ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Место

Важно свести к минимуму внешние помехи, отвлекающие внима­ние. Поэтому желательно медитировать в относительно изолирован­ном от шума, спокойном месте.

Время

Медитацией можно заниматься в любое удобное время, но не рань­ше, чем через 2 часа после еды, особенно если она была обильной, по­скольку процессы пищеварения помешают вам оставаться расслаблен­ным во время медитации и в то же время не впасть в дремоту.

Метод

Выбор метода медитации определяется индивидуальными особен­ностями занимающегося. Различия между людьми бывают велики во всех отношениях. Опыт показывает, что одним подходит концентра­ция на предмете или символе, другим — на звуке, третьим — на дыха­нии и т. д.

Позы

Почему рекомендуется медитировать в определенных позах? По­тому что принятие определенной позы поможет вам провести грани­цу между нашей обычной повседневной деятельностью и медитацией и тем самым облегчит концентрацию.

Вовсе не безразлично, в какой позе медитировать. Давно известно, что каждой позе соответствует определенное внутреннее состояние. Не случайно в армии используется стойка «смирно»: грудь вперед, живот втянут, руки по швам, стой и не шевелись. Именно такая поза создает готовность к восприятию команд и последующего беспрекос­ловного их выполнения.

В медитации поза должна быть удобной, но в то же время оказы­вать на упражняющегося определенный мобилизирующий эффект. Почти все восточные школы медитации придают большое значение прямому положению туловища. Только в трансцендентальной меди­тации такого требования нет, здесь считается, что занимающийся может сидеть и в мягком кресле. Но каждый, кто медитирует, рано или поздно сам приходит к выводу, что успех медитации во многом зави­сит от позы. Если я внешне держусь прямо, то и внутренне, скорее, буду собранным, внимательным, в то время как небрежная поза пред­располагает к внутренней лености, вялости. Мягкие кресла не позво­ляют полностью выпрямить позвоночник и предрасполагают к сонли­вости. Лучше всего медитировать сидя на полу, подложив коврик или одеяло, но если по той или иной причине вы все же не хотите отказы­ваться от привычки сидеть в кресле или на стуле, то для медитации выберите жесткий стул. Подойдет и табуретка, ибо спинка во время медитации все равно не понадобится, в ней как в опоре мы во время сеанса не будем нуждаться. В парке или саду можно медитировать сидя на скамейке.

В любом случае колени не должны располагаться выше тазобедрен­ных суставов. Поэтому, если стул или скамья слишком низкие, следует скрестить ноги, тогда колени опустятся. Если же высота стула будет нормальная (для большинства занимающихся она должна быть 45 см), то ноги следует держать слегка разведенными, а стопы параллельны­ми, опираясь на пол всей подошвой. Садиться лучше всего ближе к пе­реднему краю сиденья, особенно когда оно имеет наклон к спинке.

Из-за слабости мышц спины большинству занимающихся сначала будет трудно удерживать туловище прямым. В первый период занятий рекомендуется несколько утрировать позу и сидеть, прогнувишсь в по­яснице. Со временем мышцы окрепнут и прямая осанка уже не будет вызывать трудностей. Впрочем, дело не только в силе мышц, но и в уме­нии поддерживать равновесие тела, тогда понадобятся минимальные мышечные усилия. Но сначала необходимо развить чувство равнове­сия, научиться принимать оптимальное положение. Достигается это практикой. В первый период занятий в начале каждого сеанса, приняв позу, в которой вы собираетесь медитировать, медленно раскачивайте туловище вперед, назад и в стороны, а также делайте им круговые дви­жения, стараясь уловить наиболее устойчивое положение.

Голова также держится прямо. Подбородок следует слегка опустить, но так, чтобы это не повлекло наклона туловища. Поза будет оптималь­ной тогда, когда спина остается прямой, удерживаемая позвоночни­ком, а все остальные мышцы полностью расслаблены. Приведенное требование полнее всего выполняется в трех классических позах для медитации, принимаемых на полу:

1) со скрещенными ногами (сидя «по-турецки»),

2) сидя на пятках,

3) «лотос».

Преимущество этих поз заключается еще и в том, что у медитиру­ющего, который сидит на стуле или табурете, может возникнуть беспокойство или даже страх упасть в состоянии погружения, что меша­ет процессу медитации. Пол же дает чувство безопасности.

Для большинства начинающих, скорее всего, подойдет поза на полу со скрещенными ногами. Иногда это положение называют «удобной позой». Сидеть так и впрямь приятно, а в ряде восточных стран эта поза распространена и в повседневной жизни. Собираясь медитиро­вать в этой позе, проследите за тем, чтобы ваша голова, шея и позво­ночник составляли прямую линию.

Как держать руки? Возможны два варианта. Первый — ладони ле­жат на коленях. С него и следует начинать. Во втором варианте, к кото­рому можно перейти, приобретя некоторый опыт медитации, ладони надо сложить подобно двум чашам, вложенным друг в друга. В индийс­кой традиции правая (активная) рука располагается снизу, левая — сверху. У левшей наоборот. Открытость ладоней указывает на то, что в данный момент мы не заняты какой-либо деятельностью, а готовимся нечто предпринять. Большие пальцы соприкасаются, как бы замыкая электрическую цепь.

Учителя дзен обращают большое внимание на положение ладоней своих учеников и на основании того, как они держат большие пальцы, определяют внутреннее состояние человека, его готовность или, на­оборот, неготовность к началу медитации.

Если большие пальцы сильно прижаты друг к другу, так что направ­лены вверх, то это знак чрезмерного напряжения, которое будет ме­шать медитации. Опущенные большие пальцы и отсутствие контакта между ними свидетельствует о вялости, также не способствующей ус­пеху медитации в предстоящем занятии. Большие пальцы не должны образовывать «гору» или «овраг», им надлежит располагаться строго горизонтально.

Руки опираются на бедра, свободно свешиваться они не должны, так как в этом случае расслабление не получится. Ладони держат близ­ко к животу, но не давят на него. Желательно легкое прикосновение ладоней к животу, по крайней мере во время вдоха.

Вторая классическая поза для медитации — сидя на пятках. Чтобы принять ее, нужно встать на сведенные вместе колени, держа носки вместе, а пятки слегка разведенными. Затем опуститься на пятки. Го­лова, шея и туловище составляют прямую линию.

Эта поза широко распространена в Японии. Здесь в ней не только медитируют, но и пишут, читают, едят, выполняют различную работу. В отличие от японцев, привыкших к этой позе с детства, многим из нас, особенно людям с сильно развитыми мышцами бедер, сидение на пер­вых порах покажется неудобным. Возможно неприятное напряжение в бедрах, боль в коленях. Болевые ощущения можно смягчить, подложив между пятками и седалищем подушку и одеяло под голеностопные суставы, но лучше всего осваивать эту позу очень и очень постепенно, на некоторое время возвращаясь к уже освоенной позе со скрещенными ногами при появлении неприятных ощущений в мышцах и связках.

При позе сидя на коленях блокируются крупные кровеносные со­суды бедер, что может оказать неблагоприятное воздействие на лю­дей, склонных к расширению вен. Им следует отдать предпочтение позе со скрещенными ногами или позе «лотоса».

Поза «лотоса» — одна из основных поз йоги — хорошо подходит для медитации. При опоре на таз и колени поддержание тела в верти­кальном положении требует лишь минимальных усилий. Сидеть в позе «лотоса» легко, нет ни малейшего мышечного напряжения, мешающе­го полной концентрации.

Большинству занимающихся, однако, освоить «лотос» бывает не­просто. Но при последовательной и целеустремленной работе это уда­ется и в возрасте старше 50 лет. Подчеркну, однако, что овладение по­зой «лотоса» не должно становиться самоцелью. Тому, кто решил на­учиться «лотосу», следует запастись терпением и регулярно, ежеднев­но, а по возможности и два раза в день проводить следующие подгото­вительные упражнения:

1. Сесть на пол и как можно шире развести ноги в стороны. Затем согнуть правую ногу в колене и притянуть к себе правую стопу, чтобы она оказалась на левом бедре у паха. Туловище при этом следует держать выпрямленным, а колено должно касаться пола. Зафиксировать положение на несколько секунд, а затем проде­лать то же самое с левой ногой. Чтобы облегчить выполнение, можно сидеть на небольшой подушке. Освоив это упражнение, переходим к следующему.

2. Сидеть следует на одеяле, сложенном толщиной в ладонь. Сна­чала выполняем упражнение 1: при прямой левой ноге сгибаем в колене правую и прижимаем ее стопой к левому бедру. Вслед за тем сгибаем левую ногу и располагаем стопу на правом бедре так, чтобы пальцы были обращены вверх. Важно помнить о том, чтобы туловище было выпрямленным, а оба колена касались пола.

В дополнение к трем основным рассмотрим две дополнительные позы для медитации.

Лежа на спине. Лежать следует без подушки. В отличие от йоговс-кой позы отдыха и расслабления лежа на спине (шавасана) в позе ме­дитации ноги держатся не разведенными в стороны, а почти парал­лельно. Руки следует положить на живот и сложить, как было описано выше. Глаза закрыты или взгляд направлен в потолок.

Медитация стоя. Стопы параллельно, на некотором расстоянии друг от друга, ноги слегка согнуты в коленях, руки висят расслабленно.

Расслабление в позе для медитации

Успешной медитация может быть только тогда, когда в принятой позе мы бываем совершенно расслаблены. Начинать расслабление лучше всего с лица. Улыбнитесь, и тогда все мышцы лица расслабят­ся сами по себе. Улыбнитесь себе или — в мыслях — другу, близкому человеку. Рот при этом остается закрытым, нижняя челюсть слегка отвисает, зубы разжаты. У некоторых людей озабоченное выраже­ние почти не сходит с лица. Им будет полезно поупражняться в улыб­ке перед зеркалом.

Глаза можно держать закрытыми или полузакрытыми. При закры­тых глазах многие концентрируются лучше, но в то же время у неко­торых медитирующих чаще возникают внутренние образы, также возрастает вероятность засыпания. В ряде техник дзеновской медита­ции глаза неизменно держат открытыми, что облегчает контакт с ре­альностью. В любом случае глаза не должны быть напряжены. При ме­дитации сидя на стуле это достигается тем, что мы направляем взгляд перед собой на расстояние 1,5 метра. Если мы сидим на полу, расстоя­ние соответственно уменьшается. Взгляд не фиксируется жестко, а как бы покоится в выбранном месте. Тогда глаза действительно отдыхают. Вначале они могут иногда слезиться, это свидетельствует о том, что взгляд еще слишком напряжен. В таком случае глаза следует закрыть, а затем открыть вновь.

У многих очень часто, а у некоторых почти всегда бывают напря­жены мышцы плечевого пояса. Любой стресс или неприятности неиз­бежно ведут к напряжению, «зажатости» мышц плечевого пояса. Пле­чи непроизвольно поднимаются, голова втягивается в них, как бы за­щищаясь от предстоящего удара. В итоге в этой области возникает хроническое напряжение мышц, причиняющее много неприятностей. Избавиться от скованности плеч, приступая к медитации, можно сле­дующим образом. Поднимите плечи, ощущая при этом неприятное напряжение, а затем «бросьте» их. Зафиксируйте возникшее ощуще­ние и постарайтесь сохранить его в памяти. Полезным может быть и такой образ: при расслаблении плеч представьте длинные ветви дере­ва, сгибающиеся под тяжестью обрушившегося на них снега. Ветви медленно все больше и больше сгибаются и, наконец, снег соскальзы­вает с них, освобождая дерево от гнета. «Бросая» плечи, давая им «упасть», мы сбрасываем с себя все, что нас тяготит, освобождаемся от бремени забот. Нет, это не политика страуса, мы вернемся к нашим проблемам после медитации и процесса. Но для того, чтобы успешно медитировать, нам следует обрести спокойное, невозмутимое отноше­ние ко всему, что нас беспокоит.

Для расслабления груди, диафрагмы и живота сделайте несколько глубоких связных дыханий, медленно вдыхая и выдыхая и с каждым вдохом все более расслабляясь. Проследите, нет ли остаточного напря­жения в этой области.

О том, как расслабленно держать руки, говорилось выше. Затем приходит черед нижней части туловища. Обратите внимание, не ско­вана ли поясница; если заметите следы напряжения, избавьтесь от него. Проследите, нет ли напряжения в тазовой области, ягодицах.

Затем проконтролируйте состояние бедер, мышц голени и стоп. Несколько раз согните и выпрямите пальцы стоп, сделайте вращатель­ные движения стопами, а затем расслабьте их.

В заключение мысленным взором еще раз пройдитесь по всему телу от головы до стоп, контролируя его расслабление.

Внутренняя настройка на медитацию

Уже сама поза, принимаемая для медитации, определенным обра­зом влияет на наше внутреннее состояние и способствует покою. Но было бы неверным целиком полагаться на позу, отказываясь от опре­деленной внутренней настройки.

Приступая к медитации, постараемся отвлечься от всего посторон­него. Оставим на время также все неприятности, печали. Сейчас пора медитации. Все, что было, уходит на задний план, становится неваж­ным. То, что будет потом, пока нас не интересует. Единственное, что принимается в расчет, — настоящий момент.

Внутренняя позиция «невовлеченности» необходима для борьбы с помехами, неизбежно возникающими во время сеанса. Появление от­влекающих мыслей неизбежно. Они не должны раздражать нас. Не следует также задерживаться на приятных мыслях и образах. В меди­тации нет места оценкам и суждениям, мы находимся в некотором первоначальном состоянии, по ту сторону добра и зла.

Выход из медитации

Выход из медитации должен быть постепенным, особенно если се­анс был продолжительным. Резкое воздействие на находящегося в со­стоянии глубокого погружения человека может вызвать испуг или другие неблагоприятные состояния. По этой причине не следует для обозначения конца сеанса использовать будильник.

Закончив медитацию, следует еще некоторое время находиться в той же позе, прекратив, однако, повторение мантры или концентра­цию внимания на дыхании. Не следует также резко открывать глаза, держите их полузакрытыми. Затем проделайте медленные движения головой, несколько раз закройте и откройте глаза, слегка разомните плечевые суставы.

Таким образом, мы проанализировали все основные элементы ме­дитации. А сейчас приступим к изложению некоторых форм медитации. В мировой практике их существует великое множество, но я при­веду только некоторые из них, такие, которые часто применяются в различных тренингах по интегративным психотехнологиям. В основ­ном все формы и методы медитации имеют групповой характер По­этому нужно учесть, что медитации при этом содержат не только ин­дивидуально-психологический, но и социально-психологический пласт.

Медитация с концентрацией на дыхании

1. Ведущий предлагает участникам тренинга принять освоенную позу медитации, проконтролировать состояние мышц, избавить­ся от излишнего напряжения, закрыть глаза, расслабиться.

2. Дышите через рот глубоко и медленно: активный глубокий мед­ленный вдох, пассивный медленный выдох. Между вдохом и выдохом нет паузы. Дыхание должно быть легким, естественным, без всякого напряжения. Ощутите свое дыхание.

3. Когда появятся мысли, отвлекающие от дыхания, мягко, но быс­тро верните внимание к дыханию, продолжая произносить про себя на выдохе «раз». Продолжайте 5 — 7 минут.

4. В заключение сеанса не вставайте сразу же. Оставайтесь в по­кое, сидя с закрытыми глазами. Держите в поле внимания свои мысли, чувства, ощущения тела. Продолжайте оставаться в та­ком состоянии еще несколько минут, но уже открыв глаза. Ме­дитацию с концентрацией на дыхании мы можем применять для обучения осознанному циклическому дыханию. Выше я описал процесс обучения первому типу дыхания. Таким же образом можно провести обучение второму, третьему и четвертому клас­су дыханий.

Медитация с использованием мантры

Мантра — звукосочетание, слово или имя, многократно повторяе­мое во время медитации. Мантра выступает как объект концентра­ции внимания, позволяющий развернуться процессу медитации.

Некоторые учителя медитации утверждают, что каждый медити­рующий должен иметь свою мантру, представляющую для него осо­бое значение и создающую благоприятное психологическое состоя­ние. Но многие исследования показали, что не имеющие смысла слова, выбранные случайно и повторяемые многократно, столь же эффек­тивны, как «специальная» мантра. Так, в древней практике пайя-йоги используются основные звуки санскритского языка, смягченные груп­пами звуков НГ, АНГ, ИНГ. Использование перечисленных звуковых сочетаний в качестве мантр, не имеющих понятного смысла, может быть следующим: АНГ, БАНТ, ВАНГ, ДАНГ, ДЖАНГ, ИНГ, БИНГ, ВИНГ, ГИНГ, ДЖИНГ...

Практика убеждает, что в качестве специальной мантры можно использовать любое слово, которое привлекает человека, например, «мир», «любовь», «покой», «гармония», «тишина», «дыхание»; типич­ные восточные мантры: «ОМ» или в другом варианте «АУМ» (я есть), «CO-ХАМ» (я-он), «СА-ХАМ» (я-она).

1. Ведущий тренинга и группа должны выбрать в качестве мантры слово или звукосочетание, привлекающее их.

2. Ведущий предлагает участникам тренинга принять освоенную позу медитации, проконтролировать состояние мышц, избавить­ся от лишнего напряжения, закрыть глаза, расслабиться.

3. Произнесите вслух свою мантру. Не следует делать это слиш­ком громко (это вызывает лишнее напряжение) или слишком энергично (это вызывает гипервентиляцию и головокружение). Если нет возможности произносить мантру вслух, делайте это про себя. Когда приходят мысли, верните внимание к мантре. Со вре­менем вы установите оптимальный ритм произнесения мантры, который будет способствовать глубокому расслаблению.

4. Спустя примерно пять минут после начала медитации переклю­читесь на произнесение мантры шепотом. Продолжая медита­цию, вы под воздействием ритма мантры будете расслабляться все больше и больше.

5. Освоив мантру-медитацию, можете попробовать иной ее вариант. Вы можете объединить медитацию с концентрацией на дыхании и медитацию с концентрацией на мантре. Приняв позу, начните с наблюдения за дыханием: вот вдох, вот выдох. Продолжайте так некоторое время, не пытаясь как-то изменить ритм дыхания. Ког­да почувствуете, что процесс дыхания протекает естественно, до­бавьте произнесение мантры. Делайте это на выдохе.

Иисусова молитва

Основное место в психотехническом пространстве христианства принадлежит молитве. Святые отцы Православной Церкви создали дивные молитвы, благотворно влияющие на душу и тело. Молитвы являются духовными помощниками христианина в любой ситуации жизни. Но есть особые молитвы, которые могут помочь человеку об­рести благодать Господню. Среди них наиболее известна Иисусова молитва.

Она произносится так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по­милуй мя грешного». Эта молитва обучает со временем непрестанной молитве и состоянию молитвенности: простая, словесная молитва переходит к сознательной, внимательной молитве ума, затем умственно-сердечная молитва, сопровождаемая только мыслями и чувствами, без слов. Высшей формой освоения Иисусовой молитвы является постоян­ная сосредоточенность и созерцательность в молитвенном состоянии. Великими учителями в делании Иисусовой молитвы были Иоанн Лествичник, Блаженный старец Серафим Саровский, священноинок Дорофей, преподобный Нил Сорский. В практике молитвы они учили тишине, остановке мыслей, тонкому дыханию, чтобы в конце концов молитва проникла в сердце благодатью, просвещающей, орошающей, действующей как духовное помазание любовью к Богу и ко всем людям.

Медитация на природные объекты

Как мы уже неоднократно указывали, многим легко «остановить» ум на каком-то внешнем объекте. Как побуждение к медитации мож­но использовать все что угодно: задорный смех ребенка, улыбку, лицо в толпе или в транспорте, крошечный цветок, растущий в тре­щине мостовой, насыщенный цвет драпировки в витрине, освещен­ные солнцем горшки с цветами на подоконнике, закат над домом. Будьте внимательны к любому знаку красоты, изящества, отблеска совершенства как подарку жизни. Возвышайтесь в каждой радос­ти, будьте постоянно пробужденными, чтобы не пропустить те по­слания полноты земного существования, которые постоянно явля­ются из тишины.

Каждый год я два месяца провожу в самых красивых местах — на Уральских горах, на Алтае, на Байкале, на диких берегах морей... Медитации в этих местах обновляют меня. И вы можете использо­вать любой естественно красивый объект, пробуждающий в вас особое ощущение вдохновения, например, цветок или кристалл, поток воды в реке или ночную луну, ее отражение на глади озера. Природа всегда является надежным источником вдохновения. Что­бы ввести свое сознание в состояние покоя, совершите на рассвете прогулку в парке или погрузитесь в созерцание капель росы на розе в саду.

Лежа на земле, смотрите в небо, пусть ваш ум расширяется в его просторе. Пусть то небо, что снаружи, пробудит небо внутри вашего сознания. В 2002 году я испытал огромное духовное возрождение, ког­да долго медитировал на горе, лежа на траве и смотря и растворяясь в ночном звездном небе. Сделайте эту медитацию, чтобы соприкоснуть­ся с Вечностью и с чем-то нетленным внутри вас.

Сядьте в привычную для вас позу для медитации у реки, направьте ваше внимание на поток воды и войдите в единое пространство с током струй реки, волнами; слейтесь воедино с их неустанным звучанием.

Гуляйте по берегу, всем лицом принимая сладость и напор морско­го ветра. Восхищайтесь красотой лунного сияния и применяйте его для приведения своего ума в нужное равновесие. Сидите у озера или в саду, дышите спокойно, и пусть ваш ум замрет при медленном и вели­чественном восходе луны в безоблачной ночи.

Медитация на Мастера

Но наиболее сильные переживания вызывают образы Духовных Учителей человечества — Будды, Христа, Лао-цзы или особенно ва­шего Мастера — Учителя жизни. Ваш Гуру или мастер — это ваша живая связь с внутренним Высшим «Я», истиной. Благодаря вашей личной связи с Мастером, просто вид его лица соединяет вас с вдох­новением и истиной вашей собственной природы. В христианской традиции молитва перед иконой является классическим образцом такой медитации. Я пробовал различные варианты этой медитации. На некоторые тренинги я специально возил статую Будды Шакьяму-ни, иногда медитировал на иконы с изображением Иисуса Христа из Назарета.

Для медитации установите фотографию или другое образное вы­ражение на уровне глаз и легко остановите свое внимание на его лице, особенно на взгляде. Почувствуйте, чем наполнен этот взгляд и то со­стояние, которое практически изливается из этих глаз, унося вас в состояние сознавания без потребности за что-либо цепляться — в со­стояние медитации. Пусть в нем ваше сознание спокойно пребывает в мире, вместе с вашим Учителем.

Медитация на свечу

Огонь как энергия и стихия всегда привлекал человеческое осозна­ние. Наверное, поэтому медитация на огонь является одной из самых мощных в мировых психодуховных традициях. Мы хорошо понима­ем, что в условиях городской жизни трудно устроить большие огнен­ные ритуалы, какими являлись «Танец Солнца» американцев прерий, «Огненная медитация» индийских йогинов или языческие славянские костровища на Ивана Купалу.

Именно по этой причине мы хотим предложить медитацию на свечку.

«Садитесь в удобную для вас позу для медитаций. Если у вас нет особого медитационного места в квартире, то просто сядьте удобно на кресло или стульчик.

Зажгите свечку. Постарайтесь, чтобы ее пламя находилось при­близительно на уровне ваших глаз и на расстоянии 50 см.

Закройте глаза. Выровняй дыхание Расслабьтесь настолько, что­бы ни телесные ощущения, ни мысли, ни чувства не отвлекали, не оттягивали ваше осознание.

Откройте глаза и сфокусируйте внимание на пламени свечи. По­смотрите в сердце огня, туда, где огонь максимально светел и силен.

Смотрите, все больше и больше расслабляясь и открываясь пламени.

Если ваши глаза слезятся от напряжения, то мягко, медленно зак­ройте их, и когда почувствуете в них покой, снова откройте и опять сфокусируйте внимание на пламени свечи.

Почувствуйте, какпламя очищает и успокаивает ваш ум, ваши чув­ства, ваше тело.

Отдайте пламени свечи все ваши беспокойства, вашу суету, ваше горе и ваши несчастья и посмотрите, как они тают в огне, как тает свечка.

Через 20 — 30 минут медитации закройте глаза и почувствуйте пламя свечи в середине вашей грудной клетки, в том месте, где по традиции находится духовное сердце человека. Почувствуй­те, как свечением, аурой свечи наполнилось ваше тело.

И когда вы прожили, прочувствовали это, медленно, осторожно откройте глаза, сделайте глубокий медленный выдох, глубокий, медленный вдох и почувствуйте себя в «здесь и теперь».

Медитация «Лотос с тысячей лепестков»

На Востоке цветок лотоса с множеством лепестков символизирует всеобщую связь явлений и предметов во Вселенной.

1. Ведущий предлагает участникам тренинга принять освоенные позы медитации, проконтролировать состояние мышц, избавить­ся от излишнего напряжения, закрыть глаза, расслабиться.

2. Ведущий с группой выбирает слово, образ или идею, которые являются центром лотоса. На начальной стадии используются слова, имеющие позитивный смысл: «счастье», «покой», «лю­бовь», «друг», «свобода» и т. п. Это будет способствовать фор­мированию благоприятного настроения.

3. Участники тренинга повторяют про себя выбранное слово. При этом у каждого неизбежно возникает определенная ассоциация. Каждый представляет возникшее в силу ассоциации слово или идею как один из лепестков, прикрепленных к центральному слову. Примерно 7 секунд рассматривается связь, существую­щая между ними. Не следует слишком напрягаться, стараясь понять смысл этой связи. Она может стать для каждого момен­тально ясной, но может остаться непонятной. В любом случае следует вернуться к центральному слову и ждать следующей ассоциации. 4. Эта медитация продолжается примерно в течение 10—15 минут.

Ментальная медитация

Для среднего европейского ума основным средством самопостиже­ния является метод размышлений и дискурсивных рассуждений. Язык мыслей прививается нам с глубокого детства, и даже наше представле­ние о самом себе является в некотором смысле словесным текстом. Именно поэтому мы хотим привести одну из модификаций умствен­ных медитаций.

В восточной традиции существует Джнана Йога, или йога знания. Это дисциплина безжалостного самоанализа, это путь для тех, кто об­ладает ясным, хорошо развитым умом. Человек, ставший на путь, стремится ясно увидеть силы иллюзии и привязанности, противопо­ставить или избежать влияния страсти, привязанности чувств, отож­дествления с телом. Он ищет единения со своей Самостью, отбрасы­вая при этом все, что не есть Самость, — ограниченное, смертное, иллюзорное. До сих пор сохранилась техника такого единения, кото­рая на практике применяется в различных школах йоги преимуще­ственно на Востоке.

Рамана Махариши, почитаемый многими как величайший совре­менный индийский святой, учит своих последователей технике, назы­ваемой «исследованием себя» для восстановления тождества с Само­стью. Этот метод заключается в постоянном вопрошании «Кто есть я?» и постоянном поиске ответа на этот вопрос за пределами тела, мыслей и эмоций, в движении к источнику сознания.

Вот как описывает этот метод сам Рамана Махариши: «Первая и преобладающая из всех мыслей, возникающих в уме — это первичная «я-мысль», и поскольку ум — ни что иное как узел мыслей, только по­средством вопрошания «Кто есть я?» ум может утихнуть... даже если посторонние мысли разрастаются в ответ на каждое вопрошание, не пытайтесь завершить возникающую мысль, но вместо этого глубже спрашивайте:

«Кому эта мысль пришла в голову?». Неважно, сколь много мыс­лей придет к Вам, если вы будете с тщательным вниманием спра­шивать немедленно, у кого она возникла, как только каждая из них возникает, — вы выясните, что она возникла у «меня». Если теперь вы зададите вопрос «Кто есть я?», ум окажется интро-вертированным (сосредоточенным вовнутрь) и поднимающая­ся мысль тут же утихнет. Таким образом, упорствуя в практике самовопрошания, ум обретет возрастающую силу и способность пребывать в своем источнике».

Основная цель ментальной медитации заключается в том, чтобы человек понял свою Сущность — свое совершенство прямо в «здесь и сейчас».

Собственно, в психическом пространстве невозможно приобрес­ти ничего такого, чего не было ранее, и самопостижение требует от­брасывания иллюзий, а не обретения чего-то нового. Просветление и глубинное пробуждение есть в человеке всегда, и смысл медитации — рассеивание тумана ложных идентификаций.

Медитация «Колесо времени»

Эта медитация родилась совсем недавно — в июне 2000 года, когда я проводил тренинг на безымянном острове посреди реки Катунь (гор­ный Алтай).

Полевые тренинги по интенсивным интегративным психотехно­логиям часто приводят к внутренним открытиям, которые иногда воп­лощаются в методы и средства самопостижения.

Было уже поздно, около двенадцати ночи. Моя медитация на огонь заканчивалась. Но заканчивалась не потому, что я так хотел, хотя и это, конечно, присутствовало, а потому что костер догорал.

Еще не тухнет, он еще жаркий. Это уже не похоже на мужика в силе, а напоминает крепкого старика. Угли еще сильные, и еще долго можно протянуть, но гореть уже нечему, нет яркого пламени. Все су­ществует за счет внутренней потенциальности, уже есть стремление к экономии — к экономии энергии, времени, сил. Единственное, что остается, это иногда ярко заблестеть, иногда не так ярко, но при этом только поддерживать внутренний жар.

Мне еще далеко до этого возраста, лет двадцать. Я еще могу гореть очень сильно. Но я точно знаю, что через двадцать лет придет это вре­мя, и затем все будет так же, как с этим костром — постепенно все будет больше и больше золы. Постепенно так же, как дрова превра­щаются в серый пепел, и в моем теле будет все больше и больше смер­ти и все меньше и меньше жизненности. И в конце концов, так же, как и у этого костра, какие-то части станут мертвыми.

Может быть, это будет касаться чувств, может, телесной жизни, может, секса, мышления, памяти, или зрения, или слуха...

В конце концов, какая разница, когда и в каком месте появляется пепел у человека. Понятно, что картина пепла разная, так же, как у это­го костра. Но где-то в середине все равно — хоть без слуха, хоть без мышления, хоть без памяти, хоть с одной ногой — все равно будет жить этот внутренний жар. И где-то в глубине все равно наверняка будет полыхать страсть, я это вижу.

Но это то время, когда уже все равно не превозмочь своего бесси­лия, не превозмочь своей невозможности, как бы ни горело внутри и как бы ни хотелось оживить омертвевшие члены. Вид этого костра сей­час вызывает у меня грусть, как чужая смерть, и наверное, это одно­временно то, что я переживу, лет через двадцать, а может, через двад­цать пять, а может, через десять или пятнадцать, а может, через пять...

Судьба этого костра в основном зависела от меня, а судьба челове­ка не всегда бывает во власти человека. И потому сказать, когда я буду напоминать этот костер, невозможно. Но важно, что в естественном потоке жизни я проживу ту же самую судьбу, как и этот костер, кото­рый уже превращается в золу.

Когда я смотрю на угасание костра, мне хочется его затоптать. Я ду­маю иногда, что мне настолько жалко старых дряхлых людей с пустыми глазами, что хочется расправиться с ними так же, как с этим костром. Я не знаю, где жестокость, где мудрость. Где граница между милосерди­ем и жестокостью. Но когда об этом думаю, я понимаю, что сталкиваюсь с теми проблемами, которые мне не суждено решить ни сегодня, ни зав­тра, ни через десять, ни через двадцать лет. Не потому что я не знаю, что такое мудрость, а потому что знаю, что мудрость жестока. Прежде чем костер умер, очень ярко, очень ясно вспыхнул последний уголек. Мне это напомнило, как душа человека отлетает: что-то вспыхивает перед смертью. То на щеках, то в общем тонусе тела, то в глазах, то в каком-то звуке, то в какой-то мысли, то в каком-то чувстве вспышка эта происхо­дит и затем остается зола, как сейчас передо мной.

Не знаю, может, сегодня ночью прольется дождь, хотя и не видно, что прольется, и смоет золу и ничего не останется от этого костра — так же, как и от человеческой жизни. Когда вспоминаешь, что нас жи­вет более шести миллиардов, что в каждое мгновение умирают тыся­чи, я думаю: «Бог ты мой, Бог ты мой! Как я могу предать своей жизни хоть какую-то значимость, когда она — просто отражение круговер­ти, а может быть, и не жизнь. Зола, может быть, просто летит. Я просто маленький ничтожный отблеск, искорка жизни человечества.

И то племя, которое уже растет, живет, гуляет, пирует, уже смот­рит на меня, как на золу. И хотя я-то знаю, что где-то внутри еще мно­го энергии, но, глядя на эту энергию, смотря на свое тело, даже на свои розовые щеки, я все равно знаю, как сквозь все это просвечивает зола, которую унесет ветер».

Утром после этой медитации я и придумал «Колесо времени».

Возьмите белый лист бумаги обычного формата (А4) и нарисуй­те на нем круг диаметром 7 — 9 см. Круг — совершенная мандала времени, не имеющего ни начала, ни конца и вмещающего любую возможную форму существования и содержание чело­веческого переживания.

Нарисуйте в нем красный огненный крест, который является символом смерти и возрождения.

Прикрепите этот лист перед собой на расстоянии 20 — 25см. В течение 3 — 5 минут пристально смотрите в этот круг. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов расслабления.

Вспомните первую в вашей жизни ситуацию, когда вы испыта­ли острое негативное чувство: страха, обиды, вины... Когда это происходило, каковы жизненные обстоятельства, что вас окру­жало, что или кто вызвал это чувство...

Когда вы полностью вошли в эту ситуацию — в мыслях, чув­ствах, образах, телесных ощущениях, — откройте глаза и по­пробуйте представить, увидеть, почувствовать ее в круге. Затем медленно сотрите эту ситуацию движением креста по ча­совой стрелке.

Закройте глаза — сделайте глубокий вдох, выдох и вспомните вторую ситуацию, когда вы испытали острое негативное чув­ство: страха, обиды, вины...

Сделайте с этой ситуацией то же самое — проверните колесо времени и освободитесь от бремени тяжелого воспоминания. Затем вспомните третью ситуацию, четвертую... седьмую... и с каждым поворотом огненного меча приближайте колесо време­ни к настоящему моменту...

Медитация «Древо Жизни»

В основе этой очень сложной медитативной практики лежат пси­ходуховные идеи многих традиций. Впервые она была проведена в полном формате во время тренинга «Духовные путешествия» на Бай­кале в день тантризма Правой руки — дакшиначари.

Как известно, представители этого направления буддизма в каче­стве объекта медитации выбрали три «М»:

• мандалы (магические символы, схематично изображающие Все­ленную),

• мантры (звукосочетания, имеющие сакральный смысл),

• мудры, определенные жесты и тайные обряды-действия, кото­рые понятны лишь очень узкому кругу посвященных.

Именно эти три элемента и были включены в медитативную прак­тику, которую в соответствии с правотантрический традицией делали участники тренинга для постижения Единого и слияния с Великой Пустотой. Я не думаю, что достичь этих целей можно за месячную прак­тику. В конце концов, важна систематичность и включенность. Ос­тальное придет как следствие.

Если вы будете практиковаться ежедневно, то качество вашей жиз­ни изменится.

Медитативная практика состоит из нескольких частей:

1. Сядьте в привычную для вас позу для медитации, расслабьте тело, избавьтесь от излишнего напряжения, сделайте дыхание ров­ным и тихим... как тот ветер, который гуляет над озером, но не вызывает ни ряби, ни волн. Дыхание, как мягкое и непринуж­денное движение, без напряжения, свободно, естественно.

2. Обведите себя кругом, проливая струю воды на пол или землю, затем проведите правой рукой вокруг головы, щелкая пальца­ми. В дакшиначари это считалось символическим сжиганием плоти и всех желаний, страстей, вожделений, которые были с ней связаны. Положите ладони на колени и погрузитесь в со­стояние внутреннего сосредоточения.

3. Очистите и энергизируйте при помощи дыхания пять элемен­тов, находящихся выше линии пупка: сердце, горло, небо, пере­носицу и голову. Этот ритуал достаточно сложен, поэтому я из­ложу его подробно.

Сердце. Открыв рот, расслабьте челюсть, начните глубоко и мед­ленно связно дышать, с равным акцентом на вдохе и выдохе. Привык­ните к такому дыханию... и отпустите, то есть не задерживайте на нем внимание. Затем перенесите внимание на область сердца. И дышите в область сердца, то есть вдох и выдох делайте через него. Не форсируй­те дыхание. Сделайте ровно 21 связный вдох и выдох в эту область.

Горло. Сделайте дыхание медленным и поверхностным. Настолько поверхностным, чтобы его волна омывала только ваше горло, достига­ла до верхушек легких.

Небо. Прижмите язык к зубам верхней челюсти, оставляя простран­ство между языком и небом, для того чтобы вдохнуть через него быст­ро и поверхностно. У вас должно быть ощущение, что дыхание проис­ходит во рту, как бы «крутится», проворачиваясь колесом, входя че­рез небо и выходя в пространстве под языком. Сделайте ровно 21 быс­трый поверхностный связный вдох и выдох через эту область.

Переносица. Сделайте медленный вдох через нос средней глубины и выдох через рот. Представьте, что дыхание своей энергией омывает переносицу. Дышите в переносицу через него. Сделайте ровно 21 связ­ный вдох и выдох через эту область.

Голова. Сделайте медленный, глубокий вдох через нос, направьте его энергию в голову и выдохните через рот. Пусть у вас создастся образ, что вы омываете дыханием свой мозг. Сделайте ровно 21 связ­ный глубокий и медленный вдох и выдох в эту область.

Сделайте еще два цикла энергизации и очищения центров в приве­денной последовательности.

4. После практики энергизации и очищения войдите во внутрен­нюю тишину и представьте перед своим мысленным взором ваше «Древо жизни», корнем которого является мораль (обществен­ный долг, свод обязанностей, правил поведения), стволом — зна­ния о жизни, а ветками — добродетели.

Рассмотрите корни вашего Древа — каковы основные этические принципы вашей жизни среди людей. Посмотрите на ствол — что вы знаете о жизни, каковы ваши базовые смыслы существования на зем­ле. Посмотрите на крону — какие добродетели у вас есть, что благого вы приобрели в этой жизни и что еще можете приобрести, что благого вы можете принести другим людям и себе самому, как лучше реализо­ваться в жизни, посредством чего самовыразиться, каков ваш истин­ный путь, призвание, почему так мало ветвей на вашем Древе и листва редкая, а может, она очень густая и ветви большие, крепкие и в то же время гибкие. Что собой представляет ствол вашего Древа, насколько он широк, высок и могуч или же он тонкий и боится даже самого ма­ленького дуновения ветерка. На что похожи корни вашего Древа Жизни, глубоко ли они уходят в землю, насколько вы укоренены в жизни среди людей, насколько крепка связь ваша с окружающими и каково содержание этих отношений, из каких этических побуждений растут ваши корни, какого они цвета, формы, насколько они гибки, насколько хрупки...

Исследуйте ваше Древо Жизни, осознайте, прочувствуйте его.

Затем позвольте этому Древу войти в ваше тело, будьте им, ибо им вы и являетесь.

5. И когда вы чисты и осознали, кто вы на этой Земле, сконцентри­руйте вашу энергию в сердце, соедините руки на груди, а свое дыхание — со своим Высшим «Я», с Самостью, со своей Сущно­стью. Все, что вы сделали, является призывом, приглашением Самости в тело, в сознание, в чувства.

Сидите и ожидайте встречи. Сделайте ваше дыхание тонким, про­зрачным.

Встречайтесь и проживайте опыт общения со своей внутренней мудростью, чистотой, просветленностью, Богом в себе.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.