Классификация движений

Наука » Психология » Введение в психологию
В зависимости от критерия различают следующие разновидности движений.

I. По уровню психической регуляции:

1) непроизвольные;

2) произвольные.

II. По положению органов, исполняющих движения:

1) внутренние движения;

2) внешние движения.

III. По амплитуде:

1) микродвижения;

2) макродвижения.

IV. По ведущей цели действия:

1) естественно-органические движения;

2) движения позы;

3) локомоция (передвижение);

4) мимика и пантомимика;

5) семантические движения;

6) артикуляция;

7) рабочие движения.

Непроизвольные движения - это рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания.

Различают две группы непроизвольных движений: 1) собственно непроизвольные движения и 2) послепроизвольные движения.

Собственно непроизвольные движения - это те, которые не только осуществляются бессознательно, но и сложились без контроля сознания. Подобное формирование движений может быть прижизненным или врожденным. Прижизненно складываются различные условно-рефлекторные движения, навыки, получаемые путем проб и ошибок, клинические автоматизмы. От рождения даны безусловно-рефлекторные двигательные акты (например, зевание, сердцебиение, перистальтика, дыхание) и врожденные автоматизмы (например, сосательные движения младенца, глотательные движения).

Большинство непроизвольных движений этой группы в основе своей имеет органические потребности. Многие движения носят адаптивный характер (например, отдергивание руки от болевого раздражителя, мигание век). Некоторые движения являются проявлением избытка нервной энергии и результатом ее разрядов. Поэтому их иногда называют импульсивными. Таковы большинство движений эмбриона в чреве матери, хаотические движения младенца, его «агуканье» и «гуление» и т. п. Если в первые месяцы жизни такие движения составляют основной двигательный арсенал человека, то к концу первого года жизни они составляют около 30% всех движений человека, а к концу второго года и далее остаются очень немногие (например, потягивание, зевание).

Непроизвольные движения второй группы, т. е. послепроизвольные движения, выполняются бессознательно, но сформировались как целостные двигательные акты сознательно путем обучения и многократного повторения. В итоге эти движения автоматизируются и их выполнение не требует сознательного контроля. Поэтому они и носят наименование послепроизвольных движений, или навыков и приобретенных автоматизмов.

В течение жизни человек приобретает огромный арсенал автоматизмов и навыков. Сюда относятся ходьба, бег, речь (артикуляция), письмо (графические движения), различные бытовые движения (пользование посудой, мебелью, одеждой и т. п.), заученные рабочие и спортивные движения и т. д. Ряд этот у взрослого человека очень велик. Автоматизмы, входя составной частью в более сложные движения и операции, позволяют быстро и эффективно выполнять любые действия, не тратя лишнего времени и психической энергии. Благодаря навыкам любая деятельность человека значительно оптимизируется, так как разгружается от сознательного регулирования своих элементарных частей и направляется на разрешение более сложных и общих задач, не отвлекаясь от конечных целей на мелкие, промежуточные. Составляя двигательную базу человека, автоматизмы и навыки определяют весь рисунок его двигательной деятельности, который часто называют «культурой движений». Их рациональность и гармоничность говорят о высокой двигательной культуре, в противном случае - о низкой. В спорте, танцах и других специфически двигательных областях деятельности они определяют технику движений.

В психологическом смысле движения, еще не автоматизированные, которым человек еще только обучается, являются действиями, поскольку усвоение этих движений выступает как цель. Но, став навыками, эти же движения, давая объективно тот же эффект, не могут рассматриваться как действия, поскольку уже не играют роли осознаваемой цели. Они становятся операциями, т. е. только конкретными способами выполнения действий.

Необходимо различать непроизвольные движения и непроизвольные действия. Различия проистекают из понимания движений как объективизации действий и из понимания произвольности как показателя источника инициативы. Поэтому в непроизвольных движениях могут реализовываться и непроизвольные, и произвольные действия. Так, человек теряет сознательный контроль над своим поведением в состоянии аффекта, его действия становятся бессознательными, импульсивными, но их реализация может осуществляться через комплекс и непроизвольных, и произвольных движений. В свою очередь, произвольное действие может реализовываться не только с помощью произвольных движений, но и через непроизвольные. Например, совершение обеденного ритуала, написание текста и т. п. Здесь цель действия осознается, а исполняемые автоматически движения - нет.

Непроизвольные движения в виде навыков входят в состав практически любых произвольных действий.

Произвольные движения - это двигательные акты, инициируемые субъектом и сознательно им регулируемые посредством цели. Еще более века назад У. Джемс отмечал, что произвольному движению предшествует мысль о нем [227]. Примерно тогда же и то же самое имел в виду Г. Спенсер, говоря, что эти движения совершаются после того, как предварительно были воспроизведены в сознании [757]. Наиболее полную для того времени характеристику условий произвольного движения дал В. Прейер [622]. К ним он относил мысль, предшествующую движению и являющуюся его причиной; знание движения, которое предстоит выполнить; определенную цель; способность задержки движения другими представлениями, когда оно уже готово осуществиться.

Сознательная ориентировка по отношению к цели, т. е. управление движением, может производиться как через представление, так и через словесные инструкции (и самоинструкции).

Почти вся масса произвольных движений у человека выполняется поперечно-полосатой скелетной мускулатурой. В немногих случаях и некоторые внутренние органы с гладкой мускулатурой способны производить произвольные движения (например, мочевой пузырь).

Внутренние движения - это движения, исполняемые внутренними органами . Например, сердцебиение, перистальтика кишечника, сжатие-расширение кровеносных сосудов, изменение кривизны хрусталика глаза (аккомодация) и т. п. В большинстве своем эти органы обеспечены гладкой мускулатурой, хотя есть и рубчатая (например, сердечные мышцы).

Внешние движения - движения, исполняемые скелетной мускулатурой внешних органов тела. Сюда относятся все видимые посторонним наблюдателем движения: движения рук, ног, туловища, головы и их отдельных частей (кистей, стоп, пальцев, живота, губ, век, челюстей и т. д.).

Микродвижения - движения с очень небольшой траекторией . Часто эти движения незаметны наружному наблюдателю и даже самому субъекту. В последнем случае это обычно движения непроизвольные. Некоторые из них носят колебательный характер с малой амплитудой. Таков, например, тремор.

Часть микродвижений играет существенную роль в восприятиях. Так, зрительные восприятия зиждятся не только на видимых движениях глазного яблока, но и на микродвижениях. К ним относятся: дрейв (амплитуда от 3 до 30 угловых минут и скорость 6 угл. мин. в сек.), флики (амплитуда 2- 10 угл. мин. с интервалом от 100 мс до нескольких секунд), тремор (амплитуда 5- 15 угл. мин., частота колебаний 20- 150 Гц.). Эти микродвижения позволяют удерживать изображения неподвижных объектов в оптимальной зоне сетчатки и препятствуют образованию так называемого «пустого поля» при стабилизированном изображении. Микродвижения глаз способствуют восприятию удаленности (глубины), формы, размеров наблюдаемых объектов.

Макродвижения - видимые движения с траекторией, соизмеримой с анатомическими размерами человека. К этой категории относится большинство наших движений. Как внешних, так и внутренних, произвольных и непроизвольных.

Естественно органические движения - это группа разнообразных двигательных актов, обеспечивающих: 1) выполнение физиологических функций организма и 2) эффективное психическое отражение.

Первая подгруппа этих движений направлена на удовлетворение органических потребностей. В большинстве своем это непроизвольные движения внутреннего (например, сердцебиение) и внешнего характера (например, почесывание, дыхание, мигание). Но множество движений этой категории произвольны. Например, целенаправленное пережевывание пищи (внешнее движение) или освобождение мочевого пузыря (внутреннее движение). Множество бытовых навыков также можно отнести к этой подгруппе движений. Например, пользование ложкой или мытье рук.

Ко второй подгруппе следует отнести движения, способствующие оптимизации условий для психической деятельности, в первую очередь для восприятия. Таковы прикладывание руки к уху для лучшего улавливания звука, прищуривание глаз для лучшего зрительного восприятия, зрительная аккомодация и конвергенция - дивергенция, локализация в пространстве источников раздражения с помощью мышечных движений (повороты головы, устремление туловища и т. п.).

Движения позы - это работа мышц, направленная на поддержание или изменение положения тела. Достигается этот двигательный эффект путем активной тонической напряженности (статическими рефлексами) скелетной мускулатуры. Формируется поза всеми частями тела: туловищем, конечностями, шеей, головой. Следовательно, выполняются эти движения фактически всеми крупными группами мышц нашего тела. Движения позы могут выполняться как произвольно, так и непроизвольно. Как известно, в позах хорошо отражается эмоциональное состояние человека. И если в мимике мы умеем скрывать свои чувства, то в позах это удается очень слабо. Поза может иметь и сигнальное значение, что особенно широко распространено у животных.

Локомоция (от лат. locus - место, motio - движение) - передвижение, т. е. совокупность согласованных (координированных) движений, с помощью которых индивид активно перемещается в пространстве. Сюда относятся ходьба, бег, плавание, ползание, полет (у летающих животных) и т. п.

В локомоциях ярко проявляются индивидуальные двигательные и психические особенности (в частности, темпераментные). Они сказываются в походке, осанке, манере передвижения. Мы хорошо различаем осторожную или уверенную походку, «мягкий» или «чеканный» шаг, военную выправку или увальня, спортивную осанку или «мешковатость».

В локомоциях особенно выпукло проступает упоминавшаяся уже культура движений, т. е. их красота и рациональность. Иногда они даются с детства, заложены в анатомо-физиологических и нейродинамических предпосылках. Но обычно культура движений - результат обучения, тренировки. Даже имея богатые двигательные задатки, человек, не развивая их, не будет обладать культурой движений.

Мимика - это выразительные движения лицевых мышц . Под выразительностью обычно понимается способность передавать этими движениями внутреннее душевное состояние. В мимике отражается практически вся гамма наших эмоциональных переживаний, интеллектуальных усилий и волевого напряжения.

Мимические движения исходно (в генезисе) непроизвольны. Таковы плач и улыбка ребенка, его гримасы ужаса и распахнутые в удивлении глаза. Однако со временем человек учится скрывать свои переживания и может полностью контролировать свою мимику. Лицо может сообщать не только правдивую, но и лживую информацию о внутреннем состоянии человека. Правда, переживания высокой интенсивности обычно плохо маскируются и, несмотря на отчаянные усилия их скрыть, прорываются в мимике.

Пантомимика - выразительные движения тела. Сюда включаются движения и тела в целом, и его отдельных частей. В первом случае эти движения могут включать в себя движения позы и локомоцию. Выразительные движения отдельных частей тела обычно называют жестами . В пантомимике отражаются те же переживания, что и в мимике.

Мимика и пантомимика особенно важное место занимают в актерской деятельности. С их помощью актеры передают внутренний мир своих героев. Иногда этот вид актерской игры приобретает самостоятельное значение и выполняется без речевого сопровождения. Актеры этого амплуа называются мимами и пантомимами, а разыгрываемые ими сцены носят наименование пантомим.

Семантические движения - это движения, несущие определенную смысловую нагрузку в общении между людьми. Это уже высшая ступень выразительных движений, опосредованных социальными отношениями. В этих движениях запечатлены исторически сложившиеся формы человеческих взаимоотношений.

Так, рукоплескание в виде бурных беспорядочных хлопков в ладоши может быть выражением сильной радости, и тогда оно всего лишь пантомимика. Но если это аплодисменты, то они означают выражение высокой оценки чего-то или кого-то, выражение благодарности. А это уже жесты с большой социальной нагрузкой и общепонятным значением. Эта группа движений довольно обширна. Сюда относятся: одобрительные или осуждающие улыбки и кивки головой; утвердительные или отрицательные движения головой и руками; поклоны и реверансы; предостерегающие (например, прикладывание указательного пальца к губам - молчание) и угрожающие (например, показ кулака) жесты; рукопожатие; приветственные жесты рукой или в сочетании с головными уборами (отдавание чести военными, приподнимание шляпы).

Историчность этих движений сказывается и в том, что одни и те же жесты могут иметь разное значение у разных народов. Классический пример этому - кивок головой вперед-назад у русских означает утверждение «да», а в некоторых Балканских странах (например, в Болгарии) - отрицание, «нет».

Артикуляция - движения органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), необходимые для произнесения речевых звуков, членораздельного и ясного произнесения слов. Артикуляция - это моторная (двигательная) составляющая речемыслительной деятельности. Речь - объективизация психической деятельности в слове. В свою очередь, слово не может быть передано вовне субъекта без артикуляционных движений.

Артикуляция включает в себя не только правильное произнесение фонем (звуковых единиц языка), но и динамику речевого воздействия, определяющую выразительность речи. Эта выразительность достигается за счёт ритмизации, логических ударений, голосовых усилений и подчеркиваний, интонационных вариаций, распределения пауз, тембральной игры и т. п.

Артикуляция - специфически человеческий вид движений, поскольку речь присуща только человеку. В процессе обучения языку артикуляционные движения выполняются на произвольном уровне регуляции. Перейдя в навыки, они становятся непроизвольными движениями.

Рабочие движения - это движения по выполнению трудовых операций и профессиональной деятельности. В структуру рабочих движений могут входить и макро-, и микродвижения. В результате многократного повторения множество рабочих движений становится профессиональными навыками.

В рабочих движениях особенно четко прослеживается их роль объективизации действий, поскольку для любой трудовой операции характерно наличие ясной цели. Эта цель в форме образа желаемого результата обычно выступает в весьма конкретном виде: то ли это образ будущего изделия, то ли образ какой-то технологической ситуации.

Характерной особенностью рабочих движений является их выполнение в специфических условиях трудовой деятельности. Главная же специфика заключается в использовании орудий труда , т. е. различных приспособлений для эффективного воздействия на предмет труда. Орудия труда резко расширяют возможность наших естественных органов по преобразованию действительности. В первую очередь это относится к руке.

Эволюция рабочих движений есть одновременно и процесс исторического развития труда. Три основные характеристики единичных движений (точность, скорость, сила) являются и основными компонентами трудовых действий. На ранних стадиях развития человека ведущим компонентом труда являлся силовой фактор. Движения были сильными, но не точными и не всегда достаточно быстрыми. Человеческий мозг еще не мог в необходимой степени соотнести движение с воображаемым результатом, да и сам образ-цель недостаточно ясно представлялся в сознании в силу низкого уровня развития всей психики. Постепенно с развитием орудийной деятельности силовой фактор все более подчинялся пространственному (точность) и временному (скорость). Крупные силовые движения все более членились на мелкие составные, обеспечивающие более точную дифференцировку силы удара, нажима, захвата и т. д. Движения становятся дозированными, что требует все более совершенной координированности.

По данным С. А. Семенова, классика отечественной и мировой археологии - исследователя техники каменного века (автору посчастливилось с ним сотрудничать в нескольких экспедиционных сезонах), изготовление примитивных галечных орудий (чопперов, чоппингов) австралопитеком состоит из одной операции, включающей 5 двигательных актов. Изготовление ручного рубила шелльского периода требовало от архантропа (питекантроп, синантроп) одной операции из 32-х двигательных актов. Изготовление орудия среднекаменного века (Мустьерская эпоха, стадия неандертальца) требовало уже 4 операции и 102 двигательных акта, а кремневый нож с рукояткой из рога эпохи Верхнего палеолита (человек современного типа, кроманьонец) требовал уже 11 операций и 205 двигательных актов [718].

Дальнейшее совершенствование трудовых процессов и орудий труда ведет ко все большей дифференциации и специализации движений и их дозированности. Следовательно, резко расширяется спектр видов движений (модальностный показатель) и значительно повышается роль показателя координированности. Так, необходимая сила удара по клавишам электрической пишущей машинки (или клавиатуры компьютера) значительно ниже, чем при работе на механической машинке. Более того, развитие и усложнение трудовых операций и переход от ручных действий к механизированным и далее к автоматизированному производству сопровождается сокращением числа макродвижений и увеличением доли микродвижений и, естественно, усложнением связей между двигательными актами, что ведет к совершенствованию координации. Специальные исследования [682] показали, что при забивании гвоздя молотком рука совершает 25 макродвижений и ни одного микродвижения. Действия штамповщика мелких деталей включают 7- 8 макро- и 40- 50 микродвижений. Дистанционное управление автоматом сопровождается 1- 2 макро- и почти сотней микродвижений руки (в основном, кисти и пальцев). Появление подобных микродвижений связано с качественно новой формой тонкой регуляции движений, осуществляемой высшими отделами двигательных центров коры головного мозга.

В психолого-технологическом аспекте рабочие движения подразделяют на общие и специфические, основные и дополнительные, необходимые и лишние, обычные и аварийные, правильные и ошибочные, технологические и поправочные, экономичные и не экономичные. Все эти характеристики рабочих движений указывают не только на энергетическую и временную эффективность выполнения трудовых операций (максимум эффекта при минимуме затраченных сил и времени), но и на степень совершенности реализации замысла, плана трудовой деятельности.

Спектр рабочих движений практически неисчерпаем, поскольку определяется всей совокупностью трудовых действий. Сюда относятся все виды профессиональной деятельности со всем многообразием общих и специфических операций и движений: от самых простых до столь сложных и тонких, как движения графические (движения пишущей руки), манипуляции музыканта или хирурга. К группе рабочих можно отнести любые движения, если они являются специфическими элементами соответствующей трудовой деятельности и требуют специального обучения и квалифицированного исполнения. Так, движения позы и мимика - неотъемлемая часть игры актера; локомоция - основа спортивной деятельности и хореографии; артикуляция - профессиональные движения диктора, репортера, лектора, учителя (особенно иностранных языков); многие семантические движения являются специфически профессиональными (например, для регулировщика транспортного движения, дирижера оркестра, политического деятеля). Даже многие естественно-органические движения при определенных условиях могут рассматриваться как рабочие. Например, обусловленные этикетом способы пользования посудой и приема пищи и напитков; жевательные и глотательные движения дегустатора; пользование одеждой демонстратора моды и т. д.

Как рабочие могут рассматриваться любые движения в стадии их преднамеренного освоения с целью дальнейшего включения в какой-либо вид трудовой деятельности. Вообще учение и игра являются в определенной мере разновидностями труда. В филогенезе игра и обучение вытекают из трудового процесса, в онтогенезе они предваряют труд, подготавливают человека к нему.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.