ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Идея этой танцевально-двигательной импровизации принадлежит Александру Гиршону, который вложил огромное количество энергии и времени в практическое применение данного направления. Психо­техника была придумана еще в середине 1990-х годов и апробирована на многих группах по танцевально-двигательной терапии. Надеюсь, что освоение этого упражнения принесет вам не только наслаждение, но и много личностных открытий.

Современные исследования сознания, особенно глубинных уров­ней сознания, принесли немало открытий в область практической пси­хологии, психотерапии и практики личностного развития. Строго го­воря, это не столько новое, сколько хорошо переосмысленное старое. Переосмысление касается и языка, на котором обсуждается опыт, и модели, и контекста применения психотехник, и методологии работы с клиентами и группами.

Внутри новой, холистической парадигмы обретение целостности означает также «собирание», воссоединение не только личной исто­рии, но и эволюции — эволюции живого, эволюции Вселенной, эво­люции сознания. История человечества сохранила много метафор развития и единства, метафор взаимосвязи человека с окружающим его миром. Одной из наиболее известных и продуктивных метафор является система четырех стихий. Наверное, модель четырех стихий является одной из первых «точек равновесия» между двумя противо­положными тенденциями развития сознания — тенденцией к фраг­ментации и тенденцией к интеграции. Внутри этой модели восприя­тия мир уже «обретает лик», точнее, четыре лица, не являясь более недифференцированным «нечто», единым, всеохватывающим пото­ком жизни. И вместе с тем, мир остается «живым» и одухотворенным, сохраняется нуминозное присутствие Духа в многообразных прояв­лениях жизни.

Подобное мировосприятие характерно для ранних мифологичес­ких систем, и только в последние десятилетия западная наука стала отказываться от позиции интеллектуального высокомерия по отноше­нию к этому этапу своего развития; западный человек признался в сво­ей «зачарованности» и тоске по миру единства. Это одна из причин появления многообразных психотехник, использующих метафоры и методы из арсенала шаманизма, магии и мифопоэтического видения мира. Как и в любом течении, здесь присутствуют свои «зерна и пле­вела» . Работа с глубинными уровнями психики требует удивительно­го баланса между точностью и экстатичностью, безопасностью и бес­страшием внутреннего исследования в связи с «энергетической заря-женностью» этих уровней. Данные уровни играют роль фундамента, «краеугольных камней» психики, что, с одной стороны, выражается в эффективности этой работы, а с другой стороны, говорит о послед­ствиях ошибок.

Существует много систем, использующих метафору четырех сти­хии. Среди низ можно назвать астрологическую систему четырех сти­хии, систему «духовного очищения» Леонарда Орра. Но в рамках пси­хологии и психотерапии пока еще не существует достаточного осмыс­ления и методических разработок, касающихся этого слоя сознания.

Предлагаемая техника работы со стихиями решена в жанре «дина­мической визуализации» или «визуализации в движении». Опыт при­менения подобных психотехник (в основном шаманских) показал их доступность, эффективность и особую яркость внутренних процес­сов особенно при сочетании с осознанным связным дыханием.

Динамические визуализации соединяют достоинства направлен­ных визуализаций и двигательных психотехник. На уровне восприя­тия это сочетание обеспечивает большую доступность благодаря по­лимодальности воздействия (охватываются три репрезентативные системы). На уровне закрепления также работают два вида памяти -визуальная и моторная.

Холистический подход требует холистических, целостных, техноло­гии, охватывающих различные уровни человеческого существования.

«ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ» - это пять процессов, каждый из которых состоит из последовательности четырех техник (пятый про­цесс проходит по особой схеме, оговариваемой отдельно). Каждый из четырех процессов посвящается одной из стихий и является «путеше­ствием» в мир этой стихии; пятый процесс - интегрирующий - соб­ственно «Танец Четырех Стихий» в их единстве и взаимопереходе.

Последовательность техник внутри четырех первых процессов такова:

1. Телесный ключ доступа.

2. Образное пространство.

3. Проживание качеств

4. Получение дара и имени.

Опишем эту последовательность более подробно.

Процесс начинается с принятия удобного положения. Участники закрывают глаза и начинают связное дыхание. Предлагается сосредо­точиться на одном из телесных ключей доступа - телесном качестве, символически репрезентирующем одну из стихий.

Для стихии земли таким ключом доступа является ощущение всего тела, тела как такового с его весом, плотностью, формой. Для стихии воздуха ключ доступа - дыхание, поток воздуха, проходящий сквозь тело. Для стихии воды - течение крови и других жидкостей внутри тела (чувствуемых или представляемых), а также текучесть тонких ощущений тела. Для стихии огня ключом доступа являются внутрен­ние ритмы — ритм сердца, пульсация крови. Каждый из ключей дос­тупа становится одновременно отправной точкой и гидом в этих внут­ренних путешествиях.

Следующий шаг — визуализация образного пространства одной из стихий и проживание его в движении и танце, отождествление с различными элементами этих стихий в танце.

Например: «Начните это путешествие в многообразный мир стихии земли. Земля, почва под ногами, какой разной она может быть... Непод­вижный камень и сыпучий песок, плодородные почвы и могучие горы. Мир Земли... Почувствуйте себя разными проявлениями земли.

Земля постоянно рождает новые и новые формы. Из земли растет трава. Цветы и травы, кусты и деревья — все растет из земли. Почув­ствуйте жизнь этих проявлений земли, протанцуйте их танец всем телом, всем своим существом.

Земля дает жизнь всему живому. Все, что растет и движется, явля­ется частью стихии земли. Жуки и гусеницы, муравьи и змеи, ящери­цы... Бесконечные проявления земли... Почувствуйте их, проживите их танец, дайте им свое тело!

Все животные — это воплощения земли. У каждого свой танец, свои движения. Проживите их, эти разные танцы. Побудьте разными жи­вотными: оленем и черепахой, волком и буйволом, обезьяной и медве­дем... многими, многими животными...

На земле всем есть место, есть место для всех танцев. Земля рожда­ет и питает все формы. Танцуйте танцы Земли!»

Визуализации остальных стихий строятся подобным образом. Уро­вень детализации визуализаций зависит от образовательных, нацио­нальных и других особенностей группы и стиля ведущего. Важно, что­бы образное пространство было достаточно «широким» и тем самым позволило включиться в процесс всем участникам. Уже внутри пер­вой стадии закладывается переход к следущей — к архетипическим качествам стихии.

Архетипические качества в равной степени представлены в мире при­роды, мире социума и мире личности. Это те «подводные течения», кото­рые позволяют воспринимать мир единым, живым и одухотворенным.

Участникам предлагается прожить эти качества в танце как каче­ства движения, полностью прочувствовать их через танец. Важно пред­ложить достаточно большой и неоднозначный (амбивалентный) на­бор качеств.

Следующий шаг в путешествии — поиск дара, дара этой стихии. Участникам предлагается почувствовать «зов» стихии и найти этот дар, выраженный образом или качеством.

После получения дара участникам предлагается найти, почувство­вать и принять имя, которое дает им эта стихия.

Получение даров и имен от различных сил достаточно распростра­нено в магических и духовных традициях. Это ритуал, закрепляющий связь человека с конкретной силой (стихией) и утверждающий изме­нение этих отношений.

При большом количестве участников можно ограничиться только поисками дара, но наличие двух пересекающихся, но не конгруэнт­ных процессов, по моему опыту, позволяет приблизиться к более адек­ватному, голографичному восприятию стихии. Одновременное при­нятие дара и имени кажется нелогичным, но именно за пределы логи­ки и нужно выйти для подлинного приближения к глубинным слоям сознания.

Процесс заканчивается ритуальным называнием даров и имен в круге. Например: «Мой дар земли — Надежность, мое имя земли — цветок»; или: «Мой дар воды — текучесть, мое имя воды — Анабис».

В этом ритуале называния даров и имен очень часто видно, что люди действительно прикасаются к каким-то глубоким слоям психики: осо­бые «другие» голоса, особая атмосфера глубины и сосредоточенности, каждое произнесенное слово значимо и неожиданно.

Эти процессы проходят при минимальной освещенности, с закры­тыми глазами или в повязках, под музыку, соответствующую характе­ру стихии (см. таблицу). Важен постепенный и мягкий выход из про­цесса, 5—10 минут, проведенных в молчании, наедине с самим собой. Самоотчет лучше проводить в письменной форме.

Последний, завершающий процесс — повторение и объединение всех качеств всех четырех стихий, проход на более глубокий уровень — в точку, откуда рождаются все стихии.

В этом процессе ключами доступа являются «дары» и «имена», по­лученные в предыдущих танцах, а также зоны пространства кинесфе-ры. На уровне визуализации образы — это краткое «вспоминание» (recollection) предыдущих путешествий и протанцовывание их и об­разов перехода между стихиями. Например, воздух/ вода — дождь, зем­ля/вода — туман, пар, земля/огонь — вулкан. В тексте визуализации важно сделать акцент на взаимопроникновении, взаимоперетекании всех стихий.

Завершение опыта — собирание опыта и качеств в тело, в раз­личные зоны пространства тела и нахожде ние точки объединения всех стихий. Если пользоваться традиционной картографией, то зона земли находится внизу (ноги, тазовая область, живот), зона воздуха — вверху (голова, руки), вода и огонь — соответственно левая и правая половины тела. Точка их соединения — область сол­нечного сплетения.

Завершающий танец рождается из импульсов, идущих из этой точ­ки. По контексту это танец Воли, рождающей мир, мир стихий, мир во всех его многообразных проявлениях.

«Танец Четырех Стихий» дает непосредственный опыт целостного восприятия и проживания (в танце) реальности. Диагностика, визуа­лизация, игра, шаманское путешествие и ритуал — это технологичес­кое разнообразие отражает многообразие мира четырех стихий.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.