Эмоциональное реагирование как психофизиологическое состояние
Внешнее выражение психических состояний человека проявляется в мимике (движение мышц лица), пантомимике (выразительных позах, движениях тела), в вокальной мимике (интонации, тембре голоса и экспрессивности речи), а также в паралингвистических и экстралингвистических видах невербального общения.
П. Экман и В. Фризен в 1969 г. выделили 5 классов невербальной эмоциональной экспрессии:
1) адаптационные проявления – неспецифические выражения эмоции, которые сигнализируют об общем состоянии организма. Например, ходьба «из угла в угол» при душевном волнении; подпрыгивание на месте при радости;
2) регуляторы – движения, придающие ритм течению эмоционального процесса. Например, покачивание головой при переживании, печали или постукивание пальцами при состоянии неопределенности;
3) иллюстраторы – телесное выражение интенсивности эмоций. Например, размахивание руками в состоянии возбуждения;
4) демонстрация – намеренное усиление эмоционального выражения с помощью мимики. Например, нахмуривание бровей при гневе;
5) знаки – культурно обусловленные жесты, значение которых колеблется в различных сообщениях.
Ч. Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из «полезных действий». Другими словами, то, что на уровне человека опознается как выражение эмоций, в животном мире было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение. Мимические движения, возникшие из преобразованных полезных движений, представляют собой либо ослабленную форму этих полезных движений (например, оскаливание зубов при гневе является остаточной реакцией от использования их в борьбе), либо их противоположность (например, расслабление мышц лица – улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств), либо прямое выражение эмоционального возбуждения (дрожь – это следствие напряжения мышц при мобилизации организма, например для нападения). Таким образом, согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным однозначное распознавание эмоций по мимическому выражению.
В возникновении и течении эмоций первостепенную роль играют физиологические изменения в организме, которые сопровождаются соответствующими психическими процессами. Они оказывают воздействие на деятельность сердца, кишечника, мочевого пузыря, желез внутренней секреции и др. Так, при печали, испуге – понижается тонус скелетной мускулатуры; при радости – расширяются сосуды; при гневе – расстраивается координация движений, растет выделение адреналина и увеличивается количество сахара в крови.
Внешнее выражение психических состояний человека проявляется в мимике (движение мышц лица), пантомимике (выразительных позах, движениях тела), в вокальной мимике (интонации, тембре голоса и экспрессивности речи), а также в паралингвистических и экстралингвистических видах невербального общения.
П. Экман и В. Фризен в 1969 г. выделили 5 классов невербальной эмоциональной экспрессии:
1) адаптационные проявления – неспецифические выражения эмоции, которые сигнализируют об общем состоянии организма. Например, ходьба «из угла в угол» при душевном волнении; подпрыгивание на месте при радости;
2) регуляторы – движения, придающие ритм течению эмоционального процесса. Например, покачивание головой при переживании, печали или постукивание пальцами при состоянии неопределенности;
3) иллюстраторы – телесное выражение интенсивности эмоций. Например, размахивание руками в состоянии возбуждения;
4) демонстрация – намеренное усиление эмоционального выражения с помощью мимики. Например, нахмуривание бровей при гневе;
5) знаки – культурно обусловленные жесты, значение которых колеблется в различных сообщениях.
Ч. Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из «полезных действий». Другими словами, то, что на уровне человека опознается как выражение эмоций, в животном мире было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение. Мимические движения, возникшие из преобразованных полезных движений, представляют собой либо ослабленную форму этих полезных движений (например, оскаливание зубов при гневе является остаточной реакцией от использования их в борьбе), либо их противоположность (например, расслабление мышц лица – улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств), либо прямое выражение эмоционального возбуждения (дрожь – это следствие напряжения мышц при мобилизации организма, например для нападения). Таким образом, согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным однозначное распознавание эмоций по мимическому выражению.
В возникновении и течении эмоций первостепенную роль играют физиологические изменения в организме, которые сопровождаются соответствующими психическими процессами. Они оказывают воздействие на деятельность сердца, кишечника, мочевого пузыря, желез внутренней секреции и др. Так, при печали, испуге – понижается тонус скелетной мускулатуры; при радости – расширяются сосуды; при гневе – расстраивается координация движений, растет выделение адреналина и увеличивается количество сахара в крови.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи