Протестанизм

Религия
Протестантизм — одно из трёх, наряду с католичеством и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Название

В 1526 г. Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 г. отменил это постановление. В ответ от 5 князей и ряда имперских городов Германии последовал протест, от чего и произошел термин «протестантизм».



Доктрины

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище), об Откровении и т. д. Вместе с тем, протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Библия провозглашена единственным источником вероучения, а Священное предание отвергнуто. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего.

Согласно учению протестантизма, первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он не может добиться спасения с помощью добрых дел, Таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа.

Организация

Каждый христианин, будучи избранным и крещённым, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (Церкви и духовенства). В протестантизме таким образом снимается догматическое различие между священником и мирянином, упраздняется церковная иерархия. Поэтому в протестантизме отсутствует исповедь и отпущение грехов (при этом очень важным является покаяние непосредственно перед Богом), а также безбрачие священников и пасторов. Также протестантизм отверг авторитет Папы Римского, упразднил монастыри и монашество. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчётность и т. д.).

Обряды

Протестантизм упразднил и многие Таинства, оставив только Крещение и Причастие. Кроме того, он упразднил молитвы за умерших («мёртвому уже не поможешь»), молитвы святым («на небе человека слышит лишь один Бог») и многочисленные праздники в их честь, почитание мощей и образов (как разновидность идолопоклонничества: Исход 20:4 «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им»). Молитвенные дома протестантов свободны от пышного убранства, от алтарей, образов и статуй. Зданием церкви может служить любое строение, которое берется в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках.

История

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд иных течений — баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью.

Богословие

Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин), непротестантская, или либеральная теология XVIII—XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине 17 века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:

* Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия)
* Книга Согласия 1580 года (Германия)
* Каноны Дортского Синода 1618-1619 гг (Дордрехт, Нидерланды)
* Вестминстерское исповедание веры 1643-1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).
Распространение протестантизма

В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов и других протестантских Церквей и деноминаций. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета Церквей.

Протестантизм — одна из немногих религий, бурно распространяющихся по миру в наши дни. За последние 30 лет 15—20 % населения Бразилии, 15—25 % населения Чили, треть населения Гватемалы, от четверти до половины (по разным оценкам) населения Южной Кореи приняли протестантизм. По информации члена Евразийского исламского совета Казахстана Сабри Хизметли, в протестантизм за последние 15 лет перешли свыше 500 тыс. мусульман Средней Азии.
Католический монах из Германии Мартин Лютер, уже в молодости постоянно наблюдал крайнюю распу­щенность папского двора и римского духовенства. Это сильно повлияло на перемену его богословских убеждений и поколебало прежний взгляд на святость служителей Римской церкви.

В 1516 году, когда для изыскания средств на построе­ние собора св. Петра в Риме широко продавались «ин­дульгенции», т. е. отпущение грехов не только настоящих, но и будущих (!), Лютер выступил с обличением такой кощунственной торговли. Своим духовным чадам он объяс­нял, что избавления от наказаний за грехи можно испро­сить только внутренним сокрушением и раскаянием о со­деянном. Завязался словесный поединок между Лютером и Тецелем, ученым доминиканским монахом, который угро­жал Лютеру отлучением от церкви и своим правом сжи­гать еретиков. В ответ Лютер в 1517 г. прибил к дверям Виттенбергского храма свои 95 тезисов, в которых изло­жил свои взгляды на покаяние, оправдание через веру и вред продажи индульгенций. Спор продолжался несколь­ко лет, в течение которых Лютер отверг авторитет папы, а тот отлучил Лютера от церкви. Только заступничество светской власти спасло Лютера от смерти. Его поддержи­вали в Германии многие священники, профессора, студен­ты, рыцари и князья. Начался раскол с Римом и отделе­ние Лютера и его последователей от Римо-католической церкви.

ЛЮТЕРАНСТВО

Поставив перед собой задачу восстановления церков­ного учения в его апостольской чистоте, Лютер и его сподвижники не смогли справиться с этой задачей, так как много столетий отделяло их от первых веков христиан­ства, у них не было живого духовного опыта и отсутство­вало знание творений отцов и учителей древней Церкви. Средневековое же схоластическое образование представ­ляло христианство в искаженном свете. Единственным источником истолкования у них был собственный домысел, личное мнение.

Если Православная Церковь отвергала злоупотребле­ния Преданием и вымышленные Римом документы и фак­ты, чуждые Слову Божию, то протестанты совершенно отошли от апостольского Предания, отказались от духов­ного опыта святых учителей Церкви, от постановлений Вселенских Соборов, оставив единственным руководством в вере Священное Писание, толкуемое ими произвольно.

Незнание и принципиальное отвержение Церковного Предания явилось главным источником всех заблуждений протестантов, так как слово Божие —это Библия, Еван­гелие и Предание. «Итак, братия, стойте и держитесь Пре­дания, которым вы научены или словом или посланием нашим»,— возвещает ап. Павел. Св. ап. Иоанн пишет: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21, 25). «Не все передали апо­столы через послания, а многое и без Писания; но и то и другое равно достойно веры. Посему мы почитаем до­стойным веры и Предания»,— пишет св. Иоанн Златоуст. Также учат о Предании и другие отцы Церкви.

Принципиально отвергая апостольское Предание, про­тестанты не последовательны. Они приняли на основании Предания «канон священных книг», исповедание главных христианских догматов: о троичности Лиц в Боге, о вопло­щении Сына Божия, и признают три древних символа ве­ры, в которых раскрыты эти догматы. Отвергая авторитет древних отцов Церкви, они утверждают авторитет за но­выми немецкими богословами: Лютером, Кальвином и др.

Лютеране утверждают, что спасение человека и избав­ление от грехов совершается самим Богом, а не делами человека, только одной верой, получение которой зависит всецело от Бога, по Его прозволению. Благодать Божия, действуя на человека, внушает ему веру во Христа, и это является единственным условием спасения — она делает человека праведным. Особенность этой веры в том, что человек не сомневается в получении благодати Божией. Благодаря своей вере человек становится святым, благо­честивым и оправданным дитем Божиим. Так вкратце зву­чит учение об оправдании верой, являясь основным и ис­ходным пунктом всей протестантской догматики. Священ­ное Писание не дает нам основания к принятию учения лютеран; это учение таит в себе элементы, приводящие к разрушению христианской нравственности. Этот догмат противоречит Слову Божию и вытекает из неправильно понятых слов св. Апостолов.

Лютер принял отдельные слова ап. Павла буквально, вне связи с текстом и с общей мыслью Апостола: «Чело­век оправдывается верой независимо от дел закона», «че­ловек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Послание к Галатам). Ап. Павел эти­ми словами выступал не против добрых дел, а против лож­ной самонадеянности иудейских учителей, полагавших, что спасение заслуживается внешними делами закона Моисее­ва: обрезанием, соблюдением субботы, омовением рук и пр. Тот же ап. Павел в послании к Римлянам пишет, что Господь в день праведного суда Своего воздаст каж­дому по делам его. Ап. Петр: «Вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам его». Ап. Иоанн: «Дети мои, станем любить друг друга не сло­вом и языком, но делом.» Ап. Иаков: «Что пользы в том, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Разве может вера спасти его?... Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Сам Господь говорит, что и порочные люди могут обладать верой в смысле призна­ния существующих религиозных истин, но эта вера недо­статочна для спасения: «Не всякий, говорящий Мне: Гос­поди, Господи, войдет в Царство Небесное, но исполняю­щий волю Отца Моего Небесного.»

Отвергая крайности римо-католического учения, Лю­тер сам впал в крайность: он отвергнул не только богоутвержденное священство и таинства, но и апостольское понимание Церкви. Лютер говорит, что истинная церковь там, где неповрежденно сохраняется слово Божие и пра­вильно преподаются таинства. Но где критерий неповреж­денности и чистоты слова Божия и правильного совер­шения таинств, если Лютер сам отверг духовный опыт древней Церкви, Предание и соборный церковный разум, заменив их произвольным пониманием?

«Духовное священство,— говорит Лютер,— есть при­надлежность всех христиан. Все мы священники, т. е. все мы — дети Христа, высшего священника. Мы не нуждаем­ся поэтому ни в каком другом священнике, кроме Христа, так как каждый из нас получил назначение от Самого Бо­га... Все мы через крещение делаемся священниками.» Всякий в церкви может проповедовать слово Божие и со­вершать таинства. Пасторы и суперинтенданты сущест­вуют ради порядка. Они избираются обществом из людей, способных учить членов общины. При избрании старейшины возлагают на них свои руки. Здесь нет места апо­стольской преемственности и благодати священства, но лишь административное назначение на должность пропо­ведника.

Это утверждение совершенно расходится с методом и пониманием роли священства первохристианской Цер­ковью, и неверно, что Иисус Христос и апостолы не дали никакого определенного устройства Церкви. На самом же деле, в течение 40 дней по Своем воскресении, Господь беседовал с учениками «о Царствии Божием» (Деяния Апостолов), т. е. об устройстве Церкви — общества веру­ющих. Только одним Апостолам дал Господь право со­вершать таинства и учить людей вере: «И, приблизив­шись, Иисус сказал им: „Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скон­чания века". Также и право руководить людьми, приводя их к спасению: „Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас". И сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого». Сами Апостолы свидетельствуют о том, что не общество верующих, но Сам Господь призвал их на дело апостольского служения Ему «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом».

Апостолы сохранили и преемственно передали тот по­рядок и строй жизни Церкви, какой был установлен Са­мим Господом; сами они рукополагали епископов и пре­свитеров.

Учение Лютера об оправдании только верою повлекло изменение взгляда на таинства, которые для лютеран имеют лишь символическое значение и вся сила их за­ключается в личной уверенности молящегося, что он оправдан. У лютеран осталось только два таинства, вернее их внешняя форма,— крещение и причастие, как заповедан­ные Самим Спасителем. Однако учение их своеобразно и чуждо древней традиции. Ложная духовность обнаружи­вается у протестантов в мистицизме, в претензии на обще­ние с Богом помимо установленных таинств и богослуже­ний.

Протестанты пришли к отрицанию общения между жи­вущими и отошедшими к Богу братьями, к отрицанию надобности молитв за усопших и ходатайства святых за нас. Обоснование этого отрицания чисто рационалистиче­ское: зачем молиться, если судеб Божьих не изменишь, и раз Христос уже всецело принес Богу удовлетворение за всех нас. Такое учение ведет к моральной пассивности.

Итак, лютеранское движение со времен Лютера от­казывается от ценности живого церковного опыта — св. Предания, от почитания Девы Марии и святых, от молитв за умерших, от административного устройства Церкви, от святых таинств, икон, от крестного знамения и считают одну веру достаточной, чтобы заслужить Царство Небес -нее. Это лютеранское искажение христианства создает пропасть между ним и верой Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

КАЛЬВИНИЗМ, РЕФОРМАТОРСТВО, ПРЕСВИТЕРИАНСТВО

Кальвин провел реформацию в Швейцарии, и его уче­ние распространилось в юго-западной Германии и Гол­ландии (реформаторство), во Франции (гугенотство), а в Шотландии, Англии и Северной Америке под именем пресвитерианства. Кальвин дополнил лютеранство учением о безусловном «предопределении». Лютер все же сохранил основы христианства, и иудейство у него едва проскальзы­вает, у Кальвина же элементы иудейства и язычества на­столько явственны, что кальвинизм с большой натяжкой можно считать христианским исповеданием. «Безусловное предопределение» по Кальвину говорит, что Бог предвеч­но избрал одних людей к спасению, а других — к гибели, независимо от их воли. Предназначенные к вечному спа­сению составляют небольшую группу Богом избранных людей, в силу Его непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут

спасти тех, кто предопределен к вечной гибели. Добрые и злые дела служат для выполнения Божьих предназна­чений.

Для чего же Иисус Христос так обстоятельно учил нас, как надо жить, нести подвиг, идти узким путем? В чем же смысл молитв, раскаяния, исправления жизни?

Кальвинисты ссылаются на отдельные изречения ап. Павла, взятые без содержания всей речи, отрывочно, и из них выводят подтверждение учения Кальвина о пред­определении. Правильно понятыми эти места могут быть только в связи со всем содержанием этой главы, в кото­рой Апостол говорит, что оправдание не является уделом только еврейского народа: «Не все те Израильтяне, кото­рые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от се­мени его» (Рим. 9, 7). Здесь Апостол выступает против иудеев, которые считали язычников отверженными Бо­гом, а исключительно себя — сынами Царствия Божия (по происхождению и исполнению закона Моисеева). Апо­стол доказывает, что спасающая благодать Божия про­стирается на всех людей, и Бог призывает к спасению не только иудеев, но и язычников. Учение Кальвина на­ходится под влиянием иудейства, когда учит, что только избранные люди предназначены к спасению, а остальные обречены на гибель. Слово Божие же учит, что «Бог хо­чет, чтобы все люди спаслись и достигли познания исти­ны». «Господь не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».

Учение Кальвина противоречит понятию о святости Божией. Несовместимо с этим понятием учение, что Сам Бог является виновником и причиной зла, от вечности из­брав одних к спасению, а других — к гибели. В этом ска­залось влияние язычества, признавшего существование безличной фатальной силы, именуемой роком (судьбой). Учение Кальвина приводит к нравственной незаинтересо­ванности и безразличию к добрым и плохим поступкам.

Итак, кальвинизм отрицает в человеке свободу воли; признает грех явлением естественным и неизбежным, с ко­торым нельзя бороться, потому что даже молитва с покая­нием против него беспомощны; отрицает основы христиан­ства и считает таинства простыми символами; считает, что в Евхаристии присутствие Христа — нереально.

В Шотландии кальвинизм (пресвитерианство) был признан парламентом государственным исповеданием в 1592 году. Пресвитериане под именем «пуритан» потребовали от английского короля упрощения богослужебных обрядов и устранения символики: изображения креста, крестного знамени при крещении и т. д. Основой устрой­ства у пресвитериан является церковная община с пресви­тером во главе, избираемым общиной. Сан епископа упразднен. Богослужения сводятся к выслушиванию мо­литв, сочиненных пресвитером, к проповеди и пению псал­мов. Причащаются, сидя за длинным столом; браки бла­гословляются на дому; молитвы над умершими также про­читываются на дому. Икон нет. Литургия отменена. Хри­стианских праздников, кроме воскресений, нет.

АНГЛИКАНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ

Англиканское исповедание представляет собой смесь католичества, лютеранства и кальвинизма. В Англии еще за несколько веков до Реформации образовалась оппози­ция церковному деспотизму Рима. Оппозиция зрела на почве национальной, экономической и религиозной. Англи­чане возмущались постоянным вмешательством Римского епископа во внутреннюю жизнь страны, чрезмерными при­тязаниями светского и политического характера, больши­ми доходами Рима от Англии, распущенностью духовен­ства и пр.

Поводом к разрыву с Римом в 1532 году послужил для английского короля Генриха VIII отказ папы дать ему церковный развод с Екатериной Арагонской. Перво­начально церковных реформ не произошло, но Генрих провозгласил себя главою церкви, закрыл много монасты­рей, отменил «десятины» в пользу Рима. В дальнейшем, под влиянием протестантов, наводнивших Англию, король поручил пересмотреть все учения о церкви, наследованное от Рима. В 1536 г. от лица парламента вышли «Десять членов вероучения», которые оказались смесью проте­стантства с католичеством. В 1552 г. издается новое испо­ведание веры в 42-х членах, а потом «Малый катехизис». В нем многие обряды: освящение воды, употребление ко­локолов...— названы суеверными и отменены. Затем воз­никла Английская епископальная церковь.

Верующие начали борьбу религиозных партий, и в 1559 г. королева издала новое исповедание из 39 членов, обязательное для духовенства и мирян. В этих «основных» есть догматы согласные с Православием: о Боге едином в трех Лицах, о Сыне Божием и др., отрицание чистили­ща, индульгенций и главенства папы. Богослужения у англикан совершаются на родном языке. Но унаследовано заблуждение латинства относительно исхождения Св. Ду­ха и «от Сына». От лютеранства заимствованы заблуж­дение об оправдании одной верой, непризнание Вселен­ских Соборов, непочитание икон и св. мощей. В англикан­ском исповедании подчеркивается церковное главенство короля. 25-й член этого вероучения не признает таинства­ми: покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение и свя­щенство.
Православная церковь не может с этим согласиться, но нет надежды к изменению позиций Англиканской церк­ви, так как она находится в зависимости от парламента, имеющего членами масонов, людей иудейской веры и да­же неверующих. Английский парламент в вопросах веро­учения имеет решающее слово. Король — глава Англий­ской церкви присягает на коронации: «Объявляю и искрен­не клянусь перед Богом в том, что верю, что в таинствах причащения не происходит пресуществление хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа до и после освящения Святых Даров, кем бы оно не совершалось. И я верю, что призывание и поклонение Приснодеве Марии и свя­тым, а также жертвенное значение литургии противно протестантскому вероучению.»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.