Интерпретация (определение) проблем

Наука » Психология » Практический интеллект
Интерпретация (определение) проблем

Пытаясь систематизировать работы, посвященные вопросу изменений в решении практических проблем, Берг и коллеги ввели понятие интерпретации (Berg & Calderone, 1994; Sansone & Berg, 1993), или определения, проблемы (Berg et al., 1998). Интерпретация проблемы возникает на грани, соединяющей контекст и индивида, и по существу является взаимосвязью между отдельным человеком и обстоятельствами. Интерпретация объясняется как отличительными чертами самого индивида, так и особенностями контекста, но она должна касаться всех или некоторых из этих свойств. Берг и др. привели аргументы, что такие личностные и контекстуальные свойства по-разному оказываются скомбинированными на различных стадиях развития. Таким образом, исследования меняющихся вариаций при решении повседневных проблем должны учитывать изменения в их интерпретации (Berg & Calderone, 1994).

Будучи по природе интерактивным, определение проблемы отражает те аспекты самого человека и обстоятельств, которые были активизированы относительно конкретной проблемы, проявившейся в конкретный момент времени. Определение проблемы — это сложная, психологическая, субъективная реальность, которая, согласно Берг и др. (Berg et al., 1998), отражает цели отдельного человека и его ожидания (Bandura, 1986), детерминирует стратегии, какие необходимо применить, чтобы получить желаемое и достичь субъективных целей (Vallacher & Wegner, 1987), влияет на конечное определение и смысл интерпретации (Dodge, Pettit, McClaskey, & Brown, 1986) и вызывает эмоциональную репрезентацию проблемы (Fleeson & Cantor, 1995).

В ряде исследований приводятся доказательства взаимосвязанного подхода к решению повседневных задач. Синнот (Sinnott, 1989) показал, что интерпретации людьми старшего возраста логической — в духе Пиаже — комбинации проблем (Piagetial logic combination), особенно тех, что встречаются в реальной жизни (например, распределение родственников по спальным местам), варьируются в большей степени, чем аналогичные интерпретации молодых. Люди старшего возраста более чувствительны к социальным и межличностным сторонам проблем в отличие от молодых, сосредоточивающихся на логических аспектах. Лэйпл (Laipple, 1992) также отметил, что люди в старшем возрасте интерпретировали ситуацию решения логической проблемы не так, как задумывалось экспериментатором. Они были склонны в отличие от молодых людей уходить от логических границ проблемы и привлекать в экспериментальные ситуации личный опыт. Ши и Чечи (Chi & Ceci, 1987) считают, что на многие типы решения проблем прямо оказывает влияние ментальный контекст опыта решения задач в детстве.

Берг и Кальдерой (Berg & Calderone, 1994) зарегистрировали ряд изменяющихся характеристик определения проблем. Во-первых, они показали, что с возрастом уменьшается число интерпретаций, связанных с конкретной задачей, и увеличивается количество интерпретаций, имеющих отношение к взаимосвязи с другими людьми, к самому человеку и смешанных (т. е. относящихся к человеку и к задаче). Исследователи предположили, что такого рода открытия корреспондируют с трудами, посвященными вопросу развития установок самого индивида, согласно чему изменяются его системы координат, включая переход от конкретных и специфических к более абстрактным и взаимосвязанным психологическим конструктам (Harter, 1983). Берг и др. (Berg et al., 1998) исследовали связь между определением проблемы и выбором стратегий для ее решения. В целом определение проблемы требует более точного предсказания в выборе стратегии, чем устроение контекста проблемы. Те индивиды, которые определяли проблему только в области отношений компетентности, охотнее использовали стратегии, базирующиеся на самостоятельной деятельности и в меньшей степени предполагающие вовлечение других людей. В конечном итоге не было установлено, что связь между определением проблемы и выбором стратегий варьируется, будучи возрастной функцией.

Определение проблемы очень важно для практического интеллекта, например ключом к разнице результатов, полученных Берг и др. (Berg et al., 1998) в предшествующих исследованиях, является важность, отводимая индивидами социальным аспектам решения практических проблем. Берг и коллеги обнаружили, что большинство определений индивидуальных проблем, свойственных любой возрастной группе (подростки, студенты колледжа и взрослые люди), предполагает межличностные отношения. Эти определения проблем, в свою очередь, детерминируют выбор стратегии, призванной ограничивать вмешательство других или привлекать их. Заметим, что эта интерпретация существенно отличается от аргументов, использованных в предыдущем исследовании. В прошлых работах обычно выдвигалось предположение, что опора на других отражает неэффективное решение проблем, поскольку в этом случае индивиды демонстрируют зависимость от окружающих (Cornelius & Caspi, 1987; Denney & Palmer, 1981; Folkman et al., 1987). Однако новое определение роли социальнозависимых стратегий предполагает, что привлечение других людей для решения повседневных проблем является стратегией, достаточно удачно соответствующей определенным проблемам (Baltes, 1997; Meacham & Emont, 1989).

Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.