Связь между дыханием и сознанием мы будем обсуждать, рассказывая о магическом мече, но сейчас полезно предпослать этому обсуждению несколько деталей практического характера., Вы можете обратиться к индийским руководствам за различными (достойными внимания) теориями, описывающими не только сам метод, но и его результаты. Но в нашей системе «скептического настроя» давайте лучше удовлетворимся утверждениями, которые не вызывают никакие сомнений.
Высшая цель медитации состоит в прекращении деятельности ума, полезным подготовительным шагом можно считать остановку сознания и всех функций тела. Об этом мы говорили в главе Асана. Стоит, однако, упомянуть, что некоторые йоги доводят это до крайности, пытаясь остановить биение сердца. Не углубляясь в обсуждение вопроса «Зачем это нужно?», скажем, что для новичка такая попытка бесполезна, так что его задача – пытаться дышать очень медленно и равномерно. Правила выполнения этой практики приводятся ниже.
1. Пусть учений наблюдает за струей вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
2. Пусть он исследует правильность следующих утверждений и подготовит об этом подробный отчет:
(а) Определеннее действия способствуют циркуляции дыхания через правою ноздрю (пингала); и наоборот, дыхание через пингалу вызывает определенные действия;
(б) Определеннее действия способствуют циркуляции дыхания через левую ноздрю (идо); и наоборот, дыхание через иду вызывает определенные действия;
(в) Есть еще третий класс действий, который способствует циркуляции дыхания через обе ноздри одновременно (сушумна), и наоборот;
(г) Степень ментальной и физической активности определяется длиной струи выдыхаемого воздуха, то есть максимальным расстоянием от ноздрей, на котором поток дыхания ощущается тыльной стороной ладони.
3. Первая практика. Пусть ученик сконцентрирует внимание на дыхательном процессе, мысленно проговаривая: «Струя воздуха вдыхается», «Струя воздуха выдыхается», – и записывает результаты. [Эта практика может завершиться маха‑сатипаттханой (см. «Книгу XXV»} или достижением самадхи. При любом исходе в своих даль нейших действиях ученик должен руководствоваться своей интуицией или советом помощника.]
4. Вторая практика. Пранаяма.
4.1. Примите одну из асан, в которых вы чувствуете себя удобно, и зажмите правую ноздрю большим пальцем правой руки. В течение двадцати секунд сделайте полный выдох через левую ноздрю, затем вдохните через нее же в течение десяти секунд. Теперь смените руку и повторите упражнение для другой ноздри. Продолжайте такое дыхание в течение часа.
4.2. Когда освоитесь, увеличьте длительность вдоха и выдоха до тридцати и пятнадцати секунд соответственно.
4.3. Когда такая схема дыхания перестанет вызывать у вас затруднения – но ни в коем случае не раньше – отведите пятнадцать секунд на вдох, пятнадцать секунд на выдох, и на пятнадцать секунд задержите дыхание.
4.4. Научившись выполнять это с легкостью и без напряжения в течение целого часа, начните выдыхать за сорок секунд, а вдыхать за двадцать.
4.5. Освоив такое дыхание, приступайте к следующему этапу: выдох за двадцать секунд, вдох за десять секунд, и тридцатисекундная задержка дыхания.
4.6. После того как вы освоите этот этап, вам могут устроить экзамен. В случае успешной его сдачи вам покажут более сложные упражнения.
4.7. Вы обнаружите, что присутствие даже ничтожного количества пищи в желудке существенно затрудняет выполнение упражнений.
4.8. Никогда не перенапрягайтесь. Особое внимание следует обращать на то, чтобы дыхание не учащалось и не становилось прерывистым.
4.9. Всеми силами стремитесь дышать глубоко, полно и размеренно.
4.10. При выполнении этого упражнения могут возникнуть разнообразные феномены. Их следует записать и тщательно проанализировать.
Далее, пусть ученик, набравшись опыта в выполнении этих практик, стремится овладеть циклом из 10, 20, 40 или даже из 16, 32, 64 вдохов. Но это должно происходить постепенно и с должными предосторожностями.
Если упражнения выполняются с соответствующим прилежанием, ученик на собственном опыте сможет изучить правомерность следующих утверждений:
(а) Если пранаяма выполняется правильно, то на начальном этапе тело покрывается капельками пота. У этогопота и обычного потоотделения как результата работы вы делительной системы разные источники происхождения. Если практикующий тщательно втирает этот пот в свое те ло, оно становится значительно сильнее и крепче;
(б) По мере продолжения практики процесс потения прекращается и тело приобретает бессознательную упру гость; (Попробуйте сами описать эту упругость в мельчайших подробностях.)
(в) Состояние бессознательной упругости перерастает в состояние, характеризуемое неконтролируемыми судорожными движениями. Практикующий не осознает эти движения, но ощущает их результат. А проявляется этот результат в том, что тело плавно перескакивает с места на место. Вам может показаться, что тело становится совершенно невесомым и двигается благодаря воздействию не ведомой силы. Во время первого переживания этого состояния вам не следует выходить из асаны;
(г) Развитие этой стадии выражается в том, что тело поднимается в воздух и остается там достаточно долгое время, от секунды до одного часа и даже более.
Теперь пусть ученик займется исследованием тех ментальных результатов, которые могут проявиться.
5. Третья практика. Чтобы сэкономить время и вместе с тем развить способности, пусть ученик практикует тех нику глубокого полного дыхания, к которой его приучат подготовительные упражнения во время прогулок. Пусть он повторяет священное изречение (мантру) или пусть ведет счет, совпадающий по такту со звуком его шагов, как в танце. Затем пусть он практикует пранаяму, сначала без кумбхаки, и обращает внимание на ноздри лишь с точки зрения их чистоты. Пусть он начинает выполнение техники, втягивая воздух на четыре шага и выдыхая на четыре шага. Затем пусть постепенно увеличивает продолжительность вдоха и выдоха, соблюдая следующее соотношение (в шагах) 6:6, 8:8, 12:12, 16:16, 24:24, а если сможет, то и больше. Далее пусть продолжает практику, выдерживая вдох и выдох в соотношении (в шагах) 4:8, 6:12, 12:24 и т. д. Затем, если захочет, пусть снова начнет выполнять весь цикл, постепенно вводя и добавляя период кумбхаки.
6. Четвертая практика. После приобретения навыка выполнения третьей практики, пусть ученик ускорит темп чтения мантры и своего шага, пока ходьба не перерастет в танец. Это можно также практиковать в обычном шаге вальса, вычитывая мантру «на три счета», а именно: ипелджон, ипелджон, Артемив; или Иао, Мао, Сабао. В таких случаях данную практику можно комбинировать с поклонением определенному божеству (см. «Книгу СLХХV»).
Для танца, если вы предпочтете хореографический путь, лучше воспользоваться мантрой непосвятительного (или общего) характера, например: Ту эинаи, Ту Калон, Ту 'Ага‑ дон, и им подобными.
7. Пятая практика. Пусть во время танца ученик практикует ментальную концентрацию и экспериментирует, исследуя правильность следующих высказываний:
(а) Танец становится независимым от воли;
(б) Происходят явления, сходные с теми, что описаны в 4 (а), (б), (в) и (г).
8. Замечание по поводу глубины и полноты дыхания. При правильном выполнении выдоха следует максимально выталкивать воздух из легких. Для этого нужно полностью задействовать горло, грудь, ребра и брюшину, сдавливая бока верхней частью рук и упираясь головой в грудную клетку. Для правильного выполнения вдоха необходимо наполнить легкие максимально возможным количеством воздуха. При правильном выполнении задержки дыхания тело должно оставаться совершенно неподвижным. Десяти минут выполнения такой практики вполне достаточно, чтобы вызвать обильное потоотделение в любом месте с температурой воздуха от 17 градусов Цельсия и выше.
Прогресс ученика в умении глубоко и полно дышать должен тестироваться спирометром. Упражнения должны быть тщательно «дозированы» во избежание перенапряжения и повреждения легких. Дыхание должно поддерживаться максимально глубоким и полным, даже при выполнении быстрых упражнений; исключением служит шестая практика, которая описывается ниже.
9. Шестая практика. Пусть ученик дышит как можно более поверхностно и быстро. Он должен принять позу, соответствующую максимальному выдоху, и дышать исключительно мышцами горла. Он также может практиковать удлинение интервала между каждым отдельным циклом «вдох‑выдох». (Когда приобретается некоторый навык выполнения, дыхание можно сочетать с концентрацией на чакре вишуддха, т. е. с устойчивой фиксацией сознания на точке позвоночника, расположенной напротив гортани.)
10. Седьмая практика. Пусть ученик практикует задержку дыхания по следующей схеме: на любой дыхательной фазе внезапно задержать дыхание, преодолевая потреб ность дышать, пока она не пройдет и затем вновь проявится, и вновь пройдет, – и так до тех пор, пока ученик не преодолеет максимальный предел своих возможностей.
11. Восьмая практика. Пусть ученик практикует обычные формы пранаямы, но так, чтобы кумбхака выполнялась после, а не перед выдохом. Пусть он постепенно увеличивает интервал выполнения этой кумбхаки точно так же, как это делалось при выполнении другой кумбхаки, выполнявшейся перед выдохом.
12. Замечание по поводу условий проведения перечисленных практик.
Благоприятные условия подразумевают сухой бодрящий воздух, теплый климат, безветрие, тишину, отсутствие насекомых и других отвлекающих внимание факторов, уединение, принятие простой пищи в умеренном количестве после выполнения утренних и дневных практик и ни в коем случае – до практик. Чуть ли не самое главное требование – это телесное здоровье, за которым надо внимательно следить. Желательно, чтобы ученику помогал усердный и послушный помощник. Такой помощник должен быть бесшумным, терпеливым, бдительным, неразговорчивым, проворным, бодрым и неутомимым, аккуратным и чистоплотным, преданным и бескорыстным. При этом он должен быть свирепым и внушать страх посторонним и всем враждебным силам, обладать повышенной бдительностью и быть стражем ученика. Желательно, чтобы ученик нанимал в помощники только человека мужского пола, за исключением крайних случаев. Хотя для некоторых целей удобно взять собаку, для других – женщину.
13. Одиннадцатая практика. Пусть ученик в любое время при выполнении практики, особенно в периоды кумбхаки, направит всю свою волю к святому ангелу‑хранителю, устремляя взгляд внутрь‑наружу и подворачивая язык, словно желая его проглотить.
14. Пусть ученик не принимает на веру ни одно из утверждений, которые делались по ходу этой инструкции, и задумается над тем, что ему может совершенно не подходить совет, который мы даем в расчете на среднестатистического человека.
Лучший способ отрегулировать дыхание, как только вы овладели некоторыми навыками, заключается в использовании мантры. При этом вам понадобятся часы. Мантра оказывает такое же действие на мысли, как пранаяма – на дыхание. Мысль движется по кругу. Мантра «дробит» ее на кусочки подобно тому, как ножи кофемолки измельчают зерна кофе.
Вот правильный способ практикования мантры. Произнесите мантру максимально громко и как можно медленнее десять раз подряд. Затем не так громко и чуть‑чуть быстрее еще десять раз. Продолжайте этот процесс до тех пор, пока произнесение мантры не превратится в одно сплошное быстрое движение губ. Продолжайте двигать губами со все возрастающей скоростью и все уменьшающейся интенсивностью, пока ментальное бормотание полностью не поглотит физическое. К этому времени вы станете абсолютно спокойны. Мантра доминирует в вашем мозгу и постоянно набирает обороты.
Вы должны «разогнаться» до предельной скорости, и держаться на ней как можно дольше, а затем прекратить практику, выполняя весь вышеописанный процесс в обратном направлении.
В качестве мантры можно использовать любое изречение. Но возможно, индусы правы, когда утверждают, что каждому конкретному человеку соответствует свое специфическое изречение. Некоторые люди замечают, что певучие мантры Корана слишком легко «соскальзывают» с языка и позволяют переключать внимание на другие мысли без прерывания мантры. Считается, что во время произнесения мантры человек медитирует над ее значением. Другими словами, вы должны сочинить для себя мантру, которая отражает звук Вселенной.
Иногда мантра «дается», то есть бывает услышана необъяснимым образом во время медитации. Например, один человек употреблял фразу: «И старайся увидеть во всем волю Божью»; к другому человеку, пока он занимался усмирением мыслей, пришли слова: «Устрани это» (очевидно, подразумевая воздействие центров головного мозга, которые он использовал). Придерживаясь этой рекомендации, он добился необходимого «результата».
Идеальная мантра должна быть ритмичной, можно даже сказать мелодичной. Но в ней должен обязательно выделяться один слог. Это облегчает фокусировку внимания. Новичкам лучше всего подбирать мантры средней длительности. Если мантра слишком длинная, человек обязательно ее забывает, если только не практикует в течение долгого периода времени. Односложные мантры, вроде Ом, слишком отрывисты и в них теряется ритмический рисунок. (Хотя при напевании мантры, содержащей слово Ом, порой забываются остальные слова и остается лишь сконцентрированный, повторяющийся через определенные интервалы звук Ом, это все же следствие долгой практики, а никак не ее начало.)
Вот несколько удобных для использования мантр:
1. ОМ
2. ОмТатСатОм.
Эта мантра исключительно спондеическая. Спондей – это стопа из двух долгих слогов. Спондеем можно заменять, например, трехсложные размеры, когда безударные слоги сдваиваются и заменяются одним долгим.
3. ОмМа‑ниПад‑меХум
Два хорея между двумя цезурами.
4. Ом ши‑ва‑йя Ва‑ши
Три хорея. Обратите внимание, что «ши» означает покой, абсолютный, или мужской, аспект Божества; «ва» – это энергия, проявленный, или женский, аспект Божества. Таким образом, эта мантра выражает путь развития Вселенной: от Ничто через Конечное обратно в Ничто.
5. Аллах.
Слоги этой мантры равно акцентированы с паузой между ними; обычно факиры сочетают их с ритмичными покачиваниями тела из стороны в торону.
6. 'Хуа 'алла'ху а'лази 'лай'лаха 'илла 'Хуа.
Вот более длинные мантры:
7. Знаменитая мантра Гайятри
Ом! тат савитур вареньям
Бхарго девасья димахи
Дхийо йо та пратьодайят
Выдерживайте хореический четырехстопный размер.
8. Кол: 'Хуа 'Алла'ху А'кхад; 'Алла'ху 'Асса'мад; лам я'лид ва'лам ю'лад; ва'лам я'кун ла'ху куф'ван а'кхад.
9. Эта мантра самая священная из всех, которые есть и могут быть. Она из Звезды откровения.
А ка дуа
Туф ур биу
Би аа чефу дуду нер аф ан нутеру
Этих мантр вполне достаточно, что бы вы могли выбрать среди них свою.
Значения мантр:
1. Ом – это звук, который «исходит» на выдохе из задней части горла при постепенном закрывании рта. Этот набор звуков символизирует созидательный, охранительный и разрушительный принципы. Об этом можно рассказывать много и написать целую книгу.
2. О Существующее! О! – Стремление к реальности, истине
3. О драгоценность в Лотосе! Амен! – Относится и к Будде и к символизму Креста и Розы.
4. Описывает цикл творения. Мир проявляется в силе, сила растворяется в мире.
5. Бог
6. Он – Бог. И нет иных Богов, кроме Него.
7. О! давайте просто медитировать на дивном свете божественной Савитри (внутреннем Солнце, и т. д.) Пусть она просветит наши умы!
8. Повторяйте:
Он – единственный Бог!
Бог Предвечный!
Он не порождает и не порожден!
И нет никого, кто подобен Ему!
9. Высшее единство явилось!
Я поклоняюсь мощи Твоего дыхания,
Верховный и невообразимый Боже,
Кто сотворяет Богов и Смерть
Чтобы трепетали пред Тобой: –
Я, Я поклоняюсь Тебе!
Есть много других мантр. Шри Сабапати Свами наделяет каждую из чакр собственной мантрой. Вы должны выбрать свою мантру и в совершенстве ею овладеть.
Считайте, что вы даже не начали овладевать мантрой, если не в состоянии непрерывно читать ее в течение часа. На практике это куда легче, чем звучит на словах.
В некоторых школах практикуется напевание мантр под аккомпанемент музыкального инструмента или танца. Безусловно, если речь идет о приобретении «магических» сил, то при этом можно добиться замечательных результатов; но вот способствует ли это духовному росту – вопрос спорный. Если у вас появится желание изучить его, то вспомните, что Индия находится всего в семи часах лета от Москвы; и, кроме того, в Бенаресе, вне всякого сомнения, будут очень рады прибытию новых учеников.
Эта дискуссия о параллельной науке – мантра‑йоге – увела нас далеко в сторону, поэтому все же вернемся к «нашим баранам». Пранаяма исключительно полезна. То ли по причине ритмического механического воздействия на внутренние органы (массаж), то ли из‑за высокоэффективного поглощения кислорода, которое она обеспечивает. В любом случае ее польза для здоровья очевидна. С ее помощью легко устраняются пищеварительные проблемы. Она очищает не только тело, но и низшие функции сознания, поэтому серьезный ученик должен практиковать ее не менее одного часа ежедневно.
Разумеется. Разумеется. Разумеется. Невозможно сочетать правильное выполнение пранаямы с эмоциональным беспокойством. И наоборот, используйте практику пранаямы всякий раз, когда ощущаете, что вашему покою что‑то угрожает. В целом, практики, выполняемые во время прогулки, как правило, полезнее «сидячих» практик, потому что большую роль играет сама ходьба и свежий воздух. Но не забывайте выполнять и «сидячие» практики, сочетая их с медитацией. Естественно, когда вы стремитесь достичь результата как можно быстрее, прогулки будут лишь отвлекать ваше внимание.
Четыре часа в день – это золотая середина. Для большинства людей шестнадцать часов – это уже слишком много.
Высшая цель медитации состоит в прекращении деятельности ума, полезным подготовительным шагом можно считать остановку сознания и всех функций тела. Об этом мы говорили в главе Асана. Стоит, однако, упомянуть, что некоторые йоги доводят это до крайности, пытаясь остановить биение сердца. Не углубляясь в обсуждение вопроса «Зачем это нужно?», скажем, что для новичка такая попытка бесполезна, так что его задача – пытаться дышать очень медленно и равномерно. Правила выполнения этой практики приводятся ниже.
1. Пусть учений наблюдает за струей вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
2. Пусть он исследует правильность следующих утверждений и подготовит об этом подробный отчет:
(а) Определеннее действия способствуют циркуляции дыхания через правою ноздрю (пингала); и наоборот, дыхание через пингалу вызывает определенные действия;
(б) Определеннее действия способствуют циркуляции дыхания через левую ноздрю (идо); и наоборот, дыхание через иду вызывает определенные действия;
(в) Есть еще третий класс действий, который способствует циркуляции дыхания через обе ноздри одновременно (сушумна), и наоборот;
(г) Степень ментальной и физической активности определяется длиной струи выдыхаемого воздуха, то есть максимальным расстоянием от ноздрей, на котором поток дыхания ощущается тыльной стороной ладони.
3. Первая практика. Пусть ученик сконцентрирует внимание на дыхательном процессе, мысленно проговаривая: «Струя воздуха вдыхается», «Струя воздуха выдыхается», – и записывает результаты. [Эта практика может завершиться маха‑сатипаттханой (см. «Книгу XXV»} или достижением самадхи. При любом исходе в своих даль нейших действиях ученик должен руководствоваться своей интуицией или советом помощника.]
4. Вторая практика. Пранаяма.
4.1. Примите одну из асан, в которых вы чувствуете себя удобно, и зажмите правую ноздрю большим пальцем правой руки. В течение двадцати секунд сделайте полный выдох через левую ноздрю, затем вдохните через нее же в течение десяти секунд. Теперь смените руку и повторите упражнение для другой ноздри. Продолжайте такое дыхание в течение часа.
4.2. Когда освоитесь, увеличьте длительность вдоха и выдоха до тридцати и пятнадцати секунд соответственно.
4.3. Когда такая схема дыхания перестанет вызывать у вас затруднения – но ни в коем случае не раньше – отведите пятнадцать секунд на вдох, пятнадцать секунд на выдох, и на пятнадцать секунд задержите дыхание.
4.4. Научившись выполнять это с легкостью и без напряжения в течение целого часа, начните выдыхать за сорок секунд, а вдыхать за двадцать.
4.5. Освоив такое дыхание, приступайте к следующему этапу: выдох за двадцать секунд, вдох за десять секунд, и тридцатисекундная задержка дыхания.
4.6. После того как вы освоите этот этап, вам могут устроить экзамен. В случае успешной его сдачи вам покажут более сложные упражнения.
4.7. Вы обнаружите, что присутствие даже ничтожного количества пищи в желудке существенно затрудняет выполнение упражнений.
4.8. Никогда не перенапрягайтесь. Особое внимание следует обращать на то, чтобы дыхание не учащалось и не становилось прерывистым.
4.9. Всеми силами стремитесь дышать глубоко, полно и размеренно.
4.10. При выполнении этого упражнения могут возникнуть разнообразные феномены. Их следует записать и тщательно проанализировать.
Далее, пусть ученик, набравшись опыта в выполнении этих практик, стремится овладеть циклом из 10, 20, 40 или даже из 16, 32, 64 вдохов. Но это должно происходить постепенно и с должными предосторожностями.
Если упражнения выполняются с соответствующим прилежанием, ученик на собственном опыте сможет изучить правомерность следующих утверждений:
(а) Если пранаяма выполняется правильно, то на начальном этапе тело покрывается капельками пота. У этогопота и обычного потоотделения как результата работы вы делительной системы разные источники происхождения. Если практикующий тщательно втирает этот пот в свое те ло, оно становится значительно сильнее и крепче;
(б) По мере продолжения практики процесс потения прекращается и тело приобретает бессознательную упру гость; (Попробуйте сами описать эту упругость в мельчайших подробностях.)
(в) Состояние бессознательной упругости перерастает в состояние, характеризуемое неконтролируемыми судорожными движениями. Практикующий не осознает эти движения, но ощущает их результат. А проявляется этот результат в том, что тело плавно перескакивает с места на место. Вам может показаться, что тело становится совершенно невесомым и двигается благодаря воздействию не ведомой силы. Во время первого переживания этого состояния вам не следует выходить из асаны;
(г) Развитие этой стадии выражается в том, что тело поднимается в воздух и остается там достаточно долгое время, от секунды до одного часа и даже более.
Теперь пусть ученик займется исследованием тех ментальных результатов, которые могут проявиться.
5. Третья практика. Чтобы сэкономить время и вместе с тем развить способности, пусть ученик практикует тех нику глубокого полного дыхания, к которой его приучат подготовительные упражнения во время прогулок. Пусть он повторяет священное изречение (мантру) или пусть ведет счет, совпадающий по такту со звуком его шагов, как в танце. Затем пусть он практикует пранаяму, сначала без кумбхаки, и обращает внимание на ноздри лишь с точки зрения их чистоты. Пусть он начинает выполнение техники, втягивая воздух на четыре шага и выдыхая на четыре шага. Затем пусть постепенно увеличивает продолжительность вдоха и выдоха, соблюдая следующее соотношение (в шагах) 6:6, 8:8, 12:12, 16:16, 24:24, а если сможет, то и больше. Далее пусть продолжает практику, выдерживая вдох и выдох в соотношении (в шагах) 4:8, 6:12, 12:24 и т. д. Затем, если захочет, пусть снова начнет выполнять весь цикл, постепенно вводя и добавляя период кумбхаки.
6. Четвертая практика. После приобретения навыка выполнения третьей практики, пусть ученик ускорит темп чтения мантры и своего шага, пока ходьба не перерастет в танец. Это можно также практиковать в обычном шаге вальса, вычитывая мантру «на три счета», а именно: ипелджон, ипелджон, Артемив; или Иао, Мао, Сабао. В таких случаях данную практику можно комбинировать с поклонением определенному божеству (см. «Книгу СLХХV»).
Для танца, если вы предпочтете хореографический путь, лучше воспользоваться мантрой непосвятительного (или общего) характера, например: Ту эинаи, Ту Калон, Ту 'Ага‑ дон, и им подобными.
7. Пятая практика. Пусть во время танца ученик практикует ментальную концентрацию и экспериментирует, исследуя правильность следующих высказываний:
(а) Танец становится независимым от воли;
(б) Происходят явления, сходные с теми, что описаны в 4 (а), (б), (в) и (г).
8. Замечание по поводу глубины и полноты дыхания. При правильном выполнении выдоха следует максимально выталкивать воздух из легких. Для этого нужно полностью задействовать горло, грудь, ребра и брюшину, сдавливая бока верхней частью рук и упираясь головой в грудную клетку. Для правильного выполнения вдоха необходимо наполнить легкие максимально возможным количеством воздуха. При правильном выполнении задержки дыхания тело должно оставаться совершенно неподвижным. Десяти минут выполнения такой практики вполне достаточно, чтобы вызвать обильное потоотделение в любом месте с температурой воздуха от 17 градусов Цельсия и выше.
Прогресс ученика в умении глубоко и полно дышать должен тестироваться спирометром. Упражнения должны быть тщательно «дозированы» во избежание перенапряжения и повреждения легких. Дыхание должно поддерживаться максимально глубоким и полным, даже при выполнении быстрых упражнений; исключением служит шестая практика, которая описывается ниже.
9. Шестая практика. Пусть ученик дышит как можно более поверхностно и быстро. Он должен принять позу, соответствующую максимальному выдоху, и дышать исключительно мышцами горла. Он также может практиковать удлинение интервала между каждым отдельным циклом «вдох‑выдох». (Когда приобретается некоторый навык выполнения, дыхание можно сочетать с концентрацией на чакре вишуддха, т. е. с устойчивой фиксацией сознания на точке позвоночника, расположенной напротив гортани.)
10. Седьмая практика. Пусть ученик практикует задержку дыхания по следующей схеме: на любой дыхательной фазе внезапно задержать дыхание, преодолевая потреб ность дышать, пока она не пройдет и затем вновь проявится, и вновь пройдет, – и так до тех пор, пока ученик не преодолеет максимальный предел своих возможностей.
11. Восьмая практика. Пусть ученик практикует обычные формы пранаямы, но так, чтобы кумбхака выполнялась после, а не перед выдохом. Пусть он постепенно увеличивает интервал выполнения этой кумбхаки точно так же, как это делалось при выполнении другой кумбхаки, выполнявшейся перед выдохом.
12. Замечание по поводу условий проведения перечисленных практик.
Благоприятные условия подразумевают сухой бодрящий воздух, теплый климат, безветрие, тишину, отсутствие насекомых и других отвлекающих внимание факторов, уединение, принятие простой пищи в умеренном количестве после выполнения утренних и дневных практик и ни в коем случае – до практик. Чуть ли не самое главное требование – это телесное здоровье, за которым надо внимательно следить. Желательно, чтобы ученику помогал усердный и послушный помощник. Такой помощник должен быть бесшумным, терпеливым, бдительным, неразговорчивым, проворным, бодрым и неутомимым, аккуратным и чистоплотным, преданным и бескорыстным. При этом он должен быть свирепым и внушать страх посторонним и всем враждебным силам, обладать повышенной бдительностью и быть стражем ученика. Желательно, чтобы ученик нанимал в помощники только человека мужского пола, за исключением крайних случаев. Хотя для некоторых целей удобно взять собаку, для других – женщину.
13. Одиннадцатая практика. Пусть ученик в любое время при выполнении практики, особенно в периоды кумбхаки, направит всю свою волю к святому ангелу‑хранителю, устремляя взгляд внутрь‑наружу и подворачивая язык, словно желая его проглотить.
14. Пусть ученик не принимает на веру ни одно из утверждений, которые делались по ходу этой инструкции, и задумается над тем, что ему может совершенно не подходить совет, который мы даем в расчете на среднестатистического человека.
Лучший способ отрегулировать дыхание, как только вы овладели некоторыми навыками, заключается в использовании мантры. При этом вам понадобятся часы. Мантра оказывает такое же действие на мысли, как пранаяма – на дыхание. Мысль движется по кругу. Мантра «дробит» ее на кусочки подобно тому, как ножи кофемолки измельчают зерна кофе.
Вот правильный способ практикования мантры. Произнесите мантру максимально громко и как можно медленнее десять раз подряд. Затем не так громко и чуть‑чуть быстрее еще десять раз. Продолжайте этот процесс до тех пор, пока произнесение мантры не превратится в одно сплошное быстрое движение губ. Продолжайте двигать губами со все возрастающей скоростью и все уменьшающейся интенсивностью, пока ментальное бормотание полностью не поглотит физическое. К этому времени вы станете абсолютно спокойны. Мантра доминирует в вашем мозгу и постоянно набирает обороты.
Вы должны «разогнаться» до предельной скорости, и держаться на ней как можно дольше, а затем прекратить практику, выполняя весь вышеописанный процесс в обратном направлении.
В качестве мантры можно использовать любое изречение. Но возможно, индусы правы, когда утверждают, что каждому конкретному человеку соответствует свое специфическое изречение. Некоторые люди замечают, что певучие мантры Корана слишком легко «соскальзывают» с языка и позволяют переключать внимание на другие мысли без прерывания мантры. Считается, что во время произнесения мантры человек медитирует над ее значением. Другими словами, вы должны сочинить для себя мантру, которая отражает звук Вселенной.
Иногда мантра «дается», то есть бывает услышана необъяснимым образом во время медитации. Например, один человек употреблял фразу: «И старайся увидеть во всем волю Божью»; к другому человеку, пока он занимался усмирением мыслей, пришли слова: «Устрани это» (очевидно, подразумевая воздействие центров головного мозга, которые он использовал). Придерживаясь этой рекомендации, он добился необходимого «результата».
Идеальная мантра должна быть ритмичной, можно даже сказать мелодичной. Но в ней должен обязательно выделяться один слог. Это облегчает фокусировку внимания. Новичкам лучше всего подбирать мантры средней длительности. Если мантра слишком длинная, человек обязательно ее забывает, если только не практикует в течение долгого периода времени. Односложные мантры, вроде Ом, слишком отрывисты и в них теряется ритмический рисунок. (Хотя при напевании мантры, содержащей слово Ом, порой забываются остальные слова и остается лишь сконцентрированный, повторяющийся через определенные интервалы звук Ом, это все же следствие долгой практики, а никак не ее начало.)
Вот несколько удобных для использования мантр:
1. ОМ
2. ОмТатСатОм.
Эта мантра исключительно спондеическая. Спондей – это стопа из двух долгих слогов. Спондеем можно заменять, например, трехсложные размеры, когда безударные слоги сдваиваются и заменяются одним долгим.
3. ОмМа‑ниПад‑меХум
Два хорея между двумя цезурами.
4. Ом ши‑ва‑йя Ва‑ши
Три хорея. Обратите внимание, что «ши» означает покой, абсолютный, или мужской, аспект Божества; «ва» – это энергия, проявленный, или женский, аспект Божества. Таким образом, эта мантра выражает путь развития Вселенной: от Ничто через Конечное обратно в Ничто.
5. Аллах.
Слоги этой мантры равно акцентированы с паузой между ними; обычно факиры сочетают их с ритмичными покачиваниями тела из стороны в торону.
6. 'Хуа 'алла'ху а'лази 'лай'лаха 'илла 'Хуа.
Вот более длинные мантры:
7. Знаменитая мантра Гайятри
Ом! тат савитур вареньям
Бхарго девасья димахи
Дхийо йо та пратьодайят
Выдерживайте хореический четырехстопный размер.
8. Кол: 'Хуа 'Алла'ху А'кхад; 'Алла'ху 'Асса'мад; лам я'лид ва'лам ю'лад; ва'лам я'кун ла'ху куф'ван а'кхад.
9. Эта мантра самая священная из всех, которые есть и могут быть. Она из Звезды откровения.
А ка дуа
Туф ур биу
Би аа чефу дуду нер аф ан нутеру
Этих мантр вполне достаточно, что бы вы могли выбрать среди них свою.
Значения мантр:
1. Ом – это звук, который «исходит» на выдохе из задней части горла при постепенном закрывании рта. Этот набор звуков символизирует созидательный, охранительный и разрушительный принципы. Об этом можно рассказывать много и написать целую книгу.
2. О Существующее! О! – Стремление к реальности, истине
3. О драгоценность в Лотосе! Амен! – Относится и к Будде и к символизму Креста и Розы.
4. Описывает цикл творения. Мир проявляется в силе, сила растворяется в мире.
5. Бог
6. Он – Бог. И нет иных Богов, кроме Него.
7. О! давайте просто медитировать на дивном свете божественной Савитри (внутреннем Солнце, и т. д.) Пусть она просветит наши умы!
8. Повторяйте:
Он – единственный Бог!
Бог Предвечный!
Он не порождает и не порожден!
И нет никого, кто подобен Ему!
9. Высшее единство явилось!
Я поклоняюсь мощи Твоего дыхания,
Верховный и невообразимый Боже,
Кто сотворяет Богов и Смерть
Чтобы трепетали пред Тобой: –
Я, Я поклоняюсь Тебе!
Есть много других мантр. Шри Сабапати Свами наделяет каждую из чакр собственной мантрой. Вы должны выбрать свою мантру и в совершенстве ею овладеть.
Считайте, что вы даже не начали овладевать мантрой, если не в состоянии непрерывно читать ее в течение часа. На практике это куда легче, чем звучит на словах.
В некоторых школах практикуется напевание мантр под аккомпанемент музыкального инструмента или танца. Безусловно, если речь идет о приобретении «магических» сил, то при этом можно добиться замечательных результатов; но вот способствует ли это духовному росту – вопрос спорный. Если у вас появится желание изучить его, то вспомните, что Индия находится всего в семи часах лета от Москвы; и, кроме того, в Бенаресе, вне всякого сомнения, будут очень рады прибытию новых учеников.
Эта дискуссия о параллельной науке – мантра‑йоге – увела нас далеко в сторону, поэтому все же вернемся к «нашим баранам». Пранаяма исключительно полезна. То ли по причине ритмического механического воздействия на внутренние органы (массаж), то ли из‑за высокоэффективного поглощения кислорода, которое она обеспечивает. В любом случае ее польза для здоровья очевидна. С ее помощью легко устраняются пищеварительные проблемы. Она очищает не только тело, но и низшие функции сознания, поэтому серьезный ученик должен практиковать ее не менее одного часа ежедневно.
Разумеется. Разумеется. Разумеется. Невозможно сочетать правильное выполнение пранаямы с эмоциональным беспокойством. И наоборот, используйте практику пранаямы всякий раз, когда ощущаете, что вашему покою что‑то угрожает. В целом, практики, выполняемые во время прогулки, как правило, полезнее «сидячих» практик, потому что большую роль играет сама ходьба и свежий воздух. Но не забывайте выполнять и «сидячие» практики, сочетая их с медитацией. Естественно, когда вы стремитесь достичь результата как можно быстрее, прогулки будут лишь отвлекать ваше внимание.
Четыре часа в день – это золотая середина. Для большинства людей шестнадцать часов – это уже слишком много.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи