Чувства
Чувства – один из видов эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Следующим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства – с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.
Чувства – более длительные, чем эмоции, психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.
Чувства играют значимую роль в построении контактов с окружающими людьми. Человек всегда предпочитает находиться в комфортной обстановке, а не в условиях, вызывающих у него негативные чувства. Кроме этого, следует отметить, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого.
Отличительным признаком чувств является их полярность. Это сказывается как в наиболее простых переживаниях: удовольствие или неудовольствие, так и в более сложных чувствах: любовь – ненависть, радость – горе, веселье – печаль и т.д.
Главной чертой чувств является их интегральность, т.е. исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Еще одной важнейшей особенностью чувств является их связь с жизнедеятельностью организма.
Под влиянием чувств изменяется деятельность внутренних органов человека: органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. Так, М.И. Аствацатуров считал, что сердце чаще поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией и подавленным состоянием.
Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.
Таким образом, к основным качествам чувств можно отнести: предметность и конкретность; связь с социальной средой; связь с сознанием; наличие внешних проявлений; более длительны, чем эмоции; индивидуальность; полярность; интегральность; связь с жизнедеятельностью организма; наличие исторического характера.
Чувства в структуре личности. Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего это проявляется в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности деятельности, мыслей, поступков человека.
Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.
Различные чувства занимают в структуре личности разное место. Есть чувства, особенно эпизодические переживания, которые выражаются образно и находятся на периферии внутреннего мира человека. Эпизодические переживания мало затрагивают сущность человека, не вызывают кризис или конфликтное состояние, напряженное самочувствие, не заставляют говорить его совесть, хотя вместе с тем они испытываются иногда с достаточно большой силой. Подобные чувства проходят бесследно, не меняя характера психической жизни: жизненных целей, характера устремлений и побуждений.
Но человек также испытывает чувства глубокие, связанные с существующими устремлениями личности, с кругом идеалов, мечтами о будущем. Это могут быть переживания, которые вступают в конфликт с основными устремлениями личности, вызывая нравственные конфликты и укоры совести. Они представляют собой переживания, которые оставляют серьезную память о себе. Если испытываемые человеком чувства глубоко его затронули, то они влияют на его самочувствие и изменяют его поведение.
Чувства человека могут явиться побудительными силами для совершения различных поступков. Есть чувства, которые носят недейственный характер, когда роль чувств ограничивается одним переживанием.
Есть чувства, которые имеют действенный характер. Они ведут к изменению поведения, то есть выполняют определенную функцию в жизни человека. Действенные чувства могут быть плохими, отрицательными, например злость, гнев, презрение, которые ведут к уклонению своего долга или к бегству, грубости, агрессивным действиям. Действенные чувства могут быть хорошими, положительными: жалость, отзывчивость, преданность, нежность и другие, которые выражаются в соответствующих действиях помощи.
Превращение чувства в побудительную силу, ведущую к действию, переход переживаний в поступок приводят к тому, что чувство приобретает новое качество – оно закрепляется в поведении. Такое закрепление не только становится основой, образующей нравственные привычки – всегда в определенной форме реагировать на поступок или ситуацию, но и приводит к тому, что чувство начинает занимать иное место в самосознании человека: человек знает, какие чувства ему присущи. Чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством.
Необходимо выделить еще одно специфическое свойство эмоций и чувств – их полярность. Полярность – это двойственное, или амбивалентное, эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств. То есть к любой положительной эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать соответствующую или, может быть, лучше сказать, противоположную эмоцию (например, радость – грусть, любовь – ненависть, обаяние – отвращение).
Двойственность чувств объясняется тем, что жизненные ситуации обычно бывают сложны и связи человека с ними не исчерпываются одним каким-либо элементарным отношением. Если возникают обстоятельства конфликтного характера, то в острых переживаниях переплетаются двойственные чувства.
Высшие чувства. В настоящее время нет исчерпывающей общепринятой классификации чувств в силу их огромного многообразия и исторической изменчивости.
Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и практические. Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека в целом к миру и жизни, их иногда называют мировоззренческими чувствами.
Нравственными, или моральными, называются чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом.
К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, сочувствие и т.д.
Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, природе, искусстве.
Кроме переживания прекрасного (или безобразного), в эстетических чувствах осуществляется и своего рода перенастрой психических и физиологических функций человеческого организма в соответствии с воспринимаемым эстетическим предметом. Как правило, эстетические чувства оказывают стеническое влияние на психику, активизируют функции организма. Это их воздействие проявляется в своеобразном волнении при восприятии произведений искусства.
Интеллектуальными, или познавательными, чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Открытие новых факторов и явлений действительности, их истолкование, рассуждение по поводу тех или иных положений, нахождение новых способов решения задачи и т.д. вызывают в человеке целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, любознательность, догадку, чувство радости и гордости по поводу сделанного открытия в зависимости от характера и масштаба решаемой задачи. Одним из самых необходимых для интеллектуальной деятельности является чувство любознательности, любовь к истине. Оно имеет действенный, «принуждающий» характер, выражается в постоянном поиске и борьбе за новое, прогрессивное, революционное как в области познания, так и в практической деятельности. Альберт Эйнштейн очень метко назвал такое стремление «бегством от удивления».
Практические, или праксические («праксис» с древнегреч. ? деяние, деятельность), чувства – это эмоциональный отклик на все богатство и многообразие человеческой деятельности. По мере усложнения деятельности, которую выполняет человек, изменяется его эмоциональный отклик на нее, становится шире круг чувств, связанных с нею. Усложнение деятельности, привнесение в нее творческого начала порождает отклик на самый процесс ее осуществления в виде так называемых творческих чувств.
Десять комплексов чувств по Б.И. Додонову
1. Альтруистический – в основе лежит потребность в содействии и помощи, покровительство другим людям.
2. Коммуникативный – базируется на потребности в общении, дружественных отношениях, сочувствующем собеседнике.
3. Глористический – потребность самоутверждения, славы, почета.
4. Праксический – ценностные переживания, связанные с реализацией деятельности, которая нужна субъекту сама по себе.
5. Пунический – борьба опирается на потребность в преодолении опасности, на базе которой возникает позднее интерес к борьбе.
6. Романтический – стремление ко всему необычайному, таинственному.
7. Гностический – стремление понять, разрешить сложную проблему.
8. Эстетический – тяга к произведениям искусства, стремление к эстетической гармонии с миром, к переживанию чувства прекрасного.
9. Гедонистический – выражение потребности в телесном и душевном комфорте.
10. Акзитивный (приобретение) – тяга к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
Стенические и астенические чувства. Эмоции в одних случаях отличаются действенностью. Они становятся побуждением к поступками, к высказываниям, увеличивают напряжение сил и называются стеническими. От радости человек готов «горы перевернуть». Переживая сочувствие к товарищу, он ищет способ помочь ему. При действенной эмоции человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. В других случаях эмоции (называемые астеническими) характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживание чувств расслабляет человека. От страха у него ноги могут «подкоситься». Иногда, переживая сильное чувство, человек уходит в себя, замыкается. Сочувствие тогда остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием, стыд превращается в тайные мучительные угрызения совести.
Итак, стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы и он может броситься навстречу опасности. Горе может вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.
Понятие о чувственном тоне. По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, фрустрацию, страсть, высшие чувства. Простейшая форма эмоционального переживания – это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон. Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.
Известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать приятное или неприятное чувство. Так, если отрицательный чувственный тон переходит в болезненное отвращение, то говорят об идиосинкразии. Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков, полезных и вредных факторов окружающей действительности.
Благодаря своей обобщенности чувственный тон помогает принять хотя и предварительное, но зато быстрое решение о значении нового раздражителя вместо сравнения его со всей информацией, хранимой в памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску (интересная книга, приятный собеседник, веселая кинокомедия и т.д. для одного человека могут вызвать у другого противоположные переживания). Чувственный тон зависит также от того, как протекает деятельность. Постоянно проигрывающий нам партнер кажется более симпатичным, чем тот, который все время выигрывает у нас. Несмотря на свою внешнюю незначительность, знание и целенаправленное использование чувственного тона позволяет воздействовать на настроение человека, улучшать производительность труда, интенсивность учебы и т.д.
Чувства – один из видов эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Следующим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства – с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.
Чувства – более длительные, чем эмоции, психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.
Чувства играют значимую роль в построении контактов с окружающими людьми. Человек всегда предпочитает находиться в комфортной обстановке, а не в условиях, вызывающих у него негативные чувства. Кроме этого, следует отметить, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого.
Отличительным признаком чувств является их полярность. Это сказывается как в наиболее простых переживаниях: удовольствие или неудовольствие, так и в более сложных чувствах: любовь – ненависть, радость – горе, веселье – печаль и т.д.
Главной чертой чувств является их интегральность, т.е. исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Еще одной важнейшей особенностью чувств является их связь с жизнедеятельностью организма.
Под влиянием чувств изменяется деятельность внутренних органов человека: органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. Так, М.И. Аствацатуров считал, что сердце чаще поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией и подавленным состоянием.
Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.
Таким образом, к основным качествам чувств можно отнести: предметность и конкретность; связь с социальной средой; связь с сознанием; наличие внешних проявлений; более длительны, чем эмоции; индивидуальность; полярность; интегральность; связь с жизнедеятельностью организма; наличие исторического характера.
Чувства в структуре личности. Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего это проявляется в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности деятельности, мыслей, поступков человека.
Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.
Различные чувства занимают в структуре личности разное место. Есть чувства, особенно эпизодические переживания, которые выражаются образно и находятся на периферии внутреннего мира человека. Эпизодические переживания мало затрагивают сущность человека, не вызывают кризис или конфликтное состояние, напряженное самочувствие, не заставляют говорить его совесть, хотя вместе с тем они испытываются иногда с достаточно большой силой. Подобные чувства проходят бесследно, не меняя характера психической жизни: жизненных целей, характера устремлений и побуждений.
Но человек также испытывает чувства глубокие, связанные с существующими устремлениями личности, с кругом идеалов, мечтами о будущем. Это могут быть переживания, которые вступают в конфликт с основными устремлениями личности, вызывая нравственные конфликты и укоры совести. Они представляют собой переживания, которые оставляют серьезную память о себе. Если испытываемые человеком чувства глубоко его затронули, то они влияют на его самочувствие и изменяют его поведение.
Чувства человека могут явиться побудительными силами для совершения различных поступков. Есть чувства, которые носят недейственный характер, когда роль чувств ограничивается одним переживанием.
Есть чувства, которые имеют действенный характер. Они ведут к изменению поведения, то есть выполняют определенную функцию в жизни человека. Действенные чувства могут быть плохими, отрицательными, например злость, гнев, презрение, которые ведут к уклонению своего долга или к бегству, грубости, агрессивным действиям. Действенные чувства могут быть хорошими, положительными: жалость, отзывчивость, преданность, нежность и другие, которые выражаются в соответствующих действиях помощи.
Превращение чувства в побудительную силу, ведущую к действию, переход переживаний в поступок приводят к тому, что чувство приобретает новое качество – оно закрепляется в поведении. Такое закрепление не только становится основой, образующей нравственные привычки – всегда в определенной форме реагировать на поступок или ситуацию, но и приводит к тому, что чувство начинает занимать иное место в самосознании человека: человек знает, какие чувства ему присущи. Чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством.
Необходимо выделить еще одно специфическое свойство эмоций и чувств – их полярность. Полярность – это двойственное, или амбивалентное, эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств. То есть к любой положительной эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать соответствующую или, может быть, лучше сказать, противоположную эмоцию (например, радость – грусть, любовь – ненависть, обаяние – отвращение).
Двойственность чувств объясняется тем, что жизненные ситуации обычно бывают сложны и связи человека с ними не исчерпываются одним каким-либо элементарным отношением. Если возникают обстоятельства конфликтного характера, то в острых переживаниях переплетаются двойственные чувства.
Высшие чувства. В настоящее время нет исчерпывающей общепринятой классификации чувств в силу их огромного многообразия и исторической изменчивости.
Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и практические. Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека в целом к миру и жизни, их иногда называют мировоззренческими чувствами.
Нравственными, или моральными, называются чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом.
К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, сочувствие и т.д.
Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, природе, искусстве.
Кроме переживания прекрасного (или безобразного), в эстетических чувствах осуществляется и своего рода перенастрой психических и физиологических функций человеческого организма в соответствии с воспринимаемым эстетическим предметом. Как правило, эстетические чувства оказывают стеническое влияние на психику, активизируют функции организма. Это их воздействие проявляется в своеобразном волнении при восприятии произведений искусства.
Интеллектуальными, или познавательными, чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Открытие новых факторов и явлений действительности, их истолкование, рассуждение по поводу тех или иных положений, нахождение новых способов решения задачи и т.д. вызывают в человеке целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, любознательность, догадку, чувство радости и гордости по поводу сделанного открытия в зависимости от характера и масштаба решаемой задачи. Одним из самых необходимых для интеллектуальной деятельности является чувство любознательности, любовь к истине. Оно имеет действенный, «принуждающий» характер, выражается в постоянном поиске и борьбе за новое, прогрессивное, революционное как в области познания, так и в практической деятельности. Альберт Эйнштейн очень метко назвал такое стремление «бегством от удивления».
Практические, или праксические («праксис» с древнегреч. ? деяние, деятельность), чувства – это эмоциональный отклик на все богатство и многообразие человеческой деятельности. По мере усложнения деятельности, которую выполняет человек, изменяется его эмоциональный отклик на нее, становится шире круг чувств, связанных с нею. Усложнение деятельности, привнесение в нее творческого начала порождает отклик на самый процесс ее осуществления в виде так называемых творческих чувств.
Десять комплексов чувств по Б.И. Додонову
1. Альтруистический – в основе лежит потребность в содействии и помощи, покровительство другим людям.
2. Коммуникативный – базируется на потребности в общении, дружественных отношениях, сочувствующем собеседнике.
3. Глористический – потребность самоутверждения, славы, почета.
4. Праксический – ценностные переживания, связанные с реализацией деятельности, которая нужна субъекту сама по себе.
5. Пунический – борьба опирается на потребность в преодолении опасности, на базе которой возникает позднее интерес к борьбе.
6. Романтический – стремление ко всему необычайному, таинственному.
7. Гностический – стремление понять, разрешить сложную проблему.
8. Эстетический – тяга к произведениям искусства, стремление к эстетической гармонии с миром, к переживанию чувства прекрасного.
9. Гедонистический – выражение потребности в телесном и душевном комфорте.
10. Акзитивный (приобретение) – тяга к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
Стенические и астенические чувства. Эмоции в одних случаях отличаются действенностью. Они становятся побуждением к поступками, к высказываниям, увеличивают напряжение сил и называются стеническими. От радости человек готов «горы перевернуть». Переживая сочувствие к товарищу, он ищет способ помочь ему. При действенной эмоции человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. В других случаях эмоции (называемые астеническими) характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживание чувств расслабляет человека. От страха у него ноги могут «подкоситься». Иногда, переживая сильное чувство, человек уходит в себя, замыкается. Сочувствие тогда остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием, стыд превращается в тайные мучительные угрызения совести.
Итак, стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы и он может броситься навстречу опасности. Горе может вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.
Понятие о чувственном тоне. По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, фрустрацию, страсть, высшие чувства. Простейшая форма эмоционального переживания – это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон. Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.
Известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать приятное или неприятное чувство. Так, если отрицательный чувственный тон переходит в болезненное отвращение, то говорят об идиосинкразии. Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков, полезных и вредных факторов окружающей действительности.
Благодаря своей обобщенности чувственный тон помогает принять хотя и предварительное, но зато быстрое решение о значении нового раздражителя вместо сравнения его со всей информацией, хранимой в памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску (интересная книга, приятный собеседник, веселая кинокомедия и т.д. для одного человека могут вызвать у другого противоположные переживания). Чувственный тон зависит также от того, как протекает деятельность. Постоянно проигрывающий нам партнер кажется более симпатичным, чем тот, который все время выигрывает у нас. Несмотря на свою внешнюю незначительность, знание и целенаправленное использование чувственного тона позволяет воздействовать на настроение человека, улучшать производительность труда, интенсивность учебы и т.д.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи