Фрустрация. Фрустационные теории

Наука » Психология » Психология эмоций
Фрустрация. Фрустационные теории

Развитие отрицательных эмоций в значительной мере обусловлено неустойчивостью эмоциональной сферы и тесно связано с фрустрацией.

Фрустрация – это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Фрустрация может быть разрешена по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан ли его обход или найдена замещающая цель. Привычные способы разрешения фрустрирующей ситуации определяет возникающие при этом эмоции. Часто повторяющееся в раннем детстве состояние фрустрации и стереотипные формы ее преодоления у одних закрепляют вялость, безразличие, безынициативность, у других – агрессивность, завистливость и озлобленность. Поэтому для избежания подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. Настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не предоставляют ребенку возможности самому достигнуть поставленной перед ним цели и создают фрустрирующие условия, которые способствуют закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности – у других. Более целесообразным в этом случае является использование возрастной особенности детей, которая заключается в неустойчивости внимания. Достаточно отвлечь от возникшей проблемной ситуации, и он сам сможет выполнить поставленные перед ним задачи.

Изучение возникновения негативных эмоций у детей показало, что большое значение играет наказание ребенка, особенно мера наказания. Оказалось, что дети, которых дома строго наказывали, проявляли во время игры с куклами большую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком строго. Вместе с тем полное отсутствие наказаний неблагоприятно влияет на развитие детского характер. Дети, которых за агрессивные поступки по отношению к куклам наказывали, были менее агрессивны вне игры, чем те, которых совсем не наказывали.

Фрустрационные теории объясняют возникновение отрицательных эмоций как следствие неудовлетворения потребностей, влечения, неудачи, возникающие не как оценка раздражения, а как оценка степени успешности – неуспешности достижения цели, удовлетворения потребности. Это эмоции досады, злости, гнева, ярости, страха.

Начало разработке этих теорий положил Дж. Дьюи (1895). Он полагал, что эмоция возникает тогда, когда осуществление инстинктивных действий или произвольных форм поведения наталкивается на препятствие. Стремясь адаптироваться к новым условиям жизни, человек испытывает эмоцию.

Близка к этой позиции и точка зрения Э. Клапареда (1928): эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Например, если человек может убежать, он не испытывает эмоцию страха. Л. Фестингер (1962), Дж. Хант (1962).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.