Первые попытки институционализации.

Наука » Социология
Между названными двумя знаковыми публикациями (статьи Немчинова и Кучинского) в журнале «Вопросы философии» состоялись не менее важные для возрождения отечественной социологии события, связанные с первым выходом СССР на международную социо­логическую арену. Речь идет об участии в работе III Всемирного социоло­гического конгресса (Амстердам, 1956) советской делегации во главе с академиком П.Н. Федосеевым, которое преследовало цель признания отечественной социологической науки в мире и было первым шагом на этом пути.

Второй шаг предстояло сделать через год, в 1958 г., когда в Москве было созвано международное совещание социологов с приглашением на него пре­зидента Международной социологической ассоциации (МСА) французского ученого Ж. Фридмана и таких известных за рубежом исследователей, как Р. Арон (Франция), Т. Боттомор (Англия), Э. Хьюз (США), Г. Шельски (ФРГ) и др. Справедливости ради надо отметить, что к контактам стремилась и МСА, что вытекало из духа ее работы как организации, действующей в рам­ках ЮНЕСКО и стремящейся к расширению своего влияния в мире. На этом совещании главный доклад, сделанный Федосеевым с советской стороны, был посвящен проблеме мирного сосуществования в социологических иссле­дованиях и преподавании социологии. Это был резкий скачок вперед в деле признания значительной роли социологической науки в марксизме.

С учетом названных двух шагов (участия во Всемирном социологичес­ком конгрессе и проведения в Москве международного совещания социоло­гов), а также в связи с приглашением большой группы зарубежных ученых посетить СССР в конце 1950-х гг. (всего за четыре года в стране побывало бо­лее 200 известных зарубежных философов и социологов, включая Т. Парсон­са, Р. Мертона, А. Гоулднера, Ч. Р. Миллса, У. Ростоу и др.), по всей видимо­сти, есть основания утверждать, что отечественная социология возрождалась вначале в своеобразной «экспортной модели». Таким образом, процесс ее ин­ституционализации начинался не «изнутри», а «извне».

Продолжением процесса институционализации явилось создание в 1958 г. Советской соци­ологической ассоциации (ССА), которая в том же году стала членом МСА. Первым президентом ССА был Ю.П. Францев, а вице-президентом — Г.В. Осипов. Несмотря на то, что ССА возникла как добровольное объедине­ние ученых и организаций, занимающихся исследованием в стране социоло­гических проблем, первоначальной ее задачей было представлять отечественную социологию на международной арене. В целом следует отметить, что про­цесс «внешней» институционализации этой науки, как бы он ни был оторван от внутренних потребностей ее развития, явился все же важным и серьезным стимулом для развертывания социологических исследований в стране.

В самом же Советском Союзе возрождение социологии, начавшись с конца 1950-х гг., шло параллельно с двух сторон — теоретической и эмпи­рической. В теоретическом плане продолжались бесконечные дебаты о ме­сте социологии в марксизме, о ее соотношении с диалектическим и истори­ческим материализмом, о том, как соотносится теоретическая социология с эмпирическими (прикладными) исследованиями и является ли она вообще социологией. В этих дискуссиях постоянно ставились вопросы, что для че­го и как выступает методологической основой. Не случайно на Западе спо­ры на эту тему в СССР были определены как «семейная склока».

Тем временем проводились одно за другим конкретные социологические исследования, масштабы и значение которых возрастали год от года, что за­ставляло обращать на них самое пристальное внимание и ставить вопрос о широком общественном признании социологии. В 1961 г. вышла книга «Подъем культурно-технического уровня рабочего класса в СССР» (под ре­дакцией М.Т. Иовчука), написанная на материалах крупного социологичес­кого исследования, проведенного уральскими социологами на промышлен­ных предприятиях Свердловской области. Она была замечена «верхами», получила положительную оценку и одобрение. Тем самым был задан импульс к исследованию круга проблем, в которых отразился интерес к рабочему клас­су и его культуре, на многие последующие годы. Большую роль в подготовке названной книги сыграла первая в стране вузовская социологическая лабора­тория, созданная в 1960 г. в Уральском государственном университете. Имен­но ее сотрудники участвовали в сборе эмпирического материала на ряде пред­приятий Свердловска и Свердловской области, который лег в основу книги.

Под руководством Г.В. Осипова происходило изучение трудовых коллек­тивов на московских и горьковских заводах. Началось исследование отноше­ния к труду молодых ленинградских рабочих (под руководством В.А. Ядова и А.Г. Здравомыслова) в рамках созданной при ЛГУ лаборатории социологи­ческих исследований. Ее успешная работа явилась своеобразным толчком для появления аналогичных лабораторий в ряде других университетов стра­ны (Московском, Киевском, Белорусском. Казанском и др.), быстро превратившихся в центры подготовки и проведения многих социологических ис­следований. Здесь следует также сказать о том, что первая кафедра конкретных социологических исследований была создана в МГУ в 1964 г.

К этому времени в стране уже существовало первое академическое подраз­деление социологического профиля — созданный в 1960 г. сектор исследова­ний новых форм труда и быта в Институте философии АН СССР (руководи­тель Г.В. Осипов), ставший в 1966 г. отделом конкретных социальных исследований. Для институционализации социологии имело большое значение создание в АН СССР Научного совета по проблемам конкретных соци­альных исследований. Помимо Института философии с его специализиро­ванным отделом к работе совета подключались другие академические инсти­туты, где создавались структуры, занимавшиеся организацией и проведением социологических исследований: Институт экономики, Институт этнографии, Институт государства и права. В первом была создана лаборатория социаль­но-экономических и демографических проблем, во втором появился сектор конкретных исследований культуры и быта народов СССР, в третьем возник­ла лаборатория социально-правовых исследований.

В стране быстро рос интерес к эмпирическому изучению конкретных соци­альных проблем с помощью социологических методов. В вузах стремительно увеличивалось количество преподавателей, стремившихся к этой работе. Появ­лялись первые социологические службы на крупных промышленных предпри­ятиях, особенно тех, которыми руководили масштабно мыслившие директора. По официальным данным, к середине 1960-х гг. в стране занимались социоло­гическими исследованиями около 2 тыс. человек. Росту такого интереса, безус­ловно, способствовало появление серьезной социологической литературы.

В 1960-х гг. был выпущен целый ряд книг по социологии, сыгравших очень важную роль в становлении ее как науки и практической сферы дея­тельности. В этих публикациях, с одной стороны, был обобщен опыт и подведены итоги ряда важных исследований рабочего класса и крестьянства, соци­альных процессов в городе и на селе, проблем рабочего и внерабочего (в том числе свободного) времени и др. С другой стороны, как показали названные выше работы, появилась возможность ставить серьезные тео­ретические проблемы развития социологии в обществе, ее возрастающей роли и перспектив влияния на социум. Среди наиболее важных направле­ний теоретических исследований оказались разработки социальной структуры общества, личности, брака и семьи, молодежи, труда, культуры и др. Заметный интерес был проявлен к вопросам методологии, методи­ки, техники и процедуры социологического исследования.

Так же стало очевидно, что у социологии имеется свой категориальный аппа­рат, своя система понятий, которая обладает значительной спецификой и позволяет рассматривать общество и его конкретные проблемы, не прибегая постоянно к использованию философских абстракций. При этом ста­новилось ясно, что социологические понятия могут быть переведены на операциональный уровень исследования и с помощью определенных си­стем показателей заложены в его инструментарий. Наиболее употреби­тельными становились такие социологические категории, как социальная структура, социальные группы, социальные институты, социальные орга­низации, социальный тип, личность, культура, социальное взаимодейст­вие, социальные взаимосвязи и др. Работа с этими узловыми понятиями могла проводиться лишь социологами, представители других сфер обще­ственного знания были не в состоянии ее осуществить.

В совокупности все это дало возможность впервые поставить вопрос о самостоятельности социологии как науки и необходимости ее институционализации в данном качестве. Однако такая ситуация никак не вписыва­лась в прокрустово ложе трех составных частей марксизма (философия диалектического и исторического материализма, марксистская политиче­ская экономия, научный коммунизм). Кроме того, возникала другая, не менее серьезная угроза — получить не просто опасного в теоретическом отношении конкурента, а «вскормить на груди» социалистического обще­ства змею, которая потом будет больно жалить его в самые болезненные места, убедительно и конкретно показывая противоречия, недостатки и слабости социального организма[2].

Понятно поэтому, что сложившееся положение дел вызвало бешеное со­противление противников социологии как особой самостоятельной науки и, в конце концов, привело к тому, что власть предержащие идеологи объяви­ли ее прикладной дисциплиной. По существу, это было силовое решение: сначала дать подискутировать, а потом объявить, что самостоятельной на­уки социологии нет и быть не может. В лучшем случае есть прикладные со­циологические исследования, которые, безусловно, важны и полезны, но не могут претендовать на статус полновесной социальной науки.

Что касается теоретических проблем, исследовавшихся социологией, то они были провозглашены «несоциологическими» по своему характеру, т.е. выходящими за пределы конкретных исследований, и «переданы» в ведение философии, политэкономии либо научного коммунизма (в зави­симости от их вектора и содержания). Так произошло искусственное раз­деление теоретической и эмпирической социологии, в результате чего возникла парадоксальная ситуация: теоретическая социология отныне существовала в рамках философской теории, которая теперь должна бы­ла базироваться на нефилософских (социологических) данных о состоя­нии конкретной социальной реальности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.