Изменение убеждений

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
«Как-то психиатр лечил человека, который считал себя трупом. Несмотря на все логические аргументы психиатра, мужчина настаивал на своем убеждении. В проблеске вдохновения психиатр спросил его: «У трупов идет кровь?» Тот ответил: «Это смешно! Конечно, у трупов не идет кровь!» Спросив разрешения, психиатр проколол клиенту палец и показал ему каплю ярко-красной крови. Человек посмотрел на свой кровоточащий палец с явным удивлением и воскликнул: «Черт возьми, а у трупов, оказывается, идет кровь!»


О поведении можно думать еще и так, что оно организовано вокруг неких очень прочных вещей, называемых «убеждениями». Когда человек говорит, что некое действие важно или неважно- это потому, что у него есть убеждение относительно этого.

Убеждения- вещи поистине феноменальные. Они могут принудить совершенно милых людей пойти и убивать других человеческих существ из-за идеи, и еще испытывать по этому поводу приятные ощущения. До тех пор, пока вы можете подогнать поведение под систему ценностей человека, вы можете заставить его делать или перестать делать - все, что угодно.

В то же время убеждения могут меняться. Вы не родились с ними. Будучи детьми, вы верили в то, что сейчас считаете глупым. И есть вещи, в которые вы верите сейчас, хотя раньше о них даже не думали. Имеется несколько типов убеждении. Их можно условно обозначить как убеждения: 1. О причине. 2. О значении. 3. Об идентичности.

1. У вас могут быть убеждения о том, что вызывает что. Что вызывает рак? Что заставляет человека творить? Что делает ваш бизнес успешным? Что заставляет вас курить? Вы можете сказать: «У меня плохой характер, потому что я похож на отца» или «Если вы выйдете без пальто, вы простудитесь». Слово «потому что» (высказанное или предполагаемое) часто указывает на убеждение о причине. Убеждения о причине исходят из вашего опыта. Если вы убеждены, что Х является причиной чего-то, ваше поведение будет направлено на то, чтобы X состоялся или не состоялся, если он имеет отрицательные последствия.

2. У вас могут быть убеждения о значении. Что значат события, или что является важным, необходимым? Что значит то, что вы не можете бросить курить? Значит ли это, что вы слабак? Значит ли это, что вы неудачник? Значит ли это, что вы просто не соединили две части?

Убеждения о значении являются результатом поведения, конгруэнтного с убеждением. Если вы убеждены, что для вас трудность бросить курить связана с двумя разъединенными частями, вы, возможно, станете работать над их соединением. Если вы убеждены, что слабы, вы, возможно, не будете предпринимать действий для интеграции.

3. Убеждения об идентичности включают причину, значение и границы. Что заставляет вас что-то делать? Что значит ваше поведение? Каковы ваши границы и личные ограничения? Когда вы меняете ваши убеждения об идентичности, это значит, что вы собираетесь в каком-то роде стать другим человеком. Примеры ограничения убеждений об идентичности таковы: «Я бесполезен», «Я не заслуживаю успеха» или «Если я добьюсь чего хочу, я что-нибудь потеряю». Убеждение об идентичности- это также убеждение, которое может удерживать вас от изменения, особенно потому что вы часто не осознаете его.

Убеждения в основном неосознанные смоделированные процессы мышления. Поскольку они в большей степени неосознанные модели, их трудно идентифицировать. Существует три основных заблуждения, о которых вам следует помнить и избегать их, когда вы пытаетесь идентифицировать убеждения или систему убеждений человека. Обобщая, можно выделить три основных проблемы в идентификации убеждений:

1. Феномен, который Роберт Дилтс называет «рыба во сне» (название пришло из юмористической радиопередачи, где героем был психоаналитик, сводивший все проблемы своих клиентов к рыбе, которую они вроде бы видели во сне- а если не видели, то должны были видеть!). Эта проблема состоит в том, что вы, желая помочь, стремитесь найти подтверждение ВАШИХ убеждений в ком-то другом. Одна женщина-терапевт в детстве получила сексуальное оскорбление, и она всегда пыталась обнаружить это оскорбление у людей, с которыми работала. И ей удавалось найти у большинства клиентов такое оскорбление, невзирая на то, было это на самом деле или нет.

2. Когда люди рассказывают вам о своих убеждениях, часто вы получаете логические схемы, которые они придумали, чтобы их поведение имело смысл. Происходит процесс создания каких-то объяснений их чувствам, потому что они не знают, что на самом деле является причиной, с которой обычно эти объяснения не имеют ничего общего. Дилтс, по-видимому, питающий особое пристрастие к рыбе, называет эти логические схемы «красными селедками», на этот раз не указывая происхождение названия.

3. Еще одна проблематичная манера поведения, которая может мешать вам идентифицировать убеждения,- «дымовая завеса».

Часто, когда вы работаете над убеждением, особенно над убеждением, которое имеет отношение к чьей-либо идентичности (или к очень болезненному вопросу), оно будет спрятано за дымовой завесой. Вы можете идентифицировать ее, если человек вдруг станет скрытничать или начнет обсуждать что-либо, не имеющее отношения к вашей теме. Для вас важно знать, что люди часто «уходят в туман» как раз в тот момент, когда вы приблизились к чему-то действительно важному. Человек имеет дело с убеждением, связанным с его идентичностью,- убеждением болезненным или неприятным, и он не хочет в этом признаться даже самому себе.

Нередко кто-нибудь говорит: «Я просто промолчу в ответ на ваш вопрос.» Если вы будете использовать чувство, чтобы найти ранний след прошлого опыта, он может сказать: «Я помню этот ранний опыт, но он не имеет ничего общего с моей проблемой. » В другой раз он начнет вам рассказывать об опыте, совершенно не имеющем отношения к вопросу, или просто запутается и совсем не сможет ответить.

Как вам знать, что человек убежден в чем-либо? Убежден ли он в чем-либо посредством чувств? И если да, то как он приходит к этим чувствам? Какова базовая ориентация его стратегии?

Сколько раз вы слышали (а может, и говорили): «Я не знаю, я сказал себе десять миллионов раз, что я больше не собираюсь так себя чувствовать, если я снова попаду в такую ситуацию» или «Я обещал себе, когда я снова пойду разговаривать с этим человеком, не чувствовать себя так скованно, но как только я прихожу туда, я снова себя так чувствую.» Обещание измениться, данное себе, не срабатывает, потому что его стратегия получения чувства не имеет ничего общего с тем, что он говорит себе. Она имеет отношение либо к его личным образам и чувствам относительно этого, либо к сравнению двух изображений или к какой-либо другой стратегии. Другой человек говорит: «Ну, я снова и снова пытался визуализировать, но что-то говорит мне, что это не срабатывает. И я не понимаю этого, потому что у меня обычно хорошо получается создавать ясные изображения. Я ясно вижу, как я получаю повышение, добиваюсь успеха, но что-то говорит мне, что я потерплю неудачу.» Если вы знаете, как наблюдать и слушать эти внутренние связи, вы обнаружите, как человек составил свои ограничивающие убеждения.

Важно собрать достаточно качественной поведенческой информации, чтобы точно знать, как вмешаться. Многие психологи, практикующие НЛП, заблуждаются, потому что они работают с убеждением, что НЛП, по определению, быстрый метод, и если у них уходит более 20 минут, то они делают что-то не так. Это убеждение может помочь им увеличить скорость. Однако иногда стоит потратить дополнительное время в поисках наиболее критических элементов ограничивающего убеждения.

А сейчас подумайте об убеждении, которое каким-то образом ограничивает вас. Убеждения о себе обычно полезнее менять, чем убеждения о мире. Так что выберите одно, изменение которого, по вашему мнению, произвело бы в вас реальную перемену.

Следующий процесс предполагает наличие у вас партнера (а лучше двух- второй будет наблюдателем), но никто не говорит, чтобы вы не пробовали это осуществить с самим собой.

А. Сбор информации и подготовка.
1. Убеждение: «Подумайте о своем убеждении, касающемся лично вас, которого вы не хотели бы иметь, потому что оно как-то ограничивает вас или приводит к нежелательным последствиям. Как вы представляете это убеждение в своем внутреннем опыте? »

2. Сомнение: «Теперь подумайте о том, в чем вы сомневаетесь Может, это верно, а может, и нет: вы не уверены. Как вы представляете это сомнение в своем внутреннем опыте? »

Когда вы просите партнера подумать о том, в чем он сомневается, убедитесь, что он в этом не уверен. Если он говорит что-то вроде: «Я сомневаюсь, что это хорошая идея», на самом деле может иметь в виду, что уверен, что это плохая идея. Сомнение- это когда вы колеблетесь от одной мысли к другой.

3. Различия: проведите сравнительный анализ, чтобы найти и перечислить субмодальные различия между верой и сомнением- точно так, как вы делали раньше с замешательством и уверенностью.

4. Проверка: проверьте по очереди каждую субмодальность из вашего списка различий, чтобы выявить, какие из них наиболее эффективны при превращении веры в сомнение. Проверив одну субмодальность, верните ее в исходное состояние, прежде чем проверять следующую. Ниже перед вами различия (не все!), с которыми вы можете встретиться.

5. Новое убеждение: «Какое новое убеждение вы хотели бы иметь вместо того, которое у вас сейчас есть и вам не нравится?» Позаботьтесь о том, чтобы это убеждение было предъявлено в позитивных терминах без отрицаний. Также обратите внимание, думает ли партнер о новом убеждении в терминах скорее способности или процесса, нежели уже достижения желаемой цели. «Я верю, что могу научиться изменять и поддерживать свой вес»- это полезное убеждение. «Я вешу 107 фунтов»- это не очень полезное убеждение, особенно если на самом деле она весит 350! Мы хотим мобилизовать новые способности, а не встроить новые заблуждения.

Вам также нужно попросить человека об экологической проверке. «Если бы у тебя было это новое убеждение, как это могло бы причинить тебе неприятности?» «Как изменится реакция твоего мужа, если у тебя будет это новое убеждение?» И т.д.

Б. Процесс изменения убеждения.
6. От веры к сомнению: оставляя содержание неизменным, превратите нежелательное убеждение в сомнение путем использования одной или нескольких из числа наиболее мощных субмодальностей, обнаруженных на шаге 4. Например, если двумя сильнейшими различиями были «фильм- слайд» и «близкая панорама- удаленная картина в рамке», то пусть панорамный фильм замедляется до неподвижного слайда, отодвигаясь и превращаясь в обрамленную картину.

7. Изменение содержания: используя какую-нибудь другую субмодальность, смените содержание старого нежелательного убеждения на содержание нового, желательного. Используйте то, что клиент уже делает, и любой постепенный непрерывный метод. Например, если у него в сомнении картинки прыгают туда-сюда, он может прыгнуть из старого содержания в новое. Вы можете заставить картину старого убеждения отодвинуться так далеко, что невозможно будет разобрать ее содержание; потом вернуть ее обратно с образом нового убеждения. Вы можете сделать картинку столь яркой или темной, что старое содержание исчезнет, а потом вернуть ее в прежнее состояние с новым содержанием и т.д.

8. От сомнения к вере: сохраняя новое содержание, превратите сомнение в убеждение путем обратного изменения тех же субмодальных характеристик, которые вы использовали на шаге 6. Если перемещение вправо превратило старые убеждения в сомнения, то теперь вы перемещаете картину обратно влево, чтобы превратить новое содержание из сомнения в убеждение. Делая это, будьте очень внимательны к любому «сопротивлению» или трудностям, возникающим у вашего партнера. Если новое убеждение плохо сформулировано или в нем есть какие-либо отрицания, какая-нибудь часть личности может ему воспротивиться. Если вы столкнулись с возражениями, отнеситесь к ним с почтением, соберите информацию и вернитесь на шаг 5, чтобы переопределить новое убеждение.

В. Проверка.
9. Существует несколько способов проверки. Вы можете спросить:

«Как вы думаете о этом новом убеждении?» Запросите информацию о субмодальности и используйте невербальное поведение, чтобы подтвердить или опровергнуть вербальный отчет.

10. Когда новая вера на месте, старая, возможно, сменит свои субмодальности. Если вы выясните, как теперь представлено старое убеждение, то сможете сравнить это с субмодальностями сомнения, которые вы уже знаете; или с субмодальностями неверия, которые можете определить, попросив человека подумать о чем-то еще, во что он твердо не верит.

Можно сказать, что хорошая работа в НЛП- это 95 процентов сбора-информации и 5 процентов вмешательства. После этого легко провести действительное вмешательство мягко и быстро.

Нельзя просто взять изображение желаемого убеждения и изменить

его, чтобы превратить в веру, как вы превращали замешательство в понимание. Тогда у вас не было никакого другого понимания, которое могло бы встать на пути. У вас может быть даже несколько понимании одного и того же содержания, и им не обязательно конфликтовать друг

с другом.

Центральные убеждения организуют большую часть человеческого поведения. Если вы производите изменения в центральном убеждении, то часто получаете глубокую внутреннюю реорганизацию. Если это более периферическое убеждение, изменения не так разительны.

Большинству людей полезно изменить убеждение, что они неспособны чему-либо научиться. Многие пробуют что-то один раз, у них не получается, и они делают вывод, что не могут этого делать и научиться этому не могут. «Однажды я сел за пианино и попробовал, но из этого ничего не вышло.» Пока большая часть клеток мозга в порядке, кто угодно может делать что угодно. Вам может понадобиться разделить задачу на более мелкие фрагменты или научиться решать ее по-другому, и вы можете потратить некоторое время, чтобы приобрести в этом компетентность,- но если вы начинаете с убеждения, что можете учиться, у вас большое будущее. Мое убеждение иногда может даже быть неправильным, говорит Ричард Бэндлер, но оно позволяет мне совершать поступки и получать результаты, которые мне никогда и в голову не пришли бы, предположи я, что люди ущербны от рождения.

Вероятно, вам приходилось встречать людей, чьи декларируемые убеждения не слишком влияют на их собственное поведение. Например, человек обожает поговорить о том, что наше время требует активности и гибкости, но ему самому эти полезные черты вовсе не свойственны. Не создавайте себе объяснений, а попытайтесь понять, как этот процесс работает. Возможно, его убеждение реально, но избирательно: другое люди должны быть активны, а ему не обязательно. Убеждения не всегда работают в обе стороны. А может быть, его убеждение и реально, и работает в обе стороны, но то, что он считает активностью, вам не кажется таковой. И еще нередко оказывается, что данное убеждение на самом деле не является верой.

У многих «интеллектуалов» есть убеждения такого типа, не влияющие на их поведение. В этом случае вы могли бы применить метод изменения веры, чтобы превратить его убеждение в такое, которое достаточно субъективно реально, чтобы повлиять на его поведение.

Процесс изменения веры относительно прост, если только человек на это согласен. Чуть хуже, когда он не хочет менять веру. Иногда убеждение, которое стоит изменить, неочевидно, и может потребоваться кое-какая работа, чтобы определить, в чем заключается ограничивающее человека убеждение. Часто убеждение, которое человек хочет изменить, не есть то, которое ограничивает его поведение на самом деле.

Вы уже привыкли к тому, что вас просят не вовлекаться в содержание, чтобы не потеряться в нем. Однако при работе с изменением убеждения разумно знать кое-чтоо содержании- чтобы вы могли убедиться, что новая вера сформулирована в позитивных терминах, является скорее процессом, нежели целью, и что она наверное экологична. Убеждения- очень мощные вещи; если вы меняете одно из них, это может принести много пользы, но если встраивает едругое, неверное- это может принести много вреда. Будьте очень осторожны с типами новых убеждений, которые вы собираетесь встраивать в людей.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.