"Филадельфы" как организация была основана молодыми людьми в одном из восточных районов Франции в 1796 или 1797 годах.
Л.Пэнго, автор книги "Молодость Шарля Нодье" (Бсзансон, 1914), считает, что вскоре после переворота 18 брюмера писатель-романист Шарль Нодье на основе студенческой группы создал общество "Филадельфы", которое должно было вести пропаганду в пользу режима Консульства.
По мнению же новейших исследователей, общество- было основано нормандцем Рижоме, а среди первых его приверженцев были полковник Жан-Жозеф Уде и генерал Жан-Виктор Моро. Им удалось установить связи с рядом масонских лож во Франции и в Италии.
Уже само название общества - "Филадельфы" - свидетельствует о влиянии масонов, от ритуала которых "Филадельфы" многое унаследовали.
Заимствования, вероятно, были особенно значительными у так называемого масонства "Строгого послушания". На структуру общества явно повлияли и иллюминаты, о чем свидетельствуют некоторые псевдонимы, вероятно, почерпнутые из арсенала Ордена иллюминатов (Спартак и др.). Наиболее заметно такое сходство в решении открывать тайные цеди общества лишь лицам, возведенным в высшие степени, в требовании слепого подчинения всех членов ордена руководителям. Перечисляя предшественников "Филадельфов", Нодье не упоминает иллюминатов, по зато называет руководителя векового ордена ассассинов - "горного старца".
Нодье пишет, что общество было противником переворота 18 брюмера, неизменно сохраняло свою враждебность наполеоновскому господству, стояло почти за всеми заговорами против императора вплоть до 1814 года, когда оно активно способствовало крушению его владычества.
Л.Пэнго, автор книги "Молодость Шарля Нодье" (Бсзансон, 1914), считает, что вскоре после переворота 18 брюмера писатель-романист Шарль Нодье на основе студенческой группы создал общество "Филадельфы", которое должно было вести пропаганду в пользу режима Консульства.
По мнению же новейших исследователей, общество- было основано нормандцем Рижоме, а среди первых его приверженцев были полковник Жан-Жозеф Уде и генерал Жан-Виктор Моро. Им удалось установить связи с рядом масонских лож во Франции и в Италии.
Уже само название общества - "Филадельфы" - свидетельствует о влиянии масонов, от ритуала которых "Филадельфы" многое унаследовали.
Заимствования, вероятно, были особенно значительными у так называемого масонства "Строгого послушания". На структуру общества явно повлияли и иллюминаты, о чем свидетельствуют некоторые псевдонимы, вероятно, почерпнутые из арсенала Ордена иллюминатов (Спартак и др.). Наиболее заметно такое сходство в решении открывать тайные цеди общества лишь лицам, возведенным в высшие степени, в требовании слепого подчинения всех членов ордена руководителям. Перечисляя предшественников "Филадельфов", Нодье не упоминает иллюминатов, по зато называет руководителя векового ордена ассассинов - "горного старца".
Нодье пишет, что общество было противником переворота 18 брюмера, неизменно сохраняло свою враждебность наполеоновскому господству, стояло почти за всеми заговорами против императора вплоть до 1814 года, когда оно активно способствовало крушению его владычества.
Управляет какой-либо общиной семья мафиозо через "коску", являющуюся объединением нескольких семей мафиози. Коска, как объединение членов семей мафии, может быть в конечном счете результатом последовательных бракосочетаний, которые, пусть и продиктованые взаимными чувствами вступающих в брак, совершаются почти всегда только между семьями мафиози.
С помощью коски мафиозо расширяет сферу своего влияния: согласно требованиям своей среды, мафиозо должен обладать собственным владением - "землей", объединение семей одной местности в коску дает мафиози возможность разыгрывать свои личные владения как козырную карту прежде всего по отношению к частной собственности нечленов мафии, то есть подавляющего большинства общества.
Коска организована на более высоком уровне и как патриархальная семья, поэтому внутри ее самостоятельность отдельного мафиозо минимальна.
Во внешнем мире коска осуществляет верховную власть.
Мафиози других косок должны просить разрешения, если интересы вынуждают их действовать на территории коски, членами которой они не являются. Отношения между различными косками, как правило, дружеские, деловые, иногда носят характер взаимопомощи. Однако когда между ними вспыхивает война, особенно если возникают спорные вопросы при определении границ соответствующих территорий, коски ведут ее до полного уничтожения соперников. Так начиналась резня, тянувшаяся порой в старой мафии годами, вовлекая в свою мясорубку даже детей.
Со всеми остальными членами общины, не состоящими в мафии, отношения основывались на авторитарной силе - власти, возникшей с помощью тех же средств, к которым прибегали и для ее сохранения, в соответствии с правилом: "Каждая власть держится на способности применять насилие".
С помощью коски мафиозо расширяет сферу своего влияния: согласно требованиям своей среды, мафиозо должен обладать собственным владением - "землей", объединение семей одной местности в коску дает мафиози возможность разыгрывать свои личные владения как козырную карту прежде всего по отношению к частной собственности нечленов мафии, то есть подавляющего большинства общества.
Коска организована на более высоком уровне и как патриархальная семья, поэтому внутри ее самостоятельность отдельного мафиозо минимальна.
Во внешнем мире коска осуществляет верховную власть.
Мафиози других косок должны просить разрешения, если интересы вынуждают их действовать на территории коски, членами которой они не являются. Отношения между различными косками, как правило, дружеские, деловые, иногда носят характер взаимопомощи. Однако когда между ними вспыхивает война, особенно если возникают спорные вопросы при определении границ соответствующих территорий, коски ведут ее до полного уничтожения соперников. Так начиналась резня, тянувшаяся порой в старой мафии годами, вовлекая в свою мясорубку даже детей.
Со всеми остальными членами общины, не состоящими в мафии, отношения основывались на авторитарной силе - власти, возникшей с помощью тех же средств, к которым прибегали и для ее сохранения, в соответствии с правилом: "Каждая власть держится на способности применять насилие".
Какими же качествами должен был обладать человек, чтобы его признали мафиозо?
Никто в его семье, а до 1950 года даже и в более широкой социальной среде Сицилии, не говорил ему, что существуют "общество и коллектив". Его учили, что "мир враждебен, сулит угрозы и опасности, жесток и суров", и если ты хочешь достичь "богатства, власти и влияния", то ты должен "бороться против всего и против всех".
Мафиозо преимущественно индивидуалист, его ум сосредоточен только на достижении его собственных целей. Но тот факт, что у мафиозо отсутствует "какая-либо система ценностей, которую он должен защищать", не следует рассматривать лишь как отрицательный момент, как его личную ограниченность. Наоборот, в безудержном индивидуализме члена старой мафии скрывалась одна из пружин, толкавших его к достижению жизненного успеха: мафиозо легко мог приспособиться к любому социальному окружению, так как, куда бы он ни попал, отсутствие его идеологических ценностей помогало ему приноравливаться к бесконечным изменениям в жизни.
В крови мафиозо хранится отражение множества ритуалов. Мафиозо должен показать всем, что у него достаточно мужества: он должен уметь молчать, следовать закону круговой поруки (омерта). Он не может жить без оружия. Окружающие должны признать за ним смелость, основанную на презрении к опасности и пренебрежении к смерти. Он сам держит слово. Поэтому неуважение или обида, нанесенные его достоинству, должны быть публично отомщены, чтобы все наглядно видели его силу. Когда-то были священными, особенно в тюрьмах, ритуалы принятия в мафию, на которых смешивались кровь их участников. Тот, кто вступал в мафию, испытывал при этом восхищение и страх, тогда как мафиози, вводившие новичков в организацию, укрепляли тем самым сознание своей абсолютной и безоговорочной власти над ними, подтверждая таким образом свои жизненные принципы в собственных глазах.
Никто в его семье, а до 1950 года даже и в более широкой социальной среде Сицилии, не говорил ему, что существуют "общество и коллектив". Его учили, что "мир враждебен, сулит угрозы и опасности, жесток и суров", и если ты хочешь достичь "богатства, власти и влияния", то ты должен "бороться против всего и против всех".
Мафиозо преимущественно индивидуалист, его ум сосредоточен только на достижении его собственных целей. Но тот факт, что у мафиозо отсутствует "какая-либо система ценностей, которую он должен защищать", не следует рассматривать лишь как отрицательный момент, как его личную ограниченность. Наоборот, в безудержном индивидуализме члена старой мафии скрывалась одна из пружин, толкавших его к достижению жизненного успеха: мафиозо легко мог приспособиться к любому социальному окружению, так как, куда бы он ни попал, отсутствие его идеологических ценностей помогало ему приноравливаться к бесконечным изменениям в жизни.
В крови мафиозо хранится отражение множества ритуалов. Мафиозо должен показать всем, что у него достаточно мужества: он должен уметь молчать, следовать закону круговой поруки (омерта). Он не может жить без оружия. Окружающие должны признать за ним смелость, основанную на презрении к опасности и пренебрежении к смерти. Он сам держит слово. Поэтому неуважение или обида, нанесенные его достоинству, должны быть публично отомщены, чтобы все наглядно видели его силу. Когда-то были священными, особенно в тюрьмах, ритуалы принятия в мафию, на которых смешивались кровь их участников. Тот, кто вступал в мафию, испытывал при этом восхищение и страх, тогда как мафиози, вводившие новичков в организацию, укрепляли тем самым сознание своей абсолютной и безоговорочной власти над ними, подтверждая таким образом свои жизненные принципы в собственных глазах.
В старой мафии главарь занимал привилегированное положение. Он никогда не участвовал в преступлениях, чтобы иметь алиби, когда за дело принимались сыщики; при нем всегда находится верный человек, выступавший в качестве "щита" и охранявший его от нападений других мафиози, он проводил различные переговоры, возглавлял окутанные тайной заседания, отдавал приказы, одним взглядом, намеком или жестом добиваясь полного подчинения.
Однако при определении структуры старой мафии возникают некоторые трудности. Старая мафия, как писал социолог Франко Ферраротти, остается феноменом, "необъяснимым с точки зрения современных социологических теорий"; у нее "индивидуальный характер", она как бы сообразуется со способностями отдельного главаря, у нее "рациональный характер", потому что она создает эффективные организации, аналогичные бюрократическому аппарату, ее организм подобен организму ящерицы".
Некоторые моменты в характере старой мафии можно все же выделить с достаточной уверенностью.
Мафиози становятся мафиози из поколения в поколение. Они уже рождаются мафиози, потому что их корень - это кровь их семьи.
Если ты не сын, не племянник или кузен мафиозо, сам ты уже не мафиозо. Браки заключаются между их семьями точно так же, как это происходило до сих пор с царствующими домами.
Семья мафиозо составляет основу и суть самой мафии. Семья в целом не зависит от жизненного пути-и превратностей судьбы отдельного человека: вот уже больше века угроза пожизненного заключения или многих лет тюрьмы не останавливает мафиозо, находящегося на свободе.
Семья в старой мафии, зародившейся тогда, когда только она, а не отдельная личность обладала социальной значимостью, - эта семья патриархального типа, характерная для крестьянского мира.
Однако при определении структуры старой мафии возникают некоторые трудности. Старая мафия, как писал социолог Франко Ферраротти, остается феноменом, "необъяснимым с точки зрения современных социологических теорий"; у нее "индивидуальный характер", она как бы сообразуется со способностями отдельного главаря, у нее "рациональный характер", потому что она создает эффективные организации, аналогичные бюрократическому аппарату, ее организм подобен организму ящерицы".
Некоторые моменты в характере старой мафии можно все же выделить с достаточной уверенностью.
Мафиози становятся мафиози из поколения в поколение. Они уже рождаются мафиози, потому что их корень - это кровь их семьи.
Если ты не сын, не племянник или кузен мафиозо, сам ты уже не мафиозо. Браки заключаются между их семьями точно так же, как это происходило до сих пор с царствующими домами.
Семья мафиозо составляет основу и суть самой мафии. Семья в целом не зависит от жизненного пути-и превратностей судьбы отдельного человека: вот уже больше века угроза пожизненного заключения или многих лет тюрьмы не останавливает мафиозо, находящегося на свободе.
Семья в старой мафии, зародившейся тогда, когда только она, а не отдельная личность обладала социальной значимостью, - эта семья патриархального типа, характерная для крестьянского мира.
Кто говорит "мафия", должен обязательно добавлять "сицилийская", так как любой другой выходец из Италии, будь то ломбардец, неаполитанец, калабриец или сардинец, никогда не будет претендовать на участие в этой организации и не сможет стать ее членом. Для него это настолько же нереально, насколько нереально негру присоединиться к ку-клукс-клану.
Мафия - это секретное сообщество со своей внутренней структурой и правилами, которые должны строго соблюдать ее члены.
ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ
Мафия родилась в XIX веке в треугольнике, на вершинах которого находятся города Палемо, Трапани, Агридженто. Но само слово "мафия" впервые появилось в 1862 - 1863 гг., когда в Палермо с большим успехом шла комедия Джузепие Риццотто "Мафиози из наместничества".
С неизбежностью возникает вопрос: появилась ли мафия в результате объединения Италии с Сицилией или же молодому Итальянскому королевству она досталась в наследство от Бурбонов?
Ответ надо искать в особом характере сицилийского крупного помещичьего землевладения.
Монархи из династии Бурбонов, правившие королевством обеих Сицилии, жили в Неаполе, а управление островом поручали вице-королю. Бурбоны не доверяли сицилийским дворянам, которые в наполеоновский период имели возможность познакомиться с конституционной монархией, а в 1848 году, когда в Палермо вспыхнула революция, завершившаяся введением конституции, свергли с престола Фердинанда II. Король, восстановив через год свою абсолютную власть, в 1852 году посетил Сицилию, отказав-шись.однако, заехать в Палермо.
Сицилийское дворянство никогда не было "придворной знатью", оно не было и "военной знатью", потому что Бурбоны вверяли свою личную безопасность, еще :о времен якобинцев неоднократно подвергавшуюся угрозе, наемным войскам, набранным их швейцарцев.
Мафия - это секретное сообщество со своей внутренней структурой и правилами, которые должны строго соблюдать ее члены.
ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ
Мафия родилась в XIX веке в треугольнике, на вершинах которого находятся города Палемо, Трапани, Агридженто. Но само слово "мафия" впервые появилось в 1862 - 1863 гг., когда в Палермо с большим успехом шла комедия Джузепие Риццотто "Мафиози из наместничества".
С неизбежностью возникает вопрос: появилась ли мафия в результате объединения Италии с Сицилией или же молодому Итальянскому королевству она досталась в наследство от Бурбонов?
Ответ надо искать в особом характере сицилийского крупного помещичьего землевладения.
Монархи из династии Бурбонов, правившие королевством обеих Сицилии, жили в Неаполе, а управление островом поручали вице-королю. Бурбоны не доверяли сицилийским дворянам, которые в наполеоновский период имели возможность познакомиться с конституционной монархией, а в 1848 году, когда в Палермо вспыхнула революция, завершившаяся введением конституции, свергли с престола Фердинанда II. Король, восстановив через год свою абсолютную власть, в 1852 году посетил Сицилию, отказав-шись.однако, заехать в Палермо.
Сицилийское дворянство никогда не было "придворной знатью", оно не было и "военной знатью", потому что Бурбоны вверяли свою личную безопасность, еще :о времен якобинцев неоднократно подвергавшуюся угрозе, наемным войскам, набранным их швейцарцев.
Кто не слыхал о масонских пирах? Братские трапезы заканчивали обыкновенно и посвящения профанов, и повышения старых братьев в более высокие степени, и даже поучительные беседы.
В каменщических уставах не забыты предписания относительно столовых лож, а в обрядниках включались подробные ритуалы. Так, например, в "Законах для совершенной и справедливой ложи св. Иоанна" времени царствования императора Александра 1 читаем - глава XV, № 189. Правила для столовой ложи: "Ежели истинный свободный Каменщик стремится к тому, чтобы отличить себя от профанов чистотой понятий, желаний, побуждений, намерений, действий и разговоров, то обязанность его есть - вводить сие отличие в те упражнения, кои служат к его отдохновению и увеселению внешнего человека. По сему самому надлежит, чтобы обеды и ужины, под именем столовых лож в собраниях братских отправляемых, отличались от обедов и ужинов профанских, т.е. служили бы не к прельщению, но к умеренному насыщению тела". Руководствуясь сим правилом постановляется: 1) при торжественной столовой ложе, днем отправляемой, употреблять не более 7 блюд; 2) при торжественной столовой ложе, вечером отправляемой, - не более 5 блюд; 3) при обыкновенных столовых ложах, всегда вечером отправляемых, - не более 3-х блюд; 4) вина на каждого брата ставится полбутылки.
Число здравиц, перечисленных ритуалом, достигало 9, но,кроме них, "Великий мастер может произнести такие здравицы, какие заблагорассудит, памятуя при том драгую умеренность". Первая здравица неизменно в царствование императора Александра I провозглашалась и пилась стоя "за высочайшие здравия Его Императорского Величества и их Императорских Величеств", после этой здравицы следовало троекратное рукоплескание.
В каменщических уставах не забыты предписания относительно столовых лож, а в обрядниках включались подробные ритуалы. Так, например, в "Законах для совершенной и справедливой ложи св. Иоанна" времени царствования императора Александра 1 читаем - глава XV, № 189. Правила для столовой ложи: "Ежели истинный свободный Каменщик стремится к тому, чтобы отличить себя от профанов чистотой понятий, желаний, побуждений, намерений, действий и разговоров, то обязанность его есть - вводить сие отличие в те упражнения, кои служат к его отдохновению и увеселению внешнего человека. По сему самому надлежит, чтобы обеды и ужины, под именем столовых лож в собраниях братских отправляемых, отличались от обедов и ужинов профанских, т.е. служили бы не к прельщению, но к умеренному насыщению тела". Руководствуясь сим правилом постановляется: 1) при торжественной столовой ложе, днем отправляемой, употреблять не более 7 блюд; 2) при торжественной столовой ложе, вечером отправляемой, - не более 5 блюд; 3) при обыкновенных столовых ложах, всегда вечером отправляемых, - не более 3-х блюд; 4) вина на каждого брата ставится полбутылки.
Число здравиц, перечисленных ритуалом, достигало 9, но,кроме них, "Великий мастер может произнести такие здравицы, какие заблагорассудит, памятуя при том драгую умеренность". Первая здравица неизменно в царствование императора Александра I провозглашалась и пилась стоя "за высочайшие здравия Его Императорского Величества и их Императорских Величеств", после этой здравицы следовало троекратное рукоплескание.
Иоанновское масонство называлось голубым. Члены иоанновских лож были мечтательными проповедниками, надеявшимися путем совершенствования каждой отдельной личности достичь рая на земле. "Сейте семена царствия света" был их пароль. Андреевское, или шотландское, масонство называлось красным. Члены красных лож долженствовали быть неустрашимыми борцами за идеи с девизом: "Vincere aut mori". Патроном-покровителем всего Ордена Свободных Каменщиков почитался Иоанн Креститель. Ему посвящены были первые три степени символических лож, в которых все обряды и символы знаменовали страстный призыв к покаянию, к самосовершенствованию. Более высокие степени, в которых масоны обязывались клятвенно выходить на борьбу со злом, не щадя жизни, посвящены были св. апостолу Андрею Первозванному. Некоторые ложи особенно чтили еще св. Иоанна Евангелиста. Орденскими праздниками почитались 24 июня, 30 ноября и 27 января.
Для празднования всех трех праздников существовал ритуал, выработанный до мельчайших подробностей. Особой торжественностью отличалось торжествование Иоаннова дня, в продолжение коего все члены Ордена, к каким бы толкам они ни принадлежали, должны были находиться вместе "для вещего процветания Ордена". В России масонские праздники праздновались с большей пышностью. Сохранились обряды для "Иоаннова дня" последней четверти XVIII века и первых 30 лет XIX века.
Убранство лож было не одинаково.
Для празднования всех трех праздников существовал ритуал, выработанный до мельчайших подробностей. Особой торжественностью отличалось торжествование Иоаннова дня, в продолжение коего все члены Ордена, к каким бы толкам они ни принадлежали, должны были находиться вместе "для вещего процветания Ордена". В России масонские праздники праздновались с большей пышностью. Сохранились обряды для "Иоаннова дня" последней четверти XVIII века и первых 30 лет XIX века.
Убранство лож было не одинаково.
Человек, который хочет сделаться франк-масоном, должен познакомиться с членом какой-нибудь хорошей ложи, и этот последний предложит его кандидатом в следующем собрании. Брат, предлагающий нового члена, должен доставить ложе сведения о звании и качествах кандидата, братья рассуждают потом, может ли он быть принят, и в случае утвердительного решения принятие назначается в следующий же вечер.
Братья пунктуально собираются в назначенный час. Число братьев, принадлежащих к ложе, неограничено, но ложа вообще может составиться только тогда, когда в ней присутствует мастер и необходимые должностные лица. В общераспространенной практике трое сведущих братьев уже составляют ложу, пятеро составляют "справедливую", семеро - "совершенную" ложу.
При мастере состоят два главных должностных лица, старший и младший надзиратели, которые смотрят за соблюдением законов ложи и исполнением приказаний мастера. Надзиратели имеют своих помощников, старшего и младшего диакона, при них были, наконец, стюарты.
Когда братья соберутся, мастер, два его ассистента, секретарь и казначей ("хранитель сокровищ" в русских ритуалах) прежде всего надевают на шею голубые ленты треугольной формы: у мастера висит на ленте циркуль и линейка, ассистенты, старшие надзиратели носят один циркуль.
На столе, за которым сидит мастер, ставятся свечи в виде треугольника, и в лучших ложах на подсвечниках бывают искусно вырезаны эмблематические фигуры.
У каждого брата надет белый кожаный передник (запои). Место мастера за столом, на востоке, перед ним лежит открытая библия, на ней положен циркуль, концы которого покрыты lignum vitae, или наугольником. Старший и младший надзиратели находятся напротив него, на западе и юге. "На столе ставится также вино, пунш и проч., чтобы угощать братьев, которые занимают места по масонскому старшинству". Когда все братья сядут в таком порядке, мастер приступает к открытию ложи. Оно происходит таким образом.
Мастер спрашивает младшего диакона: - Какая первая обязанность масона? - Смотреть, чтобы ложа была покрыта. - Исполните свою должность.
Братья пунктуально собираются в назначенный час. Число братьев, принадлежащих к ложе, неограничено, но ложа вообще может составиться только тогда, когда в ней присутствует мастер и необходимые должностные лица. В общераспространенной практике трое сведущих братьев уже составляют ложу, пятеро составляют "справедливую", семеро - "совершенную" ложу.
При мастере состоят два главных должностных лица, старший и младший надзиратели, которые смотрят за соблюдением законов ложи и исполнением приказаний мастера. Надзиратели имеют своих помощников, старшего и младшего диакона, при них были, наконец, стюарты.
Когда братья соберутся, мастер, два его ассистента, секретарь и казначей ("хранитель сокровищ" в русских ритуалах) прежде всего надевают на шею голубые ленты треугольной формы: у мастера висит на ленте циркуль и линейка, ассистенты, старшие надзиратели носят один циркуль.
На столе, за которым сидит мастер, ставятся свечи в виде треугольника, и в лучших ложах на подсвечниках бывают искусно вырезаны эмблематические фигуры.
У каждого брата надет белый кожаный передник (запои). Место мастера за столом, на востоке, перед ним лежит открытая библия, на ней положен циркуль, концы которого покрыты lignum vitae, или наугольником. Старший и младший надзиратели находятся напротив него, на западе и юге. "На столе ставится также вино, пунш и проч., чтобы угощать братьев, которые занимают места по масонскому старшинству". Когда все братья сядут в таком порядке, мастер приступает к открытию ложи. Оно происходит таким образом.
Мастер спрашивает младшего диакона: - Какая первая обязанность масона? - Смотреть, чтобы ложа была покрыта. - Исполните свою должность.
13 ритуале Великой Ложи 1717 года, или Новых Масонов, изложенном у Броуна и Престона, мы находим еще некоторые черты, которые мы приведем вкратце, в дополнение символики и нравственного учения старого английского масонства. Три столба, тосканского, дорического и коринфского ордена, представляют Соломона, Гирама, царя тирского, и Гирама-Абифа. Ложа покрыта многоцветным балдахином (небом), которого масоны надеются достигнуть но символической "лестнице Иакова".
Она имеет три главные ступени: веру - в Христа, надежду - на спасение, любовь - ко всему человечеству. Эта лестница ведет к небу и утверждается на Библии. "Но любовь обнимает целое, кому свойственна эта добродетель в ее обширном смысле, о том мы говорим, что он достиг вершины своего признания, или говоря метафизически, достиг того эфирного жилища, которое закрыто от глаз смертных звездной твердью, и далее представляется эмблематически семью звездами, обозначающими семь принятых масонов".
Внутри ложа состоит из украшений, принадлежностей и клейнодов. К первым относится: мозаиковый пол (изображаемый на чертеже) "прекрасное основание масонской ложи - он представляет богатство творения и божественных благодеяний так же, как переменчивый, неизвестный ход жизни и разнообразные внешние отношения людей, которые по рождению и могиле все равны", пылающая звезда, напоминающая о создании десяти заповедей на Синае, о любящем и благом вездесущии Бога и т.п.
Принадлежности ложи, библия, чтобы управлять и руководить нашей верой и обязывать на ней новопринимаемого, циркуль и наугольник, чтобы управлять нашими действиями. Библия исходит от Бога для всех людей как самое красноречивое объяснение его воли; циркуль относится к великому мастеру как его отличие, наконец, наугольник принадлежит всему цеху...
Она имеет три главные ступени: веру - в Христа, надежду - на спасение, любовь - ко всему человечеству. Эта лестница ведет к небу и утверждается на Библии. "Но любовь обнимает целое, кому свойственна эта добродетель в ее обширном смысле, о том мы говорим, что он достиг вершины своего признания, или говоря метафизически, достиг того эфирного жилища, которое закрыто от глаз смертных звездной твердью, и далее представляется эмблематически семью звездами, обозначающими семь принятых масонов".
Внутри ложа состоит из украшений, принадлежностей и клейнодов. К первым относится: мозаиковый пол (изображаемый на чертеже) "прекрасное основание масонской ложи - он представляет богатство творения и божественных благодеяний так же, как переменчивый, неизвестный ход жизни и разнообразные внешние отношения людей, которые по рождению и могиле все равны", пылающая звезда, напоминающая о создании десяти заповедей на Синае, о любящем и благом вездесущии Бога и т.п.
Принадлежности ложи, библия, чтобы управлять и руководить нашей верой и обязывать на ней новопринимаемого, циркуль и наугольник, чтобы управлять нашими действиями. Библия исходит от Бога для всех людей как самое красноречивое объяснение его воли; циркуль относится к великому мастеру как его отличие, наконец, наугольник принадлежит всему цеху...
Прикосновение, которым братья ученической степени узнают друг друга, состоит в том, что надо ногтем большого пальца правой руки прижать к первому суставу правой руки брата. Слово если Jachin, произносимое братьями раздельно и по очереди: первый говорит "Ja", второй "chin" - или же каждый говорит поочередно по одной букве слова, которое потом выговаривается целиком.
По Причарду, ученик должен знать и другое слово "Боаз". "Иакин и Боаз" были названия двух мифических столбов в Соломоновом храме, к которым относятся различные легенды, масонские и средневековые предания, вероятно, послужившие источником или поводом для масонских. Наконец, знак ученической степени: надо правой рукой горизонтально провести у шеи.
Когда мастер испытывает на примере, знает ли новопринятый прикосновение, слово и знак, новопринятый отвечает на новые вопросыкак он оделся снова по-прежнему, как принес мастеру и всем братьям благодарность за принятие в "достойное общество", как мастер призвал его на "северо-восток ложи" и подарил ему запон, "знак невинности, более старый, чем золотое руно или римский орел, и почетные звезды и повязки какого бы то ни было другого ордена под солнцем".
Ответы продолжаются так: "Я сел потом по правую руку мастера, который показал мне инструменты принятого ученика: это были 24 дюймовый масштаб, наугольник и молот. Наугольник служил мне, чтобы делать мою работу прямоугольной, 24 дюймовый масштаб, чтобы вымерять мою работу, молот - отсекать ненужный материал, чтобы можно было легко и верно наложить наугольник".
Мастер. "Брат, так как мы не все работающие масоны (каменщики), то мы относим эти инструменты к нашей нравственной жизни, что мы называем одухотворением: объясните это".
В "Конституциях" Андерсона обрядовая беседа мастера с братьями еще носит следы рабочей практики, так как в "Конституциях" еще ясен простой характер договора, заключенного между рабочими. В первоначальных формах ритуала сохранилось еще много простого и наивного, что превратилось потом в аффектацию и набор слов.
В старых обрядах масонства продолжается народный цеховой обычай, и тайна братской любви, помощи и верности придавала ему нравственно-поэтический смысл. Этот смысл терялся больше и больше в позднейшем искусственном масонстве, и прежний наивный обряд превратился, наконец, в произвольную фантастическую церемонию уловки, чтобы производить действие на новопосвящаемого. Понятно, что если обычаи и символические обряды простых рабочих не могли в новом "масонском" обществе не потерять своей непосредственности, то и масонская "тайна", естественно, должна была получить совсем иной смысл.
Новейшее масонство, выдумавшее высшие степени, эксплуатировало эту тайну в самых различных смыслах: или в виде заговоров в пользу изгнанных Стюартов, или с рыцарскими (т.е. феодальными, юнкерскими) занятиями, или с наклонностями клерикальными, т.е. иезуитско-обскурантными, или, наконец, в виде алхимии и нелепого колдовства. В этих случаях "тайну" знали только изобретатели новых степеней и ближайшие адепты, которым она доверялась, множество других членов ордена томились нетерпеливым стремлением узнать тайну, мучились в поисках ее, иногда находили, наконец, какую-нибудь из пошлых подложных "тайн", часто не удовлетворялись ею и начинали искать снова и т.д. Такова была история множества масонов в прошлом столетии.
В старых обрядах масонства продолжается народный цеховой обычай, и тайна братской любви, помощи и верности придавала ему нравственно-поэтический смысл. Этот смысл терялся больше и больше в позднейшем искусственном масонстве, и прежний наивный обряд превратился, наконец, в произвольную фантастическую церемонию уловки, чтобы производить действие на новопосвящаемого. Понятно, что если обычаи и символические обряды простых рабочих не могли в новом "масонском" обществе не потерять своей непосредственности, то и масонская "тайна", естественно, должна была получить совсем иной смысл.
Новейшее масонство, выдумавшее высшие степени, эксплуатировало эту тайну в самых различных смыслах: или в виде заговоров в пользу изгнанных Стюартов, или с рыцарскими (т.е. феодальными, юнкерскими) занятиями, или с наклонностями клерикальными, т.е. иезуитско-обскурантными, или, наконец, в виде алхимии и нелепого колдовства. В этих случаях "тайну" знали только изобретатели новых степеней и ближайшие адепты, которым она доверялась, множество других членов ордена томились нетерпеливым стремлением узнать тайну, мучились в поисках ее, иногда находили, наконец, какую-нибудь из пошлых подложных "тайн", часто не удовлетворялись ею и начинали искать снова и т.д. Такова была история множества масонов в прошлом столетии.
Об этой легенде следует сказать несколько слов, потому что впоследствии она в. самых разнообразных редакциях играла большую роль в ритуалах различных систем нового изобретения.
Последующая легенда о Гирамс, или Адонираме, или Гира-мс-Абиф, главном мастере при строении Соломонова храма, воспользовалась некоторыми чертами из легенд о Соломоне и строительстве Иерусалимского храма, ходивших в христианской Европе средних веков.
Предания о Соломоновом храме, его великолепии, чудесных подробностях его строения, удивительном искусстве главного мастера были чрезвычайно распространены в средние века, и, без сомнения, известны были также и старым каменщикам. Новейшие масоны, естественно, могли развить свою легенду на почве этих преданий, близких к специальности цеха. К Гираму относилось самое изобретение масонских слов и знаков.
По масонскому рассказу "Гирам, главный строитель Соломонова храма, имел столько рабочих, с которыми ему нужно было расплачиваться, что ему невозможно было знать их всех, поэтому каждой степени или классу рабочих он дал особенный знак и слово, по которым он легче мог различать их, чтобы платить им различное жалованье". Эти слова и знаки стали потом принадлежностью и тайными приметами различных масонских степеней.
Когда товарищ "посвящается в мастера", то в "лекции" - таким же образом, как мы видели это в степени ученика, - рассказываются все подробности приема, новопринятый мастер рассказывает, как он получал урок у старшего надзирателя мастерской ложи: - Он сказал мне, что я представляю собой одного из величайших людей в мире, а именно нашего великого мастера Гирама, который был убит при самом окончании (Соломонова) храма, и об его смерти рассказывают следующее:
"Было первоначально пятнадцать товарищей, которые, видя, что храм почти окончен, и не получая мастерского слова, были в большом нетерпении и согласились вынудить его силой у своего мастера Гирама, - при первом случае, когда им удастся встретить его одного, - чтобы после им можно было считаться масонами в других странах и получать жалованье или прибыль мастера.
Последующая легенда о Гирамс, или Адонираме, или Гира-мс-Абиф, главном мастере при строении Соломонова храма, воспользовалась некоторыми чертами из легенд о Соломоне и строительстве Иерусалимского храма, ходивших в христианской Европе средних веков.
Предания о Соломоновом храме, его великолепии, чудесных подробностях его строения, удивительном искусстве главного мастера были чрезвычайно распространены в средние века, и, без сомнения, известны были также и старым каменщикам. Новейшие масоны, естественно, могли развить свою легенду на почве этих преданий, близких к специальности цеха. К Гираму относилось самое изобретение масонских слов и знаков.
По масонскому рассказу "Гирам, главный строитель Соломонова храма, имел столько рабочих, с которыми ему нужно было расплачиваться, что ему невозможно было знать их всех, поэтому каждой степени или классу рабочих он дал особенный знак и слово, по которым он легче мог различать их, чтобы платить им различное жалованье". Эти слова и знаки стали потом принадлежностью и тайными приметами различных масонских степеней.
Когда товарищ "посвящается в мастера", то в "лекции" - таким же образом, как мы видели это в степени ученика, - рассказываются все подробности приема, новопринятый мастер рассказывает, как он получал урок у старшего надзирателя мастерской ложи: - Он сказал мне, что я представляю собой одного из величайших людей в мире, а именно нашего великого мастера Гирама, который был убит при самом окончании (Соломонова) храма, и об его смерти рассказывают следующее:
"Было первоначально пятнадцать товарищей, которые, видя, что храм почти окончен, и не получая мастерского слова, были в большом нетерпении и согласились вынудить его силой у своего мастера Гирама, - при первом случае, когда им удастся встретить его одного, - чтобы после им можно было считаться масонами в других странах и получать жалованье или прибыль мастера.