Он начал рисовать рано, поставив перед собой цель — овладеть мастерством живописца. Мальчик часами не расставался с карандашами и красками, тщательно и усердно прорабатывал каждый штрих рисунка, каждую его деталь. И. Е. Репин, у которого занимался юный Серов, сразу заметил и оценил редкое дарование своего ученика — удивительную зоркость глаза, точность руки, истинную преданность делу.
С самого детства его отличало тру- долюбие. Он мог подолгу простаивать в зоологическом саду перед клетками, изучая облик, движения, повадки зверей. Много позже Серов создал заме- чательные иллюстрации к басням И. А. Крылова «Квартет», «Лев и Волк», «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица». Больше других животных мальчик любил лошадей. Верховая езда была его страстью. Став взрослым, Серов изобразил их с редким знанием и любовью в картинах «Стригуны на водопое. Домотканово», «Купание лошади», «Лошади у пруда».
Чувством проникновенной любви к неброской красоте природы средней полосы России проникнуты его пейзажи «Ели», «Зима в Абрамцеве», «Заросший пруд. Домотканово» и др.
Но в историю русского и мирового искусства Валентин Александрович Серов вошел прежде всего как выда- ющийся мастер портрета.
Серов писал портреты детей, раскрывая в них всю непосредственность их характеров и переживаний. Он создал много замечательных портретов выдающихся художников, писателей, артистов.
В подмосковном Абрамцеве, имении друга многих художников С. И. Мамонтова, Валентин Серов написал портрет его дочери Веры. Он известен теперь как «Девочка с персиками». Картина излучает радость жизни и солнечный свет. Мимо нее нельзя пройти равнодушно и не вглядеться пристально в милое, доброе лицо девочки, увековеченное волшебной силой искусства. Она будто создана на одном дыхании, в ней глубокая задушевность, человечность.
В 1888 г. Серов пишет картину «Де- вушка, освещенная солнцем» — портрет Маши Симанович. В нем поражает то же чувство благородства человека и полноты жизни, которые привлекают нас в «Девочке с персиками».
С серовских портретов смотрят на нас живые люди: у каждого свой характер, манеры, своя судьба. У них живые глаза — умные, лукавые, глуповатые, хитрые, проницательные... Мы видим позы естественные и напыщенные, покорные и гордые, нелепые и изящные. Мы восхищаемся красотой лица и духовного мира одних, смеемся над пустотой других, презираем подлость, чванство и бездушие третьих. Художник умел раз- глядеть в человеке самое главное, сокровенное. Из-за этого некоторые боялись ему позировать.
Портретов Серов написал больше сотни. «Дети», «Мика Морозов», портреты С. М. Третьякова, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, М. Н. Ермоловой, Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславе кого, К. А. Коровина, А.П. Чехова, Н. А. Римского- Корсакова, А. М. Горького...
Слава знаменитого портретиста привлекала аристократов, банкиров, промышленников. Эти портреты «хозяев жизни» — Ф. Ф. Юсупова, В. О. Гиршмана, О. К. Орловой и других — порой граничили с шаржем, когда, по словам самого художника, «шарж сидел в самой модели».
Трудно назвать самое лучшее произведение художника — они все превосходны и значительны. «Для меня произведения Серова всегда были бесконечно притягательны, как самый чистый драгоценный камень», — писал И. Е. Репин.
Прочтите: Смольников И. Ф. Девочка с персиками. М.: Малыш, 1989.
Дети 1899 г.
С самого детства его отличало тру- долюбие. Он мог подолгу простаивать в зоологическом саду перед клетками, изучая облик, движения, повадки зверей. Много позже Серов создал заме- чательные иллюстрации к басням И. А. Крылова «Квартет», «Лев и Волк», «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица». Больше других животных мальчик любил лошадей. Верховая езда была его страстью. Став взрослым, Серов изобразил их с редким знанием и любовью в картинах «Стригуны на водопое. Домотканово», «Купание лошади», «Лошади у пруда».
Чувством проникновенной любви к неброской красоте природы средней полосы России проникнуты его пейзажи «Ели», «Зима в Абрамцеве», «Заросший пруд. Домотканово» и др.
Но в историю русского и мирового искусства Валентин Александрович Серов вошел прежде всего как выда- ющийся мастер портрета.
Серов писал портреты детей, раскрывая в них всю непосредственность их характеров и переживаний. Он создал много замечательных портретов выдающихся художников, писателей, артистов.
В подмосковном Абрамцеве, имении друга многих художников С. И. Мамонтова, Валентин Серов написал портрет его дочери Веры. Он известен теперь как «Девочка с персиками». Картина излучает радость жизни и солнечный свет. Мимо нее нельзя пройти равнодушно и не вглядеться пристально в милое, доброе лицо девочки, увековеченное волшебной силой искусства. Она будто создана на одном дыхании, в ней глубокая задушевность, человечность.
В 1888 г. Серов пишет картину «Де- вушка, освещенная солнцем» — портрет Маши Симанович. В нем поражает то же чувство благородства человека и полноты жизни, которые привлекают нас в «Девочке с персиками».
С серовских портретов смотрят на нас живые люди: у каждого свой характер, манеры, своя судьба. У них живые глаза — умные, лукавые, глуповатые, хитрые, проницательные... Мы видим позы естественные и напыщенные, покорные и гордые, нелепые и изящные. Мы восхищаемся красотой лица и духовного мира одних, смеемся над пустотой других, презираем подлость, чванство и бездушие третьих. Художник умел раз- глядеть в человеке самое главное, сокровенное. Из-за этого некоторые боялись ему позировать.
Портретов Серов написал больше сотни. «Дети», «Мика Морозов», портреты С. М. Третьякова, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, М. Н. Ермоловой, Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславе кого, К. А. Коровина, А.П. Чехова, Н. А. Римского- Корсакова, А. М. Горького...
Слава знаменитого портретиста привлекала аристократов, банкиров, промышленников. Эти портреты «хозяев жизни» — Ф. Ф. Юсупова, В. О. Гиршмана, О. К. Орловой и других — порой граничили с шаржем, когда, по словам самого художника, «шарж сидел в самой модели».
Трудно назвать самое лучшее произведение художника — они все превосходны и значительны. «Для меня произведения Серова всегда были бесконечно притягательны, как самый чистый драгоценный камень», — писал И. Е. Репин.
Прочтите: Смольников И. Ф. Девочка с персиками. М.: Малыш, 1989.
Дети 1899 г.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи