздновалось его возвращение к Афродите. В Библосе, где Адонии праздновались с особенной роскошью, выставлялось сначала изображение Адониса при жалобном пении, с соблюдением всех погребальных обрядов. Затем следовало радостное празднование по случаю возвращения Адониса из преисподней.
В Греции, особенно в Афинах, где в Адониях принимали участие преимущественно женщины, они были проще. Кроме всего этого, в Адониях играли роль также так называемые Адонисовы сады. Это были наполненные землей глиняные сосуды или корзины, в которых были посажены скоро распускающиеся, но тотчас же и увядающие растения. Этим символически изображалась недолговечность расцвета в природе и жизни, живым примером которой и является судьба Адониса.
Аврора
В греческой мифологии Аврора — богиня зари: дочь Гипериона и Теи, сестра Гелиоса и Селены и жена титана Астрея. Аврора родила Астрею Зефира, Борея и Нота, а также Геспероса и прочие созвездия.
Богиня с розовыми перстами, как ее называет Гомер, поднимается утром со своего ложа, выплывает на своих божественных конях Лампосе и Фаэтоне из глубины моря и озаряет светом вселенную. Уже у Гомера Астрея называется богиней дня и отождествляется (в особенности у трагиков) с Гемерой (днем).
Из смертных, пользовавшихся ее любовью, поэты называют Ориона, Клейта и Титона, от которого она родила Мемнона, Ематиона и Кефалоса, супруга Прокрис. Изображалась она обыкновенно крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или бескрылыми конями, в красно-желтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбусом, или венцом лучей, вокруг чела или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.
В греческой мифологии Аврора — богиня зари: дочь Гипериона и Теи, сестра Гелиоса и Селены и жена титана Астрея. Аврора родила Астрею Зефира, Борея и Нота, а также Геспероса и прочие созвездия.
Богиня с розовыми перстами, как ее называет Гомер, поднимается утром со своего ложа, выплывает на своих божественных конях Лампосе и Фаэтоне из глубины моря и озаряет светом вселенную. Уже у Гомера Астрея называется богиней дня и отождествляется (в особенности у трагиков) с Гемерой (днем).
Из смертных, пользовавшихся ее любовью, поэты называют Ориона, Клейта и Титона, от которого она родила Мемнона, Ематиона и Кефалоса, супруга Прокрис. Изображалась она обыкновенно крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или бескрылыми конями, в красно-желтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбусом, или венцом лучей, вокруг чела или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.
Юмала
Юмала — в финской мифологии первоначально божество грома (иногда его называли «обиталище грома»), соответствовавшее германскому Доннеру — Тору и славяно-литовскому Перуну — Перкуну. Затем слово «юмала» стало обозначать бога туч, потом бога небесного свода. Постепенно расширяясь в значении, это слово в конце концов обозначало вообще сильного и могущественного бога, и даже перенесено было на божество христианское.
Юмала особенно почитался в Биармии, на южном берегу Белого моря, где возвышалась колоссальная статуя его с серебряным кубком, полным денег, на коленях. Ему, как высшему божеству, приписывалось создание мира. Ему род людской обязан и счастливыми днями весны, и правильной сменой дня и ночи. Он же производит гром и посылает молнию. Люди — тоже создания Юмалы; в тяжелой болезни его призывают на помощь. Его эпитетами являются «Ylijumala» — высший бог и «Ukko» — старец. Употребительны и теперь в некоторых финских местностях выражения: "Kost'Jumala" (Спасибо!) и "Jumala-gá" (с Богом!).
Юмала — в финской мифологии первоначально божество грома (иногда его называли «обиталище грома»), соответствовавшее германскому Доннеру — Тору и славяно-литовскому Перуну — Перкуну. Затем слово «юмала» стало обозначать бога туч, потом бога небесного свода. Постепенно расширяясь в значении, это слово в конце концов обозначало вообще сильного и могущественного бога, и даже перенесено было на божество христианское.
Юмала особенно почитался в Биармии, на южном берегу Белого моря, где возвышалась колоссальная статуя его с серебряным кубком, полным денег, на коленях. Ему, как высшему божеству, приписывалось создание мира. Ему род людской обязан и счастливыми днями весны, и правильной сменой дня и ночи. Он же производит гром и посылает молнию. Люди — тоже создания Юмалы; в тяжелой болезни его призывают на помощь. Его эпитетами являются «Ylijumala» — высший бог и «Ukko» — старец. Употребительны и теперь в некоторых финских местностях выражения: "Kost'Jumala" (Спасибо!) и "Jumala-gá" (с Богом!).
Элли
Элли — в северной мифологии под этим именем известна старая кормилица бога Тора. Упоминается в рассказе о путешествии Тора к великану Утгардлоки.
Элли представляет собой олицетворение глубокой старости. В единоборстве с Элли Тор, несмотря на все усилия, был побежден и поставлен на колени. Утгардлоки затем объясняет Тору, что старость никто преодолеть не может.
Элли — в северной мифологии под этим именем известна старая кормилица бога Тора. Упоминается в рассказе о путешествии Тора к великану Утгардлоки.
Элли представляет собой олицетворение глубокой старости. В единоборстве с Элли Тор, несмотря на все усилия, был побежден и поставлен на колени. Утгардлоки затем объясняет Тору, что старость никто преодолеть не может.
Эгиль
Эгиль — по сказаниям северной, скандинавской мифологии знаменитый герой, брат Волунда (или Виланда) и супруг валькирии Эльруны.
Когда Эльруна на восьмом году совместной жизни покинула героя, он пустился отыскивать ее повсюду, перебежав по замерзшему морю на коньках. Вследствие этого он считается изобретателем коньков и искусства бегать на коньках. По приглашению своего брата Велунда, который сидел в плену у короля Нидунга, Эгиль явился к нему, поспорил с королем об искусстве стрелять из лука и на приглашение короля показать свою ловкость сбил стрелой яблоко с головы своего сына: рассказ, напоминающий известное предание о швейцарском герое-стрелке Телле. После этого Эгиль своей хитростью помог брату бежать.
Эгиль — по сказаниям северной, скандинавской мифологии знаменитый герой, брат Волунда (или Виланда) и супруг валькирии Эльруны.
Когда Эльруна на восьмом году совместной жизни покинула героя, он пустился отыскивать ее повсюду, перебежав по замерзшему морю на коньках. Вследствие этого он считается изобретателем коньков и искусства бегать на коньках. По приглашению своего брата Велунда, который сидел в плену у короля Нидунга, Эгиль явился к нему, поспорил с королем об искусстве стрелять из лука и на приглашение короля показать свою ловкость сбил стрелой яблоко с головы своего сына: рассказ, напоминающий известное предание о швейцарском герое-стрелке Телле. После этого Эгиль своей хитростью помог брату бежать.
Фригга
Фригга — в скандинавской мифологии богиня земли и плодородия, супруга Одина, разделяющая с ним господство над небом и воздухом, родоначальница рода асов. В честь Фригги названа пятница (Freitag).
В знаменитой лангобардской саге у Павла Диакона она упоминается под именем «Frea», во втором мерзебургском сказании она названа «Frija», а в нижнесаксонских народных сагах выступает под именем «Frû Frecke», как неутомимая охотница, то есть как богиня бурь. Ей известна судьба всех людей, но она никому не открывает ее.
Ее дворец в Асгарде — морской чертог. Прислужницами служат ей асина Фулла, несущая ее шкатулку с сокровищами, вестница Гна, заботящаяся о ее обуви, и Глин, которой она пользуется для спасения несчастных от опасностей. Она одна из всех норвежских богинь живет между звездами. Пояс Ориона по-шведски называется в честь Фригги "прялкой Фригги", так как она считалась покровительницей пряжи и тканья. Многие мифы, первоначально относившиеся к Фригге, впоследствии были перенесены на Фрейю, дочь Ниорда.
Фригга — в скандинавской мифологии богиня земли и плодородия, супруга Одина, разделяющая с ним господство над небом и воздухом, родоначальница рода асов. В честь Фригги названа пятница (Freitag).
В знаменитой лангобардской саге у Павла Диакона она упоминается под именем «Frea», во втором мерзебургском сказании она названа «Frija», а в нижнесаксонских народных сагах выступает под именем «Frû Frecke», как неутомимая охотница, то есть как богиня бурь. Ей известна судьба всех людей, но она никому не открывает ее.
Ее дворец в Асгарде — морской чертог. Прислужницами служат ей асина Фулла, несущая ее шкатулку с сокровищами, вестница Гна, заботящаяся о ее обуви, и Глин, которой она пользуется для спасения несчастных от опасностей. Она одна из всех норвежских богинь живет между звездами. Пояс Ориона по-шведски называется в честь Фригги "прялкой Фригги", так как она считалась покровительницей пряжи и тканья. Многие мифы, первоначально относившиеся к Фригге, впоследствии были перенесены на Фрейю, дочь Ниорда.
Фрейя
Фрейя — в скандинавской мифологии богиня из рода ванов, уступивших место культу асов, самая главная и могущественная из богинь после Фригги, дочь Ниорда, сестра Фрейра.
Φрейя любит песни любви. Ее призывали на помощь в сердечных делах. Она замужем за богом ветра Воданом, отожествлявшимся первоначально с Одином, и имеет от него двух дочерей: Гносс и Герземи. Впоследствии она была покинута своим мужем и странствовала по различным землям, чтобы отыскать его. Первоначально она считалась подательницей плодотворного летнего дождя и представлялась парящей над землей в одежде из перьев (облака).
Ее слезы превращаются в золото (золотистые хлебные зерна). Впоследствии ее стали почитать как богиню плодородия вообще и как богиню любви. Выезжала она обыкновенно в повозке, запряженной двумя кошками. На нее перенесены некоторые мифы, первоначально относившиеся к Фригге, например миф о бризингамене (драгоценном ожерелье). В честь ее, уважаемых женщин стали называть "Frauen".
Фрейя — в скандинавской мифологии богиня из рода ванов, уступивших место культу асов, самая главная и могущественная из богинь после Фригги, дочь Ниорда, сестра Фрейра.
Φрейя любит песни любви. Ее призывали на помощь в сердечных делах. Она замужем за богом ветра Воданом, отожествлявшимся первоначально с Одином, и имеет от него двух дочерей: Гносс и Герземи. Впоследствии она была покинута своим мужем и странствовала по различным землям, чтобы отыскать его. Первоначально она считалась подательницей плодотворного летнего дождя и представлялась парящей над землей в одежде из перьев (облака).
Ее слезы превращаются в золото (золотистые хлебные зерна). Впоследствии ее стали почитать как богиню плодородия вообще и как богиню любви. Выезжала она обыкновенно в повозке, запряженной двумя кошками. На нее перенесены некоторые мифы, первоначально относившиеся к Фригге, например миф о бризингамене (драгоценном ожерелье). В честь ее, уважаемых женщин стали называть "Frauen".
Фрейр
Фрейр то есть "господин" — в скандинавской мифологии мудрый, добрый бог из рода ванов, сын Ниорда, брат Фрейи, властитель моря, воздуха, солнца, дождя и земной растительности, к которому обращались с мольбами о даровании мира и плодородия.
Как повествует старая "Эдда", он помогает всем в несчастиях и ни к кому не относится враждебно. Его любовь к прекрасной дочери великана Гимира, Герде, составляет сюжет одной из лучших песен "Эдды", в которой рассказывается, как Скирнир, слуга Фрейра, привел из Йотунгейма своему господину его возлюбленную невесту.
Фрейр представлялся обыкновенно едущим на золотисто-желтом вепре Гуллинбурсти ("золотощетинный"). Он обладает чудесным кораблем Скидбландир, который может вместить в себе всех богов, но может и складываться и поместиться в кармане. Свиту Фрейра составляют так называемые «светлые эльфы».
Фрейр то есть "господин" — в скандинавской мифологии мудрый, добрый бог из рода ванов, сын Ниорда, брат Фрейи, властитель моря, воздуха, солнца, дождя и земной растительности, к которому обращались с мольбами о даровании мира и плодородия.
Как повествует старая "Эдда", он помогает всем в несчастиях и ни к кому не относится враждебно. Его любовь к прекрасной дочери великана Гимира, Герде, составляет сюжет одной из лучших песен "Эдды", в которой рассказывается, как Скирнир, слуга Фрейра, привел из Йотунгейма своему господину его возлюбленную невесту.
Фрейр представлялся обыкновенно едущим на золотисто-желтом вепре Гуллинбурсти ("золотощетинный"). Он обладает чудесным кораблем Скидбландир, который может вместить в себе всех богов, но может и складываться и поместиться в кармане. Свиту Фрейра составляют так называемые «светлые эльфы».
Тор
Тор — в скандинавской мифологии бог грома, сын Одина и Иорды (земли). Имел самое большое значение между всеми азами.
Изображался Тор в виде юноши с рыжей бородой. Обладал тремя страшными знаками отличии — громовым молотом Миольнир, который постоянно попадал в цель и сам собою возвращался обратно, поясом силы Мегингярдар и железными перчатками. Тор находился в постоянной вражде с родами исполинов Иотов и Турсов и с Иормунгандром (змеей Мидгард). Впоследствии, во время сумерек богов, он их убил, но при этом сам был умерщвлен их ядовитым дыханием.
Его жена Сиф имела от прежнего брака сына Улль, быстрого стрелка из лука, а от Тора родила дочь Труду (что означает «сила»). От Иарисаксы Тор имел двух сыновей, Магни ("крепость") и Моди ("мужество"). Местопребыванием Тора служил Трудгейм или Трудванг ("страна или поле силы"), где находились палаты Бильскирнир.
Тор — в скандинавской мифологии бог грома, сын Одина и Иорды (земли). Имел самое большое значение между всеми азами.
Изображался Тор в виде юноши с рыжей бородой. Обладал тремя страшными знаками отличии — громовым молотом Миольнир, который постоянно попадал в цель и сам собою возвращался обратно, поясом силы Мегингярдар и железными перчатками. Тор находился в постоянной вражде с родами исполинов Иотов и Турсов и с Иормунгандром (змеей Мидгард). Впоследствии, во время сумерек богов, он их убил, но при этом сам был умерщвлен их ядовитым дыханием.
Его жена Сиф имела от прежнего брака сына Улль, быстрого стрелка из лука, а от Тора родила дочь Труду (что означает «сила»). От Иарисаксы Тор имел двух сыновей, Магни ("крепость") и Моди ("мужество"). Местопребыванием Тора служил Трудгейм или Трудванг ("страна или поле силы"), где находились палаты Бильскирнир.
Один
Один — старший и высший из богов севера, олицетворение всепроникающей, всеодухотворяющей мировой силы, сотворивший, вместе с Вили и Вэ, вселенную, а с Лодуром и Генером — первых людей.
Одина называют Альфадером, как наместника Альфадера (всеотца, отца всего) и отца богов, и Вальфадером, то есть отцом павших на поле брани, а также многими другими именами, которых насчитывается в северной мифологии и северной поэзии до 200.
Он представляется высоким одноглазым старцем, с длинной бородой и пытливым, выразительным лицом. На голове у него широкополая шляпа, на плечах полосатый плащ, в руках копье Гунгнер, всегда попадающее в цель и наводящее непреодолимый страх на того, на кого направлено. На пальце чудесное кольцо Дрёпнер, каждую девятую ночь отделяющее от себя, как капли, восемь таких же колец.
На каждом плече Одина сидит по ворону (один Хугин, то есть мысль, другой Мугин - воспоминание), которые ежедневно облетают мир и затем докладывают Одину обо всем виденном. У ног его лежат два волка, Гере и Фреке (алчный и жадный). Один отдает им всю пищу, которая ставится перед ним в чертогах богов. По воздуху Одина переносится на восьминогом коне Слейпнере, на зубах которого начертаны руны.
Обитает Один в светлом чертоге Валаскьяльф, восседает на золотом троне Лидскьяльф, с которого окидывает взглядом всю вселенную. Есть у него еще особая палата, Валгалла, в которой он пирует с эйнгериями.
Питается Один одним виноградным вином, тогда как прочие боги довольствуются медом. Один мудрее всех богов, так как каждый день пьет из источника мудрости, охраняемого великаном Мимиром. Последний взял с Одина за разрешение пить из этого источника драгоценный залог — один глаз. Оттого-то Один одноглаз.
Один владеет также чудным напитком, сообщающим дар поэзии — так называемым "медом скальдов" — и называется "отцом поэзии". Он же изобретатель и хранитель священных рун, покровитель истории, с богиней которой, Согой, ведет долгие беседы, и вообще — отец всякого знания. Имя Одина сохранилось во множестве названий местностей на севере.
Один — старший и высший из богов севера, олицетворение всепроникающей, всеодухотворяющей мировой силы, сотворивший, вместе с Вили и Вэ, вселенную, а с Лодуром и Генером — первых людей.
Одина называют Альфадером, как наместника Альфадера (всеотца, отца всего) и отца богов, и Вальфадером, то есть отцом павших на поле брани, а также многими другими именами, которых насчитывается в северной мифологии и северной поэзии до 200.
Он представляется высоким одноглазым старцем, с длинной бородой и пытливым, выразительным лицом. На голове у него широкополая шляпа, на плечах полосатый плащ, в руках копье Гунгнер, всегда попадающее в цель и наводящее непреодолимый страх на того, на кого направлено. На пальце чудесное кольцо Дрёпнер, каждую девятую ночь отделяющее от себя, как капли, восемь таких же колец.
На каждом плече Одина сидит по ворону (один Хугин, то есть мысль, другой Мугин - воспоминание), которые ежедневно облетают мир и затем докладывают Одину обо всем виденном. У ног его лежат два волка, Гере и Фреке (алчный и жадный). Один отдает им всю пищу, которая ставится перед ним в чертогах богов. По воздуху Одина переносится на восьминогом коне Слейпнере, на зубах которого начертаны руны.
Обитает Один в светлом чертоге Валаскьяльф, восседает на золотом троне Лидскьяльф, с которого окидывает взглядом всю вселенную. Есть у него еще особая палата, Валгалла, в которой он пирует с эйнгериями.
Питается Один одним виноградным вином, тогда как прочие боги довольствуются медом. Один мудрее всех богов, так как каждый день пьет из источника мудрости, охраняемого великаном Мимиром. Последний взял с Одина за разрешение пить из этого источника драгоценный залог — один глаз. Оттого-то Один одноглаз.
Один владеет также чудным напитком, сообщающим дар поэзии — так называемым "медом скальдов" — и называется "отцом поэзии". Он же изобретатель и хранитель священных рун, покровитель истории, с богиней которой, Согой, ведет долгие беседы, и вообще — отец всякого знания. Имя Одина сохранилось во множестве названий местностей на севере.
Норны
Норны — в скандинавской мифологии девы судьбы. Норны соответствуют греческим мойрам и паркам, славянским роженицам и судицам.
Норны — три нестареющие красавицы девицы — Урдр (прошлое), Верданди (настоящее) и Скульд (будущность). Живут они под громадным ясенем Игдразилем, который покрывает своей тенью весь мир. Вблизи течет Урдарборн — река прошлого. Из нее Норны пьют вечный напиток. Этой водой они наливают корни Игдразиля, чтобы они не усыхали. Судьба не только людей, но и самих богов определяется Норнами. В Эдде встречаются добрые и злые Норны, в значении мудрых богинь и в значении фильгий (нечто вроде ангела хранителя). С Норнами часто смешивают валькирий.
Норны — в скандинавской мифологии девы судьбы. Норны соответствуют греческим мойрам и паркам, славянским роженицам и судицам.
Норны — три нестареющие красавицы девицы — Урдр (прошлое), Верданди (настоящее) и Скульд (будущность). Живут они под громадным ясенем Игдразилем, который покрывает своей тенью весь мир. Вблизи течет Урдарборн — река прошлого. Из нее Норны пьют вечный напиток. Этой водой они наливают корни Игдразиля, чтобы они не усыхали. Судьба не только людей, но и самих богов определяется Норнами. В Эдде встречаются добрые и злые Норны, в значении мудрых богинь и в значении фильгий (нечто вроде ангела хранителя). С Норнами часто смешивают валькирий.